ламов // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - № 4 (37). - С. 10-14.
4. Черпаков, А.И. Зарубежный опыт организации физической подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы / А.И. Черпаков // Современное право. - № 7. - 2006. - URL : https://www.sovremennoepravo.ru/rn/articles/view/ (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation (2007), On the approval of common military charters of the Armed Forces of the Russian Federation, Exmo, Moscow.
2. Ryltsov, A.M., Bochkov, A.V. and Agabekov N.K. (2019), "Professionally-applied physical training of cadets of higher military aviation school of pilots", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (181), pp. 263-267.
3. Sorokin V.P., Androsov A.M. and Islamov V.A. (2015), "Features of the physical training of servicemen of the Ground Forces Junior Specialist Training Centers", Extreme human activity, No. 4 (37). pp. 10-14.
4. Cherpakov, A.I. (2006), "Foreign experience in organizing the physical training of police and the penitentiary system", Modern law, No. 7, available at: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2020
УДК 796.011.3
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ
Талгат Абаевич Сагиев, кандидат педагогических наук, Омский государственный технический университет; Наталья Васильевна Матюнина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет; Эдуард Владимирович Кладов, кандидат педагогических наук, Омский государственный университет
путей сообщения
Аннотация
В исследовании установлено, что студенты первого курса в первом учебном семестре испытывают сложности при выполнении физической нагрузки на практических занятиях, предусмотренных учебной программой вуза по дисциплине Прикладная физическая культура в связи с имеющимся у них низким уровнем функциональной и силовой подготовленности. Авторы разработали и представили в статье модульную технологию функциональной и скоростно-силовой подготовки студентов на занятиях с учётом уровня их физической подготовленности.
Ключевые слова: студенты технического вуза, модульная технология, скоростно-силовая подготовленность, физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p381-385
MODULAR TECHNOLOGY OF FUNCTIONAL AND SPEED-STRENGTH TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF TRAINING
SESSIONS
Talgat Abaevich Sagiev, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Technical University; Natalia Vasilyevna Matyunina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Pedagogical University; Eduard Vladimirovich Kladov, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Transport University
Abstract
The study has found that the first-year students in the first academic semester experience difficulties when performing physical activity in practical classes, provided by the University's curriculum for the
discipline Applied physical culture due to their low level of functional and strength training. The authors developed and presented in the article the modular technology of the functional and speed-strength training of the students in the classroom, considering the level of their physical fitness.
Keywords: students of a technical university, module, speed and strength training, physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в учебных планах вузов отмечается тенденция к сокращению аудиторных практических занятий физической культурой и увеличению количества часов, предназначенных на самостоятельную подготовку студентов. В данных условиях необходимо пересмотреть принципы планирования учебного процесса с целью повышения эффективности занятий, обеспечивающих рост уровня физической работоспособности, физиологической устойчивости к стрессам и укрепление здоровья у будущего молодого специалиста [1]. При разработке учебной программы важно учесть результаты исследований ученых, свидетельствующие о том, что большая часть современной молодежи, обучающейся в вузе, изначально имеет низкий уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья [2, 3, 4].
Разнообразие инновационных подходов, реализуемых в системе современного профессионального образования, требует от педагога четкого понимания его сути. По мнению специалистов сферы физической культуры модульная технология может быть использована как в процессе физической, так и в процессе технической подготовки обучающихся [5, 6].
На наш взгляд, процесс физической подготовки студентов на начальном этапе обучения должен иметь универсальную направленность и предусматривать оздоровление организма, укрепление опорно-двигательного аппарата посредством применения модульных занятий, основными задачами которых являются развитие функциональных возможностей, скоростно-силовых и других физических качеств. Мы предполагаем, что применение модульной технологии позволит эффективнее реализовывать образовательные задачи, направленные на подготовку и успешное выполнение контрольных нормативов по дисциплине.
Цель исследования - разработать модульную технологию функциональной и ско-ростно-силовой подготовки студентов технического вуза в рамках практических занятий по дисциплине Прикладная физическая культура.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались методы анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения, беседы, тестирования, математической обработки полученных данных. Исследование проводилось с участием 50 студентов (юношей) Омского государственного технического университета, занимающихся в группах общей физической подготовки без ограничения физических нагрузок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для определения готовности обучающихся к освоению учебной программы в вузе как правило осуществляется предварительный контроль в форме тестирования уровня физической подготовленности. Результаты контроля обуславливают дальнейшую деятельность педагога при подборе средств, методов и форм физического воспитания. В начале 2019/2020 учебного года мы провели тестирование студентов 1 курса и установили, что показатели развития общей выносливости соответствуют уровню ниже среднего, а скоростно-силовой подготовленности - низкому уровню по большинству исследуемых показателей (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели физической подготовленности студентов 1 курса в начале обучения в вузе (п=50)_
^■s. Тесты Показатели 12-ми- нутный тест Купера(м) прыжок в длину с места (см) сгибание, разгибание рук в висе (кол-во раз) сгибание, разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) приседания за 1 минуту (кол-во раз)
Хсв±о 2175±180 221±16 5±3,4 21±5,9 41±5,0
уровень ниже среднего низкий низкий низкий ниже среднего
В ходе педагогического наблюдения и беседы было выявлено, что 30% студентов не способны пробежать 3-километровую дистанцию в равномерном темпе разминочным бегом, а у 70% исследуемых при прохождении дистанции средние показатели пульса соответствуют 175-180 ударам в минуту. Указанные значения пульса в практике физической подготовки характерны для нагрузки соревновательной интенсивности и для разминочно-го бега являются высокими. Представленные выше данные подтверждают наличие у обучающихся слабой функциональной подготовленности и отсутствие навыков рационального распределения сил при прохождении дистанции. Также, большая часть студентов испытывает тошноту и головокружение после выполнения упражнений взрывного и ско-ростно-силового характера в беге на короткие дистанции и в прыжковых упражнениях. При выполнении кратковременных нагрузок высокой интенсивности у студентов отмечаются высокие показатели пульса до 180-190 ударов в минуту и замедленное восстановление (на 10 минуте восстановления - 120 ударов в минуту). Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты имеют низкие адаптационные возможности организма к длительной аэробной нагрузке, к нагрузке субмаксимальной интенсивности и недостаточно развитую мышечную систему: мышцы ног не подготовлены к одномоментным взрывным проявлениям и к длительным силовым действиям в режиме низкой интенсивности.
С целью повышения функциональной и скоростно-силовой подготовленности студентов 1 курса была разработана модульная технология, основанная на дидактических принципах и закономерностях построения процесса физического воспитания. Предложенная технология подразумевает совокупность модулей, направленных на развитие отдельных физических качеств. Физические качества рассматривались по следующим параметрам: интенсивность, объем нагрузки, характер мышечного сокращения (взрывной однократный, взрывной продолжительный, скоростной, скоростно-силовой комплексный, силовой), режим мышечной работы (статодинамический, статический, динамический), величины отягощений (либо внешнего сопротивления).
На основании разработанной технологии занятия по дисциплине Прикладная физическая культура в сентябре проводились в рамках модуля динамической аэробной выносливости без использования отягощений и снарядов (естественные локомоции с преодолением веса собственного тела: приседания, отжимания, выпады и прочие). Особенностью выполнения указанных упражнений является медленный темп и совмещение фазы выдоха с преодолевающим режимом работы мышц.
В октябре обучающимся был предложен модуль статодинамической силовой выносливости с использованием 20-процентного отягощения от максимального, а также модуль скоростно-силовых качеств в облегченных условиях (в условиях малого сопротивления) с 80-процентной интенсивностью от максимальной.
В ноябре - декабре содержание занятий соответствовало модулю статодинамической выносливости с продолжением воздействия на силовую выносливость и увеличением отягощения до 30-процентного от максимального. В дополнение к предложенным нагрузкам в ноябре применялся модуль динамической анаэробной силовой выносливости в условиях значительного сопротивления (присед со штангой, жим лежа, отжимание на брусьях, подтягивание). В конце 1-го семестра использовался модуль максимальной взрывной одномоментной и длительной силы, представленный упражнениями в макси-
мальной и субмаксимальной зонах мощности (разнообразные прыжковые упражнения, бег на короткие отрезки).
Модуль функциональной работоспособности был включен в основную и подготовительную части каждого занятия в виде бега низкой интенсивности и быстрой ходьбы с контролем частоты сердечных сокращений в рекомендуемом диапазоне от 120 до 150 ударов в минуту.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной модульной технологии функциональной и скоростно-силовой подготовки студентов 1 курса является следующим этапом нашего исследования.
ВЫВОДЫ
Таким образом, практические занятия по дисциплине Прикладная физическая культура в 1-м семестре должны в первую очередь решать задачу укрепления здоровья студентов вуза за счет разнонаправленных силовых упражнений и циклических равномерных аэробных нагрузок. Разработанная технология функциональной и скоростно-силовой подготовки рассматривает модуль как совокупность средств, методов и организационных форм, обеспечивающих развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств и функциональных способностей в рамках системы учебных занятий, планирование которых должно осуществляться с учетом уровня физической подготовленности и физиологических особенностей обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Панов, Е.В. Силовая подготовка и физическая культура как средство двигательной активности и укрепления здоровья студентов / Е.В. Панов, А.Э. Паньшина // Аллея науки. - 2018. - Т. 6, № 6 (22). - С. 968-970.
2. Кузнецов, Ю.В. Аэробно-силовой фитнес как основа профессионально-прикладной физической подготовки студентов инженерных специальностей / Ю.В. Кузнецов, Р.Р. Айнетдинов // Вестник НИЦ МИСИ : актуальные вопросы современной науки. - 2018. - № 9. - С. 10-13.
3. Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи / Т.А. Сагиев, Х.Х. Альжанов, М.А. Мальцева, Т.А. Седельникова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 3. - С. 72-76.
4. Бондаренко, С.В. Состояние и особенности функциональной подготовки студентов к физическим нагрузкам на этапе адаптации к учебному процессу / С.В. Бондаренко, Н.А. Дарзин-ская, Л.В. Сидилко // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2013. - № 3 (36). - С. 85-89.
5. Старкова, Е. В. Модульная технология развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Старкова Елена Викторовна. - Малаховка, 2006. - 25 с.
6. Байбакова, Т.В. Модульная технология повышения технической подготовленности студентов в стритболе / Т.В. Байбакова // Омский научный вестник. - 2015. - № 4 (141). - С. 198-201.
REFERENCES
1. Panov, E.V. and Panshina, A.E. (2018), "Power training and physical culture as a means of motor activity and health promotion of students", Alley of science, Vol. 6, No. 6 (22), pp. 968-970.
2. Kuznetsov, Yu.V. and Ainetdinov, R.R. (2018), "Aerobic and strength fitness as the basis of professional and applied physical training of engineering students", Bulletin of SIC MISI: current issues of modern science, No. 9, pp. 10-13.
3. Sagiev, T.A., Alzhanov, H.H., Maltseva, M.A. and Sedelnikova, T.A. (2018) "Physical self-development of non-core university students as a necessity of modern youth", Izvestiya of the Tula state university. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 72-76.
4. Bondarenko, S.V., Darzinskaya, N.A. and Sidilko, L.V. (2013), "State and features of functional training of students to physical loads at the stage of adaptation to the educational process", Slo-bozhansky sports science bulletin, No. 3 (36), pp. 85-89.
5. Starkova, E.V. (2006), Modular technology for the development of motor coordination in female students in the process of physical education, Malakhovka.