Научная статья на тему 'Могут ли вожатые научить мечтать?'

Могут ли вожатые научить мечтать? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ИДЕОЛОГИЯ СМЕНЫ / ИЗМЕНЕНИЯ КЛИЕНТСКИХ ГРУПП / ЗАПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ / НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИННОВАТОРЫ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕННЫМ КОЛЛЕКТИВОМ / STATE ORDER / IDEOLOGY OF CHANGE / CHANGES OF CLIENT GROUPS / PARENTS REQUESTS / NATIONALLY ORIENTED INNOVATORS / MANAGEMENT TECHNOLOGY OF TEMPORARY STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна

Ожидания современных подростков от детского лагеря. Запросы родителей относительно содержания программ. Актуализация вопросов безопасности подрастающего поколения. «Государственный заказ». Вожатый носитель идеологии смены. Подготовка вожатых для «Селигера». Дистанционная подготовка вожатых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Могут ли вожатые научить мечтать?»

МОГУТ ЛИ ВОЖАТЫЕ научить мечтать?

Наталья Юрьевна Лесконог,

главный специалист-эксперт отдела социальных проектов и программ Управления планирования проектов и программ Федерального агентства по делам молодёжи, кандидат педагогических наук, Москва

Подготовке вожатых для детских лагерей и профильных смен по-прежнему уделяется внимание: школы вожатых при вузах и детских центрах отдыха, факультативные курсы вожатского мастерства, студенческие педагогические отряды, летняя практика в лагере. Подготовка вожатых традиционно ориентирована на изучение методики и технологии организации досуговой деятельности, коллективно-творческих дел, анимацию, игры, а также формирование навыков работы с временным детским коллективом. Неудивительно, что большинство смен посвящено отдыху и творческим программам.

• государственный заказ • идеология смены • изменения клиентских групп

• запросы родителей • национально ориентированные инноваторы

• технологии управления временным коллективом

М

ежду тем в последнее время потребности детей и подростков, их ожидания от пребывания в детском лагере, на молодёжном форуме изменились: они хотят проводить время с пользой для своего личностного, профессионального, карьерного роста, они всё чаще выбирают профильные, тематические смены. Изменились и запросы родителей к организаторам смен, к содержанию программы смены, форума: не просто отдых по принципу «море, солнце, сто фантазий», а развитие детей, подростков, новые знания, навыки, умения, компетенции, а также новые возможности для продвижения ребёнка в определённом направлении (например, в сфере научно-технического творчества, предпринимательства, общественно-политической

деятельности). При выборе формы отдыха всё актуальнее становятся вопросы безопасности подрастающего поколения, в том числе психологический, эмоциональной: бывает, что организаторы смены буквально обрушивают на участников смен такое количество информации, которое подростку невозможно усвоить самостоятельно.

Изменились запросы и самих организаторов смен, в особенности, если их проведение финансируется из федерального бюджета: всё чаще звучит «государственный заказ» на национально ориентированных инноваторов, изобретателей, молодых учёных, бизнесменов, политических лидеров, волонтёров. Участники профильных смен отбираются по конкурсу.

Все эти изменения, происходящие у различных клиентских групп (участников и организаторов смен, родителей, государ-

ственных заказчиков), необходимо учитывать и при подготовке вожатых, которые фактически являются носителями идеологии смены и одновременно распространителями конкретных её идей посредством определённых технологий взаимодействия с детьми и молодёжью. В этой связи очень важно, чтобы вожатый сам принимал идеологию смены, разделял ценности, которые ему предстоит формировать у участников смены, а также владел современными технологиями управления временным коллективом, технологиями передачи и распространения информации, технологиями организации рефлексии и саморефлексии.

Подготовка вожатых для «Селигера»

Одна из идей Всероссийского молодёжного образовательного форума «Селигер» состояла в том, чтобы сформировать, укрепить у молодёжи России желание и стремление жить, работать, развиваться в своей стране и на благо страны, обеспечивая тем самым личную конкурентоспособность и конкурентоспособность России. Интересную задачу по подготовке вожатых к трансляции вышеуказанной идеи реализовали специалисты МГГУ им. М. Шолохова. До 2010 года на форуме «Селигер» вожатые не работали, были только инструкторы, отвечавшие за организацию быта отрядов («двадцаток») и спортивно-туристические занятия. Задачу усложняло и то, что участники форума не дети, а молодёжь от 18 до30 лет.

Сначала нужно было перевести идею заказчика форума в формат, понятный для молодёжи. В результате она сконцентрировалась в теме «Моя мечта». А задача вожатых — научить участников форума мечтать! Учить мечтать предстояло в форме ежедневных тематических бесед вожатых с молодёжью. Ну, а сам форум — ресурсная площадка для практической реализации мечты или, как минимум, старта для осознания и формулирования своей мечты в контексте задач стратегического развития страны.

Подготовка вожатых началась более чем за полгода до начала форума. На первом этапе искали 300 человек, готовых к роли вожатого для взрослых молодых людей. Среди требований к вожатым были такие, как наличие выс-

шего образования (к слову сказать, это обязательное требование и Всероссийского детского центра «Орлёнок» для работы с детьми до 15 лет), опыт преподавательской деятельности социально-гуманитарных дисциплин, опыт работы с детьми и молодёжью в профильных лагерях.

Кандидаты в вожатые участвовали в конкурсе резюме, написали эссе, прошли тестирование. Всё это помогло отобрать тех, кто своё будущее отождествлял с будущим своей страны, поддерживал демократизацию общества и направления стратегического развития России до 2020 года. Совпадение ценностей вожатых и организаторов смены, на мой взгляд, — залог успеха смены.

Далее параллельно разрабатывались сценарии тематических бесед и проходила дистанционная подготовка вожатых.

Разработка и апробация бесед

К разработке сценариев тематических бесед были привлечены специалисты высокого уровня, не ниже докторов наук. Логика бесед, с одной стороны, проста: от беседы к беседе участники формулируют свою мечту как стратегическую цель, строят план по достижению цели/мечты с учётом имеющихся ресурсов, оценивают, что может помешать/помочь реализации мечты в России, анализируют, что нужно изменить в себе, в стране, чтобы мечта стала реальностью. С другой стороны, участники должны сопоставлять свою мечту с мечтой о развитии страны, то есть постоянно оценивать, как реализация конкретной мечты участника смены может сделать Россию богаче, конкурентоспособней. Вот примерная тематика бесед:

• Знакомство.

• Моя мечта.

• Что я должен сделать для достижения моей мечты?

Н.Ю. Лесконог. Могут ли вожатые научить мечтать?

• Какой должна быть моя страна, чтобы в ней реализовалась моя мечта?

• Что мешает реализации моей мечты в моей стране?

• Что я должен сделать для того, чтобы моя мечта могла быть реализована в моей стране?

• Кто мои союзники и партнёры?

• Подведение итогов (заключительная беседа).

В содержание бесед заложены обсуждение конкретных примеров (для каждой профильной смены форума свой набор тематических примеров), выполнение групповых и индивидуальных заданий, работа с тезисами. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает методика работы с тезисами. В данном случае под тезисами понимаются основные идеи, кратко сформулированные, к пониманию, осознанию и принятию которых вожатые должны подвести участников смен в процессе бесед. Тезисы имеют и более распространённую формулировку, помогающую уточнить содержание тезиса. Вот примеры некоторых тезисов и их распространённых формулировок:

1. Всё зависит только от нас с вами и больше ни от кого.

Страна, государство — это все мы. Каждый ответствен за то, в какой стране мы живём. Каждому важно начать с себя. Каждый может сделать себя сам. Ключевые проблемы лежат в плоскости наших качеств и нашего отношения друг к другу.

2. Наша цель — лидерство России в XXI веке.

Всех участников форума «Селигер» объединяет стремление быть успешными и сделать свою страну лучше. В основе лидерства России — твой личный успех. Что значит быть лидером? Лидер — это человек, который принимает решения и несёт за них ответственность; может убедить других и повести за собой; действует и всегда на шаг впереди других. Лидерство государства — это не абстрактное понятие или далёкая и несбыточная цель. Лидерство России — это результат усилий каждого, направленный на изменение качества жизни. Стабильная, обеспе-

ченная, интересная, безопасная, динамичная жизнь — вот к чему мы все стремимся.

В разных беседах тезисы могут намеренно повторяться, что способствует более глубокому пониманию тезиса, поиску новых аргументов в его защиту. Желательно, чтобы тезисы были постоянно перед глазами беседующих (например, на ватмане или в рабочей тетради), это позволяет участникам самим (без напоминания вожатого) постоянно использовать их для аргументации своей позиции в той или иной беседе. Именно тезисы помогают участникам смены сверять свою мечту с будущим страны.

Каждая беседа заканчивается изречением известного человека или крылатой фразой, с одной стороны, подводящей итог общения вожатого с отрядом, а с другой — заставляющей участников форума задуматься (своеобразное домашнее задание для ума) и плавно подвести к тематике следующей беседы.

В апробации бесед (до начала форума) приняли участие как участники форума «Селигер» прошлых лет, так и его потенциальные участники и будущие вожатые. Они высказали свои замечания и предложения по доработке бесед. Тренеры, которые вели эти пробные беседы, также высказали свои пожелания и проанализировали возможные проблемные ситуации, которые возникали или могут возникнуть в процессе беседы как внутри группы, так и между вожатым и кем-то из участников. Все пробные беседы были засняты на видео. На основе полученных видеоматериалов были разработаны видеокейсы, которые использовались в процессе подготовки вожатых.

Подготовка вожатых через сайт

Кандидаты в вожатые изучали общественно-политические дисциплины, среди которых: «Новейшая политическая история

России», «Современный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции», а также «Методика организации профессиональной деятельности инструкторов, вожатых на форуме» и обновлённые сценарии тематических бесед. В отличие от традиционной подготовки вожатых акцент сделан не на технологию организации досуга молодёжи, а на расширение кругозора вожатого, его идеологическую подготовку. По итогам освоения этих курсов кандидаты в вожатые писали эссе.

На следующем этапе подготовки вожатые работали с видеокейсами и по скайпу или электронной почте обсуждали с тьюторами эффективные способы решения проблемных ситуаций.

Кандидаты в вожатые, успешно прошедшие все этапы подготовки, были приглашены уже в качестве вожатых на очное обучение непосредственно на территорию форума «Селигер» за неделю до его начала. И уже здесь в реальных условиях сами примерили роль участников форума и прошли все беседы, то есть проработали свою мечту, так как это предстояло сделать ребятам.

Мне кажется, это очень интересный эксперимент, который позволяет по-новому посмотреть на функцию вожатого и соответственно на специфику его подготовки: вожатый — не аниматор и «игровик», а носитель признанных обществом ценностей, государственной идеологии, распространяющий их в молодёжной среде посредством уместных для той или иной возрастной группы технологий. Подростку, юноше, девушке — участнику профильной смены — проще понять вожатого, который практически сверстник.

И ещё один важный аспект опыта работы вожатого с мечтой, который отметили разработчики проекта и сами вожатые. У большинства современной молодёжи нет мечты либо есть страх высказать свою мечту вслух, потому что она обыденная, земная и, по мнению, ребят никак не влияет на судьбу страны. Но ведь именно такая простая мечта человека может изменить мир, и вожатый может помочь это осознать. Например, распространённая у молодёжи мечта о покупке машины связана с такими важными для страны аспектами, как поддержка отечественного производителя, развитие внутреннего туризма, строительство новых автодорог. Из достижений мечты каждого из нас складываются достижения нашей страны.

Завершить статью мне хочется распространённой формулировкой тезиса одной из бесед: «История страны — это результат деятельности конкретных людей, которые могли мечтать, ставить цели и побеждать обстоятельства. Мы бы не имели нефти и газа, если бы Ермак не начал (на свой страх и риск) поход в Сибирь. Мы бы не были первыми в космосе, если бы Циолковский и Королёв не мечтали о полётах к другим планетам и не стремились бы к воплощению своих идей. Вопрос о настоящей и будущей истории нашей страны это вопрос к нам самим: можем ли мы мечтать, ставить цели и побеждать обстоятельства?». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.