размышления. обсуждения
УДК 37.0+28+930.2
Саяхов Руслан Линицевич
Аспирант кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им.
М. Акмуллы, [email protected], Уфа
активизация педагогического потенциала
мусульманских религиозных первоисточников
Аннотация. Поиск новых ориентиров и подходов в реализации социального заказа по формированию человека будущего актуализируют изучение мусульманских религиозных первоисточников. Предположение о наличии в них педагогических потенциалов основано на том, что в исламской культуре нет целенаправленного деления жизни индивида и общества на так называемую светскую и духовную составляющую. Исследование подтверждает наличие в них педагогических идей, согласующихся с целями и задачами педагогики, и проявляет наличие в мусульманских религиозных первоисточниках педагогических потенциалов, выраженных в идеях нравственного, умственного, физического, правового, трудового, эстетического воспитания.
Ключевые слова: педагогический потенциал, мусульманские религиозные первоисточники, Коран, хадис, нравственное воспитание.
Актуальность изучения мусульманских религиозных первоисточников продиктована возрастающим в последнее время интересом к исследованию монотеистических религий, являющихся составной частью культурного кода значительной части населения земли. Для педагогической науки данный интерес связан с поиском новых ориентиров и подходов в реализации социального заказа по формированию человека будущего.
Педагогическим потенциалом называют совокупность возможностей, способных оказывать продуктивное влияние на процесс формирования и становления личности в части ее воспитания и обучения. Они могут содержаться в различных источниках, представляющих для социума культурную ценность (письменные источники, средства массовой информации, реклама), а также в некоторых сферах его деятельности (рабочие процессы, различные социальные институты) [2; 3].
В исламской культуре целенаправленного деления жизни индивида и общества на так называемую светскую и духовную составляющую не существует [1; 4]. Это означает, что любая сфера деятельности человека имеет отражение в содержащихся здесь идеях. Практический интерес для педагогической науки представляет наличие в них опреде-
ленных регламентаций, а также рекомендаций воспитательного характера, призванных активно влиять на процесс формирования личности. Педагогический потенциал мусульманских религиозных первоисточников можно определить как совокупность содержащихся в Коране и хадисах ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать продуктивное влияние на формирование высоконравственной личности [9]. Примечательно, что педагогическую функцию ислама исследователи называют «самой разнообразной для изучения» и отмечают недостаточную исследо-ванность содержащихся в нем педагогических потенциалов [6; 8].
Для конкретизации и анализа содержания педагогического потенциала рассматриваемых первоисточников исследуем степень соответствия их целей и задач - целям и задачам педагогической науки. В соответствии с мусульманской традицией, целью воспитания является взращивание и совершенствование способностей человека, который должен полноценно нести миссию наместника на земле (Коран, 2: 30), проявляя тем самым свою покорность и поклонение Создателю. В этом смысле религиозная культура соответствует педагогике, ставящей целью всесторонне раскрыть и развить способно-
сти человека, ради осуществления которой предполагается решение следующих задач.
1. Нравственное воспитание, так же, как и в классической педагогике, рассматривается в исследуемых источниках как стержневой компонент системы всестороннего развития личности. Культивируя идею о том, что «все деяния оцениваются по намерениям» [7], нравственность становится ключевым стержнем мотивации индивида, корректируя его сознание, чувства и поведение.
Особую значимость и актуальность нравственной составляющей мусульманских религиозных первоисточников придает универсальность и незыблемость содержащихся в них нравственных идеалов.
Культивируя позицию здравости намерений, исследуемые источники подкрепляют ее воспитанием идеи неотступного самообладания и самоконтроля. В соответствии с религиозной культурой, индивид должен знать, что все его деяния фиксируются, за все предстоит отчет. Человек должен помнить: поступать следует так, как «если бы ты видел Аллаха, а если не видишь, то - Он тебя видит» [7]. В этой связи любопытна сама система «двойственной» оценки деяний: с одной стороны, оценку поступкам дает социум, а с другой - трансцендентное начало.
В части нравственного воспитания мусульманские религиозные первоисточники уделяют внимание благовоспитанности, альтруизму, благодеянию, мудрости, восстановлению добрых взаимоотношений, правдивости, радушию, прощению, милосердию, гостеприимству, непорочности, благодарности, терпению, самообладанию, ответственности, чистоте.
Таким образом, религиозная культура также как и классическая педагогика рассматривает нравственность основным компонентом системы всестороннего развития личности.
2. Умственное воспитание, направленное на формирование потребности в образовании, воспитание культуры приобретения знаний и опыта в его поиске, также находит однозначное отражение в мусульманских религиозных первоисточниках.
Отправной точкой, актуализирующей и регламентирующей отношение к знанию, можно считать уже сам факт того, что сло-
во «знать» в различных его интерпретациях встречается в Коране несколько сот раз, а ха-дисы сообщают, что «поиск знания является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки», что «идущему по пути поиска знаний облегчается путь в рай», а «ученые являются наследниками пророков». При этом уточняется, что источником знаний должны быть только заслуживающие доверия специалисты (ученые, педагоги), именуемые в Коране «людьми напоминания» (Коран, 16: 43) [5]. Данные посылы, с одной стороны, накладывают особую ответственность на квалификацию педагогов, а с другой - повышают их социальный статус.
При столь обстоятельной мотивировке, важной является установка на практикоори-ентированность приобретаемых знаний, которые лишь в таком случае становятся «полезными». За приобретение «бесполезных» знаний, т. е. знаний, оторванных от практики, верующий может быть наказан. Кроме того, даже мобилизация полезных знаний должна подчиняться высшим этическим идеалам, в соответствии с которыми все совершаемые верующим поступки должны пополнять багаж благодеяний для вечного будущего [1].
Существенное значение в исследуемых первоисточниках имеет вопрос этики взаимоотношений между субъектами образовательно-воспитательного взаимодействия. Со стороны учителя - это проявление доброжелательности, а со стороны ученика - это проявление почтения и открытости для восприятия знаний.
Установки на гуманизацию педагогического процесса посредством таких приемов, как «смягчить сердце» (Коран, 3: 159), «говорить любезно» (Коран, 17: 28), использовать «мягкое слово» (Коран, 20: 44), прослеживаются во многих коранических фрагментах. Кроме того, айаты содержат информацию о принципах отношения учителя к ученикам при гуманистическом подходе:
- исходить из первоначальной чистоты мыслей ученика;
- воспринимать ученика как равнодостой-ного;
- стремиться понять ученика;
- предоставить ученику возможность занять активную позицию;
- простить ученику его непонимание.
Об особом статусе учителя и необходимо-
сти соответствующего к нему уважения указывают следующие фрагменты: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» (Коран, 18: 67), «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» (Коран, 39: 17, 18), «... Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание.» (Коран, 58: 11) [5]. В данном случае речь идет о правилах выстраивания отношения к учителю со стороны ученика, которые можно свести к следующим положениям:
- социальный статус учителя выше статуса ученика («Аллах возвышает»);
- ученик должен выражать почтение учителю («могу ли я»);
- ученик должен искренне желать перенимать знания («чтобы ты научил меня»);
- ученик обращается к учителю не с требованиями, но с просьбами («могу ли я последовать»);
- ученик не должен указывать учителю на ошибки («прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них»).
Подобные установки предполагают диа-логичность процесса обучения, при которых выстраиваются субъект-субъектные взаимоотношения сотрудничества и создаются условия взаимной доверительности и взаимной требовательности. Последнее, в свою очередь, ведет к усилению эмоционального и коммуникативного потенциала взаимодействия в педагогическом процессе.
3. Физическое воспитание находит свое отражение в исследуемых источниках как одно из средств достижения совершенства личности. Положение о необходимости физического совершенствования исходит из двойственной природы человека: с одной стороны, она имеет материальное начало, с другой - духовное. И каждая составляющая должна подвергаться воспитательным воздействиям.
Мусульманские религиозные первоисточники содержат регламентации, направленные на защиту, укрепление и оздоровление человеческого организма. Это проявляется, в частности, в наличии широкого спектра запретов на потребление некоторых продуктов, оказывающих вредоносное воздействие на физическое или психическое здоровье личности.
С другой стороны, все полезное для физического и психического здоровья личности является рекомендуемым. Исследуемые источники содержат, в частности, множество упоминаний о пользе меда, молока, фиников и других продуктов, потребление которых не только способствует укреплению организма, но и в некоторых случаях используется для лечения организма. Вместе с тем значительный воспитательный посыл содержится в особой культуре приема пищи, напрямую связываемой с физическим здоровьем. В соответствии с рекомендациями, содержащимися в хадисах, человеку не следует полностью заполнять свой желудок едой, ведь по природе ему достаточно «несколько кусочков, которые позволят держать спину прямо».
Значительное место в мусульманской культуре отводится требованиям санитарии и гигиены, что выражается в единстве телесной и духовной чистоты. Многочисленные фрагменты Корана регламентируют, в частности, особый порядок совершения полных или частичных ритуально-культовых омовений, делающих допустимыми прикосновение к сакральным текстам, совершение молитвы, нахождение в культовых зданиях. Важное место уделяется культуре распорядка дня. Последнее в значительной степени подчинено особому графику пяти ежедневных обязательных молитв.
Упоминания о необходимости уделять внимание физической культуре и физическому воспитанию находят свое отражение как в Коране, где слова «сила», «сильный» упоминаются десятки раз, так и в хадисах. В одном из них говорится, что «сильный верующий - лучше и более любим Аллахом, чем слабый». Любопытны рекомендации, в соответствии с которыми, детям очень полезны занятия плаванием, верховой ездой, метанием копья, борьбой, бегом.
Таким образом, мусульманские религиозные первоисточники органично развивают и дополняют теорию и практику педагогической науки в части физического воспитания, отводя ему существенную роль в общем развитии способностей человека.
4. Правовое воспитание также находит свои идеи в мусульманских религиозных первоисточниках. Отправной точкой рассуждения об актуальности правового воспи-
тания в них служит идея о том, что любой вид человеческой деятельности должен быть регламентирован. А поскольку жизнь человека неотделима от социума, то и нормы взаимоотношений должны быть четко определены, о чем с детства необходимо говорить как о незыблемой основе общежития.
Воспитательный посыл правовой основы взаимоотношений состоит в том, что с одной стороны, норматив придает официальный статус представителям каждой из сторон, а с другой - обязывает соблюдать определенные правила общежития, сохраняя при этом мирные и толерантные взаимоотношения. Указания на данную установку содержатся во многих фрагментах Корана (Коран, 2: 83; 4: 33; 4: 135; 6: 152).
Серьезное воспитательное значение в мусульманских религиозных первоисточниках уделено вопросам заключения или расторжения брака (Коран, 4: 3; 4: 22), взаимоотношениям между детьми и родителями, вопросам усыновления, родственных связей и отношения к сиротам (Коран, 2: 83; 4: 1; 33: 5; 46: 15), раздела имущества (Коран, 4: 7).
Основополагающие правила торгово-иму-щественных взаимоотношений отражены в десятках айатов, повествующих об отношении к материальным богатствам и путях их приобретения (Коран, 2: 188; 3: 186; 4: 29), о богатых и бедных (Коран, 4: 8; 24: 22), о благотворительности (Коран, 4: 114), запрете на ростовщичество (Коран, 2: 275).
Вопросы управления и права, упомянутые в Коране, затрагивают проблемы сове-щательности власти (Коран, 3: 159), дееспособности (Коран, 2: 233), индивидуальной ответственности (Коран, 5: 105), объективности (Коран, 10: 36).
Таким образом, мусульманские религиозные первоисточники также несут идеи необходимости правового воспитания, относя его к важным компонентам всестороннего развития личности и подготовки к полноценной жизни в социуме.
5. Трудовое воспитание отражается в рассматриваемых первоисточниках как естественный результат всестороннего формирования личности. Идеи трудового воспитания раскрываются здесь как подготовка к жизненному самоопределению и несению определенных социальных миссий.
Отправными точками трудового воспи-
тания в мусульманских религиозных первоисточниках можно считать необходимость трудовой занятости и овладения какой-либо профессией, общую направленность жизнедеятельности на внесение индивидуального вклада в копилку общего социального блага, а также поощрение производительного труда.
В этой связи примечательным является кораническое употребление понятия «работа - деяние» в паре с ключевым для религиозной области понятием «вера». Вера не сама по себе, а именно сопряженная с «благочестивой работой», «благочестивым деянием» ведет к высшей награде (Коран, 2: 25, 82, 277; 3: 57; 4: 122). Раскрывая и дополняя смыслы айатов, хадисы содержат множество примеров поощрения трудовой деятельности: «лучшим из пропитаний является то, что получено в результате собственноручного труда» [7]. Труд, таким образом, становится обязанностью каждого члена общества, исполнение которой нужно воспитывать с детства.
Важно отметить также, что и сама трудовая деятельность, и ее результаты являются одним из главных критериев оценки человека, в том числе на степень его приверженности высшим идеалам.
Таким образом, исследуемые источники также содержат идеи трудового воспитания. С одной стороны, осуществление трудовой деятельности в них является индивидуальной обязанностью перед обществом и потому рассматривается как естественный результат всестороннего формирования личности. С другой стороны, труд здесь является эффективным средством воспитания. С третьей стороны, труд является лучшим критерием оценки человека.
6. Идеи эстетического воспитания, понимаемого как целенаправленный процесс развития эстетических знаний, чувств, творческих потребностей и способностей, также находят свое отражение в исследуемых источниках.
Вектором ключевых идей, подчеркивающих важность формирования высоких эстетических начал, можно считать следующие регламентации: «облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (Коран, 7: 31) [5], «Аллах прекрасен и любит красоту», которые однозначно указывают на важность присутствия в жизни человека «украшений»
и «красоты» как средств самовыражения и эстетического наслаждения.
Однако, учитывая огромную силу, способную оказывать на внутренний мир человека, мусульманская культура предписывает соблюдение определенных норм, призванных оградить воспитанника от разрушения границ нравственной чистоты и целомудрия. Именно с этим связан ряд ограничений, касающихся, например, музыки или различных видов изобразительного искусства. Таким образом, идеи эстетического воспитания также находят свое отражение в исследуемых источниках. Более того, имеющиеся здесь ограничения созвучны современным опасениям педагогов по поводу пагубного воздействия навязываемого извне псевдоискусства.
Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод об однозначном наличии в му-
сульманских религиозных первоисточниках педагогических потенциалов, что обусловлено отсутствием в исламской культуре целенаправленного деления жизни индивида и общества на так называемую светскую и духовную составляющую. Исследование проявляет наличие в мусульманских религиозных первоисточниках педагогических идей нравственного, умственного, физического, правового, трудового, эстетического воспитания. Факт принципиального соответствия педагогических потенциалов мусульманских религиозных первоисточников целям и задачам современной педагогики подтверждает актуальность их дальнейшего исследования с целью обогащения педагогической науки и практики новыми взглядами на ценностные, содержательные и методологические составляющие.
Библиографический список
1. Абу Хамид ал-Газали. Начало праведного пути / перевод с арабского Р. Л. Саяхов. - Уфа, 2006. - 96 с.
2. Аминов Т. М. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 410 с.
3. Аминов Т. М. Педагогический и культурологический потенциал ислама: некоторые итоги просветительских лекций среди населения Башкортостана // Во имя мира и согласия в обществе: сборник материалов по профилактике религиозного эктремизма (второе издание с дополнениями) / автор проекта и составитель Г. Б. Фаизов. -Уфа: Изд-во БГПУ, 2015 - С. 74-89.
4. Зианшина Р. И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама в информационном обществе // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию медресе «Галия» (г. Уфа, 9-10 ноября 2016 г.) / сост.:
Д. М. Абдрахманов, Г. В. Балягова, З. Л. Сизо-ренко, В. С. Хазиев. - Уфа: Мир печати, 2016. -С. 385-388.
5. Коран / пер. академика Ю. И. Крачковско-го. - М.: Раритет, 1990. - 528 с.
6. Раджабова Р. В. Педагогический потенциал ислама в семейном воспитании дагестанцев // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. - Самара, 2016. - С. 160-162.
7. Сахих аль-Бухари / пер. Владимир Абдул-ла Нирша. 1-е издание. - М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002. - Т. 1. - 475 с.
8. Харисова Л. А. Педагогический потенциал ислама. - М.: Русское слово, 2008. - 352 с.
9. Шаповалов В. К., Койчуев А. А. Д. Педагогический потенциал ислама: определение, структура, содержание // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2008. - № 1. - С. 51-55.
Поступила в редакцию 12.07.2017
_REFLECTIONS. DISCUSSIONS_
Sayakhov Ruslan Lynitsevich
Post-graduate student of Pedagogy Chair of the Bashkir State Pedagogical University, M. Akmulla, [email protected], Ufa
activation of the pedagogical potential of muslim religious primary sources
Abstract. The search for new landmarks and approaches in the implementation of the social order for the formation of the man of the future actualizes the study of Muslim religious sources. The assumption of the presence of pedagogical potentials is based on the absence in the Islamic culture of the purposeful division of the life of the individual and society into the so-called secular and spiritual component. The study confirms the presence of pedagogical ideas that are consistent with the aims and objectives of pedagogy, and shows the presence in the Muslim religious sources of primary pedagogical potentials, expressed in the ideas of moral, intellectual, physical, legal, labor, aesthetic education.
Keywords: pedagogical potential, Muslim religious sources, Koran, Hadeeth, Moral education.
References
1. Abu Hamid al-Ghazali, 2006. The beginning of the righteous path. Ufa, 96 p. (In Russ.)
2. Aminov, T. M., 2010. Anthology of the history of Muslim education in the Republic of Bashkortostan. Ufa: BSPU Publ., 410 p. (In Russ.)
3. Aminov, T. M., 2015. Pedagogical and cultural potential of Islam: some results of educational lectures among the population of Bashkortostan. In the name of peace and harmony in society. A collection of materials on the prevention of religious extremism (second edition with additions). Ufa: BSPU Publ., pp. 74-89. (In Russ.)
4. Zianshina, R. I., 2016. Humanistic potential of the pedagogical thought of Islam in the information society. Ideals and values of Islam in the educational space of the XXI century. Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 110th anniversary of the Madrassah "Galiya" (Ufa, November 9-10, 2016). Ufa: The World of
Press Publ., pp. 385-388. (In Russ.)
5. Krachkovsky, Yu. I., transl., 1990. The Koran. Moscow: Raritet Publ., 528 p. (In Russ.)
6. Radjabova, R. V., 2016. Pedagogical potential of Islam in family education of Dagestanis. Actual questions of psychology, pedagogy and education. Collection of proceedings on the results of the III International Scientific and Practical Conference. Samara, pp. 160-162. (In Russ.)
7. Nirsha, V. A., transl., 2002. Sahih al-Bukhari. 1st edition. Moscow: Charitable Foundation "Ibrahim Bin Abdulaziz Al Ibrahim" Publ., T. 1, 475 p. (In Russ.)
8. Kharisova, L. A., 2008. Pedagogical potential of Islam. Moscow: Russian word Publ., 352 p. (In Russ.)
9. Shapovalov, V. K., Koychuev, A. A. D., 2008. Pedagogical potential of Islam: definition, structure, content. Bulletin of the North-Caucasian Federal University, 1, pp. 51-55. (In Russ.)
Submitted 12.07.2017