Научная статья на тему '«Селигер» - интегративная площадка для повышения квалификации'

«Селигер» - интегративная площадка для повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРУМ «СЕЛИГЕР» / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / FORUM «SELIGER» / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROGRAM / EDUCATIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна

Курсы повышения квалификации для специалистов по молодёжной политике на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Селигер-2012». Полевой формат курсов. Уровни и способы организации. Модули программы. Особый набор дисциплин. Специфика расписания занятий. Содержание пособий и рабочей тетради. Лучшие образцы инновационных проектов Росмолодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Селигер» - интегративная площадка для повышения квалификации»

«

СЕ

ЛИГЕР» — ИНТЕГРАТИВНАЯ ПЛОЩАДКА для повышения квалификации

Наталья Юрьевна Лесконог,

главный специалист-эксперт отдела поддержки студенческих организаций и общественных объединений Управления молодёжных проектов и программ Федерального агентства по делам молодёжи, кандидат педагогических наук

На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Селигер-2012» были проведены курсы повышения квалификации для специалистов по молодёжной политике. В полевом формате курсы проводились впервые. Представители комитетов по делам молодёжи приезжали на форум в качестве сопровождающих региональных делегаций, для них не было специальной программы. В 2012 году для специалистов сферы молодёжной политики была разработана специальная образовательная программа, учитывающая место проведения курсов.

• форум «Селигер» • повышение квалификации • программа

• образовательный модуль

Суть программы — в непосредственном погружении, интегрировании участников курсов в события форума, в федеральные проекты «Росмо-лодёжи», представленные на форуме отдельными профильными сменами, и активном взаимодействии с молодёжью своих регионов, представлявшей свои проекты.

В разработке программы курсов принимали участие специалисты «Росмолодёжи», учёные и тренеры из МГГУ им. М. Шолохова. Программа предполагала очное и дистанционное обучение. Очная часть занятий проводилась в полевых условиях, на свежем воздухе. Дистанционная часть следовала после очной и включала самостоятельное выполнение ряда практических заданий вне форума.

Очная часть программы курсов состояла из пяти практико ориентированных модулей и двух практикумов:

Модуль 1. Государственная молодёжная политика как стратегический ресурс развития Российской Федерации.

Модуль 2. Информирование молодёжи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечения в социальную практику.

Модуль 3. Технологии продюсирования молодёжных проектов в сфере инновационной деятельности.

Модуль 4. Технологии организации работы с молодёжью посредством современных информационно-коммуникационных технологий.

Модуль 5. Проблемы гражданско-пат-риотического воспитания молодёжи в условиях поликультурной среды.

Модуль 6. Использование информационно-коммуникационных технологий

в деятельности специалистов государственной молодёжной политики (практикум).

Модуль 7. Учебно-методический практикум. Дневник наблюдений.

В образовательной программе форума можно выделить три уровня:

1. Уровень вип-лекций, открытые лекции известных людей страны и мира. Образовательные мероприятия этого уровня проходят ежедневно в одно и то же время после обеда, и участники посещают их по собственному выбору. Тематика связана с профилем смен форума.

2. Уровень обязательной образовательной программы. Эту программу участники форума посещают обязательно, она тоже связана с профилем смены и проводится ежедневно. Обязательная образовательная программа включает два блока дисциплин (модулей): идеологический и практический.

3. Уровень занятий по направлениям.

В рамках этого уровня проводятся мастер-классы, практические занятия, отражающие специфичные аспекты смены.

Программу курсов можно отнести ко второму уровню. Среди модулей программы можно выделить идеологические и практические. К первым можно отнести модуль 1 «Государственная молодёжная политика как стратегический ресурс развития РФ» и модуль 5 «Проблемы гражданско-патриотиче-ского воспитания молодёжи в условиях поликультурной среды». Эти модули позволяют слушателям курсов расставить приоритеты в работе с молодёжью на ближайшую перспективу, понять необходимость подготовки молодёжи к жизни в современной России как национально ориентированных менеджеров, помочь осознать и принять слоган: «Россия — это я, я — это Россия. Мой успех — это успех моей страны, успех моей страны — это мой успех».

К практическим можно отнести модули 2, 3, 4, 6. Занятия, проводимые в рамках этих модулей, посвящены изучению, апробации, обсуждению конкретных технологий работы с молодёжью.

Все занятия практического блока проходили интерактивно, полевые условия способствовали этому: «мозговые штурмы», работа в группах, работы в парах, обсуждения, презентации, деловые игры, решение кейсов. Интерактивность — несомненное достоинство курсов.

На занятия постоянно приходили гости: руководство и специалисты «Росмолодёжи», руководители федеральных проектов. Это позволило слушателям получать ценную информацию из первых уст, обмениваться контактами, обсуждать планы совместной работы, подключать к обсуждению молодёжь.

У слушателей были рабочие тетради с практическими заданиями по каждому модулю. Итоги выполнения заданий слушатели фиксировали в тетради. Задания, которые не успели выполнить на занятии, слушатели должны были выполнить самостоятельно, дистанционно.

Лекции были розданы слушателям на дисках в электронном варианте. Кстати, слушатели предложили дистанционную часть делать не после, а до очного обучения на курсах: выслать лекции заранее, чтобы слушатели могли их прочитать, выполнить некоторые задания, а потом с преподавателями обсудить наиболее острые темы, скорректировать или дополнить результаты выполненных заданий.

Ряд заданий рабочей тетради связан с тем, что слушателям курсов необходимо было проанализировать причины неудач и успехов в том или ином направлении молодёжной политики в регионе, сформулировать рекомендации по повышению эффективности работы, составить персональный план работы с молодёжью. Сложность заключалась в том, что эти рекомендации и планы

нужно адресовать не кому-то, а самому себе. По завершении курсов слушатели отмечали, что задания такого рода заставили их задуматься о своей работе и её результатах. Некоторые из подобных заданий приведены ниже.

Задание 1. Перечислите виды социальных практик:

1.1. Молодёжные парламенты.

1.2 .______.

1.3. ТОСы (органы территориального общественного самоуправления).

1.4 ._____.

1.5. Участие в деятельности общественных объединений.

1.6 .______.

1.7. Проведение массовых мероприятий.

1.8 .______.

1.9. Органы ученического/студенческого самоуправления.

1.10. .

1.11. Волонтёрство

1.12.

1.13

1.14

Задание 2. Подчеркните в первом задании те виды социальных практик, которые распространены в вашем регионе. Выберите одну из них, сформулируйте не менее трёх причин, обосновывающих, почему этот вид социальной практики популярен.

Задание 3. Используя результаты первого задания, выберите один из видов социальных практик, который в настоящее время не нашёл распространения в вашем регионе. Сформулируйте не менее трёх причин, обосновывающих, почему это происходит.

Задание 4. На основании результатов выполнения заданий 2 и 3 сформулируйте не менее трёх рекомендаций по усовершенствованию привлечения молодёжи в социальные практики в вашем регионе.

Задание 5. Составьте план из не менее чем трёх шагов, которые вы осуществите в течение месяца после форума «Селигер», чтобы развить/обновить социальные практики в регионе.

Шаг 1.

Шаг 2. Шаг 3.

Чтобы у слушателей курсов было больше возможностей интегрироваться в программу форума, в происходящие события, в состав рабочей тетради был включён дневник наблюдений. Необходимость проводить включённое наблюдение стимулировала слушателей активнее взаимодействовать с членами своих региональных делегаций, знакомиться с проектами из других регионов, изучать территорию форума, его артобъекты и сервисы. Задания дневника наблюдений включали три блока:

Блок 1. Мониторинг оформления территории форума, артобъектов, работы сервисов форума.

Блок 2. Мониторинг образовательных и спортивно-туристических мероприятий форума.

Блок 3. Мониторинг результатов проектной деятельности членов региональной делегации и деятельности по направлениям.

В начале занятия преподаватель пояснял задания того или иного блока, затем слушатели выходили наблюдать в «поле», то есть непосредственно на территорию форума, возвращаясь примерно

через час и делясь впечатлениями от увиденного, фиксировали результаты наблюдений в дневнике.

Примеры заданий дневника наблюдений:

Задание 1. Опишите не менее трёх объектов в визуальном оформлении форума, которые вызвали у вас наибольший интерес. Можно ли использовать подобные объекты при проведении форума в регионе? Обоснуйте ваш выбор.

Задание 2. Обратите внимание на артобъекты форума. На ваш взгляд, раскрывают ли они идеологию смен форума? Какой из артобъек-тов привлёк ваше внимание, почему? Планируете ли вы использовать артобъекты при проведении форума в регионе?

Задание 3. Проанализируйте расписание образовательных мероприятий форума. Выберите и посетите лекцию/мастер-класс. Укажите ФИО и должность лектора, тему лекции.

Задание 4. Опишите цели и задачи этой лекции. На ваш взгляд, они были достигнуты?

Задание 5. Опишите не менее трёх интересных вопросов, которые задали лектору слушатели. Какой вопрос вы бы хотели задать?

Задание 6. Члены вашей региональной делегации присутствовали на лекции/мастер-классе? Оцените их активность. Опишите их впечатления от лекции/мастер-класса, проанализируйте, совпадают ли они с вашими впечатлениями?

Задание 7. Сколько проектов членов вашей региональной делегации презентовано и поддержано на форуме? Это много или мало для вашей делегации? Почему такой результат?

Задание 8. Опишите не менее трёх проектов членов вашей региональной делегации, которые вы готовы поддерживать/рекомен-

довать для поддержки/«продюсировать» в рамках своей деятельности в органе по делам молодёжи субъекта РФ.

Включённое наблюдение — успешная технология, которая позволила слушателям курсов:

• воспринять всю инфраструктуру, архитектуру, образовательную программу, активность и события форума как единый механизм, способствующий продвижению молодёжи от идеи до проекта, героизации наиболее успешных молодых людей;

• увидеть свою новую роль/роли в продвижении интересных идей и проектов;

• ознакомиться с лучшими образцами федеральных молодёжных проектов «Росмо-лодёжи» и подумать об их реализации

в своём регионе.

Отличительная особенность курсов повышения квалификации на форуме «Селигер» — особый набор дисциплин (модулей), предлагаемых слушателям для изучения. Модуль «Технологии продюсирована молодёжных проектов в сфере инновационной деятельности» — это курс, разработанный в контексте отношения к молодёжи как к капиталу, который нужно не только наращивать, но и сопровождать, продюсировать. С продюсирова-нием в шоу-бизнесе всё понятно: продюсер находит себе молодой «талант», вкладывает в него деньги, иные ресурсы, раскручивает и начинает зарабатывать вместе с «талантом». Вопрос о том, как применять технологии продюсирования в молодёжной политике, пока остаётся дискуссионным, но чем чаще его обсуждать, тем быстрее найдутся ответы.

Технологии продюсирования рассматривались через призму включения, интегрирования молодёжи в инновационные проекты «Росмолодёжи», например, в «Зворыкин-ский проект», проект «Ты — предприниматель» и др. А кто должен «включать», рассказывать молодёжи о проектах?

Конечно, специалисты органов по работе с молодёжью. Важно, чтобы слушатели на практике познакомились с федеральными инновационными проектами «Росмолодёжи», осознали, в чём заключается инновационная политика Российской Федерации, что такое инновации, проанализировали инновационность региональных молодёжных программ, сопоставили их с образцами и результатами проектов, представленных на форуме, увидели возможности системной работы с талантливой молодёжью.

К технологиям продюсирования слушатели курсов отнеслись неоднозначно. Чтобы усилить эффект от этого модуля, организаторы решили изменить формат «круглых столов», заложенных в программу. Изначально «круглые столы» планировались как выступления участников курсов по обмену опытом. Поскольку молодёжь регионов была здесь же, на форуме, то логичным показалось, что именно молодые люди должны рассказать о том, как молодёжная политика региона, конкретные специалисты по работе с молодёжью помогают

им в их становлении, поиске себя, продвижении своих проектов. Мы благодарны специалистам и членам делегации Краснодарского края, которые рассказали о своём опыте поиска, конкурсного отбора, этапах информационной, организационной и финансовой поддержки талантливой молодёжи в сфере научно-технического творчества и изобретательства и взаимодействия и федеральными проектами «Росмолодёжи».

Повышение квалификации в форме курсов можно считать традиционным. Но формат повышения квалификации в рамках масштабного молодёжного мероприятия — это больше, чем просто курсы. Он позволяет слушателям узнать что-то новое, увидеть, как это работает, непосредственно включиться в новые проекты вместе с молодыми людьми из своих регионов, проанализировать образцы, примеры новых технологий работы с молодёжью. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.