КОМУ НУЖЕН ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ?
Вячеслав Вячеславович Глинчиков,
директор детского оздоровительно-образовательного центра «Команда», г. Москва
Четыре года назад недалеко от города Истра Московской области на берегу Истринского водохранилища открылся детский центр «Команда». Не на пустом месте — здесь раньше был ведомственный детский лагерь «Восход», но он уже давно стоял пустым, а современные предприятия нерентабельными дополнениями к себе не интересуются. Постановлением правительства Москвы лагерь передали в ведение Департамента образования города, а департамент решил, что на этом месте должен быть детский лагерь для актива ученического самоуправления и детских общественных организаций.
• актив ученического самоуправления • контингент • спортивные игры
• экспедиции • соревнования, обучение актива • образовательная программа
Название
Те, кто пришёл в лагерь, начали не только с ремонта, но и с названия. Как известно, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Название «Команда» пришлось по душе: во-первых, это соответствовало задаче лагеря: объединить в единую команду активистов ученического самоуправления и старших вожатых школ нашего города. Во-вторых, это соответствовало названию программы развития ученического самоуправления. Ну, а в третьих, оно просто нравилось сотрудникам и детям. Современное, оригинальное («Восходов», «Смен», «Ленинцев», даже «Орлёнков» по всей стране не счесть,
а «Команда» — она такая одна!)
И поплыл наш корабль!
Контингент
Лагерь актива отличается от обычного детского оздоровительного лагеря прежде всего контингентом: раз это лагерь актива, то очень важен набор детей — это должны быть мотивированные дети, понимающие, что приезд в этот центр — поощрение за активную общественную работу. Путёвки в этот лагерь просто так не дают — они для детей «бесплатные». Да и «путёвок», собственно, нет — купить их нельзя, не продаются.
А вот «заработать» их, попасть в список, которые составляется в окружных управлениях образования, — можно.
Так что случайных людей в лагере нет. Нет, попадаются, конечно, но со временем всё реже и реже.
Да и не всякий выдержит: лагерь-то оздоровительно-образовательный и соответствует этому названию: много «физкультуры» — от обязательной утренней зарядки и спортивных кружков по интересам (скалолазание на скалодроме, атлетизм, пионербол, волейбол, теннис и т.д.) до длительных, на всю смену, соревнований как по традиционным видам спорта между отрядами — командами, так и по «экзотическим» — фрисби, например: завёз один парень, теперь работает у нас физруком: обычная тарелка для перекидывания на досуге; играют две команды, задача — занести тарелку за лицевую линию ворот противнику (как в регби).
И ведь прижилась игра так, что стала самой популярной в лагере прошлым летом — не оторвёшь, с утра до вечера соревнуются.
А ещё хорошо, что команды смешанные, мальчики и девочки вместе. Но и это не всё: есть ещё игра «города» — похоже на лапту и бейсбол одновременно. Так что идея возвращения старых забытых игр типа лапты нам не чужда.
Самое популярное место в лагере в летние месяцы — бассейн. Мы предпочитаем бассейн по соображениям безопасности: хотя центр и находится на берегу Истринского водохранилища, но поскольку на водоёме нет оборудованного пляжа, дети плавают в бассейне — вода подготавливается и даже подогревается при необходимости.
Есть у нас и флотилия из шести катамаранов, они берут на борт более сорока детей. Плывём вдоль берега, покуда сил грести хватает, а протяжённость Истринского водохранилища более 30 километров с юга на се вер — есть где развёрнуться шкиперам! Куда пригребём — стоянка и ночёвка на берегу, самостоятельно приготовленный обед на костре (для кого-то впервые в жизни).
С походами и курьёзы бывают: отправили команду в поход «на выживание». Поехали ночью посмотреть, как они там «выживают». И что же? Сидят наши «гаврики» вокруг дымка, в руках у каждого — пакет увесистый из «Макдональдса», и папа одного из «выживающих» всех угощает нехитрой макдональдской снедью — бигмаками да филеофишами разными: не учли наши организаторы уровня технического оснащения детей и того, что у некоторых дачи в этих краях, сердобольные родители на дачах, ну а «автомак» работает круглые сутки! Такое вот «выживание» получилось! Но это случай курьёзный, а вообще походы, хотя бы суточные, очень нужны — и романтика, и песни под гитару, и костры до поздней ночи, но и знания новые, даже кашу в котелке сварить — первый урок самостоятельности. Москва изнеживает, да и негде костер развести.
Есть у нас ещё мечта-идея: запустить катамараны на реке Истра до Новоиерусалимского монастыря сплавиться. Чем по дороге на автобусе трястись, совместить приятное с полезным — нагрузка физическая и экскурсия одновременно: монастырь — место историческое, с XVI века известное, и музей там отличный. А вообще в округе места заповедные: звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь, военно-исторический музей в Снегирях — это всё места нашего экскурсионного паломничества. Но не только созерцаем исторические места, но и деятельно участвуем в экологической программе: заключили договор с Истринским гидротехническим узлом — они нас на катере катают по водохранилищу, а мы участвуем в очистке берегов озера от мусора. Всё лето наши экспедиции имеют возможность внести свой вклад в сохранение природы — не на словах, а на деле.
Да и выводы сделать для себя: беречь природу — дело совести каждого гражданина.
Спортивные игры
Экспедиции
Обучение
Вторая составная часть любой программы — образовательная. Наш детский центр — учреждение дополнительного образования, поэтому у нас множество традиционных для лагеря кружков по интересам, и современных — «квиллинга» (очень популярного и модного бумагокручения), валяния украшений из шерсти, не менее модного и посещаемого. Насчёт моды: это очень важно, поскольку в лагере есть старшие дети.
Но всё же для актива это часть скорее «отдохновительная», а основная — та образовательная часть, которая продвигает в области общественной — собственно, на это и направлены все программы, по которым работают в Центре. Во время зимней каникулярной смены в лагере проходит финал конкурса «Вожатый и его команда». Начинается он на районных и окружных этапах, где определяются лучшие команды активистов, которые и приезжают в лагерь вместе со своим старшим вожатым. Так что получается (и это уже традиция) — в центре на эту смену собираются лучшие из лучших, и в упорной борьбе в течение смены определяется, какая команда самая лучшая, какой вожатый создал самый дружный коллектив в своей школе.
А кончается всё новогодним балом, где юноши обязательно в галстуках-бабочках, а девушки в вечерних нарядах, и при этом бальные танцы тоже идут в зачёт соревнования. Как и идут на пользу соревнования: учитывая современный уровень дискотечного дела, где ещё они смогут узнать, что такое па-де-грас, джига, сальса и венский вальс?
Не только узнать, но и научиться: если не танцует вся команда — 15 ребят и вожатый, не будет заветных очков, не видать первого места! А ещё КТД (коллективнотворческое дело), визитка, музыкальный конкурс, а между ними — технология выборов.
Центр (лагерь) осуществляет подготовку детского актива ученического самоуправления и старших вожатых школ, развивая ученическое самоуправление и детское общественное движение в рамках программы Департамента образования г. Москвы «Команда 2011—2013». Работа Центра ведётся круглогодично и состоит из каникулярных смен и смен в период учебного процесса в школах.
В летние каникулы и в период учебного процесса Центр работает по программе подготовки актива ученического самоуправления. В осенние, зимние и весенние каникулы проводятся смены по обмену опытом победителей конкурсов, лучший опыт интегрируется в образовательную программу Центра.
Образовательная программа состоит из трёх модулей-смен:
• Модуль «Команда». Введение в ученическое самоуправление и организация работы команды в детском коллективе.
5 — 6-е классы.
• Модуль «Основа». Для активистов ученического самоуправления. Организация работы детского вожатского коллектива в школе. 7—8-е классы, студенты колледжей.
• Модуль «Лидер». Организатор ученического самоуправления. Социальное проектирование, модели ученического самоуправления в школе. 9—11-е классы, студенты колледжей.
Каждый модуль программы может быть реализован в ознакомительном варианте школы актива в течение 5 — 7 дней с акцентом на решение определённой ситуативной задачи.
Образовательная программа Центра реализуется на основе принципа деятельностного образования: дети в период смены создают и работают по проектам своих команд, вожатских отрядов, моделям ученического самоуправления.
Дети, успешно решившие в период смены поставленные в образовательной программе задачи, получают сертификат Центра «Команда» об уровне достигнутой организаторской квалификации. Получение сертификата определённого уровня даёт ребёнку право на последующее обучение в Центре для повышения квалификации организатора.
Старшие вожатые школ проходят подготовку в Центре в качестве стажёров (вожатых), работая в отрядах (командах). При успешной стажировке старшие вожатые школ получают сертификат Центра о повышении квалификации. Старшие вожатые школ и вожатые, которые будут работать в лагерях в каникулярное время, проходят переподготовку на специализированных краткосрочных сменах, завершающих курс в «Школе вожатых».
Работу по образовательной программе обеспечивает Методический центр: занятия ведут специалисты в области ученического самоуправления, детского общественного движения и развития образования. На базе Методического центра создаётся отдел дистанционного образования: школьники смогут в дальнейшем осваивать образовательную программу Центра в школьных компьютерных классах и у себя дома, приезжая в Центр на непродолжительные консультативно-тренингово-зачётные сессии (2—7) дней. С 2009 года для этих целей открыт интернет-портал «Команда» (www.komandacentr.ru), а с 2010 года работает портал «Школьный вожатый» (www.komandavo.ru).
Создание Методического центра по воспитательной работе (с вожатыми и активом ученического самоуправления и детских общественных организаций) позволяет центру «Команда» перейти в режим инновационного ресурсного центра детского и молодёжного движения Москвы и других регионов России.
Основная идея смены: создать особую атмо сферу сотворчества детей и взрослых на основе общечеловеческих, гуманистических
ценностей, благодаря которым развиваются индивидуальные особенности каждого ребёнка и детского коллектива в целом.
Игровая модель смены
В основе содержания смены — легенда о Временах года: Сначала было ничто. Оно не существовало. У него не было Времени. Не было Веса.
Не было Размера. И вдруг Ничто превратилось в Нечто. И сказало:
«Хочу быть!». Сразу же Нечто стало расти. У него появилось Время. Прошлое. Настоящее. Будущее.
И Нечто ощутило, что внутри его есть Что-то: оно зрело, разбухало, наливалось. Что-то стало перерастать Нечто и взорвало его. Нечто разлетелось на миллионы горящих частей. И освободило Огонь. Вырвавшийся на свободу Огонь породил Свет и Жар. Так появилось ЛЕТО. Свет породил Тьму. Тьма породила Холод. Так родилась ЗИМА. Свет и Тьма породили День и Ночь. Так возникли ВЕСНА и ОСЕНЬ. Так началась ЖИЗНЬ!
Но осенние ураганы, зимние снегопады и морозы, весеннее наводнение и летняя засуха случались всё чаще и чаще. Ослабленные люди были развеяны осенними ветрами, заморожены зимним холодом, затоплены весенними разливами, иссушены летним зноем. Но среди этих людей нашлись избранные, которые способны были выжить в любом стихийном бедствии. И пришли они к людям, и протянули им руку помощи.
И пошли за ними люди, чтобы спасти Мир от Хаоса. Каждый народ стал Хранителем Времени года, а Властелином становился только в определённый срок. И только благодаря Дружбе и Любви, Добру и Красоте, которым следовали Хранители Времени, стала возможной гармония бытия.
Фрагмент программы проведения смены с лидерским активом учеников восьмых классов
Изначально заданы и заявлены четыре времени года: Лето, Осень, Зима, Весна. Это отряды с соответствующими легендами, ритуалами, атрибутами (флаг, галстуки). Цель участников смены — «прожить» год гармонично, без природных катаклизмов и быть достойными хранителями своего Времени.
Содержание программы
В рамках программы каждый участник смены прошёл пять этапов, которые определены в соответствии с приоритетными задачами: организационный, обучающий, развивающий, творческий, итоговый.
Организационный этап: экскурсии по центру, игра на взаимодействие «Тропа доверия», пресс-конференция (знакомство с сотрудниками Центра), огонёк знакомств «Расскажи мне о себе», торжественная линейка открытия смены.
Обучающий этап: занятия в Школе интересов.
Развивающий этап: занятия в хобби-центрах по свободному выбору участников смены.
Творческий этап: творческие, конкурсные, игровые и других досуговые программы отрядного, межотрядного и общелагерного уровня: День творчества, Вечер памяти, кинолектории, дискуссионные столы, Вечер песни «Ребята с нашего двора», День театра, Стартинейджер и т.д.
Итоговый этап: участие отрядов в итоговой игре «Тропа приключений», торжественная линейка закрытия смены.
Примерный режим дня: 8.00 — подъём. 8.05—8.20 — время здоровья (зарядка). 8.45-9.00 — утренний информационный сбор отряда. 9.00 — завтрак. 9.30 — отрядные дела. 10.00-13.00 — «Школа интересов». 13.00 — обед. 13.30-15.00 —
ПЧМ (полтора часа молчания «тихий час», по-старому). 15.30-16.30 — хобби-центры, время здоровья. 16.30 ----
полдник. 17.00-19.00 — отрядные дела, конкурсные программы. 19.00 — ужин. 20.00 — вечернее лагерное дело, отрядные «огоньки», анализ дня, совет командиров.
Обучение в смене
Обучение проводится в рамках школы, хобби-центров, блока обмена опытом работы, деловых игр, тренингов, упражнений.
Занятия в школе проходят ежедневно с 10.00 до 13.00 по 11 направлениям. Продолжительность одного занятия 40 минут. Каждый посещает четыре занятия в день по направлениям:
Лидерство
Цели и задачи: развитие лидерских знаний, умений и навыков на лекциях, практиках, деловых и ролевых играх, во время тренингов и диспутов. Темы: стадии развития коллектива. Типы лидеров. Стили лидерства. Правила работы с группой. Правила руководства группой. Деловые и человеческие качества лидера. Словарик лидера (лидер, организатор, активность, имидж, инициатива, коллектив, компромисс, конфликт, общение, эгоизм). Как вести за собой? Коллективная творческая деятельность. Основы деятельности ученического самоуправления.
Психология общения
Цели и задачи: обучение подростков навыкам общения, выхода из конфликтных ситуаций, проверка уровня интеллекта, лингвистического и математического мышления.
Темы: Психология как наука. Диагностика «Определение лидерских качеств личности». Навыки общения. Социальные навыки.
Этикет
Цели и задачи: воспитание культуры общения, обучение правилам поведения в обществе.
Темы: Знакомство. Представление. Приветствие. Визитная карточка. Беседа. Разговор. Телефонный разговор. Комплимент. Переписка. Деловые отношения. Коллектив. Театр. Концерт. Музей. Библиотека. Гости. Визиты.
Основы права
Темы: Вам 14 лет: ваши права и обязанности в сфере гражданского права. Правоспособность и дееспособность физических лиц. Как защитить свои права? Особенности гражданской правовой ответственности. Правовая игра «Судебный процесс». Правовая игра «На приёме у юриста».
Актёрское мастерство
Темы: Беседа о театральном искусстве.
О призвании артиста. Об основных направлениях в актёрском искусстве. Жизнь и сценическое искусство. Действие — основа сценического искусства. Элементы сценического действия. Настройка к действию. Преодоление мышечных зажимов. Восприятие и наблюдательность. Память на ощущения. Действия в условиях вымысла. Развитие артистической смелости и непосредственности. Действия с воображаемыми предметами.
Темп и ритм действия. Группировки и мизансцены. Характерность действия. Взаимодействие с партнёром. Сценический этюд.
Так же проходят занятия по направлениям «Молодёжная политика», «Танец», «Игротехника», «Основы туризма», «Спорт», «Ораторское искусство» и т.д.
Диагностика участников смены
Анкетирование. Проводится трижды: в начале смены (знакомство с участниками смены), в середине и конце смены.
«Годовой» рейтинг. Работа каждого Хранителя Времени (отряда) оценивается с использованием рейтинговой системы. Согласно игровой модели смены каждый отряд должен «прожить» круглый год (365 дней).
На вечернем «огоньке», при подведении итогов жизни отряда и лагеря в целом оценивается деятельность отрядов, их участие в трудовых делах, определяются лучшие отряды. У каждого отряда — 40 голосов: подростки отдают голоса (дни) тем отрядам, которые их заслужили. Эту информацию в письменном виде командиры ежедневно опускают в ящик для голосования в штабе.
Подсчёт «прожитых» дней ведётся на Совете командиров дважды — в середине смены и в конце. На результаты рейтинга влияет нарушение законов и традиций лагеря: за нарушение закона с отряда снимают определённое количество голосов (дней). Дух соревнования между отрядами способствует активизации творчества молодёжи.
Рейтинг личностного роста — форма индивидуального соревнования. Рейтинг участника смены определяется ежедневно на вечернем «огоньке», где каждый член отряда мог получить звание «Герой дня».
* * *
Ну, а в заключение, когда вы немного представили, что такое детский лагерь актива сегодня, небольшая почти притча вместо ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Подросток пришёл в детскую комнату милиции и попросил поставить его на учёт.
— Зачем, — изумился инспектор? — А тех, кто на учёте, — в лагерь посылают... Может быть, наш лагерь для таких мальчишек ? НО