Научная статья на тему 'Будущее начинается сегодня: профильная смена'

Будущее начинается сегодня: профильная смена Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРЫ / LEADERS / АКТИВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ТРЕНИНГ / TRAINING / МАСТЕР-КЛАСС / MASTER-CLASS / "КОНВЕЙЕР ПРОЕКТОВ" / "PRODUCTION LINE OF PROJECTS" / ACTIVE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Максименко Алексей Витальевич, Марусяк Дарья Михайловна

Технологии, которые использует МГГУ им. Шолохова по воспитанию лидерского актива, востребованы специалистами по работе с молодёжью в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее начинается сегодня: профильная смена»

БУ ЦУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: профильная смена

Наталья Юрьевна Аесконог,

директор Федерального координационного центра развития

кадрового потенциала молодёжной политики РФ, МГГУ им. М.А. Шолохова,

кандидат педагогических наук

Алексей Витальевич Максименко,

заместитель директора Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодёжной политики РФ

Дарья Михайловна Марусяк,

главный специалист Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодёжной политики РФ

В последнее время молодёжь активно включается в общественно-политическую деятельность. Дополнительные преимущества продвижения в этой сфере, конечно, имеют молодые люди с активной жизненной позицией, лидеры общественных объединений.

• лидеры • актив • образовательная программа • тренинг • мастер-класс

• «конвейер проектов»

'МГГУ им. М.А. Шолохова сложился успешный опыт работы со старшеклассниками и первокурсниками вузов по формированию активной жизненной позиции, навыков управления общественно-политическими и социальными проектами в рамках федеральных профильных смен.

В течение двух лет наш университет проводит на базе Федерального детского оздоровительно-образовательного центра «Смена» (Анапа, посёлок Сукко) смену актива лидеров детских и молодёжных общественных объединений России «Будущее начинается сегодня!». Участников смены набираем по конкурсу, приглашение на смену они рассматривают как поощрение за общественную деятельность в школе или вузе.

В этом году в сборе актива приняли участие 140 человек из девяти субъектов Российской Федерации: из Ростовской области, Тулы и Тульской области, Чеченской Республики, Костромы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Республики Адыгея, Ставропольского края, Москвы.

Миссию смены мы видим в том, чтобы формировать у юных лидеров национально ориентированные жизненные цели и установки посредством системы тренингов, бесед о мечте и вовлечения в проектную деятельность.

Все участники смены занимались по специально разработанной образовательной программе: в первой половине дня проходила образовательная программа,

включающая в себя тренинги и мастер-классы по управлению проектами, целеполаганию, фандрайзингу (тренер по управлению проектами А.В. Максименко), креативному мышлению (арт-тренер Н.П. Сердюкова), лидерству (директор школы вожатых МГГУ им. Шолохова О.В. Иванова), научно-исследовательской деятельности и навыкам эффективной презентации (руководитель студенческого клуба МГГУ им. Шолохова «Малая академия» В.С.Половова), во второй половине дня участники применяли полученные знания на тренингах и мастер-классах. Например, знания, полученные в рамках образовательной программы «Развитие креативного мышления», участники применили на фотокроссе, где нужно было разработать социальную рекламу на тему «Моя страна: вчера, сегодня, завтра». Участники смены предложили проект по использованию роботов для очистки водоёмов от нефти.

На фестивале социальной рекламы «Кто, если не я» участники применяли навыки и знания, полученные в рамках тренинга по эффективной презентации. Во время презентации проекта по очистке воды от нефти девочка рассказала о реальных исследованиях в этой области, в которых она уже принимает участие совместно с родителями. Юноша из Ростова-на-Дону презентовал идею проекта бренд-бука своего города для использования во время чемпионата мира по футболу.

В рамках образовательной программы по научно-исследовательской деятельности участники не только получали представление о науке, но и придумывали и прорабатывали профессии будущего. Лина Кустова разработала профессию «брейн-тренер», это специалист, миссия которого — помочь своему клиенту активизировать мозговую активность и повысить свои интеллектуальные способности по индивидуальной комплексной программе подбора питания, физических упражнений и интеллектуальной гимнастики. Виктория Кузнецова из Ростовской области представила профессию «валь-биолог» — это специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья и продления

жизни человека. Вальбиолог призван помочь клиенту в диагностике хронических и приобретённых заболеваний и разработать индивидуальную программу их лечения и профилактики. По результатам внедрения этой профессии у каждого гражданина должна появиться «Интерактивная личная карта здоровья», которая с согласия пациента будет доступна всем медицинским специалистам и которой клиент может воспользоваться сам по мере необходимости.

Специалисты МГГУ им. Шолохова попытались адаптировать программу тренингов по управлению проектами для старшеклассников и успешно применили её. Основной месседж, который транслировался и был принят участниками смены в рамках тренингов по управлению проектами, звучал так: «Хорошим проектом ты можешь заявить о себе, реализовать свои идеи на благо своей семьи, общества, страны».

Сначала участников смены обучали формулировать и описывать проблему, решению или снижению остроты которой будет по-свящён проект. Ребята пытались ответить на вопросы: Разрешима ли та проблема, за которую вы беретёсь? Пытался ли её кто-то решить раньше и почему не решил? Какими методами пытались решать эту проблему, почему они не дали результатов? Чем предлагаемые вами методы лучше? Насколько решаемая проблема реальна, может, вы её выдумали?

Дмитрий Куцков из Астраханской области, автор проекта «Развитие уличного спорта в сельской местности», посвятил свой проект проблеме отсутствия доступной спортивной среды в сельской местности. Виктория Коростелова из Невинномысска, автор проекта «Дети с нами», отмечает, что в России есть очень много волонтёров, которых интересует проблема привлечения детей-сирот к общественной деятельности. Но в основном эти волонтёры занимаются благотворительностью. Они выезжают в детские дома, показывают им развлекательную программу и уезжают. Виктория задалась вопросом: «Что эти дети извлекли из этого? Ничего!

ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ

Важно, чтобы эти дети принимали активное участие в общественной жизни, чтобы их не выделяли как отдельную ячейку общества, чтобы они развивались вместе с нами!» Юная активистка считает, что только таким образом можно решить многие социальные проблемы, с которыми сталкиваются дети, когда покидают интернатные учреждения.

С помощью специалистов МГГУ им. Шолохова участники смены учились формулировать цели и задачи проекта, описывали ожидаемые результаты и позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта.

На следующем этапе участники составляли поэтапный план реализации проекта. Нужно было последовательно перечислить основные мероприятия проекта и сроки их реализации. Анастасия Епифанова из Саратовской области, автор проекта «Город без границ», составила следующий план реализации своего проекта:

1. Обустроить наземный пешеходный переход с использованием тактильных плит.

2. Распространить информацию о тактильных плитах среди незрячих и слабовидящих.

Очень увлечённо участники смены просчитывали бюджет своего проекта. При этом им нужно было рассчитать: оплату труда штатных и привлечённых специалистов; основные расходы (например, аренду помещения, покупку оборудования, расходные материалы, командировочные и транспортные расходы, услуги связи); косвенные расходы (например, расходы на подготовку заявки на грант); налоги.

Рассчитывая бюджет проекта, активисты сталкивались с тем, что на реализацию запланированных ими мероприятий необходимо больше ресурсов, чем они изначально планировали. В этом случае проектные команды корректировали план или даже полностью пересматривали структуру проекта. Минимальная стоимость проекта, который разрабатывали активисты — триста тысяч рублей, максимальная — миллион рублей.

Научно-исследовательская деятельность — нетипичная деятельность для юных лидеров общественных объединений. Тем не менее специально разработанные мастер-классы по популяриза-

ции научно-исследовательской деятельности и вовлечению молодёжи 14—18 лет в исследовательскую деятельность пользовались в смене актива «Будущее начинается сегодня!» популярностью. Возможно, на успех повлияла востребованная в этом возрасте тема: исследование мира профессий и себя самого как человека, определяющегося в мире профессий, учёный как профессия.

Программа мастер-классов была выстроена в четыре этапа. Участники смены были разделены на команды и проходили каждый этап через 2—3 дня.

Первый этап «Назначение науки и новаторское мышление» представлял собой вводный тренинг, раскрывающий назначение науки и мотивирующий участников при решении любых задач пользоваться новаторским типом мышления, креативным подходом.

Второй этап «Мы — новаторы. Конструируем профессии будущего» был изобретательским: им предстояло самим попробовать себя в роли новаторов и разработать так называемые профессии будущего.

В начале третьего этапа «Создание индивидуальных и групповых исследовательских лабораторий» было отобрано 15 лучших идей профессий будущего, и лучшие изобретатели начали работу над созданием исследовательских лабораторий. Задача заключалась в создании мультимедиа-презентаций профессий будущего и подготовке к участию в научно-практической конференции.

Четвёртый этап «Презентация итогов. Конференция «Профессии будущего и инновации: прорыв» стал итоговым. Ребата приняли участие в научно-практической конференции с презентацией результатов своей работы. За три минуты выступления каждому было необходимо раскрыть миссию, функционал и социальный эффект деятельности представляемого им специалиста.

В вечернее время в отрядах проходили беседы о мечте. Беседы вели специалисты и магистранты МГГУ им. Шолохова, прошедшие подготовку и имеющие опыт участия в подобных беседах на Всероссийском молодёжном форуме «Селигер». Беседы проводились по чётко продуманному сценарию с анализом возможных вопросов и ответов участников смены, методическими рекомендациями для специалистов разработанными доктором политических наук, заведующей кафедрой политологии МГГУ им. Шолохова Е.В. Бродовской.

В прошлом году мы привлекли к проведению бесед вожатых, но этот опыт показал нам, что студенты ещё не готовы к такой работе. При проведении бесед очень важно, чтобы у ведущего была собственная осознаваемая им мечта или, что ещё лучше, опыт достижения мечты, а также сформированная активная жизненная позиция, опыт лидерства, управленческие навыки. Поэтому в этом году беседы о мечте вели более опытные специалисты, не работающие вожатыми, однако вожатые присутствовали на всех беседах и могли принимать в них живое участие.

Мировоззренческие беседы о мечте по темам: «Моя мечта», «Что я должен сделать для достижения моей мечты», «Какой должна быть моя страна, чтобы в ней реализовалась моя мечта», «Что я должен сделать для того, чтобы моя мечта реализовалась в моей стране», способствовали формированию у участников смены ценностных установок, отражающих общность понимания целей и стратегий развития России через призму их мечты. Участники смены — будущие лидеры страны — начали осознавать, что от них зависит их будущее, что каждый из них ответственен за то, в какой стране он живёт. В ходе обсуждения участниками был сделан вывод, что лидерство нашей страны в мире — это не абстрактное понятие, а результат усилий каждого гражданина.

Во время бесед участники смены неоднократно подчёркивали: «Россия — страна с великой историей. Вопрос о настоящем и будущем нашей страны — это вопрос к нам самим, к каждому из нас». Важно, что молодёжь не боится мечтать, ставить цели и реализовывать их в Рос-

сии. «Я приехала сюда уже с мечтой. Но она была только мечтой. Я сомневалась в себе, но благодаря беседам о мечте я поняла, что всё в моих руках, всё зависит от меня, и преграды я ставлю себе сама».

Продуманная программа смены не только позволила участникам задуматься, осознать, озвучить свою мечту, но и показала инструменты достижения мечты через вовлечение в проектную деятельность. Ежедневно ребята принимали участие в тренингах по управлению проектами, сопоставляли их со своей мечтой, и в конце смены организаторы предложили всем участниками описать (задокументировать) свои проекты и защитить их перед экспертами на «конвейере проектов».

«Конвейер проектов» — это своего рода игра по станциям, соответствующим тем направлениям, с которыми участники смены познакомились в рамках образовательной программы: цель проекта по SMART, содержание проекта, функционал лидера проекта и его команды, ресурсы проекта, креативная презентация проекта, исследовательская составляющая проекта, медиаосвеще-ние проекта и др.

«Конвейер проектов», проводимый в рамках смены, — аналог «конвейеров проектов», которые ежегодно проводятся в субъектах России перед Всероссийским конкурсом молодёжных проектов Росмолодёжи, а также на федеральных и окружных молодёжных форумах, таких как «Селигер», «Машук». Иными словами, участники конвейера проектов в смене актива абсолютно чётко увидели перспективы и ресурсы для достижения своей мечты, возможности последействия и реализации своих проектов после того, как смена завершится.

По итогам «конвейера проектов» 33 проекта участников сбора актива лидеров детских и молодёжных общественных объединений России «Будущее начинается сегодня!» признаны лучшими, и 10 из них были рекомендованы к участию во Всероссийском конкурсе молодёжных проектов Росмолодёжи. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.