Научная статья на тему 'Георгий Гаврилович Фирсов и Публичная библиотека'

Георгий Гаврилович Фирсов и Публичная библиотека Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРСОВ ГЕОРГИЙ ГАВРИЛОВИЧ / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (РНБ) / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (СПБГУКИ) / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михеева Галина Васильевна

Биографический очерк Г. В. Михеевой и собрание 11 небольших эссе – воспоминаний о библиотековеде Г. Г. Фирсове его соратников и учеников – сотрудников Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профильных учреждений и вузов страны и ближнего зарубежья. В заключительном эссе Р. С. Гиляревского приведены фрагменты из личной переписки с Г. Г. Фирсовым. 1 ноября 2012 г. в Российской национальной библиотеке прошло заседание памяти Г. Г. Фирсова, организованное совместно сотрудниками библиотеки и преподавателями кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ. Материалы раздела подготовлены к публикации Г. В. Михеевой и М. Н. Колесниковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Георгий Гаврилович Фирсов и Публичная библиотека»

Раздел 2 Воспоминания. Георгий Гаврилович Фирсов (1902-1990)

Биографический очерк Г. В. Михеевой и собрание 11 небольших эссе - воспоминаний о библиотековеде Г. Г. Фирсове его соратников и учеников - сотрудников Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профильных учреждений и вузов страны и ближнего зарубежья. В заключительном эссе Р. С. Гиляревского приведены фрагменты из личной переписки с Г. Г. Фирсовым. 1 ноября 2012 г. в Российской национальной библиотеке прошло заседание памяти Г. Г. Фирсова, организованное совместно сотрудниками библиотеки и преподавателями кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ. Материалы раздела подготовлены к публикации Г. В. Михеевой и М. Н. Колесниковой.

Ключевые слова: Фирсов Георгий Гаврилович, Российская национальная библиотека (РНБ), Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ), библиотековедение, история библиотечного дела

Г. В. Михеева

Георгий Гаврилович Фирсов и Публичная библиотека

История любого учреждения - это история жизни и деятельности людей, работавших в нем, во всех их взаимоотношениях: служебных и личных, административных и дружеских, взаимопонимании и противостоянии. История Публичной библиотеки не является в этом смысле исключением. Именно сотрудники, работавшие в ней, обслуживавшие читателей, обрабатывавшие и хранившие литературу, создавали ее историю. Одни из них промелькнули, недолго задержавшись в Библиотеке, другие отдали служению в ней всю жизнь. Но все они, так или иначе, внесли свой вклад в ее историю. Имена одних так и затерялись среди тысяч других, имена же отдельных личностей навсегда врезались в гранитную глыбу истории Публичной библиотеки, составив ее славу и гордость. Среди них не последнее место занимает Георгий Гаврилович Фирсов.

Г. Г. Фирсов впервые пришел в Государственную Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в 1932 г., когда он руководил библиотекой Ленинград-

ского плодоовощного института, и поступил на Высшие курсы библиотековедения при Публичной библиотеке, дабы получить специальное библиотечное образование. На курсах он занимался у таких крупных специалистов библиотечного дела, как известный библиограф и книговед А. Г. Фомин; историк-медиевист и библиотековед В. Э. Банк; специалист по каталогам, будущий заместитель директора Библиотеки по научной работе Б. Р. Зельцле; видный литературовед и книговед П. Н. Берков; библиотековед-предметизатор М. Э. Орловская; библиограф Л. И. Олавская.

В течение 1930-х гг. на Высших курсах библиотековедения прошли также подготовку и многие другие сотрудники Библиотеки, которые внесли большой вклад в развитие отечественной теории и методики каталогизации, в создание каталогов Публичной библиотеки и с большинством из которых в дальнейшем так или иначе работал Г. Г. Фирсов. Среди них следует назвать: опытного теоретика и практика описания изданий под заголовком коллективного автора, одного из создателей «Единых правил описания» (Л., 1960) в части многотомных изданий Н. Н. Гурскую; заведующую группой каталогизации иностранных книг Н. Н. Мустафину; методиста и составителя инструкций по описанию периодических изданий, сестру знаменитого библиографа-краеведа Н. А. Королева, А. А. Королеву. Тогда же на курсах учились составители генерального систематического каталога, опытные разработчики различных разделов схем советской Библиотечно-библиографической классификации (ББК) З. Е. Карякина и литературовед и предметизатор С. Г. Карпова; ведущий методист в области систематизации произведений печати и организации систематических каталогов М. В. Васильева; специалист по редактированию систематических каталогов М. Х. Юрик; библиотековед, преподаватель Высших курсов библиотековедения, будущий заведующий Отделом каталогизации Ц. А. Озерова; библиотековед-систематизатор, впоследствии заведующий Отделом систематизации, затем доцент Ленинградского государственного библиотечного института Б. Ю. Эйдельман; известный специалист-каталогизатор газет, автор инструкций и правил по каталогизации этого вида изданий, один из организаторов фондов и каталогов газет А. А. Францкевич и многие другие будущие коллеги Г. Г. Фирсова.

По окончании курсов с 6 ноября 1935 г. Георгий Гаврилович перешел на работу в Отдел каталогизации Публичной библиотеки, где погрузился в практическую и научную деятельность, занимался разработкой методики каталогизации и ведения алфавитных каталогов. С этого же года начал преподавать каталогизацию на Высших курсах библиотековедения при Публичной библиотеке. В 1935 г. Г. Г. Фирсов был зачислен в аспирантуру при Библиотеке по специализации «алфавитный каталог», его научным руководителем стал в то время заведующий Отделом обработки Б. Р. Зельцле.

Как неоднократно впоследствии признавался сам Георгий Гаврилович, он «вошел в Публичку с чувством благоговения и изумления перед величием и богатством человеческой мысли и знаний, хранящихся в ее фондах, и беззаветно полюбил Би-

блиотеку страстной любовью с первого взгляда и на всю жизнь». Это была не созерцательная, а деятельная любовь. Молодой специалист пришел к выводу, что для того чтобы сделать библиотеки, и в том числе Публичную библиотеку, по-настоящему доступными для читателей (как тогда говорили: «поставить их на службу социалистическому строительству, научно-техническому прогрессу, чтобы выполнить задачу широкого продвижения книг в массы»), необходима, в первую очередь, широкая и подробная информация о книжных фондах библиотек, для чего нужны хорошо организованные каталоги. Задача Публичной библиотеки - помочь в организации фондов и каталогов всем библиотекам. В 1936 г. он был назначен заведующим группой обработки однотомных изданий, так называемой группой «печатной карточки», в результате деятельности которой должен был быть создан репертуар русской книги XIX - начала XX вв. Особенно увлекала его мысль об одноразовой обработке всех произведений печати. Эта тема стала главной во многих его дальнейших научных работах. В 1938 г. в журнале «Красный библиотекарь» (№ 11. С. 36-39) появилась его первая печатная работа «Централизация каталогизации». 14 июня 1940 г. он успешно защитил на ту же тему кандидатскую диссертацию - первую среди аспирантов Публичной библиотеки и одну из первых по библиотековедению в Ленинграде. Официальными оппонентами диссертации «Централизация каталогизации. История, современное состояние и перспективы развития» были историк права, библиотековед и библиограф, будущий директор Библиотеки Академии наук Ин. И. Яковкин и литературовед и библиограф С. А. Рейсер.

С конца января 1940 г. Фирсов был назначен главным библиотекарем, а уже в мае того же года стал заместителем заведующего Отделом каталогизации.

С первых дней войны Георгий Гаврилович ушел добровольцем в народное ополчение и 6 июля 1941 г. уволился из Публичной библиотеки. Всю войну он служил в рядах Красной армии на политической работе: начальником библиотеки, начальником клуба, инструктором по пропаганде, заместителем начальника эвакогоспиталя по политической части, в политотделах разных воинских подразделений Ленинградского фронта. Войну он закончил в 1946 г. на 1-м Дальневосточном фронте и по демобилизации вернулся на работу в Публичную библиотеку с 14 мая 1946 г. на должность главного библиотекаря с возложением обязанностей заместителя директора Библиотеки по библиотечной работе. С 12 августа 1946 г., по уходе в отпуск, а затем увольнении директора А. В. Усова, Г. Г. Фирсов был назначен временно исполняющим обязанности директора Публичной библиотеки, каковым и состоял в течение первой половины 1947 г. В том же 1947 г. Высшая аттестационная комиссия присвоила ему ученое звание старшего научного сотрудника.

Георгий Гаврилович так и не был утвержден в должности директора, исполнял ее временно и по приходе в 1947 г. Л. Л. Ракова на должность директора Библиотеки вновь стал с 17 июня того же года заместителем директора. Тем не менее, память о его недолгом директорстве сохранилась у многих. Недаром один из крупнейших

библиотековедов нашего времени А. Н. Ванеев пишет в своих воспоминаниях, что «Г. Г. Фирсов был заместителем и директором ГПБ»1. Фирсову и впоследствии приходилось временно исполнять обязанности директора, в частности, в феврале 1952 г. в связи с переходом тогдашнего директора В. А. Андреева на другую работу2.

Первые послевоенные годы - пора напряженного всенародного труда. Коллектив сотрудников Публичной библиотеки шаг за шагом ликвидировал последствия блокады Ленинграда, заново организуя возвращенные из укрытий и эвакуации фонды и каталоги, налаживая нормальный ритм библиотечных процессов. Заботу о нуждах Публичной библиотеки неоднократно проявляли партийные и советские организации Ленинграда. Не обошли ее вниманием и высшие инстанции, в частности, Советское правительство. Вместе с секретарем парторганизации Библиотеки Л. М. Филипповой Г. Г. Фирсов при поддержке партийных и советских организаций города обратился к правительству с просьбой оказать помощь послевоенной Библиотеке. В результате были отпущены средства на капитальный ремонт зданий, приобретение необходимого инвентаря, восполнение лакун в фондах. Были значительно увеличены штаты и повышены ставки сотрудникам. В 1949 г. Библиотека получила замечательное в архитектурном отношении здание, построенное в 18041806 гг. Д. Кваренги, по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 36, превышающее по площади основное здание на пл. А. Н. Островского - Невском пр. - Садовой ул. На Фонтанку перевели общие читальные залы, за счет чего улучшилось обслуживание читателей в основном здании, увеличилось количество мест для научных работников. По инициативе Г. Г. Фирсова Библиотека была приравнена к научным учреждениям, и на ее сотрудников распространились льготы, принятые для работников подобных учреждений.

Сразу же после войны возобновилось участие Публичной библиотеки в создании общегосударственной инструкции «Единые правила описания произведений печати для библиотечных каталогов». Параллельно с созданием свода правил для крупных библиотек Публичная библиотека разработала совместно с Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина и Всесоюзной книжной палатой «Единые правила описания произведений печати для каталогов небольших библиотек и библиографических указателей». Окончательный текст этих правил был составлен Г. Г. Фирсовым совместно с Е. А. Новиковой и В. В. Немченко и переиздавался трижды (в 1953, 1954 и 1963 гг.). «Единые правила... для небольших библиотек» получили широкое распространение, они были переведены на ряд языков народов СССР и дополнены правилами описания книг на соответствующих национальных языках. Кроме того, их переводили и на языки некоторых социалистических стран.

Г. Г. Фирсов не только активно участвовал в подготовке этих правил, но принимал непосредственное участие в деятельности Межбиблиотечной каталогизацион-ной комиссии Министерства культуры РСФСР.

Георгий Гаврилович принял участие и в деятельности по совершенствованию каталогов самой Публичной библиотеки, созданием которых он руководил в течение многих лет. В круге многих проблем, стоящих перед Библиотекой, одной из важных он видел рекаталогизацию старых русских книжных фондов, выпуск печатных карточек и создание на их основе общей библиографии русской книги, т. е. национального библиографического репертуара.

За время работы в Библиотеке Георгий Гаврилович также способствовал совершенствованию основных процессов каталогизации, созданию печатной карточки на иностранную литературу, каталогизации русских книг, реорганизации системы каталогов, улучшению организации фондов, в частности фонда групповой обработки, совершенствованию научной и издательской деятельности, открытию новых отделов (литературы на языках народов СССР, литературы зарубежного Востока, для слепых и слабовидящих читателей). Упорядочению организации сложного каталожного хозяйства Библиотеки способствовала проведенная в конце 1940-х гг. по инициативе Г. Г. Фирсова паспортизация каталогов и картотек. Им же была разработана модель паспорта, включавшая 21 позицию.

Именно ему принадлежит заслуга в возобновлении деятельности в Публичной библиотеке с конца 1940-х гг. Ученого совета. По его инициативе и при непосредственном участии стали активно развиваться зарубежные связи Библиотеки. Уже к концу 1946 г. были заключены договоры об обмене изданиями с библиотеками Варшавского и Белградского университетов, с Союзом чешских библиотекарей, с Национальной и Университетской библиотекой в Праге, с Югославской Академией наук и искусств в Загребе, Варшавской публичной библиотекой, Народной библиотекой в Софии, Болгарским библиографическим институтом и др.

В этот период активизировалась вся научная и производственная деятельность Публичной библиотеки. Восстановление пострадавшего от войны хозяйства, дальнейшее развитие отечественной науки и культуры уже в первые послевоенные годы увеличили потребность в использовании фондов Библиотеки.

Серьезные дебаты вызвала представленная в 1946 г. на рассмотрение коллектива программа внутренней реконструкции Публичной библиотеки. Ссылаясь на опыт прошлого Библиотеки и достижения Парижской национальной и Нью-Йоркской публичной библиотек, ряд сотрудников ратовал за возвращение к систематической организации и расстановке фондов, предполагая при этом ускорение обслуживания, улучшение возможностей маневрировать фондами и перемещать их при отсутствии полочной площади для дальнейшего их прироста. Предлагалось вслед за созданием отраслевых читальных залов организовать и соответствующие отраслевые отделы. В итоге победила иная точка зрения, которой придерживался и Фирсов, совершенствование дифференцированного обслуживания при универсальной, форматно-хронологической организации фондов.

Особое внимание Георгий Гаврилович Фирсов уделял подготовке и воспитанию кадров, помог многим сотрудникам Библиотеки, не имевшим высшего образования, окончить Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской, добившись организации для них специальной группы с ускоренным сроком обучения. Его стараниями были также организованы годичные библиотечные курсы для обучения сотрудников, имевших высшее не библиотечное образование, существующие и поныне.

В 1946 г. возобновила свою деятельность аспирантура, существовавшая в Библиотеке по 1954 г. К 1947 г. число аспирантов Библиотеки превысило 30 человек. Научными руководителями аспирантов были такие крупные ученые, как литературовед, академик М. П. Алексеев, литературовед, член-корреспондент Академии наук С. Д. Балухатый, историк и архивист С. Н. Валк, член-корреспондент Академии педагогических наук Ш. И. Ганелин, историк техники, профессор В. В. Данилевский, историк, профессор Н. П. Полетика. Г. Г. Фирсов также активно включился в подготовку научных кадров. Только из числа работников Библиотеки он подготовил 6 аспирантов, защитивших кандидатские диссертации. Уже в 1948 г. он получил звание доцента.

К трагическим событиям, произошедшим в период директорства Г. Г. Фирсова, следует отнести пожар, возникший в помещении бывшего костела Св. Екатерины, где хранились штабелированные ценнейшие фонды прежнего Богословского отделения (I антирелигиозного филиала) и куда поступали из Германии трофейные фонды. В общей сложности в костеле насчитывалось около 450 тыс. томов. В результате возникшего 26 января 1947 г. пожара сгорело около 70 тыс. томов, среди которых наибольшую ценность представляли фонды старопечатных книг и рукописей диссертаций библиотеки бывшей Духовной академии и библиотеки Ф. Ф. Сидонского. Значительное число книг подмокло и было попорчено при тушении пожара.

В феврале 1949 г. в период аттестации научных кадров в Публичной библиотеке (а по сути - спланированной идеологической чистки) «за формальный аполитичный подход к решению важнейших общебиблиотечных мероприятий, явившийся следствием потери политической бдительности» (имелась в виду сплошная рекаталогизация старых русских книг без «идеологического» отбора) Г. Г. Фирсову было объявлено замечание.

В последующие годы он продолжал выполнять обязанности заместителя директора по библиотечной работе вплоть до 1955 г. Много времени уделял организации работ общих читальных залов.

С 10 сентября 1955 г. он перешел на работу в Институт культуры проректором по научной и учебной работе, и начался его долгий и славный путь в этом учреждении.

Однако Публичная библиотека навсегда оставила в его сердце неизгладимый след.

По воспоминаниям Г. Г. Фирсова, Публичной библиотеке были отданы лучшие, самые деятельные 23 года его жизни. Тысячи нитей научной работы, человеческих отношений продолжали связывать его с Библиотекой. На стенах его квартиры висели дорогие ему изображения: подаренная друзьями цветная фотография корпуса Росси, сделанная в начале 1950-х гг.; портреты его любимых учителей и сотрудников Библиотеки, с которыми он начинал в ней свою работу, - Б. Р. Зельцле, В. Э. Банка, М. Э. Орловской, Л. И. Олавской и др. Даже экслибрисы на книгах его библиотеки были сделаны с изображением здания Росси. Свой архив Георгий Гаврилович еще при жизни передал в Рукописный отдел Российской национальной библиотеки.

Его большая, отданная служению библиотечному делу жизнь отмечена преданностью избранному пути, энтузиазмом, широтой мысли, энциклопедичностью знаний, глубиной научных исследований, горячим желанием сделать как можно больше и лучше - чертами, отличающими настоящего ученого и интеллигента.

Мне выпало счастье писать в соавторстве с ним статьи, бывать в его доме, дружить с этим замечательным человеком, в жизни которого Публичная библиотека оставила такой яркий след, и такой неизгладимый след оставил он в истории Публичной библиотеки.

Примечания

1 Ванеев А. Н. Воспоминания о кафедре библиотековедения 1956-1980-е // История. Воспоминания. Документы: к 85-летию С.-Петерб. гос. у-та культуры и искусств / редкол.: П. А. Подболотов (отв. ред.) и др. СПб., 2003. С. 101.

2 ОАД РНБ. Ф. 10/1. Л. д. Г. Г. Фирсова (1936-1955). Л. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.