УДК 371.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ИСЛАМСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Р.Л. Саяхов
Аннотация. Залогом сохранения социальной стабильности является воспитание молодого поколения в духе идей высокого гуманизма, развитие в личности человека будущего качеств толерантности. Поскольку одной из потенциально конфликтогенных областей является религиозная, актуальным является формирование толерантности обучающихся исламских учебных заведений как основных носителей и трансляторов религиозных идей. В статье рассмотрены особенности всех трех уровней отечественной системы исламского образования и разработаны соответствующие рекомендации для каждого из них, позволяющие формировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты толерантных качеств личности.
Ключевые слова: формирование толерантности, система отечественного исламского образования; мектеб; медресе; обучающиеся исламских учебных заведений.
PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF TOLERANCE
STUDENTS OF ISLAMIC EDUCATIONAL INSTITUTIONS
R. Sayakhov
Abstract. The key to maintaining social stability is the upbringing of the younger generation in the spirit of the ideas of high humanism, the development of tolerance in the man of future. Since religion is one of the potentially conflict-prone areas, the tolerance formation of Islamic educational institutions students as the main carriers and translators of religious ideas is topical. In the article features of all three levels of the domestic system of Islamic education are considered and appropriate recommendations for each of them are developed, allowing to form cognitive, emotional and behavioral components of tolerant personality traits.
Keywords: tolerance formation; components of tolerant personality; system of domestic Islamic education; Islamic educational institutions students.
Факт снижения духовно-нравственного потенциала молодого поколения проявляется сегодня в отсутствии идеологических ориентиров, неопределенности границ между добром и злом, превалированием материальной составляющей над духовным содержанием. Все это обусловливает актуальность изучения педагогического опыта религиозных культур, способного служить плодотворным началом для формирования нравственности и развития качеств толерантности у обучающейся молодежи [3;8]. Последнему в немалой степени способствует открытие теологических направлений в светских вузах, а также развитие системы религиозного образования [10; 14].
Современное исламское образование находится на этапе своего становления, поскольку первые специализированные учебные заведения постсоветской России начали открываться либо воссоздаваться только в начале 1990-х годов [2]. Исламское образование можно разделить на три взаимосвязанных уровня. Начальный уровень представляют курсы изучения основ ислама, организуемые при мечетях. Традиционно их называют «мектебами» или «мактабами». Средний уровень
- средне-специальные мусульманские религиозные организации, традиционно именуемые «медресе». Высший уровень - это специализированные высшие учебные заведения (институты и университеты) [2].
Основной целью организации мектеба является удовлетворение нужд прихожан в получении начальных религиозных знаний. В мектеб принимаются все желающие, вне зависимости от уровня образования, возраста, пола, нации и вероисповедания, желающие познакомиться с начальными религиозными знаниями [12].
Практический анализ работы курсов, связанный с анкетированием, опросом, тестированием, наблюдением, экспертными оценками позволил прийти к следующим заключениям. К положительным особенностям образовательно-воспитательного процесса
данного уровня можно отнести:
1) широкий охват населения и высокий спрос со стороны рядовых прихожан;
2) гибкий график учебы;
3) удовлетворение базовых духовных потребностей прихожан;
4) непринужденная обстановка (способствует регулированию морально-психологических переживаний, снятию стрессовых состояний);
5) альтернативная форма досуга и занятости рядовых прихожан;
6) положительное влияние на градус социальной стабильности;
7) профилактика проявления экстремистских псевдорелигозных идей.
К отрицательным особенностям
образовательно-воспитательного процесса
мектебов можно отнести:
1) предоставление лишь основ специализированных религиозных знаний посредством преподавания одного-двух предметов;
2) кратковременность (обычно 1 - 2 года) и ограниченность числа дисциплин;
3) разнородность слушателей;
4) основная часть преподавателей - рядовые прихожане;
5) высокая степень ротации слушателей;
6) низкий уровень юридической ответственности слушателей;
7) курсы не готовят религиозных работников.
Мектебы, нацеленные на работу с широкими слоями населения, играют существенную роль в формировании общественного мнения среди прихожан и оказывают большое влияние на градус социальной стабильности [12].
Ключевые особенности образовательно-воспитательного процесса работы медресе заключаются в следующем:
1) в специфике преподаваемых предметов;
2) в необходимости в качественном изучении арабского языка как языка первоисточников;
3) в подготовке к ведению проповедей;
4) особая категория обучающихся (верующие);
5) особая мотивация обучающихся (присутствие религиозных чувств);
6) особенность преподавательского состава (основная часть - действующие духовные работники);
7) двойственная система оценки (с одной стороны - учебный контроль, с другой -религиозное чувство ответственности перед истинами высшего порядка);
8) отношение к учебе как к служению;
9) мусульманские религиозные первоисточники - истины в первой инстанции;
10) высокий уровень ответственности к получению знаний.
Медресе занимаются в первую очередь подготовкой будущего духовенства и
преподавательского состава средне-специальных религиозных учебных заведений. Приведенные категории являются основными носителями и трансляторами религиозных знаний населению.
Основной целью деятельности исламских институтов и университетов является подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации в области теологических и светских наук [13]. Практический анализ работы исламского вуза позволил выявить следующие особенности:
1) специфику преподаваемых предметов и глубину их изучения;
2) необходимость в совершенном овладении арабским языком как языком первоисточников и оригинальных научных трудов;
3) особую категорию обучающихся (верующих);
4) особую мотивацию обучающихся (присутствие религиозных чувств);
5) особенность преподавательского состава (основная часть - действующие духовные работники);
6) двойственная система оценки (с одной стороны - учебный контроль, с другой -религиозное чувство ответственности перед истинами высшего порядка);
7) подготовка к ведению проповедей и выступлению перед широкой аудиторией;
8) мусульманские религиозные первоисточники - истины в первой инстанции;
9) отношение к учебе как к служению, высокий уровень ответственности к получению знаний;
10) выпускники - будущая духовная и интеллектуальная элита религиозного сообщества;
11) привлечение к образовательно-воспитательному процессу специалистов зарубежных исламских вузов;
12) привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности.
Высшие исламские учебные заведения ведут подготовку духовной и интеллектуальной элиты религиозного сообщества, а также занимаются научно-исследовательской работой.
С учетом опыта педагогических исследований по формированию толерантности [5;6;7;9], выявленных педагогических идей ее формирования в мусульманских религиозных первоисточниках, а также исходя из специфики образовательно-воспитательного процесса
исламских учебных заведений, рассмотрим наиболее продуктивные пути формирования
толерантности обучающихся каждого из уровней.
Анализ специфики работы мектебов позволяет заключить, что в учебно-воспитательном процессе в них наиболее плодотворными для формирования
толерантности могут выступать следующие педагогические основания:
1) гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса;
2) этнопедагогический подход;
3) художественно-творческая деятельность (занятие каллиграфическим искусством).
Построение учебно-воспитательного
процесса с опорой на принципы гуманизма содействует не только наполнению его содержания знаниями о единстве и многообразии мира, но и призвано создавать особую атмосферу доверия и желания развиваться в познании друг друга.
В преломлении к религиозной специфике следует акцентировать внимание на принадлежности всех людей, вне зависимости от этнических, религиозных или иных принадлежностей, к одной большой человеческой семье. При аргументировании крайне важной является ссылка на мусульманские религиозные первоисточники. Основополагающими в данном случае будут айаты Корана, повествующие о принадлежности к единому началу (все люди - сыны Адама), а также многочисленные хадисы [15;16], повествующие о необходимости уважительного общения между людьми. На основании органически вышеизложенного необходимо развивать мысль о братстве всех людей и благородстве человеческой природы вообще, поскольку все мы - «дети Адама», и поскольку на человека возложена миссия «наместника на земле» [17;18]. Последнее накладывает на человека особую ответственность за сохранение жизни и ее бережное обустройство [1;11].
Значительная роль должна отводиться всесторонней гармонизации взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного взаимодействия. Основополагающими
положениями, на которые следует акцентировать внимание по данной теме, являются айаты Корана, предписывающие доброжелательные, открытые, снисходительные и вежливые отношения между учителем (воспитателем) и учеником (воспитанником).
В ходе образовательного процесса следует обратить особое внимание на то, что гуманистические идеи, транслируемые мусульманскими религиозными
первоисточниками, опираются на догматические
начала, имеющие причастность к истинам высшего порядка трансцендентного уровня [4; 11]. В этом случае, аккуратное исполнение высших предписаний является показателем степени религиозности адепта.
Этнопедагогический подход предполагает учет особенностей этнического состава аудитории. Преподаватель мектеба должен стремиться соотнести учебно-воспитательный процесс с реальной жизнью в этнокультурной среде, с духовным бытием представителей конкретных этносов. Он должен использовать совокупность приемов и способов, учитывающих локальную этнокультуру и национальные особенности аудитории.
Использование этнопедагогического подхода может проявляться в общении на родном языке, в связи рассматриваемых тем с историческими реалиями конкретных этносов, использовании элементов национальной педагогики, а в качестве примеров - достижений национальных деятелей науки, культуры и образования [5].
Плодотворным педагогическим средством формирования толерантности на уровне мектеба является использование художественно-творческой деятельности в виде занятий каллиграфическим искусством. Воспроизводя сакральные тексты, воспитанник, с одной стороны, выражает в их начертании свой внутренний мир, а с другой - проникается смыслами переносимых фрагментов, гармонизируя свое состояние в унисон истинам высшего порядка [9].
Плодотворное воплощение предлагаемых педагогических условий на уровне мектеба призвано сформировать следующие компоненты толерантности личности:
- восприятие человека вообще как благородного создания (когнитивный компонент);
- ответственность за свои действия перед людьми и перед истинами высшего порядка (эмоциональный компонент);
- умение проявлять доброту к любому человеку и к любому созданию на земле (поведенческий компонент).
Учет специфики работы медресе позволяет прийти к заключению, что плодотворными для формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе выступают следующие педагогические основания:
1) углубленное изучение иностранных языков как ключа к пониманию культурного разнообразия;
2) развитие умений сдерживать эгоистические посылы и чувство гнева;
3) развитие навыков ведения диалога.
Изучение иностранных языков в исламском учебном заведении несет две
взаимодополняющие функции. С одной стороны, это естественный инструмент работы с религиозными текстами. С другой стороны - это средство живого и опосредованного межкультурного общения [7].
Умения сдерживать эгоистические посылы и чувство гнева должны актуализироваться перед учащимися через призму мусульманских религиозных первоисточников, уделяющих данной теме значительное место. Важной воспитательной идеей является при этом необходимость проявлять снисходительность в оценке других людей: то, что связано с естеством, одинаково тяжело контролировать для всех.
Формирование навыков ведения диалога в контексте формирования толерантности связано с развитием субъект-субъектного восприятия мира, предполагающего наличие не одной, а двух или более позиций. Среди практических рекомендаций-ориентиров, которые должны учитываться при построении конструктивного диалога, в Коране содержатся следующие ключевые идеи. Во-первых, целью диалога должно являться искреннее стремление проявить истину; во-вторых, эмоциональным фоном диалога должна быть доброжелательность и тактичность; в третьих, напряженность во взаимоотношениях часто связана с неопределенностью или неосведомленностью, а потому легко снимается посредством внесения ясности и предоставления информации [17;18].
Исходя из специфики работы исламских вузов (как высшего уровня системы отечественного исламского образования), мы предполагаем, что в ходе реализации учебно-воспитательного процесса наиболее
плодотворными для формирования
толерантности будут являться следующие педагогические основания:
1) воспитание в духе коранического гуманизма и плюрализма;
2) обучение навыкам научных изысканий в процессе анализа мусульманских религиозных первоисточников;
3) в ведение отдельного предмета, посвященного проблеме толерантности и феномену джихада.
Воспитание в духе коранического гуманизма и плюрализма может проявляться в познавательной, междисциплинарной,
организационной составляющих.
Познавательная часть должна быть наполнена сведениями о мировоззренческих основаниях коранического гуманизма и плюрализма. Ключевыми идеями здесь должны выступать установки на осознание благородства человеческой природы и ценности человеческой жизни, принадлежность к единой человеческой семье и несение единой наместнической миссии, на утверждение и закрепление
общечеловеческих ценностей,
доброжелательных и снисходительных отношений между людьми, ценность знания и уважение к учености на многообразие взглядов, выступающих реальностью, явленной свыше [11].
Для плодотворной трансляции и усвоения перечисленных идей, они должны быть включены в содержание различных предметов. Наиболее подходящими для этого являются такие специализированные дисциплины, как корановедение, экзегетика Корана, исламская этика, проповедь и ораторское искусство.
Введение отдельного предмета,
посвященного феноменам толерантности и джихада, оправдано, с одной стороны, актуальностью проблемы, а с другой - статусом будущих выпускников, в компетенции которых будет принятие управленческих решений, ведение переговоров, поддержание здорового климата в обществе. Данный предмет должен включать в себя изучение основ конфликтологии, разъяснение теоретических основ и сущностного содержания феномена толерантности, а также изучение феномена джихада как органического продолжения темы толерантности.
Таким образом, в отечественной системе исламского образования выделяются три уровня, каждый из которых имеет свои особенности в учебно-воспитательном процессе, анализ которых позволил разработать комплексы рекомендаций по формированию толерантности обучающихся. Совокупность реализуемых в них педагогических условий направлена на формирование основных составляющих толерантных качеств личности, состоящих из когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонентов.
Таким образом, рекомендуемые меры могут стать продуктивными педагогическими условиями, оказывающими активное
воздействие на формирование толерантных качеств личности, обучающейся на любом из уровней отечественной системы исламского образования.
Литература:
1. Абу Хамид ал-Газали. Начало праведного пути: перевод с арабского Р.Л. Саяхов / Абу Хамид ал-Газали. - Уфа, 2006. - 96 с.
2. Аминов Т.М. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан / Т.М. Аминов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 410 с.
3. Аминов Т.М. Педагогический и культурологический потенциал ислама: некоторые итоги просветительских лекций среди населения Башкортостана / Т.М. Аминов // Во имя мира и согласия в обществе: Сборник материалов по профилактике религиозного эктремизма (второе издание с дополнениями); автор проекта и составитель Г.Б. Фаизов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015 - С. 74-89.
4. Арцибашев И.Г. Ценностное содержание религиозной толерантности и веротерпимости: российский опыт: дис ... канд. пед. наук: 09.00.13 / И.Г. Арцибашев; Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. -Екатеринбург, 2008. - 235 с.
5. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / К.Ш. Ахияров; Башк. гос. пед. ин-т. - Уфа: БГПИ, 1996. - 241 с.
6. Бондарева С.К. Толерантность (введение в проблему) / Д.В. Колесов; С.К. Бондарева. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
7. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография / В.Л. Бенин. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 192 с.
8. Гильманов М.М. Использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков: дис . канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Гильманов; Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 2004. - 192 с.
9. Даржинова С.В. Формирование толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности: дис . канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Даржинова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Элиста, 2009. - 280 с.
10. Зианшина Р.И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама в информационном обществе / Р.И. Зианшина // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию медресе «Галия» (г. Уфа, 9-10 ноября 2016 г.); составители: Д.М. Абдрахманов, Г.В. Балягова, З.Л. Сизоренко, В.С. Хазиев. - Уфа: «Мир печати», 2016. - С. 385-388.
11. Ибрагим Т.К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки / Т.К. Ибрагим - М.: ИД «Медина», 2015. - 576 с.
12. Саяхов Р.Л. Деятельность воскресных школ и их роль в формировании толерантности населения: опыт Духовного управления мусульман Республики Башкортостан [Электронный ресурс] /Р.Л. Саяхов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» - Оренбургский гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ. - 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Устав Частного учреждения высшего образования «Российский исламский институт» г. Казань, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazanriu.ru/pdf/UstaY%20RII%202015.pdf
14. Шаповалов В.К. Педагогический потенциал ислама: определение, структура, содержание / В.К. Шаповалов, А.А.Д. Койчуев // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2008. - № 1. - С.51-55.
2003 \Sj*tS!l — li^ll AiS« fU« у - - ~ 15.
jb 4 [jjl ¿j^ — t^jl^il
2004 - 16. 2007 \»- ¿ipaJl > Yjfjil ¿talV ^j$i«!l 17. — ^jil jb ¿lihJ A^ji« .jljall Cjbji«
¿jjj jj^J \^jjjJ — 18.
Сведения об авторе:
Саяхов Руслан Линицевич (г. Уфа, Россия), аспирант кафедры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]
Data about the author:
R. Sayakhov (Ufa, Russia), post-graduate student of M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, e-mail: [email protected]