Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПОТЕНЦИАЛ / УЧАЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Аминат Хамитовна

В данной статье анализируется исследование методов применения воспитательного потенциала на занятии английского языка в вырабатывании индивидуальных свойств характера у детей. Тема статьи актуальна, так как сегодня в мире произошли модификации во взгляде на цели обучения и методы их осуществления. Образовательным учреждениям надо не только давать знания, умения и навыки, а развивать методы для применения этих знаний, умений и навыков во всякой житейской обстановке. Программа формирования универсальных обучающих занятий обращена на организацию ситуаций для увеличения воспитательных возможностей. Практическая значимость статьи заключается в том, что ее результаты можно использовать на уроках английского языка, на внеклассных занятиях, на курсах повышения квалификации учителей. Важно знать, как значимо принимать во внимание воспитательную сторону при обучении иностранному языку в вырабатывании индивидуальных общих обучающих актов у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Аминат Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF METHODS OF APPLICATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE ENGLISH LESSON

This article analyzes the application of methods of educational opportunities for English classes in the development of character traits in children. The topic of the article is relevant, since today the world is undergoing modifications in terms of learning goals and methods for their implementation. Educational institutions need not only to give knowledge, experience and skills, but to develop methods for applying knowledge, skills and skills in every everyday encounter. The program for the formation of universal interesting classes for organizing meetings to increase educational opportunities. The practical significance of the article lies in the fact that its results can be used in English lessons, in extracurricular activities, in advanced training courses for teachers. It is important to know how to significantly take into account the educational side when teaching a foreign language in the development of individual general learning acts for students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Психологические приемы, в свою очередь, требуют профессионального подхода и не являются результатом общественного воспитания, в отличие от этических традиций, вживленных почти с рождения в семье, в школе и других воспитательно-образовательных учреждениях. Явное превосходство правовой модели управления субъективно, но доказать обратное чрезвычайно сложно, ведь масса людей не подчиняются всеобщим нормам поведения и обязательно пытаются саботировать любой общественный стандартный уклад и этические обязательства. Например, повсеместное разбрасывание мусора не остановили ни культурные традиции, ни воспитательные нравоучения в школе, ни лозунги с нейро-лингвистической основой. Но введение огромных штрафов и полное развязывание рук правоохранительным органам в санкционных и предупредительных действиях сразу же дает результат и непременно отражается и на подсознании и на традициях. Ведь этические нормы не подразумевают под собой непременных наказаний за любое нарушение и вслед за глупыми и бескультурными людьми начинают ими пренебрегать все больше обывателей, глядя на безнаказанность и повсеместность этих действий. Поэтому хорошие традиции и этические нормы нуждаются в законодательном подкреплении, особенно при формировании нового трудового коллектива и построении мировоззренческой основы будущих сотрудников и приведения к общему знаменателю. Опора на труд одного автора, возможно, не самое правильное решение и развитие этой мысли стоит искать в работах ученых смежного направления или в работах исследователей творчества этого невероятно талантливого представителя гуманитарной науки. Естественно, как истинно гуманитарный материал, вышеописанный труд не претендует на звание догмы, но в части аргументации просто оптимален.

Выводы. Несмотря на развитие законодательства, продолжают иметь место массовые вспышки недовольства как действиями исполнительной системы, так и недостатками законодательной основы, на разных континентах и в разных государствах. А значит теоретикам права предоставлено широкое поле деятельности в проекции гуманитарных наук на правовую основу государства. Ведь педагогика, психология, логика, социология и остальные гуманитарные «фундаменты» неизбежно политизированы и неразрывно связаны с политическим, экономическим, техническим развитием государства. Причем, в более развитых государствах на фоне более образованного и юридически грамотного населения, а также большей защищенности, это наиболее актуально, ввиду превалирования правовых инструментов администрирования над традиционными. Исходя из этого, правотворчество обязано быть подвижным, но определенно приспособленным и унифицироваться во избежание критических политических последствий для государственной системы. Особенно это актуально для военных держав, где нестабильность в обществе может привести к настоящей катастрофе на глобальном уровне, тем более есть многочисленные примеры и государственный опыт.

Литература:

1. Новые основания логики и классификация наук [Текст] / Л.И. Петражицкий; Пер. с польск. А.В. Бабанов; Науч. ред. пер. Е.В. Тимошина // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. - СПб.: ООО "Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 825-846.

2. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». - СПб.: Лань, 2000. - 606 с.

3. Петражицкий, Л.И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е.В. Тимошина. СПб.: «Университетский издательский консорциум „Юридическая книга"», 2011. - 1031 с.

4. Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология / Л.И. Петражицкий. - Изд. 2-е. - М.: СССР, 2010. - 311 с.

5. Ушкарев, О.А. Учение Л.И. Петражицкого о праве и его оценка в российской юридической науке / О.А. Ушкарев // Вестник ТГУ. - 2012. - №5.

6. Ильина, Ю.А. Концепция гуманитарного знания Л.И. Петражицкого / Ю.А. Ильина // Вестник ОмГУ. - 2016. -№1 (79).

7. Тимошина, Е.В. Л.И. Петражицкий и Львовско-Варшавская школа / Е.В. Тимошина // Правоведение. - 2013. -№1 (306).

8. Овчинникова, Н.А. Эмоциональная теория права Л.И. Петражицкого / Н.А. Овчинникова // Общество и право. -2014. - №1 (47).

Педагогика

УДК 378.2

аспирант, ведущий специалист по работе с иностранными гражданами Семенова Аминат Хамитовна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКЕ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье анализируется исследование методов применения воспитательного потенциала на занятии английского языка в вырабатывании индивидуальных свойств характера у детей. Тема статьи актуальна, так как сегодня в мире произошли модификации во взгляде на цели обучения и методы их осуществления. Образовательным учреждениям надо не только давать знания, умения и навыки, а развивать методы для применения этих знаний, умений и навыков во всякой житейской обстановке. Программа формирования универсальных обучающих занятий обращена на организацию ситуаций для увеличения воспитательных возможностей. Практическая значимость статьи заключается в том, что ее результаты можно использовать на уроках английского языка, на внеклассных занятиях, на курсах повышения квалификации учителей. Важно знать, как значимо принимать во внимание воспитательную сторону при обучении иностранному языку в вырабатывании индивидуальных общих обучающих актов у учащихся.

Ключевые слова: английский язык, потенциал, учащиеся, образовательные учреждения, личность, воспитание.

Annotation. This article analyzes the application of methods of educational opportunities for English classes in the development of character traits in children. The topic of the article is relevant, since today the world is undergoing modifications in terms of learning goals and methods for their implementation. Educational institutions need not only to give knowledge, experience and skills, but to develop methods for applying knowledge, skills and skills in every everyday encounter. The program for the formation of universal interesting classes for organizing meetings to increase educational opportunities. The practical significance of the article lies in the fact that its results can be used in English lessons, in extracurricular activities, in advanced training courses for teachers. It is important to know how to significantly take into account the educational side when teaching a foreign language in the development of individual general learning acts for students.

Key words: English language, potential, students, educational institutions, personality, upbringing.

Введение. В английском языке существует большое число возможностей, с помощью которых можно не только воспитать умного, культурного индивида, но и сформировать в нем личность. Полное применение воспитательных возможностей предмета образовывает крепкую базу для воспитания креативного интеллигентного индивида, практически говорящего на английском языке [1].

В структуре теперешнего образования мало воспитательных обязанностей, поэтому большинство обучающих учреждений отошли от воспитания. В советское время образовательные структуры не только давали образование, но и через педагогов, которые параллельно были и воспитателями, занимались воспитанием детей. Бесспорно, сейчас в учебных заведениях есть много чудесных педагогов широкого профиля, которые передают свой багаж знаний детям. Но главная цель, которая стоит перед преподавателями - это воспитание.

Целью написания статьи является обоснование и создание методики употребления воспитательных возможностей занятия иностранного языка в развитии индивидуальных общих обучающих актов у детей.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть контент, стадии и методы развития индивидуальных общих обучающих актов у детей;

2) проанализировать развивающие возможности занятия иностранного языка;

3) составить способы применения воспитательных возможностей занятия английского языка в развитии индивидуальных общих актов;

4) проанализировать практику употребления воспитательных возможностей занятия английского языка в индивидуальных общих актах.

При работе над статьей применялись методы синтеза художественных трудов, конкретизированною и классификации теоретических трудов, опроса и диалога.

Изложение основного материала статьи. Очень важно принять во внимание воспитательную сторону при обучении английскому языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык в качестве учебной дисциплины, то все доводы приводят к тому, что любой культурный и грамотный индивид должен владеть хотя бы одним иностранным языком. Иностранный язык необходим для будущей работы. Владение иностранным языком формирует личность, так как дает возможность познать уйму свежего, интересного [2].

Иностранный язык дает нам много возможностей, с помощью которых можно воспитать не только грамотного индивидуума. Следовательно, есть возможность сформировать человека, обладающего обширной структурой общечеловеческих достоинств и образцов, новым интеллектом и прагматическим отношением к нынешнему миру [3].

Наука - это сложное, многоаспектное явление совместной жизни. Ее главным предназначением является приобретение реальных сведений об окружающем мире. Но почти в каждой более или менее сложной науке появляются так называемые парадоксы или антиномии-противоречия каких-либо типов. Они касаются любой науки. Но среди парадоксов разных наук, самыми увлекательными являются парадоксы в сфере языка, лингвистические парадоксы Дело прохождения иностранного языка становится сильным орудием личностного формирования детей.

Общественной сущностью иностранного языка является передача обучающимся креативного опыта экспрессивно-ценностного взгляда индивида к окружающей среде, в возможности соединить всевозможные сведения из различных сфер занятия личности. Использование английского языка в виде орудия обмена данными об окружающей среде из всевозможных дисциплинарных сфер дает нужные предпосылки для роста формирующего круга интересов обучающихся [4].

Соответствующее использование развивающих возможностей предмета дает сильную базу для формирования креативного культурного индивидуума. Обучающиеся должны обладать не только теоретическими знаниями, но и определенными практическими знаниями, умениями и навыками. Наиболее приемлемым является включение данного материала на уроках аналитического чтения и на занятиях по стилистике, т.к. анализ текста помимо всего включает в себя и стилистический анализ, а такие приемы как оксюморон и зевгма являются стилистическими. Важно научить учеников и студентов работать с этими приёмами, так как явления иностранного языка нельзя назвать легкодоступными, как при переводе, так и при интерпретации текста.

Важно знать те ситуации в тексте, в которых используются всевозможные явления английского языка, знать его функции, знать, как и при помощи чего образуется то или иное явление, то есть эти сведения помогут, облегчат понимание и перевод текста.

Результатом этого процесса является человек, могущий принимать активное участие в общественно-экономическом и цивилизованном воспитании социума, а так же целиком подсоединяться в совместные процессы, происходящие в сегодняшнем обществе [5].

Социальный заказ социума в сфере овладения иностранным языком ставит цель формирования внутреннего мира детей, поднятии гуманистического контента обучения. Поэтому главной задачей обучения английскому языку является формирование личности детей, могущей и желающей принимать участие в межкультурном диалоге на иностранном языке и самостоятельно развиваться в изучаемой ими иноязычной речевой деятельности.

Лингвистика текста имеет, однако, как и любая другая научная дисциплина, единый предмет - изучение моделей построения связанной речи. Изучение текста в качестве лингвистического объекта, понимаемого как коммуникативный продукт речемыслительной деятельности, с учётом тех данных в области описания языковой дисциплины, которые накоплены научной грамматикой, содействуют развитию воспитательной стороны при обучении английскому языку. Традиционно проблематика, относящаяся к описанию языковых образований, которые превосходят по своим размерам предложение, изучалась филологией, стилистикой, риторикой, текстологией, психологией, а в последнее время - психо -социолингвистикой [6].

Таким образом, воспитательная составляющая цели является одним из основных сторон обучения иностранному языку. Само по себе знание не обогащает личность, так как важен не только практический эффект обучения, а то, что это знание вносит в развитие индивида как личности. Поэтому основным смыслом изучения иностранного языка является его воспитательные возможности. Именно по этой причине воспитательная возможность является особенностью занятия иностранного языка.

Воспитательные возможности уроков иностранного языка заключены в трех аспектах занятия:

- в контенте употребляемых материалов;

- в методической структуре обучения;

- в личности преподавателя и его манерах.

На занятиях по иностранному языку рассматриваются почти все аспекты жизни. У иностранного языка как учебной дисциплины есть одна характерная черта: на этих занятиях дети учатся коммуникации. Ребенок не просто рассказывает о чем-либо, он выражает свои мысли, свое отношение к теме диалога. Именно это и является той тропинкой, через которую на ребенка оказывается воспитательное влияние [7]. Развитие личности направлено на:

- формирование психики ребенка, в общем, то есть креативости, памяти, эмоций, воображения;

- воспитание мировоззрения;

- формирование черт характера (упорства, трудолюбия, целенаправленности, пытливости, напористости, энергичности);

- познание установленных правил этики (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

- развитие эстетических убеждений;

- формирование разнообразных умений и навыков, нужных ближайшей среде;

- формирование желаний в последующем самообразовании.

Все эти задачи решаются в учебном предмете "иностранный язык". Правильно поставленное обучение иностранному языку способствует формированию всех индивидуальных характерных черт обучающихся.

На определенном этапе в рамках лингвистики сложилось парадоксальное положение: язык, который не дан исследователю в прямом наблюдении, является объектом научного изучения, тогда как коммуникат, этот материализованный результат речемыслительной деятельности, служащий основой для выявления языковых закономерностей, долгое время оставался за пределами лингвистических изысканий [8].

Изучение коммуниката убедительно показывает, что за кажущейся хаотичностью построения, за видимостью произвольности и неисчислимого количества способов организации языкового материала в коммуникате прослеживается системность и закономерности, которые носят типологический характер.

Таким образом, при обучении иностранному языку появляются всевозможные развивающие потенциалы. Иностранный язык используется, как метод для приобщения детей к духовной цивилизации иных народов и познание реальности путём иноязычного диалога, как метод самопознания и самовыражения индивида во время диалога [9].

Процесс учебы по разным учебным дисциплинам должен иметь культуроведческие составляющие. Предмет "иностранный язык" стоит в этом ряду на особенном месте. Он не только является отражением культуры стран изучаемого языка, но при помощи типологии отображает характерные черты своей национальной культуры, представляет общечеловеческие ценности. Другими словами, содействует формированию детей в контексте "диалога культур".

Сейчас расширяются возможности международных связей, диалог с чужеземцами делается реальностью, а встреча с людьми незнакомой цивилизации входит в наше обыденное существование. Всё чаще учебные заведения осуществляют обмен обучающимися. Учителя формируют общие проекты и проводят стажировку за границей, принимая участие, таким образом, в межкультурном общении и диалоге культур [10].

Всё это предоставляет возможность и необходимость на основании сложного единства языка и продукта коммуникации, находящихся в отношении взаимозависимости использовать обширный теоретический материал, накопленный для изучения языка, для исследования текстовых явлений. Текстовые явления возможно описывать и давать им лингвистическое толкование лишь в том случае, если учитывается система языка в целом. Не надо забывать о воспитательной стороне при разборе текстовых явлений.

Согласно точки зрения других авторов, текст только внешне организуется как линейная последовательность знаков, в действительности же его структура многомерна. Некоторые ученые полагают, что текст - это продукт письменного варианта языка и что поэтому он всегда имеет графическое воплощение. Эта точка зрения находит отражение и в определении текста [11].

Следует иметь знания о национально-культурных отличиях манер иностранца, чтобы избежать возможных конфликтов при межнациональной коммуникации.

Методическое решение проблемы развития обучающихся на занятии иностранного языка реализуется, прежде всего, в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход дает возможность наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательные возможности. Патриотизм и культура межнациональных связей имеют немалый смысл в общественном и духовном формировании индивида. Они выступают как составляющие части мировоззрения человека, отношения к своей стране, прочим нациям и народам [12].

Выводы. Проведение исследования по содержанию языка ныне стало одной из главных вопросов языкознания. Этому в последние время ученые начали больше обращать внимание на общенаучное направление теории смысла.

Этот вопрос обширно рассматривается не только с точки зрения языкознания, но также философии, логики, психологии, семиотики, социологии, теории связи, кибернетики и ряда других наук [13].

Любое занятие иностранного языка - это скрещение культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что всякий иностранный термин изображает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит установленное национальным инстинктом мнение о мире. Языковая культура является неотделимой и важнейшей частью культуры личности в общем.

Рекомендации. Удачи в воспитании патриотизма и культуры межнациональных связей можно достичь, когда у детей выработаны нужные навыки и манеры поведения, то есть личный опыт подобных связей. Любой опыт вырабатывается при помощи долгих тренировок в любых сферах деятельности и манерах. Для этого нужно занимать учащихся разнообразными типами работ, связанных с проявлением патриотизма и культуры межнациональных связей.

Литература:

1. Акишина, А.А. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. -Москва: Русский язык, 2004. - 238 с.

2. Красильникова, Л.В. «Наглядность в курсе «Методика преподавания русского языка как иностранного» / Л.В. Красильникова, О.П. Быкова // «Вестник ЦМО МГУ», часть 1, 1998 г., №1. - Москва: МГУ, 1998. - 400 с.

3. Лепшокова, С.М. Проблема фразеологических единиц в современной лингвистике / С.М. Лепшокова // Тенденции развития лексики и грамматики карачаево-балкарского языка: сборник научных статей. К 70-летию Махти Зейтуновича Улакова. - Нальчик: Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского Научного центра Российской академии наук, 2021. - С. 119-122.

4. Лепшокова, С.М. Изобразительно-выразительные средства британского фольклора в «Книге джунглей» Р. Киплинга / С.М. Лепшокова // Фольклорный текст: Рубеж тысячелетий. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований, 2021. - С. 171-174.

5. Лепшокова, С.М. Выразительные средства художественного текста в английском языке / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 117-123.

6. Лепшокова, Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 272-274.

7. Лепшокова, Е.А. Формирование фразеологических единиц в английском и русском языках / Е.А. Лепшокова, С.И. Тамбиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 159-162.

8. Лепшокова, Е.А. Становление фразеологической науки в современном английском языке / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Алиевские чтения. Материалы научной сессии. - 2020. - С. 195-199.

9. Лепшокова, Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения / Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

10. Лепшокова, Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Е.А. Лепшокова.// Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. / Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.

11. Лепшокова, Е.А. Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 223-228

12. Лепшокова, Е.А. Некоторые местоимения в карачаево-балкарском, русском и английском языках / Е.А. Лепшокова, С.М. Лепшокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 4-1 (58). - С. 134-136.

13. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 347-352.

Педагогика

УДК 378

аспирант, заместитель директора по научно-методической работе Смурова Наталья Федоровна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск), МБУ ДО «Дом детского творчества» (с. Кочубеевское);

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В

ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается опыт использования модульного принципа построения общеобразовательных, общеразвивающих программ в организации дополнительного образования, который является для дополнительного образования относительно новым и инновационным направлением. Модульный принцип построения дополнительных общеобразовательных программ является новым и прогрессивным направлением в современном дополнительном образовании. Программа, построенная на модульном принципе включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части) - модули, что позволяет увеличить ее гибкость и индивидуальность. Модульность, как и разноуровневость, помогает более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Использование в обучении модульного принципа построения программ положительно влияет на коэффициент обученности воспитанников, повышает уровень качества образования в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, модульный принцип, модуль, линейная, нелинейная и комбинированная схема построения модульной программы, повышение коэффициента обученности воспитанников, качества образования.

Annotation. The article discusses the experience of using the modular principle of building general education, general development programs in the organization of additional education, which is a relatively new and innovative direction for additional education. The modular principle of building additional general education programs is a new and progressive direction in modern additional education. The program, built on the modular principle, includes relatively independent didactic units (parts) - modules, which allows increasing its flexibility and individuality. Modularity, as well as multilevel, helps to organize the educational process more variably, quickly adapting to the interests and abilities of students. The use of the modular principle of building programs in training has a positive effect on the learning rate of pupils, increases the level of quality of education in the institution of additional education.

Key words: additional education, educational program, modular principle, module, linear, nonlinear and combined scheme of building a modular program, increasing the learning rate of pupils, the quality of education.

Введение. Продолжающаяся сегодня образовательная политика по модернизации системы дополнительного образования, остается одной из актуальных проблем, однако обилие предоставляемых программ, отчетов, рекомендаций, не дают возможности системного анализа проводимой реформы в системе дополнительного образования как социокультурно феномена современного образования [1].

Изложение основного материала статьи. В системе дополнительного образования продолжают оставаться актуальными следующие проблемы:

• социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным дополнительным общеобразовательным программам;

• недостаточный темп обновления содержания и технологий по отдельным направленностям.

Исходя из существующих проблем, можно констатировать, что серьезные изменения инновационного характера требует программно-методическое обеспечение образовательного процесса, повышение качества образовательной деятельности с разными категориями обучающихся, более гибкой, разноуровневой проработки содержания дополнительных общеобразовательных программ с учётом современных тенденций развития всего отечественного образования.

Дополнительные общеобразовательные программы, как правило, ориентированы на активное участие самих обучающихся в их освоении, что соответственно учитывается при разработке самих программ.

Так в Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года № 1726-р от 24 апреля 2015 г. № 729-р в качестве основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ указано развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования, включая форматы: модульной организации программ, краткосрочных и интенсивных сессий, летнего и каникулярного образовательного отдыха, дистанционного, межмодульного и индивидуального сопровождения детей [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.