Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЬЮТОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЬЮТОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ТЬЮТОР / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчуева Лида Махсютовна

В данной статье исследуется психологический аспект тьюторства в процессе обучения детей. Одна из проблем, с которой сталкивается педагог при обучении детей, это небольшая степень заинтересованности некоторой части обучающихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заинтересовать детей. Полученный багаж знаний будет полезен в будущем. Целью исследования является рассмотрение психологического аспекта работы тьютора в процессе обучения. В статье показаны возможности тьюторства для формирования творческих способностей детей. Работа тьютора действительно помогает любому обучающемуся осмысленно сделать выбор дальнейшей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койчуева Лида Махсютовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF TJURISM IN CHILDREN'S EDUCATION

The article examines the psychological aspect of tutoring in the educational process. One of the problems that a teacher faces in the current educational process is a small degree of student interest. The teacher should interest children in the knowledge they acquire. They can and should be useful in later life. The aim of the research is to analyze psychological aspect of the tutoring activity in the educational process. The practical significance of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of tutoring for developing students' creative abilities, the use of distance learning for the formation of their creative abilities. The activity of a tutor effectively solves the problem of making the choice of any student meaningful.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЬЮТОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Психология

УДК 37.6

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Койчуева Лида Махсютовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЬЮТОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В данной статье исследуется психологический аспект тьюторства в процессе обучения детей. Одна из проблем, с которой сталкивается педагог при обучении детей, это небольшая степень заинтересованности некоторой части обучающихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заинтересовать детей. Полученный багаж знаний будет полезен в будущем. Целью исследования является рассмотрение психологического аспекта работы тьютора в процессе обучения. В статье показаны возможности тьюторства для формирования творческих способностей детей. Работа тьютора действительно помогает любому обучающемуся осмысленно сделать выбор дальнейшей деятельности.

Ключевые слова: психология, тьютор, мотивация, образовательный процесс, преподаватель.

Annotation. The article examines the psychological aspect of tutoring in the educational process. One of the problems that a teacher faces in the current educational process is a small degree of student interest. The teacher should interest children in the knowledge they acquire. They can and should be useful in later life. The aim of the research is to analyze psychological aspect of the tutoring activity in the educational process. The practical significance of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of tutoring for developing students' creative abilities, the use of distance learning for the formation of their creative abilities. The activity of a tutor effectively solves the problem of making the choice of any student meaningful.

Keywords: psychology, tutor, motivation, educational process, teacher.

Введение. История тьюторства уходит далеко в прошлое. Для наших учебных заведений она также не является новинкой. Конечно, тьютору в образовательном процессе в нашей стране раньше не уделялось должного внимания. Тем не менее, использование некоторых видов руководства замечается в проведении всевозможных форм обучения, в работе креативных учителей.

Актуальность темы. Сегодня развитие образовательной деятельности все чаще связанно с инновациями. Это связано с трансформацией цели преподавания в образовательных учреждениях. Она тесно зависит от стремительной скорости формирования нынешнего социума. Огромную роль играет работа не учителя, а тьютора в время занятий, что является инновацией.

Тьюторство - это процесс, который формировался в истории вместе с методами обучения. Способам применения тьюторства около девятисот лет. Сейчас тьюторство становится более популярным в удаленных видах обучения. Оно во многом различается от очных видов [3].

Сейчас требуется восстановление обычной тьюторской формы, очного тьюторства.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- определены основные понятия, раскрывающие сущность и содержание тьюторской позиции педагога;

- раскрыты теоретико-методологические основы формирования тьюторской позиции педагога.

Практическая значимость исследования состоит в том, что технология формирования тьюторской

позиции педагога позволяет обеспечить школу педагогами, способными решать проблемы современного образования, ориентированного на построение тьюторских практик.

Главные задачи, поставленные в статье:

- дать понятие «тьютора» в образовательном процессе;

- проанализировать работу тьютора.

При работе над данной темой использованы методы теоретического анализа, обобщение и анализ источников по теме исследования.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время повышается значение тьюторства. Оно является результативной основой индивидуализации хода обучения. Нынешние тьюторы независимо составляют проекты. Они расширяют свой багаж знаний и вносят разнообразие в свою профессиональную работу. Они работают над своими образовательными проектами, имеющими комплект нужных компетентностей.

Образовательные стандарты основаны на интенсификации способов альтернативности, откровенности, практической устремленности образовательных программ. Нынешнему педагогу надо решить несколько необходимых задач:

- дать гибкое личностно-ориентированное обучение и развитие;

- формировать творческий дар детей;

- развивать умение получать знания индивидуально;

- располагать свежим педагогическим мышлением;

- уметь руководить педагогической работой в русле системно-деятельностного направления;

- уметь пользоваться инновационными технологиями.

Система наставничества (тьюторство), может разрешить эти задачи. Она может оптимизировать формирование обучающихся. Она может развить у них желание совершенствоваться, самим развиваться, реализовываться. Наставничество базируется на образце личностно-ориентированного образования. Тьюторство, дает возможность помочь обучающемуся в создании своего образовательного проекта [2].

Сегодняшняя дидактика анализирует тьюторство как универсальный метод, сосредоточенный на индивидуализации учебы. Применение тьюторских методов в обучении дает возможность:

- приумножить возможности профессиональной работы;

- создавать профессиональные компетенции;

- анализировать образовательные ресурсы обучающего учреждения для создания нового вида своей профессиональной работы.

Результатом общей деятельности педагога-тьютора и обучающегося является создание персонального или группового направления. Оно состоит из:

- разнообразных составляющих, нужных для всех обучающихся;

- разнообразных составляющих, избрание которых зависит от степени развития профессионально-ценностного направления обучающихся.

Итогом работы таких преподавателей является: повышение личностного развития, опыта, управления данными. Тьюторы добиваются подобных результатов при помощи построения своих индивидуальных проектов в преподавательской деятельности. Они применяют разнообразные источники образовательного потенциала учебного заведения для составления и реализации планов индивидуального созревания и самоопределения. При составлении проекта образовательного процесса, которым руководит тьютор, надо основать открытое образовательное пространство, ввести модульные программы обучения. Они должны быть направлены на самообразование и самокоррекцию [4].

Тьютор является не обучающий, а отдающий свой опыт учения.

Преподаватель может стать тьютором в области любой дисциплины только тогда, когда сам продолжает изучать не только способ обучения, но и сам предмет.

В педагогике тьютор - это принцип, сопутствующий, помогающий процессу самообразования. Это персональный образовательный поиск. Он реализовывает содействие разработке и выполнению своих обучающих проектов и программ. Тьютор - это наставник.

Работа тьютора направлена на психологию отношений в социуме. Он обязательно должен постигнуть психологические навыки. Ему должно быть комфортно в любом обществе Он должен находить общий язык со всеми. От мастерства тьютора устанавливать связи и воздействовать на детей зависит эффективность его работы [5].

На занятиях хорошо действуют следующие формы тьюторства:

1. Индивидуальная тьюторская консультация - персональный вид тьюторского сопровождения. Это беседа с тьютором о важных проблемах, относящихся к формированию и учебе каждого обучающегося.

2. Групповая тьюторская консультация. На таких занятиях осуществляется тьюторское руководство личными обучающими проектами детей с одинаковыми увлечениями. Учитель-тьютор параллельно выполняет несколько форм деятельности: мотивационную, речевую и возвратную. Тему очередной тьюторской консультации лучше обсудить с тьюторантами в группе. Это формирует благосклонность, взаимопонимание и сотрудничество во время проведения консультации. Это поднимает эффективность консультации [3].

Компетентность - это планка, которую старается достичь специалист. Однако этот путь тернист и неопределен. Главными компонентами, обусловливающими грамотность преподавателя, являются его осведомленность и опыт в соответственном предмете. У него должен быть психологический дар, который позволит ему стать высококлассным мастером своего дела. Иначе говоря, он должен быть психологически готов овладеть своей специальностью [4].

Иногда, даже специалист высшей категории становится профессионально не соответствующим из-за психологического характера. И он не всегда может быть компетентным, в межличностных взаимоотношениях.

Таким образом, тьютору обязательно надо владеть психологическими знаниями.

Тьюториал - это деятельная работа в группе. Она направлена на развитие когнитивных, речевых и рефлексивных данных обучающихся. На этом групповом уроке используются методы диалогового и активного занятия. Тьюториал оживляет и делает разнообразным учебу. Тьюториал помогает активизировать познавательную работу обучающихся. Он содействует формированию креативных способностей. Он может побудить к использованию теоретических знаний на практике. Переговоры с носителями языка, даже телекоммуникационные, втягивают учащегося в языковое предметно-коммуникативное занятие, снабжая тем самым наиболее подходящими обстоятельствами для изучения языка [3].

Ведущими тьюториала являются тьюторы или педагоги. Они выполняют тьюторское сопровождение обучающихся. В некоторых случаях роль руководителей тьюториала выполняют старшеклассники, успешные в данной сфере знаний [2].

В конце года на тьюториале подводятся итоги работы.

Подобная деятельность содействует постижению детьми правил персональной и общей рефлексии. Она помогает также формированию мер оценивания итогов действенности персональной и общей работы.

Одними из действенных форм работы тьютора являются тренинги. Сейчас они всё энергичнее используются учителями и тьюторами. Это деятельные, ролевые и подражающие выступления, работа с цифровыми и печатными определителями, имитация, разбор некоторых обстоятельств и групповая дискуссия [3].

Предпочтение конкретных видов, способов и приемов тьюторской деятельности является личным избранием тьютора. Оно зависит от возраста школьника и от индивидуальных наклонностей тьютора.

Следует знать, что для того, чтобы проводить тренинги с учащимися требуются определенный багаж знаний и опыт.

Выводы. Таким образом, на сегодня во всех образовательных учреждениях специальность тьютора востребована. Тьютор это не просто руководитель образовательного учреждения. Он помогает обучающимся выстроить персональную образовательную программу при помощи набора натаскивающих занятий. Только тьютор может быть регулятором коллективных стараний преподавателей. Они нацелены на индивидуальные занятия и формирование учащихся.

Сутью тьюторского управления является специальная организация учителем обстановки осознания своими учениками индивидуальных образовательных предпочтений и поступков. И тьютор, и воспитатель знают, как помочь восполнить образовательный недостаток учащегося.

Воспитатель рассматривает с учащимся (студентом) его цели, как можно ему самому добиться их, какие методы выбрать, может. Он может «подтолкнуть» обучающегося, дать ему нужный совет.

Тьютор помогает обучающемуся самому составить план для разрешения своей проблемы. Он анализирует итоги его работы, поправляет его способы прохождения материала. Тьюторская и воспитательная работа очень нравится педагогу, ценящему и поддерживающему самостоятельность ученика. Ему нравится его инициативность и его владение личным предпочтением. Ему нравится его опора на собственные силы и ответственность за свое предпочтение [1].

Основным методом работы тьютора является постановка вопросов. Их очень много. Общим для них является то, что всякий тьюторский и менторский вопрос:

- во-первых, основывается на настоящей деятельности ребенка или видоизменяет ее;

- во-вторых, организовывает обстановку предпочтения;

- в-третьих, обосновывает проблему причины предпочтения или метод деятельности.

Сегодня во многих образовательных учреждениях специальность тьютора и ментора востребована. Даже в общеобразовательных школах только введенная специальность тьютора показала себя с наилучшей стороны. Очень важно уяснить, что тьютор это не только администратор учебного заведения, помогающий детям создать личный образовательный проект при помощи комплекта обучающих курсов. Они не имеют особого выбора предметов. Именно школьный тьютор может быть координатором общих стараний учителей, сосредоточенных на индивидуализации учебы и формирования познаний обучающихся.

Литература:

1. Гаврилова С.В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С.В. Гаврилова, Ю.Э. Дьяченко. - URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/

2. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А Лепшокова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 4 (182). - Часть 1 - С. 272-275

3. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

4. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова // Английский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 347 с.

5. Тоторкулова К.А. Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка / К.А Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы XII международной научно-практической конференции - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 219-223

Психология

УДК 159.923.2

кандидат психологических наук, доцент Кузьменкова Ольга Валентиновна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); студентка Ксенофонтова Валерия Вадимовна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург) СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлена характеристика внутриличностного конфликта подростка, обусловленная его психологическими особенностями развития. Описана психологическая сущность внутриличностного конфликта. Выявлено проблемное поле стратегий разрешения внутриличностного конфликта старшего подростка. Определены пути формирования стратегий разрешения внутриличностных конфликтов подростков. Даны рекомендации родителям по разрешению внутриличностных конфликтов старших подростков: общение по принципу «здесь и сейчас», персонификация высказываний, искренность в общении, конфиденциальность, безоценочность.

Ключевые слова: старший подростков, внутриличностный конфликт, конфликтология, стратегии поведения.

Annotation. The article presents the characteristics of the adolescent's intrapersonal conflict, due to his psychological characteristics of development. The psychological essence of intrapersonal conflict is described. The problematic field of strategies for resolving the intrapersonal conflict of an older adolescent was revealed. The ways of forming strategies for resolving adolescents' intrapersonal conflicts are determined. Recommendations were given to parents on resolving intrapersonal conflicts of older adolescents: communication according to the principle of "here and now", personification of statements, sincerity in communication, confidentiality, non-judgmentalism.

Keywords: senior adolescents, intrapersonal conflict, conflict management, behavior strategies.

Введение. Внутриличностный конфликт - проблема, которая присутствует у любого человека в жизни хотя бы раз. Такие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Для того, чтобы конфликт не перешел в болезненное психологическое состояние человека, нужно ответственно подойти к определению ведущей стратегии разрешения конфликта, и понять к какому виду стратегий она относится.

Сегодня наблюдается дефицит теоретических исследований в области психологии внутриличностного конфликта. При большом количестве публикаций, трудов, посвященных практическим аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизнь индивида. В веке так же, как и в все чаще родители подростков обращаются к психологам по какой-либо проблеме, тесно связанной с внутриличностным состоянием ребенка. Исходя из этих данных, можно предположить, что проблема более глубокого погружения в психологическую сущность внутриличностных конфликтов достаточно актуальна. А следом за изучением сущности данной проблемы возникает потребность в изучении действенных и качественных стратегий разрешения конфликтов.

Цель статьи: обосновать сущность стратегий разрешения внутриличностных конфликтов старших подростков.

Изложение основного материала статьи. Исследования по проблеме стратегий разрешения внутриличностных конфликтов у подростков очень различны в своих описаниях, но их можно обобщить в одно выраженное представление и понятие о внутриличностном конфликте: как о событии, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.