8. Лепшокова, Е.А. Становление фразеологической науки в современном английском языке / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - 2020. - С. 195-199.
9. Лепшокова, Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения / Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.
10. Лепшокова, Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Е.А. Лепшокова.// Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. / Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.
11. Лепшокова, Е.А. Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 223-228
12. Лепшокова, Е.А. Некоторые местоимения в карачаево-балкарском, русском и английском языках / Е.А. Лепшокова, С.М. Лепшокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 4-1 (58). - С. 134-136.
13. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 347-352.
Педагогика
УДК 378
аспирант, заместитель директора по научно-методической работе Смурова Наталья Федоровна
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск), МБУ ДО «Дом детского творчества» (с. Кочубеевское);
доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается опыт использования модульного принципа построения общеобразовательных, общеразвивающих программ в организации дополнительного образования, который является для дополнительного образования относительно новым и инновационным направлением. Модульный принцип построения дополнительных общеобразовательных программ является новым и прогрессивным направлением в современном дополнительном образовании. Программа, построенная на модульном принципе включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части) - модули, что позволяет увеличить ее гибкость и индивидуальность. Модульность, как и разноуровневость, помогает более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Использование в обучении модульного принципа построения программ положительно влияет на коэффициент обученности воспитанников, повышает уровень качества образования в учреждении дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, модульный принцип, модуль, линейная, нелинейная и комбинированная схема построения модульной программы, повышение коэффициента обученности воспитанников, качества образования.
Annotation. The article discusses the experience of using the modular principle of building general education, general development programs in the organization of additional education, which is a relatively new and innovative direction for additional education. The modular principle of building additional general education programs is a new and progressive direction in modern additional education. The program, built on the modular principle, includes relatively independent didactic units (parts) - modules, which allows increasing its flexibility and individuality. Modularity, as well as multilevel, helps to organize the educational process more variably, quickly adapting to the interests and abilities of students. The use of the modular principle of building programs in training has a positive effect on the learning rate of pupils, increases the level of quality of education in the institution of additional education.
Key words: additional education, educational program, modular principle, module, linear, nonlinear and combined scheme of building a modular program, increasing the learning rate of pupils, the quality of education.
Введение. Продолжающаяся сегодня образовательная политика по модернизации системы дополнительного образования, остается одной из актуальных проблем, однако обилие предоставляемых программ, отчетов, рекомендаций, не дают возможности системного анализа проводимой реформы в системе дополнительного образования как социокультурно феномена современного образования [1].
Изложение основного материала статьи. В системе дополнительного образования продолжают оставаться актуальными следующие проблемы:
• социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным дополнительным общеобразовательным программам;
• недостаточный темп обновления содержания и технологий по отдельным направленностям.
Исходя из существующих проблем, можно констатировать, что серьезные изменения инновационного характера требует программно-методическое обеспечение образовательного процесса, повышение качества образовательной деятельности с разными категориями обучающихся, более гибкой, разноуровневой проработки содержания дополнительных общеобразовательных программ с учётом современных тенденций развития всего отечественного образования.
Дополнительные общеобразовательные программы, как правило, ориентированы на активное участие самих обучающихся в их освоении, что соответственно учитывается при разработке самих программ.
Так в Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года № 1726-р от 24 апреля 2015 г. № 729-р в качестве основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ указано развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования, включая форматы: модульной организации программ, краткосрочных и интенсивных сессий, летнего и каникулярного образовательного отдыха, дистанционного, межмодульного и индивидуального сопровождения детей [8].
Применение модульного принципа построения дополнительных общеобразовательных программ в системе дополнительного образования является достаточно новым и прогрессивным.
По мнению исследователя Шамовой Т.И. «модуль - это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, обладающая контролем знаний и умений обучаемых на выходе» [10].
Исходя из понимания того, что модульная дополнительная общеобразовательная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение определенными компетенциями обучающимися [9], необходимо, чтобы изучая образовательные модули, обучающийся осваивал взаимосвязь всех вариантов образовательных частей данного модуля и всего направления обучения в целом.
Использование модульного принципа построения дополнительной общеобразовательной программы направлено на то, чтобы при разработке учебных планов и содержания программы, содержание было представлено относительно самостоятельными дидактическими единицами (части образовательной программы) - модулями, позволяющими увеличить ее гибкость, вариативность. Это позволит вариативно организовать образовательный процесс, оперативно вносить изменения, исходя из интересов и способностей обучающихся, а значит определит возможность построения индивидуальных учебных планов, как того требует п. 7 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
В МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Кочубеевского Ставропольского края ежегодно вносятся изменения в содержание дополнительных общеобразовательных программ, отвечающее требованиям персонализации, вариативности и гибкости образовательного контента для обучающихся. Модульные дополнительные общеобразовательные программы МБУ ДО ДДТ имеют линейную, нелинейную и комбинированную схему построения:
• линейная - логически выстроенная последовательность модулей, предполагающая достижение определенного образовательного результата;
• нелинейная - включающая составляющие модули, которые можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана. Она представляет обучающемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана;
• комбинированная - включающая элементы линейной и нелинейной структур (Порядок №196, п. 7).
В целях совершенствования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах модульного построения общеобразовательных программ в 2021 году в МБУ ДО ДДТ был реализован проект на тему «Проектирование непрерывного профессионального образования и повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования МБУ ДО ДДТ», включающий модульный принцип построения содержания. Проект включал в себя 3 этапа:
1. Диагностический - апрель-май 2021 г.
2. Теоретико-практический - сентябрь 2020 г - май 2021 г.
3. Аналитико-обобщающий - июнь-август 2021 г.
Цель проекта: создание эффективной модели системы непрерывного профессионального образования и повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования МБУ ДО ДДТ.
По результатам проведенной диагностики, направленной на выявление профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования на втором этапе реализации проекта осуществлялось модульное обучение и научно-методическое сопровождение педагогов ДДТ:
1. Нормативно-правовое обеспечение (изучение педагогами нормативно-правовых актов, локальных актов учреждения, их применения в педагогической деятельности).
2. Научно-методическое обеспечение (проектирование образовательной деятельности, изучение структуры построения программ: традиционных, модульных, с использованием дистанционных технологий, адаптированных, краткосрочных, долгосрочных и др., составление индивидуальных маршрутов по самообразованию, участие в работе школы «Диалог» ДДТ, участие в вебинарах, научно-практических конференциях ГАОУ ВО НГГТИ, СКИРО ПК и ПРО, обучение на курсах повышения квалификации, курсах переподготовки).
3. Проектное обеспечение - составление и коррекция дополнительных общеобразовательных программ в соответствие с нормативными требованиями, а также организация образовательной деятельности с использованием индивидуальных планов с обучающимися (с детьми-инвалидами и с ОВЗ, одаренными обучающимися, с детьми «группы риска»).
4. Открытое занятие как инструмент повышения профессионального мастерства педагога (организация и проведение Методической недели, мастер-классов, наставничество молодых и малоопытных педагогов).
5. Обобщение и представление педагогического опыта, результатов прохождения индивидуальных маршрутов по самообразованию (представление опыта работы, презентация).
Достигнутым результатом реализации проекта стала модель системы непрерывного профессионального образования и повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования МБУ ДО ДДТ.
Критериями и показателями результативности проекта стали:
• повышение профессиональных мотивов и интересов, готовности педагогов дополнительного образования ДДТ к профессиональному развитию;
• приобретение профессиональных знаний, готовность к их пополнению и совершенствованию;
• развитие профессиональных умений и навыков, приобретение или обобщения профессионального опыта;
• субъективация профессиональных ценностей, норм и правил профессиональной этики;
• повышение самооценки, развитие рефлексивной культуры;
• повышение уровня качества обучения в ДДТ по итогам диагностики удовлетворенности обучением родителей (законных представителей) - на 10,7 % выше по сравнению с предыдущим учебным годом.
Одной из эффективных модульных общеобразовательных программ, разработанной педагогами МБУ ДО ДДТ является модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллект», социально-гуманитарной направленности (срок обучения: 1 год, возраст обучающихся 6,5 - 11 лет). Рассчитана она на разновозрастную группу обучающихся. Уровень программы - базовый. Структура построения - комбинированная, включающая элементы линейной и нелинейной структур модулей. Целью программы является развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся младшего школьного возраста.
Программа строится по трем образовательным ступеням, каждая ступень содержит по два модуля:
1 ступень - Модуль 1 «Юный лингвист». Модуль 2 «Секреты Пифагора».
2 ступень - Модуль 1 «Юный лингвист - у». Модуль 2 «Секреты Пифагора - у».
3 ступень - Модуль1 «Юный лингвист - п». Модуль 2 «Секреты Пифагора - п».
В программе на каждой образовательной ступени обучающимся есть возможность последовательного изучения двух модулей (линейная структура) - 144 часа, либо одного из них (по желанию обучающихся) - 72 часа (нелинейная структура). Каждый ребенок, пройдя входную диагностику, может обучаться на одной из трех образовательных ступеней и выбирать при этом любой модуль (нелинейная структура), или изучать модули последовательно (линейная структура). Например, по итогам входящей диагностики обучающийся определен на первую образовательную ступень. Он выбрал модуль «Юный лингвист» первой ступени и модуль «Секрет Пифагора - у» второй образовательной ступени (нелинейная структура). Выстраивание такой образовательной траектории отражается в индивидуальном плане обучающегося. Для реализации программы используются разноуровневые технологии организации образовательного процесса. Используются формы индивидуального обучения и построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Вариативность содержания данной программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся - это один из критериев внешней и внутренней оценки качества образования в МБУ ДО ДДТ.
Результативность освоения модульной дополнительной общеобразовательной программы определяется системой контроля обучения (аттестации) разработанной в МБУ ДО ДДТ.
Модель контроля результативности освоения модульной программы содержит методику проверки теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся. Критериями оценки уровня теоретической подготовки воспитанников является соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, широта кругозора. Критерии оценки уровня практической подготовки - соответствие развития практических умений и навыков программным требованиям, качество выполнения практических заданий.
В период 2020-2021 учебного года в ДДТ были реализованы общеобразовательные общеразвивающие программы, построенные на модульной основе в конце учебного года была проведена оценка результативности освоения модульных программ в сравнении с результативностью освоения традиционных программ. Сводные результаты диагностики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ обученности по модульным и традиционным программам в МБУ ДО ДДТ за три года
Коэффициент % / Учебный год 2020-2021 2019-2020 2018-2019
Коэффициент обученности по модульным программам 96,11% 92,23% 91,45%
Коэффициент обученности по традиционным программам 69,18% 68,34% 64,48%
По результатам освоения модульных программ также наблюдается повышение активности обучающихся, улучшение показателей посещаемости занятий, и в целом, повышение сохранности контингента обучающихся в детских объединениях по окончании учебного года.
Выводы. Таким образом, разработка и реализация модульных общеразвивающих общеобразовательных программ повышает качество обучения, позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению, сделав его содержание гибким, мобильным, логически законченным, что в целом оказывает положительное влияние на повышение качества обучения.
Литература:
1. Бермус, А.Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления / А.Г. Бермус. - «Credo» NEW. - 2008. -№1. - С. 21-28.
2. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию / Н.В. Борисова. - М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Ермоленко, В.А. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее [Текст] / В.А. Ермоленко, С.Е. Данькин. - М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. - 162 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
6. Зимняя, И.А. Проблемы современного образования в России / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 82 с.
7. Карпов, В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В.В. Карпов. - М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 141 с.
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: Федеральный закон от 24 апреля 2015 г. № 729-р // Собрание законодательства. - 2015. - № 21. - С. 450.
9. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.