Научная статья на тему 'Мои беседы с мудрецом'

Мои беседы с мудрецом Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРСОВ ГЕОРГИЙ ГАВРИЛОВИЧ / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (СПБГУКИ) / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сергеева Нина Ивановна

Биографический очерк Г. В. Михеевой и собрание 11 небольших эссе – воспоминаний о библиотековеде Г. Г. Фирсове его соратников и учеников – сотрудников Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профильных учреждений и вузов страны и ближнего зарубежья. В заключительном эссе Р. С. Гиляревского приведены фрагменты из личной переписки с Г. Г. Фирсовым. 1 ноября 2012 г. в Российской национальной библиотеке прошло заседание памяти Г. Г. Фирсова, организованное совместно сотрудниками библиотеки и преподавателями кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мои беседы с мудрецом»

Н. И. Сергеева

Мои беседы с мудрецом

- Что самое полезное?

- Беседа с мудрецами.

Заратустра

Жизнь подарила мне встречу с одним из таких мудрецов - замечательным ученым, профессором, чудесным человеком с большим умом и горячим отзывчивым сердцем.

Георгия Георгиевича («Гэгэ» - как мы его называли в студенческой среде) впервые я увидела в стенах института, когда училась на бибфаке в 60-х гг. прошлого века. Поступив молодой девчонкой по специальности «библиотекарь-библиограф», честно говоря, стеснялась говорить подружкам, что буду работать в библиотеке. Я говорила, что буду организовывать различные мероприятия для взрослых и детей, проводить конференции, принимать гостей города. (Самое интересно, что в зрелые годы я именно этим занималась и продолжаю свою активную деятельность в этом направлении.)

На одной из конференций я увидела интереснейших представителей библиотечной профессии: Г. Г. Фирсова, В. Б. Банка, В. Ф. Сахарова, И. Е. Баренбаума. Это были такие колоритные личности (больше похожие на представителей кинематографа, как мне показалось). Как интересно и грамотно они говорили, как достойно держались! После этого я перестала стесняться своей будущей профессии и поняла, что начитанность и образованность красят человека. Вот что значит - первое впечатление...

Более близко я узнала «Гэгэ», поступив в аспирантуру, будучи мамой уже двоих детей (середина семидесятых). Темой моей диссертации была «Организация работы массовых библиотек ГДР», моим научным руководителем стал Георгий Гаврилович Фирсов. Кто как не он мог направить мои мозги в правильном русле изучения библиотечного дела зарубежья. Человек энциклопедических знаний, интеллигент, мастер дипломатии - его знали во всех странах соцсодружества, у него были ученики и в Германии, и в Польше, и в Болгарии. Когда я попала впервые в ГДР на стажировку, имя Фирсова открывало двери в самые разные учреждения: Университет им. Гумбольдта в Берлине, Национальную библиотеку, небольшие библиотеки - его знали всюду. И это помогло мне собрать необходимый материал для работы, познакомиться со специалистами и завести новых друзей.

Мои контакты с учителем стали достаточно часты, и после общения с ним я всякий раз получала сильный интеллектуальный импульс (и эмоциональный тоже), который мне очень помогал и в работе, и в личной жизни. Поездки к учителю совершались часто с моими хвостиками-детьми, их всегда ждало в доме Г. Фирсова угощение и непременно разговоры. Силу духа творца чувствовали все - и большие, и малые. Я совершенно уверена, что Георгий Гаврилович создал свою особенную систему воспитания, может быть, чем-то схожую с системой Карла Мая. Это, прежде всего, взаимное уважение и доверие учителя и ученика, развитие индивидуальных особенностей каждого, взаимодействие с семьей. Учитель всегда был в курсе не только моих научных дел, но и семейных. Когда я «умудрилась» вместо научной работы родить еще одно чадо, одним из первых, кто меня поздравил, был Гэгэ (я до сих пор с трепетом храню его поздравление). Пожелав здоровья мне и малышу, учитель мягко намекнул, что у меня предстоят еще одни роды - диссертация, которую он надеется увидеть в ближайшем будущем. Никаких возмущений, огорчений. Вот что такое интеллигент с большой буквы!

Я-таки стала многодетной мамой с научным званием, правда, спустя несколько лет.

Умение слушать и слышать - наука более трудная, чем говорить. Мой учитель блестяще владел этим.А как он говорил!! Его речь всегда была понятна, чиста и правильна. Он не любил иностранных слов, которые так засоряют русский язык. Г. Г. учил: пиши так, чтобы было понятно даже дворнику.

Научить нельзя, научиться можно. Вот я и училась.А учиться - значит меняться. Незаметно, год за годом и я менялась благодаря своему учителю. «Если хочешь развиваться, - говорил Георгий Гаврилович, - меняй свои старые привычки и взгляды, смотри по-другому на знакомые вещи». И действительно, желание расширить свой кругозор всегда приводит к переменам. Я принимала эти перемены в своей жизни. Я научилась этому благодаря учителю. Как же достойно выходил дорогой Г. Г. из разных жизненных ситуаций. Несмотря на трудную судьбу, он был полон оптимизма, стойкости и жизнелюбия.

Кто-то из ученых заметил: «Чтобы усваивать новое, надо поглощать знания с аппетитом». Ах, с каким аппетитом поглощала я знания в такой компании. Уроки культуры, которые преподал мне Г. Г., я прошла неплохо, по-моему. А культура - это опора человеческого достоинства. Надо развивать чувство собственного достоинства, отстаивать свою честь - вот что я вынесла из уроков учителя. Человек, живущий в истине, чувствует ее сердцем. И тогда многое в жизни становится простым и понятным.

Взаимная работа ума и сердца - вот секрет мудрой старости. На моих глазах я видела, как красиво и мудро стареет мой учитель, какие замечательные отношения выстроены им с коллегами, знакомыми, как красиво сложилась на старости лет его личная жизнь.

272 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2013 •

Немецкий писатель Людвиг Бернс как-то заметил: «Большое сердце, как океан, и никогда не замерзает». Так и сердце моего учителя не могло замерзнуть никогда!..

В наше нервное и неверное время (плохие программы и лживые новости по ТВ, двойная мораль в обществе, бездуховность вокруг) запретительными мерами мораль поднять невозможно, нужен живой пример. Ведь только духовное обновление человека создаст предпосылки для возрождения России. Таким примером в свое время был для меня Георгий Гаврилович. Лучший способ сохранить память о нем - это повторять его в своих делах, что я и делаю, став уже «многоэтажной» бабушкой. Общаясь в разных странах с самыми разными людьми, я стараюсь быть похожей на своего учителя. Есть люди, их считанные единицы, которые задают тон, меру жизни для других. «Одно хорошо: от жизни человеческой, от веков и поколений остается на Земле только высокое, доброе и прекрасное, только это.» - сказал И. Бунин.

Сила духа и творца подарила всем нам замечательного мудреца Георгия Гавриловича. Вечная ему память и благодарность за все, что мы имеем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.