МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37:001.127.18
Т. А. Костюкова
ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются особенности опыта приобщения к традиции культуры в системе светского образования в России. Анализируются различные пути преодоления духовного кризиса с помощью интеграции духовнонравственной культуры и светского знания, ориентированной на формирование основ духовного мировоззрения.
Ключевые слова: духовно-нравственное образование, ценности, мировоззрение, традиции, культура.
На современном этапе развития страны культурное и духовное состояние общества формируется благодаря образованию, которое является важнейшей сферой социальной жизни. Органичной составляющей частью российского образования на протяжении многих веков были традиционные российские духовные ценности, в ядре которых заложены православная, исламская, буддийская, иудейская культуры. Именно они были одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Оно определяло общую систему духовно-нравственных ориентиров и ценностей, таких как честь, верность, самоотверженность, любовь и служение Родине. В передаче этих ценностей подрастающим поколениям помогали конфессиональные школы и следование сложившимся традициям, которые формировали отождествление с народом, культурой и историей.
После революции 1917 г. меняется образовательная система и приоритеты образования. На смену школам, транслировавшим традиционные ценности, приходит советская общеобразовательная школа, где важнейшей педагогической задачей становится формирование у ребенка патриотизма, толерантности, заинтересованности в развитии национального государства, мировоззренческих
установок на готовность к защите Отечества исключительно на атеистической основе.
Созданию таких установок способствовало использование механизмов развития социально-педагогических форм дополнительного образования, которые содержательно дополняли школьную субкультуру общественно и исторически значимой деятельностью, символически оформляя ее соответствующей атрибутикой. Ощущение подростком собственной особой роли в мире взрослых придавали школьные детские и молодежные организации посредством формирования определенных нравственных ценностей.
После распада Советского Союза разрушается система государственно-общественного воспита-
ния детей и молодежи. Возникшие экономические и социальные трудности привели к обострению проблем духовно-нравственного развития личности; забвение не только традиционных, но и советских ценностей стало одной из существенных причин роста алкоголизма, наркомании, проституции, потребительского отношения к жизни, национализма в его различных проявлениях, преступности, потери семейных ценностей, раннего начала половой жизни среди молодежи.
Сегодня, для того чтобы искать пути решения этих проблем, необходимо двигаться в сторону возрождения и развития национальных основ образования, обращения к традициям отечественного воспитания как средоточия духовных ценностей [1, с. 46; 2].
В настоящее время приоритетной национальной задачей является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина, важнейшим ресурсом которого всегда будет духовно-нравственное образование подрастающего поколения.
Духовно-нравственный опыт личности развивается в результате накопления ею осознанных знаний и пережитых отношений, поэтому роль образовательных учреждений в его формировании очевидна. Уместно вспомнить высказывание
В. В. Зеньковского: «К духовному росту нельзя прийти через развитие только психических сил -интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» [3, с. 131].
Научно-исторический опыт показал, что без интеграции культурно-религиозного и светского знания сложно преодолеть развивающийся духовный кризис в обществе. Отсюда, исходя из предположения, что духовное становление человека требует опоры на традиционные для страны культурные ценности, с апреля 2010 г. в учебный процесс общеобразовательных школ субъектов Российской
Федерации введен новый предмет - основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), который включает в себя шесть модулей: основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики. Ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) изучают один из модулей. Учебный курс ОРКСЭ вводится в 4-м и 5-м классах, и такой выбор не случаен, поскольку именно подростковый возраст (10-12 лет) характеризуется личностной, эмоциональной нестабильностью и потребностью в социальной идентификации.
По мнению разработчиков этого проекта, в результате изучения традиционных культурных ценностей у школьников должны сформироваться основы мировоззрения, нравственности и морали, принятие базовых общенациональных ценностей и национальных духовных традиций [4, с. 58-59], поскольку в процессе знакомства с основами различных культур происходит самоидентификация школьником себя как личности. При этом важным аспектом является преемственность курса, пролонгирование ценностных основ, которые он призван заложить, в программах других школьных предметов, таких как мировая художественная культура, история, обществознание, литература, музыка и т. д.
Кроме того, одним из значимых средств, способствующих формированию у учащихся духовнонравственных качеств, является дополнительное образование. Универсальным инструментом умственного и духовно-нравственного развития детей являются фольклорные коллективы, отвечающие за знакомство с народным творчеством и ремеслом. Театральное творчество формирует у школьника ценностные ориентиры, воздействующие на эмоциональное восприятие мира. Театры для детей и молодежи являются важной составляющей воспитания, которая помогает «... включиться в мир культуры во всех ее аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социально-психологическом» [5, с. 4].
Посещение музеев, различных выставок позволяет учащемуся почувствовать связь с местной природой, историей, культурой и традициями. Эф-
фективен процесс вовлечения школьников в просветительскую деятельность в качестве экскурсоводов, что заставляет окунуться в историю духовного и культурного наследия и поделиться этими знаниями с другими. Ведь работа музеев нацелена на формирование патриотического сознания, «духовной культуры общества и отдельной личности в целом, проявляющейся в мировоззрении, в системе ценностей, в социально значимом поведении и деятельности на благо Отечества» [6, с. 274].
Существующие детские объединения также выполняют культурно-просветительскую функцию, помогают приблизиться к миру культурных ценностей и духовному богатству России. Детские объединения способствуют расширению границ познания истории, культуры, традиций и идентифицировать себя со своей Родиной. Процесс освоения культурного наследия человечества ориентирован на формирование у учащихся личностной системы идеальных образов и ценностей. Именно этим обусловлено широкое включение в процесс духовнонравственного развития различных форм дополнительного образования и способов их взаимодействия.
Возрастание роли духовно-нравственного развития личности в современном образовании поставило перед российской системой образования важнейшую задачу - интеграцию духовно-нравственной культуры и светского знания. Нужно обеспечить содержательную стыковку духовно-нравственной культуры с другими областями и предметами, поскольку все они должны воспитывать нравственных молодых граждан [7, с. 8]. Задача эта непроста, но решение ее позволит подрастающим поколениям на основе традиционных российских ценностей обеспечить развитие собственного духовно-нравственного становления в российском образовательном пространстве, воспитать в себе человека, понимающего культуру и традиции народа и заботящегося о процветании своего государства. Но только на этой основе - через осознание своеобразия каждой культуры, понимание статуса ментального ядра как предела межкультурного взаимовлияния, осознание равновеликости всех культур [8] - возможно построение мультикультурного общества.
Список литературы
1. Глебова М. Б. Духовные доминанты современного отечественного образования // Педагогика. 2009. № 6. С. 45-48.
2. Костюкова Т. А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. № 13. С. 141-144.
3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. 2009. № 4. С. 5564.
5. Коханая О. Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра: автореф. дис. ... канд. культур. наук. М., 2009. 43 с.
6. Приставкина Т. А. Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности // Народное образование. 2010. № 6. С. 267-274.
7. Никандров Н. Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Педагогика. 2009. № 3. С. 3-8.
8. Кокаревич М. Н. К проблеме построения мультикультурного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 9. С. 207-210.
Костюкова Т. А., доктор педагогических наук, профессор.
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.10.2013.
T. A. Kostyukova
THE FEATURES OF NATIONAL EXPERIENCE IN FAMILIARIZATION WITH CULTURAL TRADITIONS IN THE SYSTEM
OF SECULAR EDUCATION
The article deals with the features of experience in familiarization with cultural traditions in the system of secular education in Russia. It is analyzed various ways to overcoming the spiritual crisis through the integration of spiritual and moral culture and secular knowledge, which focused on the formation foundations of the spiritual world outlook.
Key words: spiritual and moral education, values, world outlook, traditions, culture.
References
1. Glebova M. B. Spiritual dominants of modern domestic education. Pedagogics, 2009, no. 6, pp. 45-48 (in Russian).
2. Kostyukova T. A. Traditional cultural wealth and modern educational practice. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13,
pp. 141-144 (in Russian).
3. Zenkovsky V. V. Education problems in the light of Christian anthropology. Moscow, 1993 (in Russian).
4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Spiritual and moral education of Russian school students. Pedagogics, 2009, vol. 4, pp. 55-64
(in Russian).
5. Kokhanaya O. E. Sociocultural functions of children's and youth theater: abstract of thesis of cand. cult. sci. Moscow, 2009, 43 p. (in Russian).
6. Pristavkina T. A. Resources of a school museum in education and development of the personality. National education, 2010,. no. 6, pp. 267-274 (in Russian).
7. Nikandrov N. D. Spiritual and moral culture and Russian school. Pedagogics, 2009, no. 3, pp. 3-8 (in Russian).
8. Kokarevich M. N. To the problem of multicultural society building. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 9, pp. 207-210. (in Russian).
National Research Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Russia, Tomsk, 634050.
E-mail: [email protected]