Научная статья на тему 'Эффективность профильных смен для молодёжи'

Эффективность профильных смен для молодёжи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ / PROFILE CHANGES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORTING / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / ПРОЕКТЫ / PROJECTS / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ORGANIZATIONAL CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Белов Сергей Игоревич

Приоритетные и перспективные направления государственной молодёжной политики. Накопление и тиражирование лучшего социально-педагогического опыта по реализации программ профильных смен. Опыт взаимодействия Росмолодёжи и МГГУ им. М. Шолохова. Специфика в разработке и реализации программ смены Росмолодёжи. Образовательная программа сбора актива. Приёмы, способы и методы работы с молодёжью в ходе профильных смен. Технологии «образовательное путешествие» и «диалоговое взаимодействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность профильных смен для молодёжи»

Управление ОБРАЗОВАНИЕМ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛЬНЫХ

смен для молодёжи

Наталья Юрьевна Лесконог,

доцент кафедры социально-правовых отношений и молодёжной политики Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук

Сергей Игоревич Белов,

старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодёжью, заместитель директора Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодёжной политики, кандидат исторических наук

С 2013 года Федеральное агентство по делам молодёжи активно проводит на базе ФДЦ «Смена» (пос. Сукко, Краснодарский край) профильные смены для молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет по приоритетным и перспективным направлениям государственной молодёжной политики: ученическое самоуправление, предпринимательство, журналистика, информационные технологии, робототехника, ЖКХ. Специалисты этих сфер деятельности востребованы и нужны стране.

• профильные смены • государственная поддержка • исследовательская работа • проекты • организационные последствия

Ф

ДЦ «Смена» сегодня становится центром накопления и тиражирования лучшего социально-педагогического опыта по реализации программ профильных смен по указанным

шести приоритетным направлениям. Надёжным партнёром Росмолодёжи и ФДЦ «Смена» по разработке,

реализации, мониторингу результатов профильных смен является Московский государственный гуманитарный университет им. М. Шолохова.

Важно, чтобы «за спиной» профильных смен для молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет стоял вуз, так как участники смен и их родители начинают задумываться о будущей профессии, «присматривать» вузы для поступления.

Да и вузы заинтересованы в мотивированных студентах, готовы проводить во время смены профориентационную работу, презентации конкретных специальностей.

Рассмотрим опыт взаимодействия Росмоло-дёжи и МГГУ им. М. Шолохова по организации и проведению профильных смен на примере сбора актива молодёжных и детских общественных объединений России «Будущее начинается сегодня!», который проводился 4—10 ноября 2013 года на базе ФДЦ «Смена». Участниками смены стали активисты региональных отделений общероссийских и международных общественных объединений, входящих в федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.

В разработке и реализации программ смены используются адаптированные образовательные технологии Всероссийского молодёжного форума «Селигер». Образовательная программа сбора актива построена по аналогии с образовательной программой форума «Селигер» (разработчиком ряда направлений которой на протяжении нескольких лет также является МГГУ им. М. Шолохова): в первой половине дня — обязательные для всех тренинги, после обеда — вип-встречи и мастер-классы профессионалов, во второй половине дня и вечером — активности. Среди обязательных были тренинги по управлению проектами. Проектный метод — один из наиболее распространённых и эффективных методов реализации государственной молодёжной

политики. На сборе актива по итогам тренингов управления проектами и консультаций профессионалов был проведён Конвейер проектов, на котором участники сбора презентовали свои проекты.

Конвейер проектов

Это традиционная и востребованная технология, используемая на форуме «Селигер» для оценки и отбора лучших проектов по ряду номинаций. Участники Конвейера проектов заявляют свой проект и в течение нескольких дней презентуют его экспертам в различных областях, оценивающих «цель проекта по SMART», его «технологичность», «медиа-освещение», «результаты», «бюджет», «риски» и др. Каждый эксперт ставит оценки в имеющийся у автора заявленного проекта табель баллы от 1 до 10. Проекты, набравшие наивысшие баллы, получают финансовую поддержку.

Из 32 представленных проектов девять лучших набрали наивысшие баллы и получили возможность консалтинга проектов от МГГУ им. Шолохова; пять из этих проектов были доведены до уровня проектной заявки и поданы участниками сбора актива на Всероссийский конкурс молодёжных проектов, проводимый Росмолодёжью.

Отличительная особенность этих смен — организованное последействие: после смены участникам предлагается участвовать во всех мероприятиях агентства, включаться в деятельность федеральных проектов Рос-молодёжи в своих регионах, присоединяться к общероссийским молодёжных и детским общественным объединениям. Федеральные проекты Росмолодёжи были презентованы всем участникам сбора актива в течение смены.

Беседы о мечте

Это ещё одна из технологий, которую организаторы апробировали на сборе актива среди 14—18-летних. Впервые

беседы о мечте проводились на форуме «Селигер» в 2011 году1. Это мировоззренческие беседы, которые помогают молодым людям, подросткам определиться со своей мечтой, планом её достижения, ресурсами, которые предоставляет страна для достижения мечты и результатами реализации мечты, которые помогут нашей стране стать конкурентоспособной. Основной тезис этих бесед можно сформулировать как «Я — это Россия, Россия — это я. Мой успех — это успех моей страны. Успех моей страны — это мой успех».

Беседы о мечте тесно связаны с составлением плана по достижению мечты. Поэтому в образовательную программу смены были включены тренинги по стратегическому планированию «Качели времени», разработчиком которой является С.В. Тетерский, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования МГГУ им. Шолохова. В ходе тренинга активисты составили дорожные карты развития своих общественных объединений с учётом взаимодействия с проектами Росмоло-дёжи, общероссийскими и международными молодёжными и детскими общественными объединениями.

Исследовательская работа

Это важная составляющая программы смены: возраст от 14 до 18 лет специфичен, как и любой другой возраст, организаторам смен необходимо знать и учитывать эту специфику. В рамках сбора актива авторы статьи провели пилотное исследование участников профильной смены. Исследование проводилось в рамках гранта Института политики, права и социального развития МГГУ им. М. Шолохова.

Нам было интересно узнать увлечения, мечты участников сбора актива и способы их достижения. Для этого мы подготовили два опросника с открытыми вопросами.

Первый опросник участники заполняли в первый (второй) день смены, он включал следующие вопросы:

1. Я увлекаюсь (чем?)___

1 См. «Народное образование». 2012. № 3.

2. Я хочу (что? чего? сделать что? быть кем?) Из всех профессий мне нравится (какая?) _____

3. Моя мечта (какая? в чём она заключается?) ____

4. Чтобы моя мечта исполнилась, мне необходимо (научиться чему? сделать что?)____

Об этой смене я узнал (где? от кого? за чем? почему?)___

5. До смены я принимал участие в

(в каких мероприятиях? в каких сменах? в каких проектах?) ___

6. Мои ожидания от смены (какие?)

7. Мой пол: мужской, женский (подчеркните или обведите).

8. Мой возраст: 14 лет, 15 лет,

16 лет, 17 лет, 18 лет, старше 18 лет (подчеркните или обведите).

9. Мой статус: школьник, учащийся ссу-за, студент (подчеркните или обведите).

Второй опросник участники сбора актива заполняли в предпоследний день смены, заканчивая цикл бесед о мечте. В него вошли следующие вопросы:

1. Я увлёкся(увлеклась) во время смены (чем? мои новые увлечения?)__

2. Я хочу после смены (что сделать?)

3. Из всех профессий во время смены мне понравилась (какая?)__

4. Моя мечта теперь (какая?)

5. Чтобы моя мечта после смены исполнилась, я сделаю (что? мои конкретные три шага?)____

6. В первую очередь я расскажу о смене (что? кому? зачем? почему?)___

7. После смены я буду участвовать в

(в каких мероприятиях? в каких проектах?)

8. В смене я научился (научилась) (чему? какие новые знания получил(а)?)

9. Мои планы на будущее после смены (какие?) _____

10. Во время смены я собрал(а) контакты (кого? сколько?)___

11. Мои контакты для сотрудничества с ор ганизаторами смены (укажи номер своего телефона, электронный адрес)__

К каким промежуточным выводам мы пришли в ходе исследования и как будем использовать полученные результаты?

Среди ответов на вопрос «Я увлекаюсь...» в начале смены лидируют увлечения творческими видами деятельности (54% от общего числа респондентов) и общественно-значи-

мой деятельностью (34,80% от общего числа респондентов):

• спортом (игровые виды спорта) — 34,8%;

• творческими видами деятельности (игра на музыкальных инструментах, изобразительное искусство, вокал, актёрское мастерство) — 54,2%;

• общественно значимой деятельностью (волонтёрство, занятость в общественных организациях) — 12,5%;

• развитие навыков (изучение иностранного языка, занятия журналистикой, 1Т-технологии, литература) — 16,8%.

По завершении смены увлечения смены изменились: многие участники сбора актива увлеклись тренинговыми формами (23,35% от общего числа респондентов) и проектной деятельностью (11,75% от общего числа респондентов):

• 1Т-технологии — 4,25%;

• журналистикой — 10,3%;

• изобразительным искусством — 4,25%;

• пробовал себя во всём — 9,6%;

• проектной деятельностью — 11,75%;

• психологией — 7,6%;

• тренинговыми формами — 23,35%;

• хореографией — 4,8%;

• не приобрёл новых увлечений — 2,15%;

• сферой бизнеса — 3,5 %.

Используя график 1, можно проанализировать динамику увлечений участников. На графике наглядно видно, что программа смены, технологии, применяемые для работы с молодёжью во время профильной смены, оказывает сильное воздействие на увлечения ребят: тренинги и проектная деятельность в первичных анкетах участников даже не были отражены, но после проведения смены стали доминировать. Во многом это связано с тем, что именно эти технологии были основными в процессе реализации программы смены.

Проанализируем «Цели и устремления участников смены» в начале смены: главными целями для 27,70% участников сбора актива стала реализация себя в профессии, для 21,50% — достижение уже поставленных целей:

• реализовать себя в профессии (стать представителем определённой профессии: юрист, врач, переводчик, гос.служащий, сотрудник полиции, журналист) — 27,7%;

• добиться поставленных целей (окончить школу/университет, поступить в вуз, стать профессионалом в своей среде) — 21,5%;

• личностная реализация (создание семьи, личный успех, счастье, развитие качеств характера, путешествия) — 38,4%.

В конце смены мы снова видим значительные изменения в целях и устремлениях участников: 35,50% хотят реализовать свой проект, продол-

жив работу в выбранном направлении (под направлениями могут рассматриваться, в том числе, и презентованные в рамках программы смены федеральные проекты Росмолодёжи). Важно, что более 20% участников смены хотят поделиться полученными знаниями после смены, то есть рассматривают смену как старт новой деятельности, новых взаимодействий и сотрудничества, нацелены на последействие:

• поделиться полученными знаниями — 21,2%;

• продолжить работу в выбранном направлении (реализовать проект) — 35,3%;

• провести аналогичные мероприятия у себя в регионе — 2,1%;

• решить краткосрочные задачи (окончание школы, поступление в вуз) — 10,5%;

• создать свой проект — 10,5%.

В опросниках мы задали участникам сбора актива вопрос о предпочитаемой профессии и получили интересные результаты, отражённые на графике 2. В начале смены наибольшей популярностью пользовались творческие профессии (27,4% от общего числа респондентов), что очень характерно и популярно для

График 2

Начало смены Окончание смены

молодёжи, которая часто проводит каникулы в региональных лагерях актива.

По нашему мнению, ориентация только на творчество — это проблема лагерей актива и лидерских смен в регионах: с одной стороны, в этом случае смены менее затратны, так как петь и танцевать, сочинять и рисовать можно в любых условиях (но становятся ли после этого лидерами?), с другой стороны, творческие смены ориентированы на индивидуальность, на развитие «Я» участников (возможно, за исключением смен, в которых принимают участие творческие коллективы). Но смены актива и лидерские смены предполагают иной ожидаемый результат — развитие социальных компетенций, организаторских и управленческих навыков, навыков работы в команде, с командой, навыки управления проектами, ресурсами (в том числе и финансовыми), умение вести за собой. Программу сбора актива, программу профильной лидерской смены необходимо разрабатывать с учётом достижимости ожидаемых результатов, ориентацией на те сферы профессиональной деятельности, в которых активная молодёжь будет явно востребована.

В рамках сбора актива мы не отказались от творчества, но по-иному использовали творческую составляющую. В программу смены были

включены тренинги по развитию креативного мышления, чтобы активисты поняли, что креатив, творческий подход к делу помогает решать задачи с высокой степенью неопределённости (а живём мы, к сожалению, в условиях высокой неопределённости). Например, в ходе тренингов ребятам было показано, как при наличии ограниченных ресурсов (камни, гуашь, кисти, бумага) можно сделать креативные вещи, оформить пространство и т.п.

Поскольку организаторы ориентировались на ожидаемые результаты, то вполне логично, что в конце смены у участников стали популярны такие профессиональные сферы деятельности, как государственное управление и общественная деятельность (11,7% от общего числа респондентов в конце смены против 0% в начале смены) и педагогика (вожатство, организация работы с молодёжью) (15,8% от общего числа респондентов в конце смены против 4,2% в начале смены). Отметим, что если в начале смены неопределившихся с будущей профессией было 6, 2%, то в конце смены таких ребят не нашлось.

Особое значение стоит уделить презентации вузов во время смены. На сборе актива был масштабно представлен МГГУ

им. М. Шолохова и его филиал в Анапе, была проведена красочная, запоминающаяся презентация вуза, акцент в которой был сделан именно на специальности, связанные с государственным и муниципальным управлением, организацией работы с молодёжью, политологией; ярко представлен педагогический отряд университета, который работал на смене (то есть вожатые постоянно рассказывали ребятам о вузе, делились опытом поступления и учёбы в университете). Многие юноши и девушки в конце смены высказывали желания учиться в МГГУ им. М. Шолохова. Один из активистов даже написал после смены ректору вуза В.Д. Нечаеву письмо, в котором задал ему вопросы по поводу учёбы. Ректор очень подробно ответил.

Нам было интересно, как участники смены пытаются достичь поставленных целей. Мы попробовали понять это посредством анализа мечты участников сбора актива. В опросниках был предусмотрен открытый вопрос «Моя мечта...». Результаты, динамику можно увидеть на графике 3. Очевидно рассогласование целей и мечты участников смены. Например, в начале смены у участников доминирует цель, связанная с реализаций себя в профессии, но при этом большинство мечтают не о поступлении в хороший

вуз, а об общем благополучии (40,4% от общего числа респондентов).

В программе смены намеренно был запланирован и проведён цикл мировоззренческих бесед о мечте и, с нашей точки зрения, он дал результат. В конце смены стала доминировать мечта, связанная с достижением профессионального успеха (см. график 3). Это подтверждает наше ощущение, что с молодыми людьми в возрасте от 14 до 18 лет необходимо беседовать о мечте, как о перспективной цели, о том, как и с помощью каких ресурсов эффективнее её достичь.

На графике 4 можно увидеть, что многие ребята до смены и в её начале полагались в достижении своей мечты на лидерские качества — это наиболее популярный ответ (21,7% от общего числа респондентов). На наш взгляд, это ещё одна проблема лидерских смен в регионах, на которых всех участников, независимо от достижений, называют лидерами и транслируется мысль: лидер —

График 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начало смены Окончание смены

это классно, лидеры всего всегда добьются. Но в жизни оказывается, что назвать себя лидером не означает быть им. Мы очень рады, что в конце смены после проведённых бесед о мечте ребята задумались о том, что нужно выбрать конкретное направление применения своих лидерских качеств (об этом задумались 41,5% от общего числа респондентов), составить план достижения мечты, проанализировать, какие нужны ресурсы для её достижения, подумать, где и как их найти (об этом задумались 24,7% от общего числе респондентов).

Наш вывод о том, что активисты, лидеры во время смены (благодаря продуманной программе) задумались о построении планов достижения мечты, начали рассматривать деятельность в общественной организации как ресурс для достижения мечты, подтверждает и динамика активности участников сбора. Мы задали ребятам вопрос в начале смены: «До смены я принимал участие (в каких мероприятиях? в каких сменах? в каких проектах?)» и вопрос в конце смены: «После смены я буду участвовать в (в чём? в каких

мероприятиях? в каких проектах?)». На графике 5 отражены изменения направлений активности: явно доминирующее в начале смены участие в общественно-значимых мероприятиях региона (27,4% от общего числа респондентов) к концу смены сдало позиции, снизилось до 7,5%. Думаем, это связано с осознанием в течение смены молодыми людьми того, что общественная активность ради активности без понимания того, для чего она нужна, как она помогает развиваться, как помогает достигать поставленных целей, неэффективна. По завершении смены многие участники сбора оценили важность участия в проектной деятельности (6,3%), во всероссийских молодёжных форумах (5,5%), участия во всероссийских конкурсах проектов (2,7%).

Рассмотренные нами технологии, включая исследовательскую деятельность в рамках смены, повышают эффективность профильной смены, хорошо воспринимаются и работают в отношении молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет. НО

График 5

Начало смены Окончание смены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.