Научная статья на тему 'Современное воспитание в исламе'

Современное воспитание в исламе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИСЛАМ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВЕРА / ИНТЕЛЛЕКТ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШАРИАТ / UPBRINGING / ISLAM / SPIRITUALITY / MORALITY / BELIEF / INTELLECT / SELF-PERFECTING / HEALTHY LIFE-STYLE / SHARIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллин Ринат Хадимович

Автор предлагает комплекс ключевых факторов современного воспитания в исламе: вера во Всевышнего, развитие интеллекта, самосовершенствование, реализация здорового образа жизни, соблюдение правил и законов шариата в повседневной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION IN ISLAM

The author of the article suggests the complex of key factors of the modern upbringing in Islam: belief in Supreme Being, intellect improvement, self-perfecting, keeping healthy life-style, following the rules and laws of sharia in every-day life.

Текст научной работы на тему «Современное воспитание в исламе»

Р.Х. Калимуллин СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ

Ключевые слова: воспитание, ислам, духовность, нравственность, вера, интеллект, самосовершенствование, здоровый образ жизни, шариат.

Keywords: upbringing, Islam, spirituality, morality, belief, intellect, self-perfecting, healthy life-style, sharia.

Аннотация: Автор предлагает комплекс ключевых факторов современного воспитания в исламе: вера во Всевышнего, развитие интеллекта, самосовершенствование, реализация здорового образа жизни, соблюдение правил и законов шариата в повседневной жизнедеятельности.

Abstra^: The author of the article suggests the complex of key factors of the modern upbringing in Islam: belief in Supreme Being, intellect improvement, self-perfecting, keeping healthy life-style, following the rules and laws of sharia in everyday life.

В Республике Башкортостан проживает более ста тридцати национальностей, поэтому проблема воспитания толерантности у молодёжи, совершенствования её внутреннего мира на основе общечеловеческих ценностей, укрепления дружбы народов, межконфессиональ-ной веротерпимости, недопущение экстремизма и национального фанатизма является актуальной современной проблемой. О ее серьезности можно судить по материалам, представленным в 2008 году Общественной палатой РФ для обсуждения в Государственной Думе РФ [17]. Приведём некоторые данные из этих материалов:

• по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место в мире;

• Россия в настоящее время занимает одно из первых мест по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков; средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет;

• последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест в мире по уровню разводов;

• чрезвычайно высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80 % российских подростков потребляют алкоголь, более 60 % курят; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 - до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей;

• особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.

Представленные данные показывают, что уровень воспитательной деятельности в обществе требует незамедлительной коррекции и преобразования.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, осуществляющий подготовку будущих педагогов и являющийся центром научной и просветительной работы по совершенствованию воспитательного потенциала современной молодёжи в Республике Башкортостан, проводит активную работу по повышению духовно-нравственного воспитания в системе образования. В рамках Комплексной программы содействия развитию религиозного (мусульманского) образования на период 2005-2015 гг., принятой Министерством образования и науки РФ 15 ноября 2005 года, предусматривается обеспечение подготовки специалистов (юристов) с углубленным знанием истории и культуры ислама. В

рамках проекта предусмотрена помощь вузов-партнеров исламским университетам в разработке и апробации нормативно-правовых и методических программ высшего профессионального образования, а также помощь в создании образовательных технологий и частных методик; написании учебников, учебных пособий, в составлении хрестоматий, словарей, практикумов, подготовки презентаций и т.д. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, является вузом-партнёром Российского исламского университета при ЦДУМ России. Для эффективной реализации указанной программы, при БГПУ им. М. Акмуллы, в 2008 году был организован научно-исследовательский центр «Развитие мусульманского образования», где одно из приоритетных направлений научноисследовательской и методической деятельности - решение вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием обучающейся молодёжи.

Понятие «воспитание» в научно-педагогической литературе имеет многогранное значение. «Воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду» [22].

«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» [23].

«Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности» [28].

«Воспитание, в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание)» [27].

«Воспитание (как общественное явление) - сложный и противоречивый социальноисторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой организации и культуры, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание, как педагогическое явление, рассматривается с точки зрения валеологического, гражданского, духовного, нравственного, общечеловеческого, поликультурного, политического, полового, правового, семейного, трудового, умственного, физического, художественного, экологического, экономического, эстетического, этического, свободного, социального, воспитания» [13].

«Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности» [29].

Приведённые определения показывают, что воспитание в основном рассматривается как общественное и педагогическое явление. Основой воспитания считается социализация, формирование человека с ориентацией на освоение личностью норм и правил поведения или развитие, саморазвитие отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В настоящее время в системе образования используется широкий спектр методологических концепций, нацеленных на построение воспитательной деятельности. Часто встречаются: системный, деятельностный, личностно ориентированный, философско-

антропологический, синергетический подходы, а также концепции системного построения процесса воспитания; воспитания в коллективной творческой деятельности; формирования образа жизни, достойной человека; воспитания человека на принципах культуросообразно-сти; гуманистического воспитания; воспитывающего понимания; педагогической поддержки;

воспитания как содействия развитию индивидуальности, самовоспитания, воспитания на основе потребностей человека. Однако необходимо признать, что существующие теоретические достижения в области воспитания молодёжи не могут в полной мере разрешить противоречия в области духовности, морали. Возникает необходимость осуществления эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания.

Одним из нововведений в современной образовательной системе является проект по преподаванию в школах «Основ религиозных культур и светской этики». В 2010 году начинается эксперимент по преподаванию указанной дисциплины в школах Вологодской, Костромской, Калининградской, Новосибирской, Курганской, Тверской, Тамбовской, Свердловской, Пензенской и Томской областей, Ставропольского, Красноярского и Камчатского краёв, Еврейской автономной области, а также Чувашии, Удмуртии, Калмыкии, Чечни и Карачаево-Черкессии. Ученики 4-х классов совместно с родителями выберут для изучения одно из предложенных направлений: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики. Мы считаем, что, признавая уникальность каждой религии, необходимо обратить внимание учащихся на их общечеловеческие ценности, представляемые в каждой религии через толерантность, милосердие, любовь, веру, добро, стремление к духовному совершенству и т.д.

Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

О сложностях и проблемах реализации данного курса, о возможных рисках при преподавании дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» ведётся разговор на страницах научно-публистического журнала «Образовательная политика» [12; 15; 19]. Неоднозначным является вопрос о том, кто будет вести эту дисциплину. Например, В.Л. Бенин считает, что «маловразумительные разговоры будут идти до тех пор, пока мы не определимся с сутью предмета. И если он религиозен, то и вести его должны представители соответствующих конфессий и нечего кивать на отсутствие у них педагогического образования. Если же это предмет светский, а я на том стою, ибо уважаю действующую Конституцию и основанное на ней законодательство, то вести его должен светский педагог. И не просто светский, а хорошо и соответственно подготовленный педагог» [7, 114].

С нашей точки зрения, введение данной дисциплины или ещё десятка подобных дисциплин в образовательный процесс не даст должного результата, если не будут усовершенствованы основные принципы воспитания детей. Достаточно большой опыт в области воспитания накоплен в традиционных для России религиях: исламе, православии, иудаизме, буддизме. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегратив-ность программы духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни» [9, 21]. Мы считаем, что интегративность традиционного образования и культурных традиций основных религий (ислам, православие, иудаизм, буддизм) должна способствовать совершенствованию духовно-нравственной составляющей человека. В данной работе будут рассмотрены основы духовно-нравственного воспитания в исламе и авторская позиция по развитию исламского воспитания в современных условиях.

С религиозной точки зрения, считается, что человек по своей природе является совершенным существом. Так, например, в исламе утверждается: «Мы сотворили человеческий род наилучшим образом, в самом совершенном виде и наделили его самыми прекрасными качествами» [3, 563]. Ислам возлагает ответственность за воспитание детей на родителей и рассматривает их двоих в этой обязанности как первостепенных воспитателей над

другими. Всевышний призвал к воспитанию детей обоих родителей, сказав: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого - люди и камни. Над ним - ангелы суровые и сильные - не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано [16, 488].

Данный текст свидетельствует об ответственности родителей за результаты воспитания детей. Все родители хотят добра, счастья, здоровья своим детям, однако результат воспитания бывает разным. Успешность воспитания, с нашей точки зрения, во многом зависит от уровня духовно-нравственного развития родителей. Необходимо учитывать также и отношение родителей к религии. Родители относятся к религии по разному. Есть ортодоксально неверующие (атеисты); сомневающиеся - не определившиеся в вопросах веры (с одной стороны, кажется, есть Всевышний, с другой, - кажется, его нет); умеренно верующие - соблюдающие столпы ислама, основы веры, но живущие по законам мирского сообщества, со своими достижениями и некоторыми человеческими прегрешениями; искренне верующие - живущие по законам шариата. Родители, относящиеся к одной из групп, будут по-разному воспитывать и влиять на внутренний мир развивающегося человека: одни из них станут успешно формировать его духовно-нравственную составляющую, другие - ориентировать ребёнка преимущественно на материальные стороны жизни.

Необходимо учесть, что на развитие человека (или искажения его внутреннего мира) влияют институты воспитания: детские сады, школы, вузы, другие образовательные структуры. В настоящее время, с нашей точки зрения, институты воспитания в основном ориентированы на социализацию человека, без достаточного внимания к развитию его внутреннего потенциала. Анализ литературы по исламскому воспитанию [1; 2; 4; 5; 6; 8; 10; 11; 14; 26; 30] позволяет констатировать многообразие факторов, влияющих на развитие человека, что, естественно, затрудняет выбор эффективного механизма воспитания, но позволяет проанализировать значимые факторы развития человека. Ключевыми компонентами исламского воспитания выступают: вера во Всевышнего; духовное развитие; развитие интеллекта; самосовершенствование; здоровый образ жизни; жизнь по шариату. Остановимся на них подробно.

Вера во Всевышнего. В своей жизни человек опирается на жизненный опыт, сформированный предыдущими поколениями. Высокие чувства, основанные на авторитете доброты, дружбы, любви, творчества, организованности, зависят от уровня духовного развития человека, от его воспитания и культуры. Религиозные чувства подразумевают совокупность веры человека в бесконечность силы и власти Всевышнего, создавшего все живое и неживое вокруг, уверенность в его защите и поддержке, проявления искренней покорности и благодарности ему. Жизнь с верой во Всевышнего способствует формированию как внутренней гармонии, так и внешних гармоничных взаимоотношений с окружающими людьми. Стремление к жизненной гармонии на основе индивидуальной и коллективной деятельности становится смыслом жизни человека, предусматривая, что это предопределено Всевышним.

Гармоничность мироздания, так же, как и гармоничность человеческой жизни, зависит от его создателя - Всевышнего. Естественно, нельзя уповать только на Всевышнего, многое в жизни человека зависит и от него самого, однако человеку не подвластно изменить то, что ему предопределено Всевышним. Человеку всегда предоставляется возможность выбора своего пути - праведного или неправедного, за результаты которого ему придётся впоследствии отвечать перед Всевышним. Степень отклонения от гармоничного воспитания человека зависит от его духовной составляющей.

Рис. 1. Современное воспитание человека в исламе

Духовное развитие человека. Понятия «духовность», «дух», «душевность», «душа» «нравственность», «мораль» часто путают друг с другом, что мешает однозначности понимания при рассмотрении проблем воспитания. Анализ философской, религиозной, психоло-го-педагогической литературы позволяет нам выразить своё отношение к изучаемым понятиям.

Духовность - характеристика нематериальной сущности человека, раскрывающая его внутренний мир, культурные представления, мировоззрение, отношение к Всевышнему. Духовность выражается как качественная характеристика человеческой деятельности. К духовным характеристикам можно отнести чувства, эмоции, убеждения, желания, мышление, мораль, доброту, порядочность, устремления, тактичность, отзывчивость, культуру, образованность, творчество, мировоззрение, знание, красоту, любовь, милосердие и т.д. Духовность проявляется как вдохновение, творчество, поиск себя, стремление к Всевышнему, проявление душевности, чистота помыслов, гармоничная жизнь сообразно божественным заповедям и т.д. Духовный (внешний фактор) обусловлен требованиями общества, в котором живёт человек. Человек выполняет те требования, которые выработаны сложившейся в обществе культурой, правилами этики, морали, нравственности, эстетики; показывает себя в той степени духовно развитым, в какой это от него требуют при выполнении общественных, профессиональных, семейных (в глазах окружающих) обязанностей. Иногда бывает так, что кажущийся высоко духовно развитым на работе гражданин становится в домашних условиях невыносимым по отношению к своим близким.

Духовный (внутренний) потенциал, с точки зрения ислама, связан с верой во Всевышнего, с уровнем внутренней культуры, с развитием ценностных ориентаций, проявлением психических составляющих, стремлением жить гармоничной жизнью. Идеальным является случай, когда внутренняя духовность человека совпадает с проявлением его внешней духовности.

Стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры - потенциал развития духовного мира человека.

Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека, связанных с потребностью в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др.

Дух - жизненная сила человека, связанная с нематериальной основой сущности человека и раскрывающаяся через связь с Всевышним. По поводу зарождения жизненной силы, духа в Коране сказано: «Это - ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца» [16, 353].

Душа - характеризует уровень ценностной основы внутреннего мира человека и проявляется через его психические характеристики.

Душевность - проявление внутреннего мира человека в действии.

Нравственность - внутренняя установка и действие индивида в области моральных норм в соответствии с Законами и правилами общества, этические отношения, эстетические проявления на практике. Коран по этому поводу гласит: «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд» [16, 144].

Уровень нравственности человека зависит от его отношения к окружающему миру: к человеку, к природе, ценностям, в целом к творению Божию. В призывах к исламскому воспитанию указывается: «Недостаточно только донести и объяснить людям исходные положения ислама, недостаточно сделать кого-либо мусульманином. Наиважнейшее значение придаёт ислам духовно-нравственному воспитанию правоверных и совершенствованию моральных качеств каждого члена человеческого общества» [21, 5].

Нравственность заключается в гармоничном отношении к людям, неприятии всего негативного, связанного с разбирательствами, ссорами, спорами, сплетнями и т.д. Нравственно-развитым является человек с развитой верой, с проявлением совести, долга, терпения, милосердия, толерантности, ответственности, гражданственности, патриотизма. Ислам поощряет такие качества, как честность, любовь, сострадание, великодушие, правдивость, надёжность, готовность прийти на помощь. Нравственную позицию человека можно оценить по проявлению ценностных ориентаций при преодолении жизненных ситуаций, по отношению к проблемам добра и зла, реализации человеколюбия и т.д.

Мораль - совокупность норм и принципов поведения человека, связанных с отношением к Всевышнему, к обществу, к людям.

Для развития человека, кроме духовной составляющей, важную роль играет наличие материальной основы, под которой понимается ориентация на социализацию, с точки зрения приобретения определенного социального положения, связанной с получением личных выгод, привилегий или независимости, а также удовлетворения физиологопсихологического компонента его жизнедеятельности. Социальный фактор достигается социализацией человека, благодаря усилиям семьи, институтов государства, общества. Рассмотренные понятия развития человека по исламу схематично представлены на рис. 2.

Мы считаем, что основными факторами развития человека, по исламу, могут выступать духовность, разум, материальная сторона изучаемого вопроса. Наряду с указанными факторами, влияющими на развитие человека, существенным элементом воспитательного процесса является совершенствование его интеллекта.

Развитие интеллекта. Сегодняшний век - это век изобилия информации. Основная задача образования, считают некоторые, дать развивающемуся человеку как можно больше информации, вооружить его знаниями. Самое интересное, что человека об этом не спрашивают и не интересуются, надо ли все это ему, считая его несмышленым, не разбирающимся ни в чем, ставя центральной фигурой не самого ученика, а учителя, воспитателя, родителя. Однако Всевышний наделил человека великими возможностями, индивидуальным интеллектом. Интеллект (от лат. \ntellectus - понимание, познание) - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение - и имеет многогранное значение. Мы придерживаемся понятия «интеллект», развиваемого Л. Терстоуном, который отвергает идею общего интеллекта и выделяет семь первичных умственных способностей: «пространственную» (оперирование пространственными отношениями); «восприятие» (детализация зрительных образов); «вычислительную» (оперирование числами); «вербальное понимание» (значение слов); «беглость речи» (подбор нужных слов); «память»; «логическое рассуждение» (выявление закономерности в ряду цифр, букв, фигур).

Интеллект реализуется через целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели, через способности познавать, обучаться, мыслить логически систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д. В настоящее время практикуется широко разработанный диагностический аппарат, связанный с определением интеллекта: прогрессивные матрицы Равена, тест «Социальный интеллект» Гилфорда, тест Векслера, тест структуры интеллекта Амтхаура, школьный тест умственного развития, рисуночные тесты и т.д. Мы считаем, что уровень интеллекта у обучающихся в значительной степени зависит от успешности использования тренировочных методик, но иногда этот опыт использовать затруднительно при изучении религиозных аспектов образовательного процесса. С нашей точки зрения, успешность интеллектуального развития человека в духовной области может обеспечивать использование исламских шамаилов. Понятие «шамаил» означает станковую по форме и религиозную по содержанию картину, основанную на искусстве арабской каллиграфии. «Дидактические исламские шамаилы», разработанные совместно с профессором Валиуллой Ташлытау и старшим преподавателем Артуром Хайруллиным, могут быть использованы в образовательном процессе медресе, религиозных вузов. «Дидактический исламский шамаил», строится на основе дидактической многомерной технологии, разработанной Научной лабораторией дидактического дизайна в профессионально-педагогическом образовании [31].

оСНоВЪ! И0Д;1 аЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИСЛАМСКИЙ ШАМАИЛЬ

Рис. 3. Дидактический исламский шамаил

В качестве примера на рис. 3 представлен «Дидактический исламский шамаил» для тренировочных занятий в религиозных образовательных учреждениях. Обучающимся предлагается на концах осей расставить базовые составляющие ислама (столпы ислама и основы Веры), а на осях расположить их составляющие, и наоборот: зная составляющие ключевых элементов, расставленных на координатных осях, обозначить ключевые элементы основ ислама на концах координатных осей. Данное наглядное средство когнитивного характера способствует развитию мышления слушателей, более конкретному и системному представлению рассматриваемой информации, повышению интереса к изучаемой теме, оно же позволяет проводить тренировочные упражнения по разным темам, связанным с нравственностью, моралью, духовностью и т.п. Благодаря новому дидактическому средству, развивается интеллект слушателей, который тесно связан не только с успешной деятельностью под руководством преподавателей, воспитателей, наставников, но и с умением осуществлять самостоятельную деятельность, то есть самосовершенствоваться.

Самосовершенствование. Человек послан для жизни на земле Всевышним для прохождения определенных для него испытаний, для достижения целей в жизни, решения своей миссии. Одной из основных задач человека в исламе является постижение глубины смыслов священного Корана, хадисы Пророка Мухаммеда (1), движение по прямому пути, предначертанному Всевышним.

Развитие предполагает самосовершенствование человека в течение всей его жизни. Жизнь на Земле - это только миг для человека, и поэтому каждый человек с самого детства должен определить, что наиболее важно, ценно, интересно лично для него, на что готовы его разум, тело и душа, чтобы развиваться гармонично в соответствии со своими возможностями и желаниями. В первую очередь, необходимо для самосовершенствования души искоренять все низменные качества, которые появляются у человека, если не работать над собой - лень, грубость, зависть, клевета, гордыня, жестокость. Необходимо также формировать способности, связанные с совершенствованием логического мышления, развитием памяти, умением выделить главное в тексте, выполнять квалифицированно анализ и синтез, способствующие решению проблемы. Самосовершенствование включает также физическое развитие на основе занятий спортом и организации здорового образа жизни.

В исламе большое значение уделяется проблеме самосовершенствования человека -ему предоставляется возможность выбора решения проблем, акцентируется внимание на ответственности за понимание жизни и за то, чтобы прожить ее в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

(1) В религии ислам при упоминании Пророков принято добавлять следующее высказывание «Да благословит его Аллах и приветствует».

Каждый человек рождается с чистой душой, свободной от всяких пороков. Однако существующая реальная жизнь подвигает человека совершать не только праведные дела. Через зрение, слух, осязание, обоняние и другие органы чувств человек получает как положительную, так и отрицательную информацию, нарушающую первоначальную чистоту его души. Возникает необходимость очищения от вредных внешних воздействий на человека.

Самосовершенствование зависит от тех проблем, которые возникают у человека. Познание глубины исламских наук обусловливает, как упоминалось, необходимость развития логического мышления, памяти, умения выделять главное в тексте, в общении, умения квалифицированно осуществлять анализ и синтез и т.п.

Важная роль в самосовершенствовании человека отводится формированию таких его нравственных качеств, как доброта, скромность, честность, благородство, умение выполнять обещания, надежность, умение хранить секреты, чистоплотность, великодушие и умение прощать, уважение к окружающей среде, уважение прав и свобод других людей, приветливость, порядочность, трудолюбие, умение быть положительным примером для своих детей, семьи и окружающих и т.д.

В подтверждение этому в Коране приводятся следующие аяты: «...и всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ей распущенность и богобоязненность! Получил прибыль тот, кто ее очистил; понес убыток тот, кто ее утаил» [16, 528]; «Я не оправдываю свою душу - ведь душа побуждает ко злу, если только не помилует Господь мой» [16, 198].

Самосовершенствование внутреннего мира мусульманина через размышления над своими ошибками способствует очищению его души. Если человек усердно размышляет над своим неправильным поступком, чтобы не допустить его повторения в дальнейшем, то это акт самосовершенствования, ведущий к развитию. Напротив, если он относится к такому поступку легкомысленно, это приводит к «загрязнению» его души, способствует его деградации. Как уже отмечалось, самосовершенствование включает физическое развитие на основе занятий спортом, организацию здорового образа жизни, что является составной частью исламского воспитания.

Здоровый образ жизни - это система гармоничной жизни человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный

режим жизни и отказ от вредных привычек), с учётом религиозных и национальных традиций, обеспечивающих человеку физическое, душевное, духовное, нравственное и социальное благополучие. Многие болезни у человека возникают из-за деформации его внутреннего мира, из-за нарушения внутренней и внешней гармоничной жизни. В исламе это упоминается в высказываниях Пророка Мухаммеда: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» [24, 788].

В современных условиях «Алкоголизация и наркотизация населения России достигли небывалых размеров. Эти два социальных недуга современности ежегодно уносят тысячи молодых жизней. Естественная убыль населения (т.е. превышение смертности над рождаемостью) составляет 1,5 млн. человек в год. Продолжительность жизни мужчин в России в 2002 году - 56 лет. По прогнозам аналитиков, если такие темпы смертности будут и далее продолжаться, к 2050 году население России сократится на половину, а к 2080 году должно вообще исчезнуть» [20, 24].

В исламе считается, что каждый мусульманин ответственен перед Всевышним за недопущение деяния, которое может привести к страданию людей, ответственен за установление мира, спокойствия и справедливости между людьми. Даруя человеку жизнь, Всевышний наделил его и ответственностью за свое здоровье. Пророк Мухаммед советовал ценить здоровье, пока не наступила болезнь [25].

Известно, что болезнь легче предупредить, чем заниматься впоследствии лечением. Для нашего телесного здоровья необходимо питаться, спать, одеваться, заниматься физкультурой, работать, соблюдать гигиену. Питание имеет особое значение в жизнедеятельности людей. По исламу, с малых лет приучают детей не употреблять харамную пищу: спиртные напитки, свиное мясо, колбасы в которых могут быть харамные продукты, пищу, которая была украдена.

Умеренность в питании может обеспечиваться, если следовать при приеме пищи рекомендациям Пророка Мухаммеда: мысленно поделить желудок на три части: одну часть -для еды, одну часть - для воды и одну часть - для воздуха. К здоровому образу жизни мусульманина относятся также физическая и духовная чистота. Мусульманин должен остерегаться дурных мыслей, укрощать свой язык от дурных слов, свое тело от грязи и заболеваний, в своем окружении создавать гармонию.

Сохранение здоровья и психологическое равновесие зависит от сбалансированной гигиены, полноценного сна, сбалансированного питания, отдыха, душевного равновесия, познания своего тела и души. Пророк Мухаммед сказал: «Используй пять вещей, прежде чем столкнёшься с пятью другими: используй жизнь до того, как придёт твоя смерть, используй твою молодость до того, как придёт к тебе старость, используй твоё здоровье до того, как придёт к тебе болезнь, используй твоё свободное время до того, как ты окажешься занят делами, используй твоё богатство до того, как придёт к тебе бедность» [25].

Здоровый образ жизни невозможен без гармоничного внутреннего мира человека. Воспитательная деятельность в исламе предусматривает соблюдение правил и законов шариата, основанных на Коране и высказываниях Пророка Мухаммеда.

Жизнь по шариату. Завершающим ключевым элементом воспитания в исламе является понятие «жизнь по шариату». Имеется точка зрения, что шариат - это свод мусульманских религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на Коране. Не исключая данного подхода, необходимо учитывать, что жить по шариату в соответствии с Кораном и Сунной - это творить добро, добросовестно трудиться, быть честным, добрым, порядочным, не завидовать, не лгать, не злословить, не воровать, не делать зло другому, не перебивать торговлю, не есть харам, не зарабатывать на хараме, не уничтожать природу без необходимости, не убивать животных без необходимости, уважать соседей, навещать родственников, любить и оберегать своих детей, учить их тому, что умеешь сам, не гордиться и быть добропорядочным человеком, относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе и др.

Человек в своем развитии стремится иметь эталон для подражания. А.С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение» [18, 4].

Для мусульман пророк Мухаммад является эталоном для подражания. В Коране, в суре «Ахзаб» аят 21, сказано: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» [16, 357]. В Коране (аят 129 суры 2 «Корова») говорится: «И воздвигни среди них посланника, из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине -великий, мудрый» [16, 17]. Из этого аята следует, что основная цель Пророка заключается в очищении людей, в их развитии и росте. Изучение жизнедеятельности Пророка Мухаммеда, применение хадисов в жизни будет способствовать гармонизации внутреннего мира человека, его успешному развитию.

Таким образом, рассмотренные ключевые факторы современного воспитания в исламе: вера во Всевышнего, развитие интеллекта, самосовершенствование, реализация здорового образа жизни, соблюдение правил и законов шариата в повседневной жизнедеятельности - могут быть полезны для использования в системе повышения квалификации, для учителей - при подготовке к занятиям по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», для преподавателей вузов, классных руководителей, родителей - в качестве дополнительного материала, раскрывающего особенности духовно-нравственного воспитания в исламе.

1. Абдул-Мути, А. Воспитание в исламе. Наши дети [Текст] : практич. руководство / пер. с англ. - СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2007. - 384 с.

2. Ал-Газали. Основы духовности [Текст]. - СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2008. - 192 с.

3. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка ; под ред. Р.У. Ходжаевой. - Казань : изд-во «Дом печати», 2001. - 639 с.

4. Аляутдинов, Ш. Дети и ислам [Текст] / Ш. Аляутдинов. - СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2010. - 192 с.

5. Бахадори, Н., Расул, К. Духовное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в раю [Текст] / Н.Бахадори, К. Расул. - СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2009. - 192 с.

6. Бахадори, Н., Расул, К. Растим гармоничного ребенка. Красота исламского воспитания [Текст] / Н. Бахадори, К. Расул. - СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2009. - 160 с.

7. Бенин, В.Л. О религиозной культуре, светской этике и новых провайдерах (полемические заметки по известному поводу // Педагогический журнал Башкортостана. 2010, №4 (29). С. 106-117.

8. Гюлчур, М.К. Культура поведения в исламе [Текст] / М.К. Гюлчур. - СПб. : ООО изд-во «Диля», 2008. - 184 с.

9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 23 с.

10. Зарипов, И., Ибн Мирзакарим ал-Карнаки. Идеальная мать [Текст]. - СПб. : изд-во «ДИЛЯ», 2009. - 288 с.

11. Зухейли, В. Мусульманская семья в современном мире (Аль-усра аль-муслима фи аль-алям аль-муасыр) [Текст] / пер. с араб. Е.М. Сорокоумовой (Умм Иклиль). - М. : Аль Китаб, 2009. - 504 с.

12. Карабанова, О.С. Прежде всего мы формируем гражданскую идентичность // Образовательная политика. №1-2 (39-40), 2010. - С.9-14.

13. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : изд. центр «МарТ», 2005. - С. 39.

14. Койчуев, А.А.-Дж. Педагогический потенциал ислама в светском образовании: теоретическая основа и практический опыт [Текст] : моногр. / А.А.-Дж. Койчуев. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2009. - 266 с.

15. Кондаков, А.М. Важно сохранить духовные национальные ценности // Образовательная политика. №1-2 (39-40), 2010. - С.15-18.

16. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 537 с.

17. Краткое описание Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (материалы Общественной палаты РФ). / http://www.oprf.ru/newsblock/news/1796/chamber news.

18. Макаренко, А.С. Из лекции «Общие условия семейного воспитания» // Педагогические соч. : в 8 т. - М. : Педагогика, 1984. - Т.4. - 267 с.

19. Материалы круглого стола. Как избежать рисков / А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков, М.В. Никитин, К.Г. Митрофанов, В.С. Собкин, А.Я. Данилюк, А.М. Реморенко, М.Ю. Новицкая, А.Г. Шмелёв, О.А. Карабанова // Образовательная политика. №1-2 (39-40), 2010. - С.19-25.

20. Муратов, М.С. Психотерапия в намазе [Текст] / М.С. Муратов. - Казань : Иман, 2004 - 237 с.

21. Омер Челик, Мустафа Озтурк, Мурат Кая. Лучший пример. В призыве - воспитание. Самый прекрасный Человек [Текст] / пер. с тур. Т.2. - М. : издат. группа «САД», 2007. - 432 с.

22. Рапацевич, Е.Ц. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст] / Е.Ц. Рапацевич. - Минск : Современная школа, 2010. - С. 73.

23. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. - С.163.

24. Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благославит его Аллах и да приветствует [Текст] / пер. с араб. Абдулла Нирша. - 5-е изд., испр. - М. : Умма, 2007. - 960 с.

25. Сахих аль-Джами, 1077. / http://meimuna.livejournal.com/15908.html.

26. Семейная педагогика в исламе / пер. с тур. А. Разоренова. - М. : издат. группа «САД», 2008. - 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев., А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов - М. : Школа-Пресс, 1997. - С.128.

28. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - С. 248.

29. Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - С.28.

30. Харисова, Л.А. Ислам: духовно-нравственное обучение школьников : конспекты занятий [Текст] / Л.А. Харисова. - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

31. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты [Текст] : теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. - М. : Народное образование, 2002. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.