Научная статья на тему 'О деятельности образовательных организаций высшего образования по воспитанию молодежи в духе патриотизма, межнационального и межконфессионального согласия'

О деятельности образовательных организаций высшего образования по воспитанию молодежи в духе патриотизма, межнационального и межконфессионального согласия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деятельности образовательных организаций высшего образования по воспитанию молодежи в духе патриотизма, межнационального и межконфессионального согласия»

О деятельности образовательных организаций высшего образования по воспитанию молодежи в духе патриотизма,

межнационального и межконфессионального согласия

Брызгалова Саргылана Матвеевна - заместитель руководителя Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России

Министерство образования и науки Российской Федерации, вузы нашей страны проводят многоплановую работу по гражданскому, патриотическому воспитанию молодежи.

Сегодня в подготовку специалистов интегрировано их становление как активных граждан, способных к межкультурному взаимодействию, обладающих нравственным стержнем, национальным достоинством, укоренённых в традициях России.

В этой деятельности реализуются три группы ключевых задач.

Задачи первого ряда связаны с формированием гуманистического, устойчивого позитивного мировоззрения. Вторая группа задач призвана генерировать у молодёжи мотивы сознательного гражданского поведения.

Решения задач направлены на создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование нравственного поведения.

Первые две группы задач осуществляются в рамках выполнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательных программ. Формирование у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к исполнению воинского долга внесены во все стандарты высшего образования.

Более подробно остановимся на решении третьей группы задач и мерах по воспитанию молодежи в духе патриотизма, межнационального и межконфессионального согласия.

Министерство обновляет нормативную правовую базу, осуществляет информационно-методическое обеспечение и координацию деятельности вузов.

Вузы непосредственно реализуют мероприятия для молодежи и педагогов; налаживают взаимодействие с гражданскими институтами и общественными организациями.

При этом достигнуты определенные позитивные результаты, намечены перспективы. Так, в реализации принятой госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» участвуют 21 федеральный орган исполнительной власти и общественные объединения. Предусмотренный объем финансирования превышает 300 млн. рублей в год. Ответственность за выполнение программы возложена на Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).

Улучшилась координация деятельности министерств и ведомств в данной области. Для этого создан Единый оргкомитет по военно-патриотическим мероприятиям, объединяющий 16 Федеральных органов исполнительной власти.

Ежегодно мы проводим конгресс проректоров вузов по воспитательной работе с приглашением представителей заинтересованных ведомств. На мероприятиях форума обсуждаются итоги года, производится корректировка планов, поиск новых эффективных инструментов воздействия.

Реализуются соглашения с ДОСААФ, обществом «Динамо», готовится к подписанию соглашение с Минобороны и КЦ «Патриот» по организации совместной деятельности в сфере патриотического воспитания молодежи.

В 2015 - 2016 годах министерством разработаны и направлены в регионы пять методических рекомендаций по вопросам организации патриотического воспитания обучающихся вузов и среднего профессионального образования; формированию стойкого неприятия антиобщественных проявлений, включая экстремизм; воспитанию у молодежи межкультурного и межконфессионального согласия.

Министерство оказывает поддержку всероссийским и региональным студенческим культурно-просветительским мероприятиям, в том числе, нацеленным на противодействие распространению идеологии экстремизма. Поддержка осуществляется не только в информационно-методическом формате, но и финансовом. Например, через

субсидии на программы развития деятельности студенческих объединений, по направлениям «Историко-патриотическое воспитание», «Межкультурный диалог» (в 2016 году поддержано 99 таких мероприятий на общую сумму 74 млн. рублей). А также через субсидии всекавказскому молодежному форуму «Машук»; гранты некоммерческих организаций в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию граждан РФ (в настоящее время проведены конкурсные процедуры и определены 26 победителей - получателей субсидий, в том числе семь вузов).

Кроме того, Росмолодежь ежегодно проводит Всероссийский конкурс молодежных проектов, в котором предусмотрена номинация «Патриотическое воспитание». Победители конкурса получают гранты на реализацию своих проектов.

С большим успехом проходит военно-спортивная игра «Зарница». В этом году в ней приняли участие студенты 12 вузов России.

Ежегодно формируется и реализуется Единый план-график вузовских научно-образовательных мероприятий, что позволяет концентрировать работу, сегментировать целевую аудиторию и избегать дублирования тематики.

Определены вузы, на базе которых в ближайшей перспективе будут созданы научно -методические центры, специализирующиеся на проведении экспертно-аналитиче-ской работы и разработке методических рекомендаций по воспитанию молодежи в духе патриотизма и формированию толерантности.

Сегодня в реализации плана по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама участвуют МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, Казанский федеральный университет, Пятигорский государственный университет, Башкирский пед-университет им. Акмуллы.

Учеными и специалистами этих вузов в 2014-2016 годах разработаны 154 учебных пособия, семь хрестоматий, изданы 15 учебных пособий,отредактиро-ваны 16 учебных пособий, подготовлено 11 учебно-методических пособий для сопровождения программ исламского образования, а также подготовлены десятки специалистов для духовенства.

Это огромный труд, который в итоге, воплотившись в дела и поступки молодых людей, будет противодействовать развитию псевдорелигиозного радикализма и экстремизма.

Воспитательная работа в вузах имеет свою специфику. Ведь студенты - это почти взрослые люди. Они имеют определённый багаж собственных духовных ценностей, взглядов, амбициозных стремлений к лич-ностно-профессиональному самоутверждению.

Поэтому в фокусе нашего внимания - создание условий для успешной реализации потенциала молодых людей, прежде всего, из так называемой «пассивной» части, через открытие для студентов «окон возможностей». К примеру, путём организации полезного досуга, трудовых и социальных практик, в том числе вовлечение в деятельность студенческих отрядов (более 250 тысяч студентов); добровольческих организаций (74 волонтерских центра на базе вузов и более 1 млн.

волонтеров). Значимой составляющей стало привлечение студентов к информационно-просветительской работе, связанной с противодействием экстремизму.

Безусловно, это только отдельные механизмы, которые задействованы в системе высшего образования для обеспечения стабильности и противодействия радикальным идеям в молодежной среде.

Если определять наши действия на перспективу, то наиболее важным является адекватный ответ на такой серьёзный вызов, как активное использование экстремистами интернета и социальных сетей. Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет создан веб-портал «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации», который аккумулирует информацию о проводимых мероприятиях по информационному противодействию экстремизму. На базе Южного федерального университета созданы веб-портал и центр противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Предполагается трансляция этой модели.

Вузы встраивают в учебный процесс различные модули соответствующих образовательных программ. Например, «История возникновения и развития религиозного экстремизма, а также противодействия ему», «Психологические аспекты экстремизма и терроризма».

На базе ряда вузов созданы центры гармонизации межэтнических и межнациональных отношений, клубы межнациональной

дружбы, школы толерантности молодежи. Разрабатываются и реализуются программы адаптации иностранных студентов. В настоящее время расширяется движение студенческих спортивных клубов, создана и активно действует их ассоциация. Развивается студенческая лига борьбы самбо.

Министерством предусмотрено обобщение положительного опыта по патриотическому воспитанию молодежи. Сейчас завершается мониторинг работы вузов по данному направлению. Его итоги позволят нам выявить лучшие практики и сформировать методические рекомендации по их применению в образовательных программах, в том числе - с использованием дистанционных технологий, а также с проведением выездных образовательных лекториев, возможно, с привлечением специалистов Российского общества «Знание».

Очевидно, что патриотическое воспитание молодёжи является задачей не линейного ряда, а сложного межсекторного взаимодействия. Радио,телевидение, интернет - эти ресурсы мы стараемся использовать как можно более продуктивно для формирования в среде молодёжи созидательного сознания, национальной гордости и ответственности за судьбу Отечества.

И ещё одним приоритетом министерства в столь важной работе мы считаем открытость, поиск новых форматов сотрудничества и партнёрства. Это позволит, на наш взгляд, построить систему тесного взаимодействия с молодежной аудиторией,работать на опережение многих проблем в противодействии терроризму и экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.