Научная статья на тему 'Профильный лагерь: системный взгляд'

Профильный лагерь: системный взгляд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР УЧАСТНИКОВ / БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ / ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ И НЕБЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / SPECIALIZED CAMPS / THE CONCEPTUAL BASIS / THE COMPETITIVE SELECTION OF PARTICIPANTS / BASIC MODEL / A MULTILEVEL SYSTEM OF SPECIALIZED CAMPS / AFTER-ACTION / BUDGET AND NON-BUDGETARY COSTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

Профильные лагеря, профильные смены. Приоритетные цели и концептуальная основа многоуровневой системы профильных лагерей. Проектирование. Требования по проведению. Принципы конкурсного отбора участников. Обязательное последействие. Результативность бюджетных и внебюджетных расходов. Критерии эффективности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильный лагерь: системный взгляд»

ПРО ФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ: системный взгляд

Ирина Игоревна Фришман,

заместитель директора Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО), профессор, доктор педагогических наук

В субъектах Российской Федерации накоплен большой опыт проведения профильных лагерей, профильных смен для детей и молодёжи. Однако этот опыт несистемный и рано говорить о развитии инфраструктуры и упорядоченной деятельности по подготовке кадров для профильных лагерей.

• профильные лагеря • концептуальная основа • конкурсный отбор участников • базовая модель • многоуровневая система профильных лагерей

• последействие • бюджетные и небюджетные расходы

Профильные лагеря, профильные смены, детские оздоровительные лагеря подчинены разным ведомствам, программы смен ориентированы главным образом на досуг и развлечения и рассчитаны всего на 21 день. Подготовка кадров чаще всего представляет собой факультативную программу для вожатых в вузах, которая включает вопросы использования метода и примера «сверстника-лидера», способного повести за собой, «менеджера», владеющего технологиями управления коллективами, организациями, проектами, конкурентоспособными на рынке труда.

На наш взгляд, система детских и молодёжных профильных лагерей — это, с одной стороны, сетевая инфраструктура разноуровневых учреждений, а с другой — инструмент государственного регулирования каникулярного времени детей и подростков

в формировании установок, мотивов, ценностей, моделей инновационного поведения.

По мнению специалистов, система детских и молодёжных профильных лагерей должна быть направлена на поиск, отбор и реализацию талантов детей и молодёжи, ресоциализацию «трудных» подростков, развитие их личностного потенциала, формирование и развитие лидерских качеств; вовлечение в деятельность общественных объединений для проявления активной гражданской позиции, общения в период каникул со сверстниками в социально-позитивной среде.

От стихийного творчества — к систематизированной работе

На основании приказа Министерства образования от 13.07.2001 № 2688

под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, актива детских и молодёжных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п. в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников.

Главное в содержании деятельности смены профильного лагеря — практическая отработка знаний, умений и навыков в определённом виде (видах) социального, художественного, научно-технического видов творчества, реализация программ детских и молодёжных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, формирование здорового образа жизни.

Программа профильной смены представляет собой пролонгированный проект, включающий три этапа: аналитическую разработку (например, конкурсный набор детей, профильную подготовку вожатых и иных кадров), действие (собственно смена), последействие (создании сетей, команд участников, их последующее сопровождение).

Организация и проведение профильных смен и лагерей во взаимодействии с общественными объединениями — оптимальное условие, так как общественные объединения могут обеспечить работу на всех трёх этапах.

При построении такой системы организаторы профильного лагеря должны учитывать целый ряд проблем, решением которых придётся заниматься представителям министерств и ведомств, ответственным за организацию каникулярного времени:

• отсутствие либо искажение сущности ценностей, целей и идеалов у молодёжи, порож-

дающие проблему бессмысленного времяпровождения, детский и подростковый вандализм и т.п.;

• невостребованность обществом и государством творческого потенциала детства и юности, её созидательной энергии;

• рост доли неграмотных и малообразованных детей;

• отсутствие кадровых, финансовых, материальных и технических условий для вовлечения детей и молодёжи в социально приемлемые формы активности;

• отсутствие, обветшание либо нецелевое использование инфраструктуры учреждений для детей и молодёжи;

• отсутствие в массовой практике воспитания современных продуктивных инновационных моделей социализации подрастающего поколения, развития его творческого потенциала;

• отрыв семьи от школы, семейного воспитания от школьного, доминирование индивидуализма в воспитании детей.

Разработка системы профильных лагерей как государственная задача должна быть подчинена целям, заявленным как общенациональные приоритеты. Наряду с действующей системой обучения и воспитания профильные лагеря должны в своей работе ориентироваться на такие приоритеты, как:

• наличие у юных зрелой активной гражданской позиции, способности к самостоятельному анализу ситуации;

• социализация в условиях полинационального состава населения России, её интеграции в мировое сообщество;

• воспитание сопричастности к мировому сообществу, терпимостик представителям другой национальности, культуры, иного миропонимания;

• формирование навыков самоорганизации, взаимной ответственности и взаимодействия (индивидуального, коллективного, командного);

• организация свободного времени у детей и молодёжи;

• работа с «трудными» подростками, помощь им в поиске собственного жизненного пути;

• работа с талантливыми детьми и молодёжью, вовлечение их в создание инновационных технологий;

• разработка силами талантливой молодёжи инновационных технологий и содействие её участию в их внедрении;

• выявление детей-лидеров и создание оптимальных условий для конструктивной реализации их способностей в образовательной системе и гражданском обществе;

• создание условий для профориентации личности, для регулярных контактов с различными учебными заведениями, работодателями, государственными структурами;

• развитие творческих способностей у подрастающего поколения, культивирование инновационной культуры, стремления к поиску неординарных решений даже традиционных проблем;

• обеспечение условий творческого взаимодействия;

• физическое совершенствование, оздоровление детей и молодёжи;

• налаживание связей, контактов между детьми и родителями; создание условий для совершенствования навыков взаимодействия, углубления взаимопонимания и уважения между поколениями.

Чтобы органично интегрировать профильные лагеря в целостную систему каникулярного времени, важно соотнести их цели с перечисленными ориентирами.

Приоритетные цели профильных лагерей

1. Гармонизация развития человека как личности в условия интенсификации инновационных процессов в общественно-политической, экономической и духовной сферах жизни общества.

2. Эффективная социализация детей и молодёжи.

3. Раскрытие и увеличение творческого потенциала личности в детском и юношеском возрасте.

Основные цели профильных лагерей как системы:

1. Включение детей и молодёжи в продуктивную социальную практику для эффективного

развития человеческих ресурсов для инновационного общества.

2. Обеспечение равных возможностей для личностного развития детей и молодёжи независимо от их социальной принадлежности.

3. Расширение и качественное улучшение системы непрерывного образования детей и взрослых за счёт расширения возможностей каникулярного времени.

Исходя из этого, можно сформулировать разноуровневые задачи детских и молодёжных профильных лагерей:

1. Построение индивидуальной траектории личностного саморазвития и формирование осознанного стремления к её использованию в повседневной жизни, развитие организованности и целеустремлённости.

2. Формирование установки на поиск нестандартных решений жизненно важных задач, самопобуждение к проявлению креативности, инновационному поведению.

3. Освоение навыков партнёрского взаимодействия, умение работать в команде независимо от её возрастного состава.

4. Осмысление и продуманная корректировка молодыми людьми своей гражданской позиции, её осознанное проявление

в конкретных делах. Профессиональное самоопределение личности, его соотнесение с жизненными планами, разработка и реализация программы действий.

Концептуальная основа многоуровневой системы профильных лагерей

В неё могут войти принципы отечественных исследователей сферы каникулярного времени детей и молодёжи: аксеологический, методологический, теоретический и интегративный.

Аксеологический принцип основан на утверждении, что общество и государство, ориентируясь на Конвенцию ООН о правах ребёнка, предоставят необходимые финансовые, материально-технические и профессионально-кадровые условия, создадут систему равных возможностей в реализации творческого и лидерского потенциала личности.

Методологический принцип строится на системном анализе проблем организации профильных смен в аспекте удовлетворения интересов детей и молодёжи, их развития и самореализации.

Теоретический принцип обосновывает выбор системоообразующего фактора в организации профильных смен. Это означает признание самоценности интереса личности и приоритета его выбора для развития внутренних творческих потенциалов.

Интегративный принцип связан с целевой направленностью профильных смен на раскрытие физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, волевого и творческого потенциала личности за счёт создания условий для его самоактуализации, самореализации и саморазвития.

Деятельность детских и молодёжных профильных лагерей базируется на обеспечении равных возможностей её участников, исходя из признания:

• самоценности жизни личности (согласно этому положению каждый ребёнок обладает неотъемлемым правом, чтобы полноценно

и счастливо прожить профильную смену и/или каникулы);

• вариативного и инвариантного характера способов организации и условий проведения профильных смен (согласно этому положению профильная смена создаёт условия для выбора направлений деятельности с целью нравственного, творческого, профессионального, умственного, физического и т.п. развития творческого и лидерского потенциала личности);

• свободы выбора формы проведения каникулярного времени (это предполагает наличие многоуровневых программ и форм проведения профильных смен);

• социальной защищённости личности (это положение означает государственную систему социальной, правовой, научно-методической, экономической поддержки

и ресурсного обеспечения профильных смен с финансированием на различных уровнях: федеральном, региональном, первичном (уровень общественных организаций, ассоциаций, частных предприятий, благотворительных фондов, родительских советов и т.п.).

Профильные смены (лагеря) связаны с развитием творческого потенциала, совершенствованием личностных возможностей, приобщением к социокультурным и образовательным ценностям, вхождением в систему социальных связей, воплощением собственных планов, удовлетворением индивидуальных интересов в лично-стно значимых сферах деятельности, развлечением, игрой, свободой в выборе занятий, разрядке накопившейся за год напряжённости, восполнением сил, восстановлением здоровья.

На схеме представлена базовая модель профильного лагеря. Профильный лагерь представлен на ней как социально-педагогическая система. Основные элементы схемы:

Вход — факторы, влияющие на основной процесс. Вход можно иначе рассматривать как средства.

Выход — трансформированные параметры входа — конечное состояние основного процесса или его результат.

Основной процесс — преобразование параметров входа в результат на выходе.

Обратная связь — сравнение желательных параметров входа с фактическими; инициируется внутренним управлением.

Процесс ограничения — воздействие на параметры входа и механизм управления системой в виде требований, диктуемых потребителем, обеспечивает соответствие результата выхода запросам потребителей; инициируется потребителем.

Внешняя среда — совокупность естественных и искусственных систем, для которых эта система не является функциональной подсистемой.

При проектировании профильных лагерей целесообразно разделять такие составляющие, как проектирование профильных смен и проектирование организационной среды, в которой они будут реализовываться.

Профильные смены уже на этапе проектирования должны создаваться как личностно значимый этап в жизни личности, органично вписывающийся в его биографию. Это достижимо, если сформированы условия значимых успехов при решении жизненно важных задач, если реализация собственных целей будет согласована с целями других участников смены, если приобретённый опыт поможет решать жизненно важные задачи и в будущем.

Два подхода к разработке системы профильных лагерей

В основе первого подхода лежит углубление профилей по вертикали, личностное и профессиональное продвижение участников от уровня к уровню, профориентация, формирование проектного мышления с возможностью создания собственного рабочего места в рамках проекта и в процессе его реализации.

Первичный уровень

Цель: расширение знаний участников по конкретному профилю смены (экономическому, спортивному и т.п.), формирование устойчивого познавательного интереса, активности, мотивации к инновационному поведению в рамках профиля.

Последействие: включение в деятельность детских и молодёжных общественных объединений, расширение численности детских и молодёжных общественных объединений, создание

новых общественных объединений по профилям.

Участники: активные дети и молодёжь, активисты детских и молодёжных общественных объединений, имеющие успехи и/или заинтересованные в профиле смены. Отбор участников осуществляют сами организаторы смен.

Формы и методы реализации: коллективно-творческие дела, деловые и сю-жетно-ролевые игры, мастер-классы (по выбору), встречи с интересными людьми, минилекции (обязательные для посещения), конкурсы, отрядная и индивидуальная работа.

База: детские оздоровительные лагеря, учреждения в субъектах Российской Федерации.

Финансирование: собственные средства организации, родительские взносы, средства субъектов Российской Федерации, гранты, субсидии.

Второй уровень (инновационный)

Цель: обучить участников технологиям разработки собственных проектов в рамках профиля, сформировать навыки защиты и продвижения проектов, создать команды, провести первичную профориентацию.

Последействие: гранты для участников — авторов лучших проектов, реализация проектов в течение года, мониторинг проектов, создание социальных сетей, команд по профилям и/или проектам.

Участники: рекомендованные по результатам смен предыдущего уровня и/или прошедшие конкурсный отбор. Участие в лагере рассматривается как поощрение.

Формы и методы реализации: мастер-классы (по выбору участника), лекции (обязательны для посещения), деловые

игры, работа в группах, проектирование, защиты и презентации проектов, выставки, акции.

Финансирование: средства субъектов Российской Федерации, родительские взносы, гранты, субсидии, привлечённые средства инвесторов, госконтракты.

Смена-форум (высший уровень)

Цель: выставка по итогам реализованных или новых проектов; обмен опытом; разработка новых проектов; консалтинг проектов; инвестирование лучших проектов; профориентация; рекрутинг вузами и крупными промышленными корпорациями потенциальных абитуриентов и сотрудников; продюсирование талантливых участников.

Участники: авторы лучших проектов по результатам смен предыдущего уровня. Участие в лагере рассматривается как поощрение для участников.

База: федеральные площадки министерств и ведомств.

Формы и методы реализации: форум, обмен опытом, выставки, технопарки, бизнес-инкубаторы, презентации, дискуссии, акции, открытые лекции (по выбору участника, свободное посещение), консалтинг, рекрутинг, заключение договоров, грантовая поддержка, встречи с известными людьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование: бюджетные средства; средства инвесторов; софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации, направляющих своих участников; собственные средства участников, заработанные в рамках реализованных проектов; гранты для участников; госконтракты.

В основе второго подхода к многоуровневой системе профильных лагерей заложены возможности выбора участниками смены на первом уровне одного из множества предлагаемых профилей в зависимости от интереса, а впоследствии — расширение знаний по

выбранному профилю, создание команды единомышленников в рамках профиля.

Согласно этому подходу базовый (начальный) уровень системы образуют многопрофильные лагеря, цели которых — построить индивидуальную траекторию личностного саморазвития с использованием информации о всей системе профильных лагерей, сформировать ключевые компетенциидля социально успешного инновационного поведения.

Собственно профильные лагеря образуют средний уровень системы. Они действуют по следующим направлениям: образовательное, научно-техническое, экономическое, оборонно-спортивное, правовое, туристическое, правовое. Их цели — создание оптимальных условий для реализации индивидуальных траекторий жизненного пути, развитие навыков партнёрского взаимодействия, осмысление и корректировка молодыми людьми своей гражданской позиции, её осознанное проявление в конкретных делах. Кроме того, такие лагеря целенаправленно создают возможность для профессионального самоопределения молодёжи, для соотнесения сделанного выбора с жизненными планами, для разработки и реализации соответствующей программы действий.

Высший уровень системы профильных лагерей образуют лагеря лидерского типа. Их цель — создание условий для более детальной проработки инновационных программ и проектов теми участниками, которые предложили и развили жизнеспособные социально значимые инициативы, сплотившие вокруг них определённые группы людей. В лагерях этого типа особое внимание уделяется развитию лидерских компетенций, умениям организовывать и координировать работу группы людей.

Проектирование профильных лагерей

Целесообразно разделять такие составляющие, как проектирование содержания и механизмов реализации профильных смен

и проектирование среды. Среди приоритетных направлений с точки зрения содержания можно выделить следующие: научно-техническое творчество, экономика и предпринимательство, инновации, развитие внутреннего туризма, журналистика. Все эти направления включают подготовку лидеров, создание команд (сетей) единомышленников и образование, в основе которого лежит проектный подход, формирование и развитие проектного мышления, креативности.

Проектирование среды напрямую связано с инфраструктурой детских и молодёжных лагерей, которая из года в год устаревает или используется не по назначению. Но даже в существующих условиях к проектированию среды, в которой проводится профильная смена, нужно относиться осознанно и творчески.

Профильные смены уже на этапе проектирования должны создаваться как личностно значимый этап в жизни подростка и/или молодого человека. Это возможно, если приобретённый в лагере/смене опыт поможет решать жизненно важные задачи во время профильной смены и в дальнейшей общественной деятельности.

При проектировании профильных смен необходимо учесть следующие положения:

1. Профильная смена должна быть пролонгированной: последействие участников по завершению смены не менее важно, чем сама смена. Профильная смена рассматривается как значимый этап деятельности подростка в рамках большого проекта или членства в детском, молодёжном общественном объединении. В рамках смены подводятся итоги предыдущей работы, стартуют новые проекты, осуществляется перспективное планирование.

2. Целевые установки программы напрямую связаны с развитием лидерского и творческого потенциала участников. Все организаторы смены, работающие непосредственно с участниками смены, должны быть подготовленными специалистами, имеющими позитивный социальный опыт деятельности.

3. Конкурсный отбор участников.

4. Участие в профильной смене рассматривается как поощрение за достижения и активность (и для вожатых

в том числе).

5. По кадровому составу смена представляет собой единый педагогический отряд.

6. Все участники имеют целостное представление о многоуровневой системе профильных лагерей, о целях и возможностях каждого из её уровней.

7. Основной метод взаимодействия участников — конструктивное общение сверстников по принципам «Равный обучает равного», «Обучаюсь, делая».

8. Формирование инновационной культуры возможно при использовании инновационных механизмов реализации смены.

9. Профильная смена как пролонгированный проект включает в себя мониторинг участников и их результатов на входе, в процессе смены и в ходе последействия.

10. Содержание, механизмы реализации, результаты профильных смен должны быть согласованными.

11. Ожидаемые результаты должны быть прогнозируемыми и воспроизводимыми в разных условиях.

Ко всем разновидностям профильных смен предъявляются такие требования, как инновационность программы, её экспериментальный характер, а также научно-методическая проработанность, про-гнозируемость и тиражируемость результатов, которые связаны не только с пребыванием участников в конкретном лагере, но и с последействием.

Профильные смены отличаются по составу участников. Если в обычную смену приезжают подростки, интересы которых ещё не определились, то в профильной

участвуют целенаправленно отобранные дети. Это могут быть представители различных детских, молодёжных общественных, профильных объединений широкой направленности, международного, общероссийского, межрегионального уровней. Благодаря конкурсному отбору у участников профильных смен меньше времени уходит на адаптацию и целе-полагание. Как правило, они заранее знают, куда и зачем приехали, им легче войти в рабочий ритм смены.

Смена — это многообразные варианты объединения подростков для совместного проживания и деятельности, широкие возможности познакомиться и усвоить иные человеческие отношения, научиться поступаться собственными интересами, удобствами и благополучием ради других. Небольшая возрастная разница между детьми и вожатыми, тщательный конкурсный отбор студентов для работы в профильном лагере позволяют преобразовать монологический тип воспитания в диалогический, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Проживание вдали от привычного окружения, новая среда, позволяющая обезопасить участников, независимость от авторитарных взрослых, жизнедеятельность по совместно выработанным правилам и законам; возможность для самостоятельного поступка и выбора позиции, роли, участия или неучастия в том или ином деле — всё это усиливает воспитательный эффект профильной смены.

Жёсткие временные рамки смены побуждают к тому, чтобы участник как можно раньше определил свои ближайшие планы: и дальние перспективы, чётко планировал деятельность на определённое время: день, три дня, неделю.

Интенсивность деятельности, параллельная реализация нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональная насыщенность происходящих событий — в этих условиях реализуется принцип свобо-

ды, предоставление подросткам возможности самостоятельно выбрать формы и виды деятельности, воспитывается чувства ответственности за её результаты.

В смене предоставлено больше возможностей для использования инновационных игровых технологий и методик для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации. Поэтому особое внимание при проектировании профильных смен уделяется формированию и укреплению мотивации участников к самообразованию, освоению алгоритмов самообучения, социальной практике.

Профильные смены способствуют социокультурному обмену между представителями различных регионов Российской Федерации. Они помогают формировать уважение к различным культурам, обычаям и традициям.

Организация последействия предусматривает подключение к сотрудничеству социальных партнёров, среди которых общественные объединения, учреждения культуры и дополнительного образования. В конце смены происходит планирование последействия.

Такое сотрудничество позволяет отслеживать последействия профильных смен, переносить лучший научно-методический опыт в регионы России для совершенствования опыта профильных смен в регионах РФ.

Требования по проведению профильных лагерей (разработаны Росмолодё-жью):

• конкурсный набор участников. Это обязательное требование Участие детей и молодёжи рассматривается как поощрение.

• конкурсный набор участников организаторы объявляют не менее чем за два-три месяца до начала профильного лагеря.

В Положении о проведении конкурса

указываются критерии отбора участников и этапы конкурсного отбора, сроки подачи заявок для участия в конкурсе, форма заявки, сроки проведения конкурса, сроки подведения итогов конкурса. Информация о проведении конкурса — Положение о конкурсе — рассылается руководителям органов по работе с молодёжью субъектов Российской Федерации, детских и молодёжных общественных объединений и т.д. (в зависимости от профиля лагеря).

Положение о конкурсе должно быть представлено на сайтах организаторов детских и молодёжных профильных лагерей, в детских и молодёжных СМИ.

Принципы конкурсного отбора участников:

Открытость — участие в конкурсе открыто всем желающим, кто соответствует требованиям Положения о конкурсе.

Доступность — полная информация о проведения конкурса (Положение о конкурсе), место и время проведения конкурса должны быть доступны всем желающим.

Прозрачность — результаты конкурса должны быть известны всем его участникам независимо от результатов конкурса; участников необходимо заранее уведомить о формах получения результатов конкурса; участники обладают полной информацией о критериях оценки, которое использует жюри при оценке результатов конкурса.

Эффективная РЯ-кампания включает: анонсирование лагеря (периодически в течение 1,5—2 месяцев до начала смены), составление и рассылка пресс-релизов (за 3—5 дней до начала смены), освещение минимум двух кульминационных, динамичных мероприятий во время проведения лагеря, составление и рассылку пост-релизов по результатам проведения лагеря (в течение трёх дней после окончания смены); изготовление и распространение символики и печатной продукции лагеря (буклеты, газеты и журналы, издаваемые в ходе проведения лагеря и т.п.); постоянное освещение интересных мероприятий на сайте организации, являющейся организатором лагеря.

РЯ-кампания начинается с анонсирования профильных лагерей, т.е. комплекса мероприятий по информированию о проведении лагеря потенциальных участников лагеря, родителей, общественности, администраций субъектов Российской Федерации, спонсоров и частных лиц, заинтересованных в софинансировании.

Конкурсный отбор участников — элемент анонсирования. Оно также включает: презентации программы лагеря на сайтах организаторов, в органах и учреждениях по работе с молодёжью, на целевых выставках, научно-практических конференциях, сборах детских и молодёжных общественных объединений и т.д. Для анонсирования может быть использовано интервью с организаторами лагеря, участниками лагеря, которое затем распространяется средствами массовой информации.

Пресс-релиз о лагере рассылается в СМИ за 3—5 дней до начала смены. При выборе СМИ нужно акцентировать внимание на те, которые работают со следующими целевыми аудиториями: дети, молодёжь, родители, вожатые, члены педагогических отрядов, педагоги, организаторы летнего отдыха, представители администраций субъектов Российской Федерации, курирующие детский и молодёжный отдых. Пресс-релиз о лагере целесообразно рассылать минимум в три средства массовой информации регионального и/или местного уровня и в два-три — федерального уровня.

Важный элемент РЯ-кампании — изготовление и распространение символики лагеря и печатной продукции. Расходы на это должны быть предусмотрены бюджетом лагеря.

Символика и печатная продукция лагеря вручаются всем гостям лагеря, представителям СМИ, рассылаются партнёрам, оказавшим поддержку в организации и проведении лагеря, спонсорам и т.п.

по завершении лагеря вместе с благодарственными письмами.

В рамках РЯ-кампании лагеря рекомендуем организовать постоянное освещение интересных мероприятий смены на сайте организации, являющейся организатором лагеря. Оно может включать: краткое описание мероприятия, фотографии, отзывы участников; результаты конкурсов, проводимых в лагере; электронные версии газет и иной печатной продукции, выпускаемой в лагере в период смены. Расходы на администрирование сайта, услуги Интернета должны быть учтены в бюджете заранее.

Важное условие эффективности профильной смены — обязательная профильная подготовка педагогического отряда (вожатых). Вожатые — единый педагогический отряд, они принимают непосредственное участие в разработке программы лагеря, реализации мероприятий по последействию. Для участия в программе вожатые предоставляют документы, подтверждающие обучение вожатскому мастерству (сертификаты, дипломы, свидетельства).

Вожатые должны иметь опыт работы с детьми в лагере, а также в составе единого педагогического отряда не менее одного года. Только тогда работа в качестве вожатого в детских и молодёжных профильных лагерях будет почётной и рассматриваться как поощрение.

В состав педагогического отряда могут входить студенты, обучающиеся по специальности «Организация работы с молодёжью», а также студенты российских и иностранных вузов в рамках студенческих обменов.

Организаторы профильного лагеря разрабатывают и реализуют в течение смены механизмы личностного и профессионального роста вожатых в рамках программы последействия (в течение не менее одного года после смены).

Для реализации образовательного компонента организаторы могут на конкурсной основе

привлекать преподавателей вузов, тренеров, которые должны иметь опыт образовательной деятельности с детьми и молодёжью не менее трёх лет, поддерживать концепцию лагеря, быть сторонниками его идеологии.

Привлечённые преподаватели, тренеры должны согласовывать программу своих лекций, занятий, тренингов, мастер-классов с организаторами лагеря (минимум за двамесяца до начала лагеря). Привлечённые преподаватели, тренеры должны заранее проинформировать организаторов лагеря о тиражировании раздаточных материалов, приобретении дополнительных материалов, необходимых для игровых форм работы, лекций, занятий, тренингов, об использовании техники (минимум за два месяца до начала лагеря).

Преподаватели, тренеры могут принимать непосредственное участие в РЯ-кампании профильных лагерей, создавая и/или поддерживая позитивный образ участников и организаторов лагеря.

Обязательное последействие (пролонгированное^ деятельности)

Профильные лагеря входят в число ключевых элементов программ и проектов, реализуемых органами по работе с молодёжью, детскими и молодёжными общественными объединениями, и рассматриваются не как конечный вид деятельности, а как часть конкретной программы, реализуемой в течение года и более.

Организаторам лагеря важно учесть, что работу с участниками лагеря, вожатыми необходимо продолжать и после завершения смены. Эта работа может быть связана с вовлечением активных участников и вожатых в реализацию разработанных в рамках лагеря проектов и мероприятий; в деятельность детских и молодёжных общественных объединений; в общественно-политическую, научную, научно-исследовательскую, образовательную,

профессиональную и иные виды деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Программа смен должна включать мероприятия, связанные с отчётами участников лагеря о деятельности в течение года в рамках профиля и планированием совместной деятельности участников после смены. Организаторы могут создавать для этого веб-сайты выпускников.

Результативность бюджетных и внебюджетных расходов

Сопоставление показателей затрат и результатов — один из основных показателей эффективности деятельности профильных лагерей.

В ходе оценки эффективности производится сопоставительный анализ по следующим направлениям:

1) соответствие поставленных целей и задач, планируемых механизмов и средств их достижения объёму бюджетного финансирования лагеря;

2) отклонения от предоставляемого бюджетного финансирования (дефицит/профицит), аргументированное обоснование причин такого отклонения;

3) наличие внебюджетных ресурсов (кадровых, технических, организационных, информационных и др);

4) перспективы последующего бюджетного и внебюджетного финансирования.

Критерии эффективности работы:

• количество участников профильной смены, вновь стремящихся попасть в профильный лагерь;

• количество участников, успешно реализующих намеченные в лагере планы на этапе последействия;

• количество участников, образовавших сетевые сообщества на основе своих партнёров по профильным лагерям;

• количество трудоустроенных (или поступивших в вузы, ссузы, профессиональные училища) детей и вожатых, прошедших многоуровневую систему профильных лагерей (используется как поощрение самых активных

и успешных).

Важный показатель эффективности — активная работа сети бывших участников профильных смен, проведение форумов, конференций, семинаров, мероприятий совместно и по инициативе молодых людей.

При оценке эффективности профильных смен и их последействия могут быть использованы следующие показатели:

• изменение степени сформированности личностных качеств;

• изменение степени сформированности личностных качеств;

• сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;

• трансляция (использование) приобретённых знаний и опыта;

• укрепление (развитие) социальных связей;

• формирование ответственности за себя, других, за своё и общее дело;

• компетенции, связанные с проектной деятельностью (возникновение замысла (идеи), оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);

• степень удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов и от последействий участия

в профильной смене. Основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребёнка в росте по данному профилю, заинтересованность инвесторов в финансировании. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.