Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ / MATURE PERSONALITY / НАУКА И РЕЛИГИЯ / SCIENCE AND RELIGION / ИСЛАМ / ISLAM / МОЛОДЕЖНЫЙ ОТДЕЛ / YOUTH DEPARTMENT / ПОЗНАНИЕ / COGNITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсланов Айнур Нургалиевич, Фаттахова Гульнара Рифкатовна

Статья посвящена актуальной проблеме современности на стыке науки и религии - формированию личности. Приводится подробный аргументированный анализ термина «зрелая личность» в рамках религиозной и светской науки. Материалом для статьи послужили перспективные направления работы молодежного отдела Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A SPIRITUALLY PERSONALITY IN THE MUSLIM YOUTH

The article is devoted to the urgent problem of our time at the intersection of science and religion - the formation of personality. A detailed reasoned analysis of the term "mature person" within the religious and secular sciences. The material for the article is based on promising directions of the youth department of the Spiritual Administration of Muslims of the Republic of Bashkortostan

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

А.Н. Арсланов, Г.Р. Фаттахова

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Ключевые слова: зрелая личность, наука и религия, ислам, молодежный отдел, познание.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современности на стыке науки и религии - формированию личности. Приводится подробный аргументированный анализ термина «зрелая личность» в рамках религиозной и светской науки. Материалом для статьи послужили перспективные направления работы молодежного отдела Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

С момента вступления России в XXI век отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере воспитания молодежи и соответствующего комплекса социальных установок привело к росту протестных настроений, значительному разрушению общенациональной культуры, замещению ее множеством субкультур (включая маргинальные и криминальные). Молодые люди, предоставленные самим себе, неизбежно становятся группой повышенного социального риска. Появились многочисленные «охотники за душами» подрастающего поколения, в том числе радикальной, экстремистской направленности. Проблемы, связанные с распространением салафитской идеологии на территории Российской Федерации, обусловили необходимость формирования гибкой государственной конфессиональной политики, противостоящей распространению радикальной, экстремистской идеологии, радикализации мусульманской уммы (например, своевременная нейтрализация конфликтных ситуаций в этно-религиозной среде Республики Башкортостан - города Бай-мак, Белорецк, Кумертау).

Первоочередной задачей для социума в условиях появления неоднозначных трактовок учения Пророка Мухаммеда становится принятие синтеза науки и религии как формы общественного сознания и, в то же время, относительно противоположных стратегий познания и освоения мира. Так, Р.М. Асадуллин в своей книге «Человек в зеркале образования» приходит к важному выводу: «Религиозные и светские знания, дополняя и обогащая друг друга, основательно закреплялись в общественном сознании и поведении, формируя целостный образ человека» [1]. Действительно, современный последователь исламского вероучения должен быть человеком думающим, знающим, творческим, вооруженным передовой научной методологией. Не случайно авторы исследования «Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности» справедливо замечают по этому поводу: «Модернизация образования осуществляется тогда, когда требования общества не удовлетворяют реалиям современной жизни. В настоящее время противоречия сформировались как в государственных, так и религиозных образовательных системах. Решение возникающих противоречий становится возможным при применении достижений науки. История Ислама связана с наукой и образованием как факторами развития: научный поиск поощряется Исламом, роль разума признается ведущей в процессе познания и деятельности, свобода человеческой воли утверждается как необходимое условие развития и созидательной деятельности личности (роль науки и образования в священном Коране отмечается более 700 раз)» [11]. Автор «Мудрого голоса из прошлого, или Педагогического наследия Абу Хани-фы» также полагает, что вера - это синтез религии и педагогики, религии и философии, религии и искусства, религии и психологии и т. д. Без религиозного начала человек теряет то, что делает его человеком, - гуманность, и не будет преувеличением сказать, что религия всегда была и будет копилкой нравственности: «Долгое противостояние науки и религии, уходящее корнями вглубь веков, не только не принесло полной победы ни одной стороне, но и славы никому не стяжало. У каждой были свои победы и свои потери. Человек всегда больше, чем его ум, его сознание, его знания. В нем еще много такого, что нельзя положить под пресс эксперимента и практического критерия проверки на истинность. Например, милосердие и чувство красоты. Человеку для счастья нужны многие критерии бытия и познания, которые наука выносит за скобки, - доброта, любовь, сострадание, красота, милость, дружба, доверие, честь, совесть, достоинство, долг. Это - правда! Но человек не

27

педагогический журнпл спшкортостпнп n з(64), BOi6 sssSsas

может жить и без тех истин, или истинных знаний, что дает ему наука» [9]. Вместе с тем, «наука является прочной основой для понимания проблем религии и мира, предшествует вере и изначальна по отношению к ней. Исходя из места науки, Ислам призвал и побудил людей к овладению ею и посвящению людей науке: «Кто вышел в требовании науки, тот идет по пути Аллаха, пока не вернется». Наука - <...> это добро наследия, оставляемого людьми своим потомкам - «тому, кто встал на путь знаний, Аллах облегчает путь в рай; ангелы кладут свои крылья на него, защищая его от невзгод на этом пути» [10].

В связи с изложенным, авторы полагают, что понятие «зрелая личность» нельзя считать устоявшимся и завершенным; хотя оно и включает нравственные (в том числе -религиозные) ценности и моральные категории - добродетель, терпимость, достоинство, честь, саморазвитие, совесть, милосердие, сострадание, ответственность за моральный выбор, способность чувствовать ответственность в любви, толерантность и уважение к другому мнению, патриотические ценности, долг. «.Быть личностью - это значит постоянно «строить» самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью -это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя» [7].

Авторы, основываясь на использовании методики выявления иерархии ценностных ориентиров путем опроса Ш. Шварца (Schwartz Value Survey - SVS), предприняли попытку изучения духовных ценностей личности в среде верующей и светской молодежи. Первая часть методики дает возможность изучить нормативные идеалы - ценности на уровне убеждений, оказывающие влияние на личность, но не всегда проявляющиеся в реальном социальном поведении; вторая часть позволяет изучить ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социальном поведении личности. Показатели по типам ценностей (полученные по двум частям опросника) показали два уровня функционирования ценностей:

- нормативные идеалы, то есть ценности личности на уровне убеждений;

- ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

По Ш. Шварцу, они имеют следующие характеристики.

1. Власть - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами.

2. Достижение - личный успех в соответствии с социальными стандартами.

3. Гедонизм - наслаждение, чувственное удовольствие.

4. Стимуляция - волнение и новизна.

5. Самостоятельность - самостоятельность мысли и действия.

6. Универсализм - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы.

7. Доброта - сохранение и повышение благополучия окружающих.

8. Традиция - уважение культурных и религиозных обычаев.

9. Конформность - сдерживание действий и побуждений, которые не соответствуют социальным ожиданиям других (и даже могут навредить).

10. Безопасность - безопасность и стабильность общества, отношений и самого

себя [5].

В проведенном исследовании приняли участие 90 студентов первого и второго курсов Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и медресе имени М. Султановой. При анализе полученных данных для каждого испытуемого на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл по каждому из десяти типов ценностей. Далее, по каждому типу ценностей испытуемого величине среднего показателя был присвоен ранг от 1-го до 10-ти на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Ранги от 1-го до 3-го - высокая значимость для группы испытуемых; о низкой значимости ценностей свидетельствуют

ранги от 8-го до 10-го. В таблице 1 представлены полученные данные (выборка - студенты педагогического университета).

Таблица 1

Ранговые значения типов ценностей группы студентов БГПУ им. М. Акмуллы

\ л & О

\ Ценности XI _ а Я - * - & г ¡2 с к Я 5" й X 5 н к с 6 о г 5 с- = 5 и о ЕС г ей н с О. 1С к в. 3" 5 О! о| Б еч опасность

Уроним К а « и и О >■ И е- ¡21

Ранговые значения типов 4 2 4 9 3 9 4 9 8 6

ценностей на уровне

нормативных идеалов

Ранговые значения 3 3 2 6 3 8 5 9 9 7

ценностей на уровне

индивидуальных приоритетов

Таким образом, наиболее значимыми типами ценностей в плане нормативных идеалов студентов БГПУ имени М. Акмуллы являются ценности «Власть», «Достижение», «Самостоятельность» и «Гедонизм»; те же самые показатели получены и на уровне индивидуальных ценностей.

В таблице 2 представлены данные, полученные на выборке студентов медресе имени М. Султановой.

Таблица 2

Ранговые значения типов ценностей группы студентов медресе имени М. Султановой

л с

\ Ценности Достижение г к к. э -С § £ к г ^ 5 5 £ I! щ о

Уровни Власть о 5 и 1 ? и & с г СЗ О С. 0 л = 1 г» Доброт; э - § о. Н о| к! и ей С О У а РЧ

Ранговые значения типов 9 3 8 8 2 3 3 1 6 2

ценностей на уровне

нормативных идеалов

Ранговые значения 9 2 7 7 2 2 3 1 7 1

ценностей на уровне

индивидуальных приоритетов

Как видно, для студентов медресе имени М. Султановой на обоих уровнях приоритетны ценности - «Достижение», «Самостоятельность», «Универсализм», «Доброта»,

педагогический журнпл спшкортостпнп м 3(64), В016 ааааааё

«Традиции» и «Безопасность». То есть, молодежь, следующая канонам веры, проявляет высокий культурно-просветительский уровень мировоззрения, стремится строить отношения с миром на основе Любви, Доброты, Терпения, Милосердия и Взаимопонимания. Ценностные ориентации светской студенческой молодежи в этом смысле определяются, скорее, меркантильными интересами, как то: Власть, Личные Достижения и Гедонизм. К сожалению, существующее положение вынуждает современного педагога-психолога взаимодействовать с обучающимися с учетом и данной шкалы приоритетов потребностей. Так и Б.С. Братусь в своей работе «Психология нравственного сознания в контексте культуры» утверждает: «Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и соответственно к самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности. И высший ее уровень - духовный или эсхатологический. Это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним» [2]. Несомненно, что достижение именно этой ступени и есть свидетельство нравственной, зрелой личности: пример Пророка Мухаммеда и есть такой уровень личностного развития.

При обращении к учениям богословов и притчам из священных книг можно видеть, что в основе формирования зрелой личности лежит отречение от мирского или понижение значимости богатства, власти и славы перед верующим и это во многом определяет личностные ориентиры и мотивы, помогая верующему сохранять гармонию души и тела. Неразрывная связь слова и дела, проявление неравнодушия, осмысленное отношение к жизни, когда все это становится нормой поведения, - это те компоненты, которые возвышают личность. Аналогичную мысль можно проследить и в Священной книге мусульман: «Верующие! Почему вы [некоторые из вас] говорите то, чего сами не делаете [повелеваете другим то, чему сами даже не стараетесь следовать]. Крайне ненавистно пред Богом, когда вы говорите то, чего сами не делаете [когда слова ваши очевидным образом расходятся с делами]» [4].

Как упоминалось, существующие социально-экономический и политический фон зачастую оказывают крайне негативное воздействие на молодежную среду. Проблема возрождения духовных ценностей в молодежной среде и формирование зрелой личности является предметом обсуждения на государственном и социальном уровнях и в средствах массовой информации. И проблема эта неразрывно связана с религиозными ценностями, в частности, ценностями Ислама. Она является актуальной в силу того, что в настоящее время имеет место ряд негативных тенденций, снижающих активность молодого поколения. Это проявляется в пассивности, безынициативности, перекладывании ответственности на старших, аполитичности, преобладании узколичностных мотивов, стремлении к сиюминутной выгоде. А ведь молодое поколение - это важный сегмент современного общества, который несет ответственность за будущее России, за филиацию ее духа, культуры и истории.

Необходимость активизации работы с молодежью, в частности Республики Башкортостан, особенно среди ее верующий части, назрела давно. И то, что именно республика стала экспериментальной площадкой для пилотного проекта развития духовности мусульманской молодежи подчеркнуто Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «.в Башкирии, как в капле воды, отражается вся Россия с ее многообразием культур, религий, языков и дружбой народов» [3]. Так, в марте 2009 года - впервые в Российской Федерации - по инициативе председателя ДУМ РБ, муфтия Н. Нигматуллина на очередном пленуме Духовного управления мусульман РБ был создан молодежный отдел, цель которого - формирование нравственных, социальных, профессиональных качеств личности на основе личностно ориентированного подхода. Была принята «Платформа молодого мусульманина РБ», где определены цели и задачи, формы и методы воспитания личности верующей мо-

лодежи; определены направления и ориентиры молодежной политики. Работа отдела строится на основе исламской этики, состоящей из совокупности гуманных, моральных принципов и норм и включающей общечеловеческие ценности (доброта, терпимость, добродушие, искренность, чистота, щедрость, братство, великодушие, верность, сохранение чести и др.), а также на достижениях передовой инновационной современной светской науки. Все акции, поддержанные Главой республики и проводимые молодежным отделом, проводятся с целью формирования молодого поколения страны - самостоятельных людей с гражданской позицией. Очевидно, что опыт ДУМ РБ должен стать перспективной моделью развития, которая, в условиях, когда борьба за молодежь становится первоочередной задачей духовного и светского образования, выведет из тупика руководителей аналогичных управлений других регионов Российской Федерации.

Деятельность Молодежного отдела ДУМ РБ позволила активизировать межведомственную идеологическую работу путем организации лекторских групп и общественно-экспертных советов, семинаров и круглых столов. При этом возросло количество научно-популярных публикаций под общим брендом «Ислам - против экстремизма!» для информирования населения об опасности распространения политизированного ислама и об актуальных мерах по противодействию салафитской идеологии, с освещением возможных катастрофических последствий развития религиозного сепаратизма и экстремизма. Работа новой структуры помогает также включать исламскую молодежь в различные сферы общественно значимой деятельности - социально-педагогическое общение, усвоение социальных ценностей, становление нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, чувство локтя, чувство товарищества. В процессе позитивно организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения социально полезной деятельности [6].

Таким образом, наработанный передовой опыт Молодежного отдела ДУМ РБ целесообразно рекомендовать Духовным управлениям других регионов РФ, поскольку религиозное мировоззрение как один из экзистенциалов человеческого сознания и ценностей (В. Франкл), определяемый верой зрелой личности, позволяет уравновесить человека с окружающим его многоликим миром благодаря рациональному, наукоориентированному мышлению.

1. Асадуллин, Р.М. Человек в зеркале образования [Текст] / Р.М. Асадуллин. - М. : Наука, 2013. - 247 с.

2. Братусь, Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры [Текст] / Б.С. Братусь. - М. : Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.

3. Встреча с руководителями Ассамблеи народов Башкортостана 10 июня 2001 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kremlin.ru/events/president/trips/45721.

4. Кулиев, Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык [Текст] / Э. Кулиев. - Баку, 2002.

5. Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http ://psycabi.net/testy/322.

6. Семенюк, Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития [Текст] : дис. ... д-ра психол. Наук : 19.00.01 / Л.М. Семенюк. Москва, 2007. 293 с.

7. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 369 с.

9. Хазиев, В.С. Мудрый голос из прошлого, или педагогическое наследие Абу Ханифы [Текст]: Во имя мира и согласия в обществе // Сборник материалов по профилактике религиозного экстремизма. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 9-18.

10. Штейнберг, В.Э. и др. Изобразительные средства в духовном образовании молодежи [Текст] : монография / В.Э. Штейнберг, Р.Х. Калимуллин, Н.Н. Манько, Н.Н., Р.Г. Галиев. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. - 188 с.

11. Штейнберг, В.Э. и др. Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности [Текст]: для студентов с углубленным изучением истории и культуры / В.Э. Штейнберг, Р.Х. Калимуллин, Н.Н. Манько, Н.Н., Р.Г. Галиев. -Уфа : Изд-во БГПУ, 2012. - 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.