Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчорова Альбина Михайловна

В данной статье освещается коммуникативная компетентность тьютора. Сегодня система образования в России подвергается огромным трансформациям. Значимее становится собственное самосознание и самореализации человека. Усиливается надобность в вариативности и индивидуализации учебных программ. Появляется тьюторство. Тьютор-преподаватель, который работает по принципу индивидуализации. Он руководит созданием учащихся своей личной обучающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчорова Альбина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION COMPETENCE OF TUTOR IN FURTHER EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS

This article highlights the tutor's communicative competence. Today, the education system in Russia is undergoing tremendous transformations. A person's own self-awareness and self-realization becomes more significant. There is a growing need for variability and individualization of curricula. Tutoring appears. A tutor is a teacher who works according to the principle of individualization. He oversees the creation of their own personal training program for the trainees.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Подсказки можно предлагать не только в виде карточек, но и в виде записей на доске, а также подбирать необходимый материал в учебнике.

Рассмотрим, как организуется самостоятельная работа на этапе закрепления умения решать текстовые задачи. Первый подход - составляются разноуровневые карточки в трех вариантах по две задачи в каждом варианте: первый вариант - сложнее (для учащихся с высоким уровнем познавательных способностей); второй и третий варианты одинаковой сложности, но в третьем варианте даются указания к решению задачи. Такая организация самостоятельной работы учащихся не задерживает продвижение сильных учащихся, а слабоуспевающие дети, хотя и медленнее, но также продвигаются в усвоении материала.

Второй подход - разрабатываются карточки, особенность которых состоит в том, что, кроме материала с заданиями для самостоятельной работы, даны дополнительные карточки с индексами А и Б. Дополнительные карточки содержат: иллюстрацию к задаче, или модель текста задачи в виде чертежа, или указания и советы, которые должны помочь ученику решить задачу, если он не может справиться самостоятельно с ней. При этом следует всегда помнить, что карточки с индексами А и Б самостоятельного значения не имеют. Они являются дополнительными заданиями к основной карточке.

Более подготовленные школьники не нуждаются в дополнительных указаниях при решении задач. Тем же учащимся, которым учитель сочтет нужным оказать некоторую помощь, он даст дополнительную карточку с индексом А, на которой дети увидят схематический рисунок, иллюстрирующий условие задачи и задание. Для многих учеников такой помощи окажется достаточно, так как, рассмотрев рисунок и ответив на поставленный вопрос, они получают ключ к решению задачи. Дети, которые подготовлены к работе слабее других, могут не справиться с заданием и при таких условиях. Для них у учителя есть другая дополнительная карточка с индексом Б, в которой, например, дается задание: «Закончи решение задачи и запиши краткие пояснения к каждому действию». Такое задание, конечно, в значительной мере лишает самостоятельности решения задачи, так как ученику остается сделать уже не так много, но и в этом случае задание требует осознания способа решения задачи. А для учащихся, которые легко и быстро справились с основным заданием, в ряде карточек имеются также упражнения, отмеченные звездочкой. Как правило, эти задания более трудные, углубляющие знания детей.

Третий подход, когда дифференцированная работа над текстовой задачей ведется в двух направлениях. Первое направление - для слабоуспевающих учащихся. Здесь дифференцируются задания на усвоение текста задачи (в карточках): вводятся дополнительные средства конкретизации; краткая запись текста задачи в таблице (схеме, графике, выделением главных слов в условии задачи), помогающая учащимся понять содержание задачи, наталкивающая их на выбор действия, и другое. Второе направление - для сильных учащихся. Здесь дифференцируются задания с целью развития логического мышления, творческого воображения, требующие большей самостоятельности, посильного умственного напряжения. С этой целью используются следующие приемы: постановка нескольких вопросов к условию задачи; составление задач с наращиванием данных; составление задач по данному выражению, краткой записи, уравнению и т.п.

Выводы. Таким образом, совершенствование методики обучения математике, соответствие ее научным требованиям - важное условие предупреждения отставания учащихся. Решающее значение здесь имеет особый подход к каждому ученику во время проведения урока математики, своевременное оказание ему необходимой помощи. Учитель должен иметь представление о различных вариативных подходах дифференцированной работы над текстовой задачей и умело их применять на практике, так как правильно организованная дифференцированная работа создает благоприятные условия для формирования общего умения в решении текстовых математических задач у младших школьников.

Литература:

1. Богданович, М.В. Урок математики в начальной школе: Пособие для учителя / М.В. Богданович. - К.: Сов. шк., 2010. - 192 с.

2. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: учебное пособие / И.Д. Бутузов.-Новгород, 1972. - 72 с.

3. Гурина, Р.В. Структурирование знаний как составная часть методики обучения // Школьные технологии. - М.: Образование, 2017. - №4. - С. 67-72

4. Менчинская, Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах / Н.А. Менчинская, М.И. Моро. - М.: Просвещение, 1965. - 224 с.

5. Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах / М.В. Овчинникова. - К.: Пед. пресса, 2002. - 128 с.

6. Уткина, Т.В. Дифференцированный подход к учащимся при выполнении домашнего задания по математике. // Начальная школа. - М.: Просвещение, 2018. - № 5. - С. 30-32

Педагогика

УДК 378.124.92/96

старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Байчорова Альбина Михайловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ТЬЮТОРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В данной статье освещается коммуникативная компетентность тьютора. Сегодня система образования в России подвергается огромным трансформациям. Значимее становится собственное самосознание и самореализации человека. Усиливается надобность в вариативности и индивидуализации учебных программ. Появляется тьюторство. Тьютор-преподаватель, который работает по принципу индивидуализации. Он руководит созданием учащихся своей личной обучающей программы.

Ключевые слова: тьютор, компетенция, коммуникация, самосознание, самореализация, индивидуализация, вариативность.

Annotation. This article highlights the tutor's communicative competence. Today, the education system in Russia is undergoing tremendous transformations. A person's own self-awareness and self-realization becomes more

significant. There is a growing need for variability and individualization of curricula. Tutoring appears. A tutor is a teacher who works according to the principie of individualization. He oversees the creation of their own personal training program for the trainees.

Keywords: tutor, competence, communication, self-awareness, self-realization, individualization, variability.

Введение. Уровень овладения речевой компетенцией оказывает большое влияние на будущую профессиональную деятельность специалистов разных сфер.

Задача проблемы: найти новые способы и методы усовершенствования подготовки специалистов. Они должны иметь основательные научные знания, исследовательский опыт, тьюторское мастерство. На данный момент все это находит отражение в новых Государственных стандартах.

Целью данной статьи «Коммуникативная компетенция тьютора в дополнительном образовании будущих специалистов» является изучение сущности коммуникативного подхода в дополнительном образовании и его методологических основ.

В статье обосновывается значимость реализации коммуникативно-ориентированного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня коммуникативности будущих специалистов, формирования коммуникативной компетентности обучающихся, коммуникативной культуры отдельной личности и общества в целом. Для обоснования потребности реализации коммуникативно-ориентированного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты коммуникативного подхода в образовании.

Актуальность темы подразумевает, что профессиональная подготовленность будущего специалиста имеет большое значение. Надо ясно представлять, что обусловливает его профессиональную компетентность, из каких составляющих частей она состоит и что такое «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность». В сегодняшних научных трудах имеется разнообразное объяснение терминов «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход». Компетентность осмысливается намного обширнее, чем компетенция. Она включает ее как базу, но не заканчивается этим.

Изложение основного материала статьи. Термин «competence» имеет зарубежное происхождение. Потому объяснение данного термина зависит от того, с какого языка он заимствован. Так, к примеру, во французском языке термин «competence» содержит два значения - компетенция и осведомленность; а в английском - три: способность, умение, компетентность, компетенция. Оба типа перевода подтверждают, что в русском языке термин «competence» имеет два одинаково звучащих, но разных по смыслу понятия. Из-за этого среди ученых возникают споры относительно понятия «компетенция» и «компетентность [51.

В настоящее время происходят большие изменения в программе образования в России. Всё большее внимание отводится повышению личного самосознания и самореализации. Усиливается потребность в разнообразии и индивидуализации учебных программ. Возникает тьюторство. Тьютор-педагог, который работает по принципу индивидуализации и помогает учащимся строить индивидуальные образовательные проекты.

Под принципом индивидуализации рассматривается направление на личный образовательный интерес обучающегося. Каждый выбирает свой личный путь к получению тех знаний, которые на данный момент для него являются наиболее важными. Принцип индивидуализации направлен на ориентацию, на личные увлечения обучающегося [31.

Организацией программы тьюторства является правило свободного предпочтения как обстоятельства формирования. Для его теоретического определения можно подвергать рассмотрению личностно-ориентированный подход.

Именно в дополнительном образовании изначально созданы все условия для индивидуализации образования. Программа дополнительного образования детей не имеет государственных стандартов. Следовательно, она является открытой системой. Педагоги сами создают гибкие вариативные программы.

Для проведения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования применяются различные виды деятельности. Каждому обучающемуся дается свободный выбор скорости и глубины постижения обучающих стандартов. Дети разных возрастов активно взаимодействуют. Формирование личности ученика совершается успешно при использовании личностно-ориентированных методов в дополнительном образовании детей [4].

Для наиболее эффективно решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей, педагогу следует выстроить определенную систему речи.

Прежде всего, надо наладить контакт с обучающимися, что зависит от коммуникативной компетентности педагога.

Коммуникативная компетентность - способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного коммуникативного поведения. Любой процесс общения складывается из нескольких этапов [1].

Итак, включение педагога в процесс общения происходит, когда обучающийся приходит в ту или иную студию учреждения дополнительного образования.

На данном этапе, педагогу необходимо выяснить, каким образом он оказался здесь? Чем обусловлен выбор того или иного кружка или секции? Независимо от того, попал ли он сюда случайно, или, может быть, его привели родители, пришел ли он самостоятельно или за компанию с другом, следующим шагом в процессе коммуникации является обсуждение с учащимся значимости для него причин появления в коллективе, степени понимания «случайности».

Также, необходимо определить с дальнейшие цели и перспективы предстоящей деятельности, а также критерии его успешности (выступление на концерте, участие в выставке и т.д.) [2].

Как на начальном этапе, так и в дальнейшем общение должно основываться на принципах:

- принцип признания безусловной ценности личности;

Ребенок должен находиться в таких условиях, в которых он мог бы чувствовать собственную значимость и самодостаточность.

- принцип безоценочного суждения;

Не надо судить личность, исходя из собственного мнения. Объективные оценки его мыслей и действий, помогут личности развиваться творчески.

- принцип свободы выражения;

Педагог дополнительного образования должен способствовать развитию самооценки личности, его мыслей, чувств и действий [4].

Таким образом, профессиональная компетентность - это формирование в основе единого создания таких квалицированно значимых для личности и общества свойств, которые дают возможность индивиду наиболее полно реализовать себя в определённых видах трудовой деятельности, надлежащих общественно важному делению труда и рыночным механизмам стимулирования.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем говорить о том, что каждый педагог должен обладать коммуникативной компетентностью, так как обладание педагога данными навыками и грамотное применение их на практике, будут способствовать более эффективному процессу обучения, развития личности и индивидуальных способностей личности.

Конфликтологическая подготовка специалистов педагогических специальностей, главным образом учителей, стала предметом внимания учёных. Однако комплексные исследования по конфликтологической подготовке педагогов общеобразовательной школы как единого коллективного субъекта деятельности отсутствуют.

Детерминантами эффективности или неэффективности формирования конфликтологической компетентности являются, прежде всего, социально-психологические и психологические факторы [3].

Можно выделить следующие психологические факторы, обеспечивающие эффективность формирования конфликтологической компетентности:

- склонность к самосовершенствованию и взаимопониманию;

- гуманистическая направленность;

- указание на эффективное взаимоотношение с окружающими людьми;

- повышение самооценки и оценивания остальных и на базе этого самоуважение и уважение к людям;

- экспансивное постоянство, доминирование положительных чувств;

- большая степень самообладания;

- вырабатывание умения понимать собеседника, психологическая прозорливость, приметливость, умение предсказывать события;

- коммуникабельность, правильная самооценка, благонравие, искренность, толерантность, эластичность;

- умение объяснять свои мнения, участвовать в диалоге, находить правильный вид показа данных, соблюдать общественное и индивидуальное расстояние;

- соблюдение нравственных и моральных правил.

Необходимо правильно воспринимать собеседников. Правильно воспринимать их экспансивное положение. Это все помогает верно реализовывать гибкие, обращенные на окружающих, чувственные, принципиальные, осмотрительные и щепетильные во взаимоотношениях действия и тем самым предотвращает или разрешает вероятные разногласия [4].

Что касается педагогического общения, то главными компонентами его успешности являются конфликтологическая компетентность, а также педагогические и коммуниктивные умения.

Конфликтологичекие знания, конфликтологичекая компетентность в современном мире считаются обязательными свойствами личности в области социально-гуманитарных наук, в профессиональной области, а также в жизнедеятельности человека. Они являются важнейшей частью его профессиональных познаний, а также одними из основных частей профессионального мастерства в любом деле. Данные качества личности помогают исполнять профессиональные обязанности, согласно принятым правилам в общественной сфере, образцам и запросам. Они заключаются в воспроизведении целостности содержательного, деятельностного и индивидуального составляющих.

Компетентность - это не только вид получения предметно-характерных познаний. Она дает возможность принимать результативные постановления, претворять их в жизнь в нужной сфере. Компетентность является всеобщим оценочным словом, которое переводится как «знание дела». Оно используется в обусловленной социально-профессиональной деятельности, а также показывает, соответствуют ли знания, умения и навыки специалиста степени трудности поставленных перед ним задач и вопросов.

Таким образом, компетентность следует разбирать как обязательное свойство специалиста [2].

Для того чтобы узнать степень компетентности специалиста необходимо установить наличие таких признаков, как:

- мотивационно-ценностный признак;

- интеллектуально-познавательный признак;

- процессуальный признак.

Таким образом, в компетентность педагога входят его профессиональные свойства, острота ума, умение приспосабливаться к всевозможным ситуациям диалога, правильность речи, грамотный словарный запас, умение грамотно высказываться по любым трудным вопросам.

Доброжелательное отношение, увлеченность, глубокомысленность могут предупредить конфликтную ситуацию, обратить её в конструктивное русло.

Выводы. В современном мире вопрос должностной компетентности имеет важное значение.

Формирование эффективного персонала будет определять эффективность государственного аппарата, а его стимулирование будет способствовать подготовке молодых квалифицированных кадров.

Формирование профессиональных компетенций посредством тьюторства должно стать стратегическим и перспективным. Требуется регулярное улучшение своих профессиональных умений, формирование и склонность к достижению предельно высокой степени профессионализма.

Молодые специалисты-выпускники, недостаточно компетентны в своей области, не владеют «чувством действительности». Они предаются специфике работы организаций [6].

Коммуникативные навыки, знания деловой этики, а также умения использовать, применять данные знания в действительности, в профессиональной сфере, являются наиболее актуальными и заманчивыми компетенциями для работодателя, так как ведут к продуктивности в профессиональной деятельности.

Существует необходимость стабильного мониторинга за модификациями в запросах к квалификации выпускника, так как они меняются согласно общественно-экономическому и политическому статусу

государства. Потому и требуются инновации и введения инновационных способов обучения тьюторству, направленных на приобретение наиболее необходимых умений, а также создание новой концепции подготовки кадров.

Литература:

1. Гаврилова С.В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С.В. Гаврилова, Ю.Э. Дьяченко. - URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятие, инструментарий. - М.: АПКиППРО, 2008. - 101 с.

3. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках/ Е.А. Лепшокова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 4 (182). - Часть 1. - С. 272-275

4. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

5. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова // Английский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 347 с.

6. Тоторкулова К.А. Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка / К.А Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы XII международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 219-223

Pedagogy

UDC 378.2

senior teacher Banartseva Arina Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara); lecturer Vlasova Irina Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara);

Ph. D. in pedagogy, associated professor Kaplina Liidmila Yurievna

Samara State University of Social Sciences and Education (Samara)

THE NECESSITY OF BLENDED LEARNING IN THE MODERN CONDITIONS OF EDUCATIONAL DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A TECHNICAL

UNIVERSITY)

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость и важность в современных условиях развития образования и описать виды учебной деятельности, которые используют преподаватели кафедры иностранных языков для повышения качества овладения иностранным языком студентами технического вуза. Научная новизна исследования заключается в анализе использования методов смешанного обучения при обучении иностранным языкам студентов дневной и заочной форм обучения в техническом вузе, их преимуществ и недостатков, а также в акцентировании взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, характеризующих готовность студентов к самостоятельной учебной деятельности. Авторы также отражают методологические основы самообучения студентов и особенности самостоятельной учебной деятельности. В конце статьи приводятся выводы о результатах активного использования смешанного обучения как эффективной формы организации языкового образования в вузе в условиях, когда студенты и преподаватели вынуждены оставаться дома из-за карантина или самоизоляции. Смешанная форма обучения показала свою актуальность, целесообразность и эффективность, благодаря использованию информационных технологий в процессе изучения иностранного языка с использованием виртуальных образовательных платформ, таких как Zoom и Moodle.

Ключевые слова: смешанное обучение, методологическая основа, дистанционное обучение, синергетический подход, самообучение, самообразование, преимущества, недостатки.

Annotation. The purpose of the research is to substantiate the necessity and importance of in modern conditions of educational development and to describe the types of educational activities that teachers of the Department of Foreign Languages use to improve the quality of mastering a foreign language by students at a technical University. The scientific novelty of the research is to analyze the use of blended learning methods in teaching foreign languages to full-time and part-time students at a technical university, their advantages and disadvantages, and to emphasize interrelated and interdependent components that characterize the readiness of students for self learning activities. The authors also reflect the methodological foundations of self-learning of students and the features of independent educational activity. At the end of the paper, conclusions are given on the results of the active use of blended learning as an effective form of organizing language education at a University in conditions, when students and teachers are forced to stay at home due to quarantine or self-isolation. The blended form of education has shown its relevance, feasibility and effectiveness, thanks to the use of information technology in the process of learning a foreign language using virtual educational platforms such as Zoom and Moodle.

Keywords: blended learning, methodological basis, distance learning, synergetic approach, self-learning, self-education, advantages, disadvantages.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Blended learning is one of the widely used areas of modern education and was previously most actively used only for students of the correspondence department of the university, when students could simultaneously practically study their specialty and get theoretical knowledge. [9]. Given the current stage of development of society, it is assumed that the combination of traditional forms of teaching students in the classroom with elements of e-learning by themselves, in which special information technologies are used, such as computer graphics, audio and video,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.