Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в мусульманском мире – вековые традиции или научная концепция?'

Духовно-нравственное воспитание в мусульманском мире – вековые традиции или научная концепция? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1693
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косинов А. В.

Вопрос духовно-нравственного воспитания личности в соответствии с нравственным идеалом современного общества требует от современной педагогической науки создания новых технологий, методов воспитания с возможностью сохранения культуры и народных традиций. Запрос современного общества требует значительной интеграции естественных и точных наук в педагогический процесс воспитания личности. Ислам, одна из мировых культур, сохранила свои вековые традиции, активно догоняя западные страны по уровню технологий. Анализ трудов ученых, изучающих ислам, показал систематизированность и надежность передачи традиций данной культуры, основа которой кроется в Коране, священной книге ислама. Исследователи доказали, что в строках Корана скрываются разгадки многих тайн научного знания, теорий и законов, к которым Человечество шло сотни лет развития мировой науки. Возможно, один из вариантов решения проблемы духовно-нравст­венного воспитания общества может дать анализ некоторых разделов данной книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в мусульманском мире – вековые традиции или научная концепция?»

- деятельностный - действует сам ученик (со стороны педагога - одобрение, стимулирование, поощрение), действует сам педагог (координация действий специалистов в учебном учреждении и вне его, прямая и безотлагательная помощь);

- рефлексивный - совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление новой жизнедеятельности [1].

Педагогическая поддержка реализует потребность общества в построении такого образования, при котором обучающиеся могут освоить и овладеть механизмами самоопределения и самореализации. Субъектом этой деятельности может стать тот педагог или то педагогическое сообщество, которое разделяет эту потребность.

Таким образом, педагогическая поддержка - это система средств, которые обеспечивают помощь обучающимся в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском; профессиональном самоопределении и саморазвитии, а также помощь в преодолении проблем самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Список литературы:

1. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции / Под ред. чл.-корр. РАО О.С. Газмана. - М., Инноватор, 1996.

2. Якунин В.А. Педагогическая психология: уч. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ - ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ ИЛИ НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ?

© Косинов А.В.*

Московский гуманитарный университет, г. Москва

Вопрос духовно-нравственного воспитания личности в соответствии с нравственным идеалом современного общества требует от современной педагогической науки создания новых технологий, методов воспитания с возможностью сохранения куньтуры и народных традиций. Запрос современного общества требует значительной интеграции естест-

* Аспирант кафедры Педагогики Высшей школы.

венных и точных наук в педагогический процесс воспитания личности. Ислам, одна из мировых куньтур, сохранила свои вековые традиции, активно догоняя западные страны по уровню технологий. Анализ трудов ученых, изучающих ислам, показал систематизированность и надежность передачи традиций данной куньтуры, основа которой кроется в Коране, священной книге ислама. Исследователи доказали, что в строках Корана скрываются разгадки многих тайн научного знания, теорий и законов, к которым Человечество шло сотни лет развития мировой науки. Возможно, один из вариантов решения проблемы духовно-нравственного воспитания общества может дать анализ некоторых разделов данной книги.

Современный процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как общественно-историческое и закономерное явление имеет своим назначением подготовку культурного и всесторонне развитого общества, в котором бы каждая личность представляла собой историческую единицу, сохраняющую в себе единые ценности Человечества. Достижение такой цели не может быть односторонним процессом, касающимся только воспитания. Создание целого, гармонично развитого общества невозможно без включения в данный процесс науки и образования.

Как ни покажется странным на первый взгляд, религия всегда имела место в процессе образования общества и научного познания. Это объясняет тот факт, что всегда там, где наука была бессильна раскрыть тайны природы, в процесс изучения включалась религия, объясняя данное явление аксиомой. Тот же процесс всегда был актуален и для образования: что не поддавалось разумному объяснению, объяснялось действием Высших сил. Спустя некоторое время появилась наука материалистов, достижения которой сначала дали результат, но позже завели науку в тупик, подставив под вопрос само назначение науки, так как, если вся Вселенная и все, нас окружающее, согласно данной концепции, есть случайное стечение обстоятельств, то и его изучение - пустая трата времени. В результате, наука была вынуждена снова обратиться к религии в тех моментах, где она не могла найти объяснения тем или иным научным фактам. Данной позиции придерживается большинство ученых.

Особый интерес научных исследователей ХХ-ХХ1 вв. привлек ислам, менее изученная религия, имеющая в основе крайне интересные традиции и ценности. Особый интерес представляет Священный Коран, текст которого был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду. Анализ Корана многими учеными классики и современности показал поразительные результаты. Например, до XX в. люди считали, что реки и ручьи питает вода, конденсирующаяся в горных источниках. Позже было доказано, что водообъ-ем рек зависит от количества осадков. А много веков до этого, аят суры «Аль Зумар» вполне закономерно объясняет это явление: «Не видел ли ты, как Аллах низводит воду с небес и проводит ее источниками по земле? Ею

он взращивает травы, разновидные по своим цветам» [1, 39.21]. Следующий пример: современной наукой доказано, что горы являются глубокими основаниями геологических складок. Аят суры «Аль Наба» доказывает это значительно раньше: «Не Мы ли установили землю как ложе, а горы как столбы?» [1, 78.6-7]. Еще один пример: в аяте суры «Аль Анбия» есть такие строки: «И из воды Мы произвели всякое живое существо...» [1, 78.11]. Спустя много веков ученые выводят гипотезу о водном происхождении живых существ. Подобных примеров в Коране колоссальное количество.

Духовно-нравственное воспитание любого общества всегда начинается с рассмотрения его духовных и нравственных ценностей. Один из известных ученых-исследователей ислама, Али Хал иль Мустафа, считает, что каждый человек выбирает для себя нравственное ориентиры на основании своего жизненного опыта, которые передает молодому поколению. Духовные и нравственные ценности ислама ученый определяет так: «Это комплекс мерил и определений, исходящих из основных представлений о мире, жизни, человеке, Боге так, как представляет их ислам. Они формируются у отдельного человека и общества на основе тех ситуаций и опыта, которые имеют место в практической жизни. Именно они дают человеку возможность выбрать для себя цели и жизненные ориентиры, соответствующие его возможностям» [2].

Вопросам воспитания духовности и нравственности личности в Коране отводится каждая строка. Вся книга несет характер смирения перед волей Аллаха и напоминания о судьбе души после окончания Земной жизни, которая зависит от действий человека. Согласно исламу, человек объединяет в себе душу и тело. Духовная сущность в Коране представлена как сердце, душа, дух и интеллект. Цель жизни человека состоит в покорности, службе, движении по пути к Аллаху: «О. те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое» [1, 34.70].

В книге «Исламская цивилизация», А.Х. Зарринкуб говорит о том, что ислам объединил многие народы со своими этническими особенностями в единое Мировое братство, в котором каждый несет ответственность за мораль и ценности религии. «Не только для арабов, но и для других народов покоренных стран ислам принес новые, неведомые им до сих пор этические и воспитательные ценности. Изначально нрав мусульман-бедуинов был прост, гуманен и доблестен. Эти качества были усовершенствованы предписаниями шариата» [3, с. 157]. В той же книге автор показывает значение целомудрия и верности семье для сохранения семейной чести: «Семейная и родовая честь была олицетворением этой морали. Другим ее проявлением выступает отвращение к разврату. Терпение в трудностях, следование нормам справедливости - вот черты, которые были характерны для моральной жизни бедуинов. Трезвое отношение к жизни, осмотрительность и экономность, перенятые у городских жителей, дополняют эти моральные качества, наделяя их практическими характеристиками» [3, с. 157].

Согласно исламу, каждый человек должен быть готов в любой момент предстать перед Аллахом, а, следовательно, всегда сохранять чистоту тела, души и замыслов: «Исламское воспитание предполагало привитие комплекса моральных качеств, носитель которых относится к миру так, как если бы он жил в нем вечно, а отношение к Богу должно было быть таким, что человек должен быть готов предстать перед Ним в каждый конкретный момент времени» [3, с. 158].

Духовно-нравственное воспитание в исламе и формирование системы мусульманских ценностей должно происходить через науку и образование. «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени» [1, 58.12]. «Скажи: разве сравняются те, которые знают и те, которые не знают? Поистине, вспоминают обладатели разума» [1, 39.12]. Те же самые слова мы можем найти в хадисах Пророка: «Искания науки обязательны для каждого мусульманина и для каждой мусульманки. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если бы она находилась в земле Китая. Кто хочет блаженства обоих миров, пусть ищет его в учении и знании. Ум без образования, все равно, что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве, а в знании» [4]. То значение, которое в исламе отводилось знаниям, умениям и навыкам, подтверждают действия самого пророка Мухаммеда: «Интерес мусульман к ратному воспитанию не шел вразрез со стремлением к освоению других знаний. Внимание к обучению в исламе было так велико, что сам пророк Мухаммед обещал свободу попавшим в плен при битве Бадр курейшитам взамен обучения грамоте детей мусульман из Медины. За каждым грамотным ку-рейшитом он закрепил по 12 детей. А после того, как дети научились читать и писать, пленники были действительно освобождены» [5, с. 9-15].

Многие исследователи мусульманской морали и этики неоднократно доказали значение, которое ислам придает практической сфере воспитания детей. Например, Г.Ю. Хабибуллина акцентирует внимание на высказываниях мудрецов, которыми насыщена вся исламская литература: «Мусульмане придавали большое значение и теоретическим, и практическим аспектам этики и воспитания. В их книгах многократно приводятся этические притчи и высказывания таких мудрецов, как Лукман, Гермес, Джама-си и Бузургмехр. У Мискавайха (один из величайших философов и ученых-энциклопедистов XI в.) этические аспекты до определенной степени являются заимствованными и имеют неоплатонический оттенок, а имам Аль-Газали интерпретировал их с суфийской точки зрения. В книге «Алхимия вечного счастья» он дал глубокое объяснение основ духовности простыми словами» [6].

Немалую роль в исламе отводят физическому воспитанию, как неотъемлемой части духовно-нравственного воспитания. «По преданию, второй праведный халиф, выдающийся государственный и религиозный деятель

Умар Ибн Хаттаб призывал мусульман обучать своих детей плаванию, верховой езде и стрельбе из лука. Омейядский халиф Абу-аль-Малик Ибн Марван рекомендовал воспитателю своих детей обучать их плаванию и приучать бодрствовать. Правитель Ирака и Хиджаза при омейядских халифах Хаджадж Ибн Юсуф считал обучение плаванию важнее и предпочтительнее, чем обучение навыкам письма» [7].

Анализ процесса духовно-нравственного воспитания в исламе показал наличие нескольких важных положений, на которых строится данный процесс: нормы действий мусульманина, ценностные ориентиры ислама, источники ценностей, окружающее пространство мусульманина. Эти положения были установлены на основе анализа Корана и Сунны. Адель аль-Фалях сформулировал следующие положения духовно-нравственных норм ислама:

1. «в жизни каждого человека существуют определенные цели и средства для их достижения. Необходимо осуществить эти цели в тех рамках, которые установлены в обществе и которые его удовлетворяют.

2. цели жизни у мусульманина формируются в виде определенных норм, исходя из которых он оценивает часть своих действий положительно, а другие - отрицательно.

3. духовно-нравственные нормы включают все элементы, то есть составляющие части общества и позиции по отношению к жизни. Мусульманин в своих ценностях стремится к милости Аллаха, что является главной целью в исламе.

4. ценности ислама формулируются в первоисточниках - Коране и Сунне, в виде требований, положений или обязанностей» [8].

На основании этих четырех положений Г.Ю. Хабибуллина определила технологию построения системы исламских ценностей:

1. «исламские ценности вытекают из источников ислама - из Корана и Сунны, являющихся обязательной основой при выстраивании системы исламских ценностей;

2. они извлекаются из шариатских законов, так как жизнь мусульманина полностью основывается на них. Ценности оформляются в виде призыва к добру или воздержания от дурного;

3. они отличаются универсальностью и совершенностью, а именно:

- охватывают мир человека и все, что в этом мире, а так же общество, в котором живет человек. Эти ценности определяют цели и устремления человека в жизни и все, что с ними связано. Следовательно, ценности становятся критериями любого действия человека;

- охватывают все сферы деятельности человека и его устремлений, полны, всеобъемлющи по целям и требованиям;

- построены на принципах твердой веры;

- отличаются продолжительностью и общностью для всех людей, независимо от времени и границ» [5, с. 5].

Справедливость данного заключения можно подтвердить строками из Корана: «А посредством того, что даровал тебе Аллах, стремись к последней обители, но не забывай о своей доле в мире этом!» [1, 28.77].

Исходя из общего анализа духовно-нравственного воспитания в исламе, можно сделать вывод, что культура ислама призывает к доброте, уважению старших, заботе об окружающем мире, друг о друге. Ислам призывает людей стремиться к добрососедству, дружелюбию, установлению международных отношений на основе справедливости и доброты. Отстаивать же свою точку зрения Коран разрешает только убеждением и аргументами. Иными словами, исламское духовно-нравственное воспитание предполагает формирование высоконравственного человека, максимально приближенного к общественному идеалу по своим индивидуальным качествам и стремлениям.

Стоит отметить уникальный факт, который показал сравнительный анализ ислама и православия. В основе этих двух религий лежат одни и те же культурные ценности: добродетель, уважение старших, забота об окружающем мире, доброжелательность, дружелюбие. Это значит, что если не брать во внимание духовные традиции, культурный идеал этих религий полностью совпадает. Между тем исламская культурная традиция, вследствие своей замкнутости и отчужденности, является самой сохраненной среди всех мировых культур. Взяв за основу методологию и технологию построения процесса исламского духовно-нравственного воспитания, Российская педагогика может создать свою методологию духовно-нравственного воспитания традиции русской культуры, идеальные ценности которой не расходятся с ценностями ислама, что заметно облегчает поставленную задачу.

В завершение можно обратиться к философской стороне данного вопроса: если научные исследования показали, что наука долгое время заблуждалась в своих теориях и гипотезах, в то время, как Коран предоставлял ответы на все вопросы, то и в решении проблемы духовно-нравственного воспитания современного общества методология ислама впоследствии окажется идеальной.

Список литературы:

1. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. - М.: Книга, 1990.

2. Али Хал иль Мустафа. Исламские ценности и педагогика. - Медина: Мактабат Ибрахим Халаби, 2005. - С. 34.

3. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация / Пер. М. Махшулова. - М.: Андалус, 2004.

4. Сунна. Ан-Навави.

5. Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование. Инновационные процессы в конфессиональном образовании. Ч. 1. - М.:ГК ИГЛ, 2007.

6. Основы духовности. - СПб.: Изд. Диля, 2008. - С. 7. - (Сер. «Уроки имама Аль-Газали»).

7. Мебред. Ал-Камел. - Лейпциг, 1874. - С. 150.

8. Адель аль-Фалях. Гуманистические ценности и мусульманская молодежь в России // Материалы международной конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России» (2006, г. Москва) / Отв. ред. М. Муртазин. - М.: Умма, 2007. - С. 5.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Крымшамхалова Л.С.*

Карачаево-Черкесский государственный университет им. УДж. Алиева,

г. Карачаевск

Повышение эффективности процесса гражданского воспитания средствами музейной педагогики требует выявления его современной цели с учетом ретроспективы.

Вопросы гражданского воспитания интересовали мыслителей с глубокой древности. Так, например, Конфуций, «учитель 10 тысяч поколений» (551-497 гг. до н.э.) придавал значение воспитанию «сыновнего» отношения к отцу, государю, проникнутого послушанием и осознанием своего места в общественной и должностной иерархии. В тоже время Конфуций видел связь между самосовершенствованием и способностью участвовать в управлении государством: «Если совершенствуешь себя, то разве трудно будет управлять государством?» [4, с. 520].

В античной культуре гражданское воспитание понималось как воспитание патриота, воина, гражданина, способного к исполнению, прежде всего, политических функций. Представитель Афинской школы философии Аристотель считал, что «гражданином в общем смысле является тот, кто при-частен к властвованию и к подчинению». Известный философ античности Сократ определял гражданский долг как добродетель, «полезную для всего народа», и соотносил с такими личностными качествами как «рассудительность» и «справедливость». Стройную систему государственно-гражданского воспитания дал Платон, который указывал, что при помощи «диалектики», по законам логики можно обосновать правила морали и государственного устройства, понять, в чем цель нашей жизни и каковы ее основные ценности.

В эпоху Ренессанса Николло Макиавелли в работе «Государь» [3] высказал новые идеи о сущности гражданского воспитания. По его мнению, государство должно решать задачу формирования качественных характеристик человека.

* Аспирант кафедры Общей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.