Педагогика
97
УДК 61:4:378
эффективность применения проектно-модульного обучения иностранному языку в медицинском вузе
И.И. Бойцова, Ж.Н. Макушева, Э.Ю. Огородникова
Тихоокеанский государственный медицинский университет (690950, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2) Ключевые слова: проект, модуль, занятие, студенты.
В статье рассматриваются современные педагогические технологии обучения, направленные на формирование ключевых компетенций будущего врача: общекультурной и профессиональной. Предлагается внедрение проектно-модульного обучения на основе деятельностного подхода к процессу и содержанию образования. Приведена реализация учебного проекта в рамках использования модульной технологии обучения в группах студентов I курса по дисциплине «иностранный язык». Предложенный проект оказывает положительное влияние на качество творческой и практической подготовки студентов.
В настоящее время в вузах России метод модульного обучения широко внедряется в учебный процесс.
Модульное обучение зародилось в конце Второй мировой войны в ответ на необходимость формирования профессиональных умений и навыков в относительно короткий период. Однако в то время этот метод не был адаптирован к профессиональному обучению [4].
Основателем модульного обучения является американский исследователь Дж. Расселл, который в работе Modular instruction (1974) определил модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные учащемуся действия. При этом обучаемый, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом [4]. В нашу страну идеи Дж. Расселла проникли в конце 80-х годов ХХ века благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников, определивших, что сущность модульного обучения заключается в более полной самостоятельности обучающегося в отношении предложенной ему учебной программы, при этом с возможностью выбрать индивидуальный путь ее освоения с учетом собственных потребностей [6]. Функции педагога здесь могут варьировать от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей [2, 7].
Основой для формирования модулей служит федеральный государственный образовательный стандарт специальности, типовая программа Министерства образования и науки РФ и рабочая программа дисциплины, особенности и характер которой определяются количеством ее модулей [5].
Вторым по значимости в плане формирования общекультурных и профессиональных компетенций признан метод проектов, который в настоящее время находит широкое применение в высших и средних учебных заведениях России. Считается, что сущность
Макушева Жанна Николаевна - канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ТГМУ; e-mail: zhanna_ [email protected]
метода проектов - стимулирование интереса к обучению через организацию самостоятельной деятельности учащихся, постановки перед ними целей и задач, решение которых ведет к развитию новых знаний и умений [8].
Метод проектов помогает развить языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного языка, потребность в самообразовании, умение вести дискуссию на иностранном языке, улучшить письменную речь и навыки компьютерной обработки информации, качество перевода текстов с содержанием, соответствующим темам проектов, расширить кругозор. Это приводит к формированию коммуникативной компетенции, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение [3, 9].
Сочетание метода проектов с модульной технологией называется проектно-модульным обучением [1]. Такое обучение является инновационной формой организации учебного процесса и обладает, как мы считаем, рядом преимуществ:
1) цель обучения точно коррелируется с достигнутыми результатами каждого студента;
2) выбирается индивидуальный темп учебной деятельности;
3) обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
Однако следует заметить, что, хотя проектно-мо-дульное обучение и является инновационной формой учебного процесса, оно еще слабо внедряется в учебную деятельность высшей школы.
В нашей практике модульный проект реализуется в рамках использования модульной технологии обучения в группах студентов I курса по дисциплине «иностранный язык».
Тема проекта: "Peculiarities of medical education in the English-speaking countries".
Характеристика проекта: информационно-исследовательский; монопроект; групповой.
В основе проекта лежат исследовательская работа студентов и выявление особенностей, касающихся медицинского образования англоязычных стран.
Цель проекта: формирование речевой языковой компетенции у студентов-медиков.
Задачи проекта: 1) формировать лингвистическое мышление и совершенствовать речевые умения студентов по теме
98
Тихоокеанский медицинский журнал, 2013, № 3
"Peculiarities of medical education in the English-speaking countries";
2) систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме;
3) совершенствовать развитие иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом;
4) усилить взаимосвязь учебной и внеучебной (самостоятельной) деятельности студентов в процессе применения информационных технологий;
5) познакомить обучаемых с методами групповой работы;
6) привить навыки проведения исследований;
7) развить критическое мышление, воображение в процессе иноязычной деятельности, а также ответственность и умение работать в коллективе.
Продолжительность проведения проекта - 9 академических часов.
Оборудование и оформление: слайды по теме "Peculiarities of medical education in the English-speaking countries", проектор, экран, компьютер, физическая карта мира.
Модель проектного занятия. Занятие основано на пройденном материале по теме "Medical education in the USA. Medical education in Canada" модуля "At the Institute" и нацелено на расширение знаний студентов по данной теме (с привлечением дополнительных информационных источников), а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в иноязычной речевой деятельности и на формирование лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Проект "Peculiarities of medical education in the English-speaking countries" состоит из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный), организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектно-модульной методики при обучении иностранному языку.
Занятие 1 (подготовительный этап)
Введение. Занятие начинается с краткого выступления преподавателя, в котором он приветствует всех участников проекта, объясняет суть работы над проектом, предлагает тему проекта:"Peculiarities of medical education in the English-speaking countries".
Задачи подготовительного этапа: 1) разработать формальную процедуру оценки проекта; 2) определить направления поиска информации; 3) разбить студентов на группы в соответствии с количеством тематических направлений.
Пошаговое описание действий
Преподаватель предлагает студентам обсудить содержание ряда сетевых ресурсов об особенностях медицинского образования англоязычных стран, позволяющих им выбрать подтемы проекта. Первое занятие заканчивается моделированием будущих действий обучаемых, делением на рабочие группы в соответствии с количеством отобранных тематических направлений, при этом каждому студенту определяется своя
доля участия на основе имеющихся языковых навыков, что позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. В качестве домашнего задания участникам проекта рекомендуется поработать с информационными базами и подобрать необходимый материал по теме.
Занятие 2 (основной этап)
На данном этапе происходит отработка собранного языкового материала по выбранной теме, а также закрепление нового лексического тематического во-кабуляра.
Задача основного этапа: организовать работу по формам представления результатов проекта (устные сообщения, мини-доклады, презентации и круглые столы).
Пошаговое описание действий
С целью систематизации и закрепления лексики по активному и дополнительному тематическому вокабуляру ("Peculiarities of medical education in the English-speaking countries") преподаватель предоставляет дополнительную информацию по теме "Medical education in Great Britain", на основе которой организуется дискуссия, где студенты должны употребить как можно больше лексики из активного и дополнительного вокабуляра по теме. Выполнение задания такого типа активизирует обучаемых, подводит их к отбору необходимой информации. В конце занятия студенты определяют форму и способ представления результатов проекта.
Занятие 3 (заключительный этап)
Основные задачи заключительного этапа: 1) завершить обсуждение собранной информации по утвержденным тематическим направлениям; 2) составить сценарий защиты проекта; 3) оформить проектную работу; 4) защитить проект; 5) проанализировать результаты проектной деятельности.
Пошаговое описание действий
1. Защита проекта. Одна группа студентов выступила с сообщением "Peculiarities of medical education in Canada", которое сопровождалось презентацией; другая группа выбрала форму защиты проекта по теме "Programs of medical stuff training at American Universities" в виде круглого стола. Выступления сопровождались большим количеством вопросов со стороны участников проекта. Создана рабочая группа по созданию видеоролика "Medical education in the USA and Canada".
2. Оценка результатов проекта. Таким образом, применение проектно-модульного обучения иностранному языку в медицинском вузе позволяет решать такие задачи, как: а) развитие лингвистического мышления у студентов-медиков; б) повышение уровня владения языковым материалом; в) привитие самостоятельности, способствующей расширению линг-вострановедческого кругозора, а компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов
История медицины
99
способствуют достижению эффективной языковой
профессиональной коммуникации всех участников
проекта.
Литература
1. Дейнега С.А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 3. С. 146-151.
2. Колесникова Н.Ю. Лингвострановедческий аспект в модульном обучении иностранному языку. URL: http://rpi.msal.ru/ prints/201101kolesnikova.html (дата обращения 18.08.2012).
3. Кохендерфер Ю.В. Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 47-52.
4. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла. URL: http://alldisser.com/part/ref-12647. html (дата обращения 10.12.2012).
5. Осин А.Я., Крукович Е.В., Лучанинова В.Н. и др. Балльно-рей-тинговая оценка учебных достижений студентов при модуль-но-блочном обучении в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. № 2. С. 88-92.
6. Сергеева О.Н. Применение методики модульного обучения в изучении перинатальной неврологии // Материалы учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии: внутривузовский сборник трудов. Кемерово: КемГМА, 2009. С. 91-94.
7. Сиденкова Е.А. Модульное обучение (интеграция дидактических идей для организации учебного процесса по иностранному языку в вузе). URL: http://www.de.vlsu.ru/distantsionnoe_ obuchenie/publikatsii/?eid=534 (дата обращения 18.08.2012).
8. Тарабукина А.И. Проектная методика в обучении английскому языку. URL: http://festival.1september.ru/articles/414956/ (дата обращения 10.12.2012).
9. Шатько О.А. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2010. № 1. С. 32-35.
Поступила в редакцию 25.12.2012.
effectiveness of the usage of foreign language
PROJECT-MODULAR TRAINING AT A MEDICAL UNivERsiTY I.I. Boytsova, Zh.N. Makusheva, E.Yu. Ogorodnikova Pacific State Medical University (2 Ostryakova Av. Vladivostok 690950 Russian Federation)
Summary - The article deals with modern educational technology forming physician to be key competences: general cultural and professional. This paper proposes an introduction of the project and modular-based learning activity approach to the process and content of education. The authors present the educational project based on a module educational technology in foreign language teaching at a medical university. The offered project positively affects the quality of students' theoretical and practical training. Key words: project, module, language, students.
Pacific Medical Journal, 2013, No. 3, p. 97-99.
УДК 617(092)(571.63)
страницы истории хирургии приморского края
А.Ф. Пономарев, В.Г. Раповка, О.А. Соболевская
Тихоокеанский государственный медицинский университет (690950, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2) Ключевые слова: хирургия, Владивосток, Приморская краевая больница.
Представлена историческая справка о развитии медицины в Приморском крае. Рассказывается о первых врачах, создававших хирургическую помощь во Владивостоке: сначала лазарет, затем военно-морской госпиталь, позже больничный комплекс краевого значения. Сочетание лечебной и научно-исследовательской работы стало предпосылкой к появлению во Владивостоке медицинского образования. Интенсивно научная работа начала развиваться после прихода в краевую больницу кафедр медицинского института. И сейчас повышение качества лечебно-диагностического процесса в комбинации с научными разработками является основой для дальнейшего развития медицины Приморского края.
История хирургической службы Приморского края неразрыно связана с историей развития медицины в крае и с историей освоения и развития Владивостока и Дальнего Востока. Высадившись 20 июня 1860 г. с транспорта «Маньчжур» на пустынный берег бухты Золотой Рог, 28 солдат и 2 унтер-офицера под командованием прапорщика Н.В. Комарова основали пост -будущий город Владивосток. Тяжелый труд, встречи с дикими животными и частые заболевания приводили к необходимости лечения, в том числе и хирургическим способом, с первых дней основания города. Уже в июле 1861 г. по распоряжению контр-адмирала П.В. Казакевича в казарме винтового корвета «Гридень»
Пономарев Анатолий Федорович - канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной хирургии ТГМУ; тел.: +7 (924) 436-62-08.
был открыт лазарет Сибирской флотилии, вмещающий до 40 больных [2, 5].
Организатором лазарета стал флагманский врач Тихоокеанской эскадры Д.В. Мерцалов - опытный специалист в медицине и морском деле. Он был участником нескольких кругосветных походов на кораблях парусного и парового флота. По результатам собственных наблюдений и исследований им были составлены руководства по сохранению здоровья моряков в дальних походах, а также первая гигиеническая лоция для судов кругосветного плавания. Медицинскую службу в организованном лазарете несли судовые врачи кораблей, которые приходили во Владивосток (Смирнов с фрегата «Светлана», Гольбек с клипера «Абрек», Трам-бецкий с клипера «Разбойник»), а также фельдшера зимовавших здесь судов. Лазарет был единственным лечебным учреждением в крае и поэтому оказывал медицинскую помощь не только морякам и солдатам, но и местным жителям. Первыми пациентами лазарета стали командир поста Е.С. Бурачек, гардемарин К.М. Станюкович (будущий писатель-маринист) и четыре матроса фрегата «Светлана». Как писал в своих отчетах Е.С. Бурачек, «медик транспорта «Японец» по моей просьбе осмотрел больных в лазарете и нашел некоторых в очень дурном состоянии, в особенности венерического, имеющего характер разъедающего