Научная статья на тему 'Модульная технология обучения в аграрном университете как одно из требований современности'

Модульная технология обучения в аграрном университете как одно из требований современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / MODULE TECHNOLOGY / DISCIPLINE MODULE PROGRAM / KNOWLEDGE EVALUATION FUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Е.В., Польшакова Н.В.

Работа посвящена проблемам внедрения и адаптации современных педагогических технологий в сложившуюся в ходе реформирования систему высшего образованияв аграрных вузах. Среди этих технологий особое место занимает модульная технология обучения. В работе отражены: единый порядок, задачи и основные требования к организации учебного процесса на основе использования модульной технологии обучения, а также обоснована целесообразность использования модульного принципа при организации учебного процесса в Орловском ГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TECHNOLOGY OF TRAINING IN AGRARIAN UNIVERSITY AS ONE OF THE REQUIREMENTS OF THE PRESENT

The work is devoted to the problems of introducing and adapting modern pedagogical technologies to the system of higher education in agricultural universities established during the reform. Among these technologies, a special place is occupied by the modular technology of training. The paper reflects: a single order, tasks and basic requirements for the organization of the educational process based on the use of modular technology of training, and justified the feasibility of using the modular principle in the organization of the educational process in Orlovsky state agrarian university.

Текст научной работы на тему «Модульная технология обучения в аграрном университете как одно из требований современности»

УДК 510.21 АЛЕКСАНДРОВА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных технологий и математики, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» E-mail: 30Elena78@mail.ru ПОЛЬШАКОВА Н.В.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий и математики, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» E-mail:polshakovanv@yandex.ru

UDC 510.21

ALEKSANDROVA E.V.

Cnadidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Information Technology and Mathematics Federal State Budgetary Educational Institute of Higher Education "Orel State Agrarian University named after

N.V. Parakhin" E-mail: 30Elena78@mail.ru POLSHAKOVA N.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Information Technology and Mathematics Federal State Budgetary Educational Institute of Higher Education "Orel State Agrarian University named after

N.V. Parakhin" E-mail: polshakovanv@yandex.ru

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ

MODULAR TECHNOLOGY OF TRAINING IN AGRARIAN UNIVERSITY AS ONE OF THE REQUIREMENTS OF THE PRESENT

Работа посвящена проблемам внедрения и адаптации современных педагогических технологий в сложившуюся в ходе реформирования систему высшего образованияв аграрных вузах. Среди этих технологий особое место занимает модульная технология обучения. В работе отражены: единый порядок, задачи и основные требования к организации учебного процесса на основе использования модульной технологии обучения, а также обоснована целесообразность использования модульного принципа при организации учебного процесса в Орловском ГАУ.

Ключевые слова: модульная технология обучения, модульная программа дисциплины, фонд оценочных средств.

The work is devoted to the problems of introducing and adapting modern pedagogical technologies to the system of higher education in agricultural universities established during the reform. Among these technologies, a special place is occupied by the modular technology of training. The paper reflects: a single order, tasks and basic requirements for the organization of the educational process based on the use of modular technology of training, and justified the feasibility of using the modular principle in the organization of the educational process in Orlovsky state agrarian university.

Keywords: module technology, discipline module program, knowledge evaluation fund.

Глобальные перемены, происходящие на фоне многочисленных реформ, привели к изменению жизненных ценностей и приоритетов. Меняющаяся рыночная конъюнктура рождает спрос на высококвалифицированного специалиста, возрастает потребность в качественном образовании [9]. Именно это усиливает влияние высшего образования на жизненный успех молодого специалиста. Повышение требований к качеству образования приводит к необходимости разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Одной из таких технологий является модульная технология обучения. Основной задачей, которой является самостоятельное изучение обучающимся выделенной части курса (модуля) по индивидуальной схеме, кото-

рую предлагает ему комплексная учебная программа, включающая в себя алгоритм действий, информационный блок и методическое руководство для достижения поставленной дидактической цели. Модульная технология обучения нацеливает обучающегося учиться, извлекать знания из потока входной информации. При этом процесс извлечения знаний, их структуризация и агрегация вызывают у обучающегося чувство удовлетворенности выполненной работой, что в свою очередь сказывается на субъективном благополучии обучающегося и качестве образования в целом.

Чтобы определить сущность модульной технологии как одной из составляющих современных инновационных образовательных технологий (СИОТ) необходимо определить, что же такое модуль в системе образования. Основоположник технологии модульного обуче-

© Александрова Е.В., Польшакова Н.В. © Aleksandrova E.V., Polshakova N.V

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ния Дж. Рассел, дает следующее определение понятию «модуль»:«Модуль - это обучающий пакет, содержащий концептуальную единицу дидактического контента и набор действий обучаемого, выполняемые в индивидуальном темпе для полного овладения объемом новых знаний» [14].

По мнению Б. М. Голдшмидтова, которое перекликается с мнением Дж. Расселапод модулем следует понимать некую независимую единицу дидактического контента, которая помогает обучаемому лучше усвоить объем новых знаний [13].

Исходя из вышеизложенного, модульная технология позволяет решить проблему систематизации знаний и их эффективное усвоение. Суть модульной технологии заключается в дроблении предлагаемой информации по изучаемой дисциплине на определенные части или модули, которые обуславливают необходимую адаптивность к предъявляемым требованиям,и влияют на управляемость, гибкость и динамичность образовательного процесса.

Модульная технология предполагает жёсткое структурирование предлагаемой для изучения информации в рамках осваиваемой дисциплины, ее содержание и организацию работы обучающихся с четко выстроенными логически завершёнными учебными блоками, а так же мониторинг качества усвоения учебного материала по средствам контрольно-измерительных материалов. В модуле чётко определены цели, задачи, и уровни изучения раздела дисциплины, выделены умения и навыки, которые должен получить обучающийся, и названы оценочные критерии, по которым определяется степень усвоения учебного материала. Таким образом, модульная система обучения планирует не только последовательность,но и степень освоения учебного материала по изучаемой дисциплине [7].

Одной из особенностей модульной системы обучения является тот факт, чтов качестве учебного модуля может выступать не только блок учебной программы дисциплины, но и выбранная дидактическая единица в целом.Причем, в этой дидактической единицеосновное место может занимать взаимодействие различных методов и способов учебной деятельности, которые обеспечивают вхождение данного модуля в единую систему предметного обучения [4, 6].

Ценность модульного обучения в том, что оно дает возможность создать гибкие и легко адаптируемые образовательные структуры, как по содержанию обучения, так и по его организации.

Мы согласимся с мнением Худолей Г. С., Стебеняевой Т.В.[11], что основным преимуществом модульной технологии обучения является ее ориентированность на индивидуальное развитие.Это позволяет обеспечить целостность процесса обучения, а также оптимизировать его в соответствии с личностным развитием обучаемого.

Среди других преимуществ данной технологии обучения следует отметить следующие:

- осознанное усвоение изучаемого дидактическо-

го контента;

- реализация идеи развивающего обучения, посредством варьирования темпов изучения дидактического контента;

- использование различных форм организации учебной деятельности, а также цифрового обучения на базе виртуальных образовательных ресурсов [3].

В Орловском ГАУ системой менеджмента качества разработано «Положение о модульной технологии обучения студентов». В данном положении отражены: единый порядок, задачи и основные требования к организации учебного процесса на основе модульной технологии обучения с бальной оценкой знаний студентов.

Руководствуясь этим положением, составлены модульные рабочие программы для бакалавриата, и магистратуры, составной частью которых является фонд оценочных средств.

Фонд оценочных средств (ФОС) - этокомплект методических и контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций. Посредством ФОС проверяют на соответствие уровень подготовки обучающихсяв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который является неотъемлемой частью основной образовательной программы (ООП) высшего образования.

Оценочные средства разрабатываются на основе принципов изложенных в рекомендациях по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования:

- валидности: получаемые с помощью ФОС результаты должны адекватно отражать качество освоения учебной дисциплины (образовательной программы);

- надежности: демонстрировать относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов при неоднократном использовании ФОС с одинаковыми категориями обучающихся;

- предметной направленности: соответствие объему и содержанию конкретной учебной дисциплины, практики, ООП.

При разработке ФОС должно быть учтено его соответствие:

- ФГОС ВОпо направлению подготовки;

- ООП и учебному плану направления подготовки;

- рабочей программе дисциплины;

- образовательным технологиям, используемым в ВУЗе при подготовке обучающихся [10].

При дифференцированном анализе широких диапазонов направлений подготовки и уровней их иерархии, используются квалиметрические методы, которые допускают многократное использование стандартизированных оценочных материалов, что,в свою очередь, позволяет проводить регулярный текущий контрольуровня освоения учебного материала.Таким образом,ФОС разрабатываются по каждой учебной дисциплине, закрепленной за кафедрой, с учетом спец-

ифики содержания теоретического и практического обучения [5]. Целесообразность разработки ФОС по одноименным дисциплинам для различных направлений подготовки (специальностям) определяется кафедрой, за которой закреплены эти дисциплины, по согласованию с выпускающей кафедрой по данному направлению подготовки (специальности) [12].

Ответственность за разработку ФОС для проведения промежуточной аттестации несет заведующий кафедрой, за которой закреплена преподаваемая дисциплина. Ответственнымза исполнение назначается ведущий преподаватель. По поручению заведующего кафедрой ФОС может разрабатываться коллективом авторов. («Положение о модульной технологии обучения студентов»).

Оценочные средства для проведения текущей аттестации изучаемых дисциплин должны содержать:

- перечень заданий для проведения контрольных, лабораторных, расчетно-графических работ по модулю дисциплины;

- рефераты;

- тестовые задания модулю дисциплины;

- вопросы для самопроверки по модулю дисциплины.

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме зачетов, экзаменов, разработанные преподавателем, рассмотренные и одобренные

(утвержденные) на заседании кафедры, включают в себя:

- вопросы для зачета и критерии оценки знаний;

- вопросы и задания для экзамена и критерии оценки знаний;

- тестовые задания для проведения тестирования знаний обучаемых по окончании освоения учебной дисциплины.

Заключая сказанное, отметим, что невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста, не учитывая реального состояния и особенностей экономической системы, ее положительные и отрицательные стороны. Эту работу необходимо проводить на основе концепции стратегического менеджмента подготовки и переподготовки специалистов по поиску и трансферту инноваций, по межотраслевому управлению корпоративными знаниями и их быстрой коммерциализации, путем развития системного подхода, внедрения и реализации принципиально новых образовательных программ при помощи модульных технологий обучения с рейтинговой оценкой знаний, которая больше ориентирована на студента, чем на учебную программу и дает преподавателю: свободу и гибкость выбора формы занятия; снижения затрат времени на практическую подготовку; возможность выявления индивидуального творческого потенциала студента; полное представление о знаниях студента.

Библиографический список

1. Александрова, Е.В. Из опыта чтения лекций по математике с использованием современных технических средств. / Александрова Е.В. // В сборнике: Инновации в образовании. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2004. С. 9-10.

2. Александрова, Е.В. Профессиональная направленность обучения теории вероятностей и математической статистике студентов сельскохозяйственного вуза. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Орел, 2005.

3. Александрова, Е.В., Зубова, И.И. О преподавании математики а аграрном университете. / Александрова Е.В., Зубова И.И. // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2014. №3. С.20-21

4. Александрова, Е.В., Зубова, И.И. Опыт использования модульно-рейтинговой системы оценки компетенций студентов на занятиях по дисциплине «Математика» в Орловском государственном аграрном университете. / Александрова Е.В., Зубова И.И. // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2014. №. С.13-16

5. Беляева, И.С., Зубова, И.И., Александрова, Е.В. Современный специалист-аграрий: компетентность в условиях информационных технологий. / Беляева И.С., Зубова И.И., Александрова Е.В. // Педагогическая информатика. 2006. №55. С. 17-20.

6. Зубова, И.И., Александрова, Е.В., Хуснутдинов, И.А. Применение инновационных технологий обучения в аграрном вузе. / Зубова И.И., Александрова Е.В., Хуснутдинов И.А. // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2011. №3. С.49-53.

7. Мамирова Н. Т. Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа // Молодой ученый. 2013. №9. С. 385-387. - URL https://moluch.ru/archive/56/7643/ (дата обращения: 30.01.2019

8. Польшакова Н.В., Александрова Е.В. Организация самообразования студентов в условиях виртуальной образовательной среды ВУЗа Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 92.

9. Потапова Ирина Алексеевна Форма организации учебного процесса как фактор качества образования: региональный аспект // Регионология. 2011. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-organizatsii-uchebnogo-protsessa-kak-faktor-kachestva-obrazovaniya-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 10.12.2018

10. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения [Электронный ресурс] / Минобрнауки России, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. гуманитарный ун-т» (РГГУ) ; [сост.: Е. И. Сафонова ; отв. ред. В. В. Минаев]. - Электрон. дан. - Москва : РГГУ 2013. 75 с. - Режим доступа : http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000006242. - Загл. с экрана.

11. Худолей Г. С. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий / Г. С. Худолей, Т. В. Стебеняева // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 2 (44) Часть 4. С. 53-56. - URL: https://research-journal.org/pedagogy/modulnye-texnologii-obucheniya-kak-innovacionnye-sostavlyayushhie-sovremennyx-pedagogicheskix-texnologij/ (дата обращения: 30.01.2019. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.44.133

12. Хуснудинов, И.А., Александрова, Е.В., Зубова, И.И. Интегрирование курсов физики и БЖД в аграрном ВУЗе. / Хуснутдинов И.А., Александрова Е.В., Зубова И.И. // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3 (33). С.242-244.

13. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. Vol. 2. - Рр. 15-32.

14. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. - Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

References

1. AleksandrovaE.V. From the experience of lecturing in mathematics using modern technical means. / Aleksandrova E.V. // In the collection: Innovations in education. Collection of materials of the VI International Scientific Practical Conference. 2004. p. 9-10.

2. Aleksandrova E.V. Professional orientation of the study of probability theory and mathematical statistics of students of agricultural high school. / Aleksandrova E.V. // Thesis for the degree of candidate of pedagogical sciences. Orel, 2005.

3. Aleksandrova E.V., Zubova I.I. On the teaching of mathematics at the Agrarian University. / Aleksandrova E.V., Zubova I.I. // Scientific notes of the Orel State University. Series: Natural, technical and medical sciences. 2014. №3. Pp.20-21

4. Aleksandrova E.V., Zubova I.I. Experience in the use of a modular rating system for assessing students' competence in the classroom in the discipline "Mathematics" at Orlovsky State Agrarian University. / Aleksandrova E.V., Zubova I.I. // Scientific notes of the Orel State University. Series: Natural, technical and medical sciences. 2014. No. Pp.13-16

5. Belyaev I.S., Zubova I.I., Aleksandrova E.V. Modern agrarian specialist: competence in terms of information technology. / Belyaeva I.S., Zubova I.I., Aleksandrova E.V. // Pedagogical informatics. 2006. №55. Pp. 17-20.

6. ZubovaI.I., AlexandrovaE.V., KhusnutdinovI.A. The use of innovative learning technologies in the agricultural university. / Zubova I.I., Alexandrova E.V., Khusnutdinov I.A. // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Natural, technical and medical sciences. 2011. №3. Pp.49-53.

7. MamirovaN.T. The use of block-modular technology in the development of the professional activities of college students // Young Scientist. 2013. №9. Pp. 385-387. - URL https://moluch.ru/archive/56/7643/ (access date: 01.30.2019

8. Polshakova N.V., Alexandrova E.V. Organization of self-education of students in a virtual educational environment of the university Modern problems of science and education. 2018. No. 2. Pp. 92.

9. Potapova Irina Alekseevna The form of the organization of the educational process as a factor in the quality of education: a regional aspect // Regionologiya. 2011. № 3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-organizatsii-uchebnogo-protsessa-kak-faktor-kachestva-obrazovaniya-regionalnyy-aspekt (access date: 10.12.2018

10. Recommendations on the design and use of evaluation tools in the implementation of the basic educational program of higher professional education (KEP) of the new generation [Electronic resource] / Ministry of Education and Science of Russia, Feder. state budget. educate institution of higher. prof. Education "Russian State Humanitarian University" (RSUH); [comp .: E.I. Safonova; rep. ed. V. V. Minaev]. - Electron. Dan. -Moscow: RSUH, 2013. 75 p. - Access mode: http://elib.lib.rsuh.ru/elib/000006242. - Title from the screen.

11. Khudoley G.S. Modular technologies of education as innovative components of modern pedagogical technologies / G.S. Khudoley, T.V. Stebenyaeva // International Scientific Research Journal. 2016. № 2 (44) Part 4. Pp. 53-56. - URL: https://research-journal.org/pedagogy/ modulnye-texnologii-obucheniya-kak-innovacionnye-sostavlyayushhie-sovremennyx-pedagogicheskix-texnologij/ (circulation date: 01.30.2019.). doi: 10.18454 / IRJ.2016.44.133

12. Khusnudinov I.A., Aleksandrova E.V., Zubova I.I. Integration of physics and BC courses in an agricultural university. / Khusnutdinov I.A., Aleksandrova E.V., Zubova I.I. // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. № 3 (33). Pp. 242-244.

13. GoldschmidtB., GoldschmidtM. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. Vol. 2. Pp. 15-32.

14. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. - Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.