Научная статья на тему 'Опыт использования модульной технологии обучения в аграрном вузе'

Опыт использования модульной технологии обучения в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА / MODULE-RATING TECHNOLOGY OF EDUCATION / MODULE / MODULE PROGRAM OF A COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Е. В., Зубова И. И.

Рассмотрена проблема использования педагогических технологий обучения для формирования высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса. Предложен еще один метод организации учебного процесса использование модульной технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Е. В., Зубова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE MODULE EDUCATION TECHNOLOGY APPLICATION IN AGRARIAN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article examines the problem of the application of pedagogical educational technologies to form highly qualifi ed specialists in Agro Industrial Complex. One more method of educational process organization the application of module education technology is suggested.

Текст научной работы на тему «Опыт использования модульной технологии обучения в аграрном вузе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Е.В. АЛЕКСАНДРОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Орловского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]

И.И. ЗУБОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Орловского государственного аграрного университета Тел. 8 953 616 95 73

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Рассмотрена проблема использования педагогических технологий обучения для формирования высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса. Предложен еще один метод организации учебного процесса - использование модульной технологии обучения.

Ключевые слова: модульно-рейтинговая технология обучения, модуль, модульная программа курса.

Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания и структуры, а также оснащением его новыми педагогическими технологиями. Следует отметить, что существуют технологии обучения, которые, по сути, не являются новыми, однако они приобретают особое значение в условиях образовательных стандартов третьего поколения. При этом важная роль отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать различные педагогические технологии. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач, требующих немедленного разрешения в методике преподавания основных дисциплин. Среди которых на первый план выступают проблемы, требующие учета современных направлений развития и использования педагогических технологий. Это:

1. повышение качества общей и профессиональной подготовки студентов;

2. эффективная организация самостоятельной работы студентов.

Решение этих задач предполагает улучшение содержания образования, а также педагогических технологий получения знаний, умений и навыков студентов. К педагогическим технологиям, используемым в аграрном университете, относятся модульно-рейтинговое, дистанционное, проблемное, игровое обучение и компьютерные технологии. С 2000 года на факультете гуманитарных и естественнонаучных дисциплин внедрена модульная технология обучения с рейтинговой оценкой знаний (причем сначала на кафедрах естественнонаучного цикла, а затем на гуманитарных).

Принципиальным отличием модульного обуче-

ния от других систем является следующее:

- содержание обучения представлено в законченных, логически завершенных блоках - модулях, каждый из которых имеет определенную цель и предназначен для формирования профессиональных и общекультурных компетенций;

- качество освоения модулей определяется с помощью специальных контрольных мероприятий, которые проводятся в течение семестра.

Модулем может стать и отдельная дисциплина, и что рациональнее - определенная ее часть. В последнем случае каждый модуль является относительно самостоятельной частью материала учебной дисциплины, освоение которой достигает определенных целей, имеет полное наполнение всеми видами учебных занятий по данному предмету, формирует у студентов конкретные знания, навыки и умения. При этом только освоение всех модулей в их взаимосвязи внутри данного предмета и с другими предметами обеспечивает реализацию главной цели, поставленной при изучении рассматриваемой учебной дисциплины, а как следствие - формирование необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.

Основным средством реализации модульно-рейтинговой технологии является модульная программа курса, которая при условии профессиональной направленности позволяет сформировать прочные профессиональные компетенции. Выделяют два типа модульных программ: познавательный и операционный. При построении модульной программы познавательного (гносеологического) типа фундаментальные понятия вводятся последовательно, что позволяет компактно

© Е.В. Александрова, И.И. Зубова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

сгруппировать учебный материал курса в отдельные модули, предусмотрев междисциплинарные связи. Внутри модульных программ операционного типа выделяют две разновидности: рецептно-операционная и системно-операционная. Первая отличается узкой профессиональной направленностью, ограниченностью возможности для приобретения фундаментальных знаний и развития творческих способностей. Вторая предусматривает формирование целостной системы знаний и умений. Таким образом, модульные программы имеют различия в принципах отбора учебного материала в модули, но по своему предназначению все они нацелены на формирование профессиональных компетенций у каждого студента. При изучении дисциплин ЕН цикла мы используем гносеологический тип модульной программы.

Главная цель использования модульного принципа при организации учебного процесса - прочное усвоение знаний студентами, умение применять их в практической деятельности будущего специалиста

Задачами, которые решаются в рамках внедрения модульной технологии для достижения поставленной выше цели, являются:

- систематизация построения и определения содержания дисциплины;

- обеспечение методически правильного согласования всех видов учебных занятий между модулями и внутри каждого из них;

- эффективный текущий контроль усвоения знаний студентами;

- дифференцированный подход при оценке знаний студентов, возможность получения дополнительных поощрительных баллов и повышения итоговой оценки при активной самостоятельной и научно-исследовательской работе;

- повышение индивидуализации образовательного процесса;

- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателей (особенно в рамках перехода на уровневую систему образования).

Один из важнейших принципов данной технологии - качество освоения модулей - определяется с помощью специальных контрольных мероприятий, которые проводятся в течение семестра.

Студентам уже на первом занятии обязательно должна сообщаться полная информации об организации учебного процесса по модульному принципу, которая также должна быть отражена в рабочей программе дисциплины и в учебно-методическом комплексе.

Это:

1. количество модулей, изучаемых в семестре;

С

2. какие разделы дисциплины входят в каждый модуль;

3. график и порядок проведения отчета по модулю; шкала оценок по отдельным модулям, разделам, заданиям дисциплины;

4. распределение рейтинговых баллов по отчетам на контрольных точках, в том числе распределение поощрительных рейтинговых баллов;

5. условия получения семестровой оценки без сдачи экзаменов и зачетов;

6. вопросы для самоконтроля по теме модуля;

7. методическое обеспечение для подготовки к занятиям в рамках модульного принципа построения дисциплины, а также для подготовки к отчету.

Для оценки знаний при модульном обучении рационально использование рейтинговой оценки знаний. В этом случае традиционный контроль знаний студентов, осуществляемый на сессии, заменяется непрерывным контролем в течение всего семестра.

По своей сути рейтинг, набираемый студентом при обучении, представляет собой количественную оценку знаний, навыков и умений, формируемую по результатам работы студентов (и учебной, и научно-исследовательской) в течение семестра. Это определенная сумма баллов, набранная студентом за эту работу, то есть все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего и итогового контроля, оцениваются в баллах. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

Текущий отчет осуществляется по двум ступеням:

первая ступень - компьютерное тестирование по основным положениям и понятийному аппарату дисциплины (интернет-тренажер);

вторая ступень - определение степени прочности (полноты и глубины) усвоения студентами полученных знаний по данному курсу учебной дисциплины, степени понимания логической структуры дисциплины. Вторая ступень проводится, как правило, в тестовой или письменной форме и предусматривает последующее собеседование.

Оптимальное количество модулей в семестре: от 2 до 5, в зависимости от изучаемой дисциплины (раздела дисциплины).

Как уже указывалось выше, при использовании рейтинговой системы оценки качества полученных знаний используется дифференцированная балльная оценка. Студент может максимально набрать 100 баллов. Шкала пересчета в традиционные оценки:

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

балльная оценка от 0 до 54

академическая оценка неудовл.

зачет незачтено

Приведем пример опыта, используемого на факультете гуманитарных и ЕН дисциплин (слайд 12). По результатам только текущего контроля студент может набрать в семестре - 60 баллов. Также он может набрать поощрительные баллы: до 25 - за активную аудиторную и самостоятельную работу; до 15 - за участие в научно-исследовательской работе. Если студент не набирает достаточное для него количество баллов, он сдает итоговый экзамен, на котором может набрать еще 40 баллов.

Если суммарный результат, набранный в течение семестра, равен 55 баллам и выше, то студент имеет право получить зачет или экзаменационную оценку (по шкале) без участия в итоговом аттестационном испытании.

Студент, пропустивший контрольные мероприятия по уважительной причине, может сдать отчет по индивидуальному графику на зачетной неделе в конце семестра.

У студентов, набравших менее 55 баллов, и студентам, которых не удовлетворяют общий набранный балл в семестре и соответствующая ему академическая оценка, предлагается сдача письменного экзамена в экзаменационную сессию по билету, содержащему вопросы по всем разделам физики, изучаемым в семестре. Максимальная сумма баллов, которую при этом может набрать студент, - 85.

Использование 100-балльной шкалы обеспечивает более высокую степень дифференциации оценки (например, оценке "отлично" соответствует

от 55 до 69 удовл. зачтено

от 70 до 84 хорошо зачтено

от 85 до 100 отлично зачтено

диапазон от 85 до 100 баллов). Особенно это заметно при изучении разделов, завершающихся зачетом.

Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов, форму проведения контроля, сроки и максимальную оценку их в рейтинговых баллах устанавливают на заседании кафедры физики. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан информировать группу об этом решении на первом занятии в семестре.

В университете очень большое внимание уде -ляется развитию творческого отношения студентов к получению знаний, интеграции науки и образования. Именно с этим связана возможность набрать поощрительные баллы и выйти в конце семестра с оценкой «хорошо» или «отлично» «автоматом».

Основные результаты внедрения модульной технологии обучения с использованием рейтинговой оценки знаний:

• повышение творческого начала как преподавателей, так и студентов;

• повышение заинтересованности студентов в получении и прочном усвоении знаний;

• усиление индивидуализации обучения;

• интенсификация и активизация самостоятельной работы студентов.

На всех кафедрах факультета разработаны модульные рабочие программы, где отражена вся необходимая информация о модулях и контроле знаний, разработано методическое обеспечение.

Библиографический список

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240с.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. Под общеё ред. проф. Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, 2005. 382 с.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

E.V. ALEXANDROVA, I.I. ZUBOVA

EXPERIENCE OF THE MODULE EDUCATION TECHNOLOGY APPLICATION IN AGRARIAN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article examines the problem ofthe application ofpedagogical educational technologies to form highly qualified specialists in Agro Industrial Complex. One more method of educational process organization - the application of module education technology - is suggested.

Key words: module-rating technology of education, module, module program of a course.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.