УДК 374+37.0
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ» ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Быкова Елизавета Викторовна.
Россия, г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», ведущий специалист научно -исследовательского отдела, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается проблема классификации дополнительных общеобразовательных программ. Предлагается методика, основанная на сопоставлении видов программ и своеобразия различных кондитерских изделий, которая позволяет легко понять и запомнить основные особенности традиционной, интегрированной, комплексной, модульной, разноуровневой и сложноорганизованной программ.
Ключевые слова: дополнительные образовательные программы, классификация программ, репрезентативная система, виды программ; традиционная, интегрированная, комплексная, модульная, разноуровневая, сложноорганизованная программы.
THE USE OF CONFECTIONERY METHODOLOGY TECHNOLOGY FOR IDENTIFICATION OF VARIOUS TYPES ADDITIONAL EDUCATIONAL
PROGRAMS
Bykova Elizaveta Viktorovna.
Russia, Novosibirsk, ANO AE "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", a leading specialist in the Research Department elizavetabikova@gmal .com.
Abstract. The article considers the problem of classifying additional general education programs. A technique which makes it easy to understand and remember the main features of a traditional, integrated, modular, multi-level and complex organization is proposed, based on a comparison of the programs' types and the identity of various confectionery products.
Key words: additional educational programs, classification of programs, representative system, types of programs; traditional, integrated, modular, multilevel, complexly organized programs.
В Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726 от 4.09.2014 г.) провозглашен принцип программоориентированности и подчеркнута роль образовательной
программы «как базового элемента системы дополнительного образования детей». [2]
Проблему разработки программ дополнительного образования в нашей стране с точки зрения науки и методологии изучают И.Н. Попова, Л. Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.В. Золотарева, Л.В. Байбородова, Н. Н. Михайлова, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и другие. В их многочисленных публикациях освещаются вопросы нормативных оснований, технологии разработки, реализации и оценки результатов образовательных программ.
При этом у авторов не существует общего мнения по поводу классификации дополнительных программ. Многие из них предлагают собственные варианты, которые, к слову, чаще не противоречат и не исключают друг друга.
Так, Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова предлагали классифицировать программы на основе критерия «степень творческого участия педагога в процессе разработки программы» и подразделяли их на типовые, модифицированные (адаптированные), экспериментальные и авторские. [3] Этот подход к классификации программ дополнительного образования детей был традиционным и распространенным до появления современных нормативных документов.
Сегодня, Федеральным законом № 273-Ф3 (гл.10, ст.75, п.2) закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные [5].
Согласно письму Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» современные образовательные программы являются разноуровневыми и классифицируются по уровням содержания: стартовый, базовый и продвинутый (углубленный) [4].
Среди современных классификаций можно отметить классификации Л.Г. Логиновой, которая предлагает делить образовательные программы дополнительного образования детей по цели обучения (познавательные, профессионально-прикладные, спортивно-оздоровительные, программы, развивающие художественную одаренность, досуговые) и по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности (комплексные, интегрированные, модульные и сквозные) [1].
Г. Н. Попова предлагает классифицировать программы дополнительного образования детей по признаку «общее - профессиональное» (общеразвивающие, специализированные, профессионально-ориентированные). [1]
Как показывает практика, такая множественность классификаций привела к тому, что в сообществе педагогов дополнительного образования возникла проблема идентификации всего многообразия видов и типов программ. В настоящее время острота этой проблемы усугубилась в связи с тем, что в рамках выполнения современного требования к расширению вариативности дополнительных общеобразовательных программ, педагоги дополнительного
образования активно и массово занимаются обновлением и корректировкой существующих программ. При этом нередко возникает необходимость принятия решения об изменении их типа. Следовательно, важно понимать особенности организации образовательного процесса по каждому виду дополнительных программ.
Для оказания методической помощи по обозначенной проблеме, разработана методика с нестандартным названием «Методическая кондитерская». Методическая целесообразность данной методики объясняется теорией о репрезентативных системах человека, предложенной нейролингвистичесим программированием (НЛП). Основными положениями этой теории являются следующие идеи.
Под репрезентацией понимают процесс представления и выражения человеком определенного опыта, идей, мыслей и т.п. Получая информацию из внешнего мира, человек опирается на свои органы чувств. То есть, весь опыт человека формируют зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения (или модальности). В НЛП эти модальности называются репрезентативными системами. Выделяют несколько репрезентативных систем, каждая из которых получает информацию только ей присущим способом. Основными репрезентативными системами являются визуальная, аудиальная и кинестетическая. Людей с какой-либо одной системой не бывает, но, у большинства людей выделяется ведущая, наиболее активная модальность, через которую человек чаще и проще воспринимает информацию.
Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Визуалы воспринимают мир через то, на что смотрят. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов. Поэтому, когда им приходится долго слушать чью-то речь без подкрепления визуальным рядом, они воспринимают минимум информации.
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Аудиалы слушают информацию и воспринимают её через звуковые впечатления.
Кинестетики очень любят тактильный контакт. Поэтому восприятие любой информации, переживание ощущений и эмоций происходит у них легче, если они имеют возможность прикоснуться к чему-то, ощутить предмет, или хотя бы представить соответствующие действия.
В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей, на аудиалов и кинестетиков - по 20%.
Исходя из данной теории, чтобы информация была понятна всем и легко запоминалась, она должна быть представлена так, чтобы могла восприняться через все три репрезентативные системы. Рассказывание способно активизировать аудиальный канал, наличие визуального ряда (изображений) -визуальный канал; пробуждение чувств, эмоций или представление действий (движений) - кинестетический канал восприятия. Однако, «чистую» информацию о различных типах программ дополнительного образования достаточно сложно представить с использованием запоминающегося видеоряда
и вызывая эмоции и чувства. Именно поэтому, нашу методику «Методическая кондитерская» мы построили на проведении параллелей между особенностями различных типов дополнительных общеобразовательных программ и особенностями различных кондитерских изделий (тортов). При этом, предполагается, что информация представляется таким образом, чтобы задействовать все три репрезентативные системы слушателей. Аудиальный канал восприятия будет задействован автоматически через рассказ методистов. Для активизации визуального канала предлагаются изображения различных видов тортов, которые соотносятся с различными типами программ. (Таблица 1) Для облегчения восприятия информации кинестетиками, им предлагается представить, что они готовят или дегустируют кондитерские изделия, представленные на изображениях.
Далее рассмотрим, как с помощью сопоставлений типов программ и своеобразия тортов, можно легко понять и запомнить основные особенности традиционной, интегрированной, комплексной, модульной, разноуровневой и сложноорганизованной программы. Для наглядности описание особенностей программ и особенностей кондитерских изделий разведем в разные колонки таблиц. При этом, жирным шрифтом выделим сопоставляемые особенности, цифрами в скобках обозначим номера особенностей. То есть, особенность (1) программы из первого столбца таблицы сопоставляется с особенностью (1) торта из второй колонки, особенность (2) программы - с особенностью (2) торта и так далее.
Итак, традиционную программу предлагаем сопоставить с кексом, испеченным по традиционному рецепту.
Таблица 1.
Характеристика традиционной программы
Традиционная программа подразумевает традиционную организацию (1) оказания услуг дополнительного образования Чтобы испечь настоящий кекс, необходимо строго следовать традиционному, проверенному временем рецепту (1),
с четким соблюдением последовательности (2) освоения программного материала. Как правило, она рассчитана не менее чем на 1 учебный год. точно соблюдая всю последовательность (2) действий.
При этом продолжительность обучения устанавливается в фиксированном объеме часов и календарном сроке. Изменить объем часов и календарные сроки невозможно (3). При этом нельзя менять четко установленные рецептом объемы и дозировки ингредиентов, а также продолжительность (3) каждого этапа приготовления изделия.
Организация образовательного процесса в данной модели является наиболее простой (4). Оформление традиционного кекса является наиболее простым (4) по сравнению с другими кондитерскими изделиями.
Но вариативность и гибкость в оказании образовательных услуг при работе по традиционной программе очень низкая, практически отсутствует как возможность обучать детей по индивидуальному учебному плану, так и Важно помнить, если вы хотите получить настоящий традиционный кекс, то возможность вариативности и гибкости в использовании рецепта у вас будет очень низкая, практически отсутствует возможность внести в рецепт что-то новое,
оперативно подстраиваться под запросы и интересы (5) обучающихся и их родителей. подстраиваясь под индивидуальные запросы и предпочтения (5) домочадцев. В противном случае у вас получится что угодно, но не кекс по традиционному рецепту.
При рассмотрении особенностей интегрированной программы, предлагаем провести параллель с «мраморным» кексом. Таблица 2. Характеристика интегрированной программы
Интегрированные дополнительные общеобразовательные программы объединяют в одно целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства (1). Представим, что в светлое тесто для кекса мы щедро добавили шоколада. Тем самым, мы объединили в одно целое две отдельные области: светлую и темную. Единство этих областей (1) проявляется в том, что они обе являются тестом, из которого будет сделан один кекс.
В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи и взаимопроникновения двух или нескольких объектов (2) или идей. Примерами интегрированых дополнительных программ могут быть те, в содержании которых одновременно включены идеи, например, физики и гимнастики, медицины и технологии и т.п.) При этом представим, что мы не стали тщательно перемешивать тесто и в результате получили «мраморный» эффект, когда темная и светлая части теста взаимосвязаны, но не являются одним целым, а только объединяются в целое, взаимопроникая друг в друга (2).
Особенности комплексных программ мы соотносим с тортом, состоящем из нескольких слоев, расположенных друг на друге.
Таблица 3.
Характеристика комплексной программы
Комплексные программы представляют собой определенное соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое (1). Это могут быть программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, программа «Юный художник», в которой изучаются, рисунок, скульптура, графика, цветоведение, декоративное искусство и т.п. Комплексные программы часто реализуются в школах раннего развития, где одновременно (по определенному расписанию) дети обучаются по разным направлениям (математика, развитие речи, иностранный язык, изодеятельность и т.п.) Представьте торт, в котором соединили несколько разных слоев в одно целое (1). Будете ли вы пробовать каждый слой отдельно или соедините в ложке все слои одновременно? Конечно, вкус каждого отдельного слоя, возможно, восхитителен, но не позволяет понять какой общий вкусовой букет был задуман кондитером.
Важно, что для достижения поставленной цели (например, подготовка ребенка к школьному обучению) все направления, предусмотренные комплексной программой, предлагаются сразу, одновременно. В противном случае, выдав ребенку, например, только математику и изодеятельность, общая цель комплексной программы не будет достигнута (2). Для того, чтобы ощутить тот вкус, который был целью мастера, нужно попробовать сразу все слои одновременно (2).
Следующий тип программ - модульные, мы рассматриваем в параллели с блюдом, заполненным капкейками (пирожными).
Таблица 4.
Характеристика модульной программы
Модульные программы включают в себя небольшие курсы (1), А теперь представим большое красивое блюдо для торта, сплошь уставленное маленькими (1) пирожными.
которые являются относительно самостоятельными дидактическими единицами - модулями (2), которые представляют собой краткосрочные (не более 4 месяцев) образовательные услуги с рекомендуемым объемом каждого модуля -не менее 8 академических часов. Продолжительность обучения по модульной программе устанавливается только отдельно на каждый модуль и, исходя из этого, определяется максимальное количество модулей, которое может быть пройдено за период обучения. С одной стороны, каждое из этих пирожных - самостоятельное кондитерское изделие. С другой - эта самостоятельность относительна (2), так как все вместе они представляют единую кондитерскую композицию на большом красивом блюде.
При этом, главной особенностью реализации программы по модульному принципу является то, что появляется возможность обучающемуся (и родителям) выбрать любой набор модулей (от 1 до максимального их количества) и изучать их в любой последовательности (3). Если мы подведем к блюду несколько детей (с родителями) и предложим им выбрать, например, не более 4-ех любых пирожных, то обнаружим, что все они выбрали разные наборы и разное количество (3) капкейков.
При этом, обучение может проходить в группах переменного состава или по индивидуальным образовательным маршрутам (4). Однако, возможно, что часть детей захочет первым съесть одно и тоже пирожное, их можно объединить в группу(4) и посадить за общий стол. У других детей наборы, количество пирожных и последовательность их употребления будет сильно отличаться и мы посадим их за отдельные столы и скажем, что у них индивидуальное (4) меню.
Мы уже проводили параллели между тортом, состоящем из нескольких слоев, расположенных друг на друге, и комплексными программами. Необходимо сопоставить особенности разноуровневых программ и тортов, чьи слои расположены на разных ярусах подставки для торта.
Таблица 5.
Характеристика разноуровневой программы
Реализация разноуровневых программ Представим, что для детей позволяет учитывать разный уровень проводится дегустация торта, чьи слои развития обучающихся (1) и разную степень расположены на разных ярусах подставки освоения содержания программы.__для торта. При этом существует 2
условия этой дегустации. Во-первых, все дети, могут только стоять возле стола, а не присаживаться на стулья. Во-вторых, они могут пробовать только те слои, которые достанут сами. То есть, при такой дегустации учитывается разный рост (уровень)(1) детей.
При этом, каждый обучающийся имеет доступ к любому уровню сложности программы (2): стартовому (ознакомительному, начальному), базовому, углубленному (продвинутому). При этом теоретически, каждый ребенок имеет возможность попробовать любой уровень(2) торта,
Но, исходя из результатов диагностики стартовых возможностей обучающегося, ему может быть предложено обучение на конкретном уровне (3) углублённости программы. но, исходя из своих возможностей (роста), сможет отведать только те, до которых дорос (3).
Как и в случае с модульной программой, тот или иной уровень сложности образовательной программы является относительно самостоятельной её частью, которая может быть освоена обучающимися отдельно от всей образовательной программы (4). В этом случае оказание образовательной услуги направлено на освоение не всей образовательной программы целиком, а ее конкретной самостоятельной части. Каждый уровень такого торта является относительно самостоятельным кондитерским изделием, которое может быть продегустировано ребенком отдельно от всех остальных (4).
При этом появляется множество вариантов освоения программы (5): ребенок может пройти 1, 2 или 3 уровня; при этом начать с 1-ого, 2-ого или 3-его. Если представить, что торт волшебный и не портится годами, то у каждого ребенка есть огромное количество вариантов его дегустации (5): попробовать 1,2 или 3 уровня; при этом начать с 1-ого, 2-ого или 3-его.
Выше мы рассмотрели основные особенности модульных и разноуровневых программ. Но на модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый). В таком случае говорят о сложноорганизованных программах, и мы предлагаем их представить в виде сложного торта.
Таблица 6.
Характеристика сложноорганизованной программы
Такие сложноорганизованные программы включают в себя особенности и принципы организации как разноуровневых (1), Сложный торт состоит из 3 ярусов (1)
так и модульных программ. на некоторых из которых представлены целые торты, а на других - композиции из капкейков (2)
Описанная выше методика «Методическая кондитерская» опирается на основные идеи теории о репрезентативных системах человека. Её апробация на базе муниципальных опорных центров Новосибирской области показала, что предложенное сопоставление видов программ и своеобразия различных кондитерских изделий позволяет легко понять и запомнить основные особенности традиционной, интегрированной, комплексной, модульной, разноуровневой и сложноорганизованной программы.
В заключение отметим, что рамки статьи не позволяют дать полную характеристику различных типов программ, поэтому здесь приведены основные их особенности, которые ярко сопоставляются с особенностями кондитерских изделий.
Библиографический список.
1. Виды и типы программ дополнительного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.ru/26063471-Vidy-i-tipy-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (дата обращения 2.05.2020).
2. Концепция развития дополнительного образования детей. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/#ixzz5o3PjmAWk (дата обращения 2.05.2020).
3. Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей // Библиотечка педагога-практика. - М.: ЦРСДОД, 1999. - С. 40-41
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». - [Электронный ресурс]. - URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html (дата обращения 2.05.2020).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл.10, ст.75, п.2)