УДК 796.422.12
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА, ОБУЧАЮЩИХСЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Т.И. Величко, О.С. Цыганенко, А.Г. Смирнов, О.А. Маркова
Разработаны комплексы специальных упражнений для первокурсников, направленные на совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, проверена их совместимость с тренировочными программами занятий по физической культуре. Представлен анализ динамики показателей физической подготовленности студентов, обучающихся бегу на короткие дистанции, за период апробации комплекса специальных упражнений.
Ключевые слова: студенты первого курса, физическая подготовленность, бег, комплексы упражнений.
Здоровье молодого поколения - гарантия стабильного развития и благополучия всего общества, поэтому проблема здоровья молодежи является одной из приоритетных задач нашего общества. В настоящее время с каждым годом снижается уровень физического здоровья и физической подготовленности выпускников российских школ [2].
Обследование студентов 1-го курса Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана позволило с позиции требований ФГОС и ВФСК ГТО оценить физическое развитие и подготовленность молодого поколения в вузе. По показателям детализированного отчета о результатах мониторинга здоровья можно сказать, что студенты 1-го курса нуждаются в объективном контроле и эффективной развивающей программе физического воспитания для дальнейшего повышения функциональных возможностей организма и увеличения общей работоспособности [11].
В данном исследовании приведены данные, полученные в результате введения в практику учебно-воспитательной работы кафедры физического воспитания МГТУ им. Н.Э. Баумана комплекса специальных упражнений, разработанного на основании анализа бега на короткие дистанции. Была выдвинута гипотеза, что введение в учебно-воспитательный процесс комплекса специальных упражнений будет способствовать совершенствованию физической подготовленности и улучшению физического здоровья студентов первого курса вуза.
В исследовании приняли участие студенты (n=50) основной и подготовительной медицинских групп 1-го курса МГТУ им. Н.Э. Баумана. Объектом исследования являлся процесс физического воспитания студентов первого курса МГТУ.
Целью исследования являлся анализ результата использования комплекса специальных упражнений на физическую подготовленность
студентов первого курса МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающихся бегу на короткие дистанции.
Исследования и оценка физической подготовленности студентов первого курса осуществлялись по тестам: прыжок в длину с места, бег на 30 и 60 м в начале и в конце учебного года. Экспериментальные данные обрабатывались методами математической статистики.
На основе анализа бега на короткие дистанции с точки зрения его экономичности и использования наиболее целесообразного и эффективного движения [1, 3-10] был разработан комплекс специальных упражнений, позволяющий обучаемым достигать высоких результатов. Упражнения комплекса сгруппированы для совершенствования всех необходимых техник бега на короткие дистанции (низкого старта, стартового разбега, бега по дистанции, финиширования и др.).
Данный комплекс упражнений был использован в учебно -тренировочном процессе на занятиях. Эффективность данного комплекса проверена во время практических занятий физической культурой со студентами-первокурсниками основной и подготовительной медицинских групп. Результаты исследования представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности у юношей и девушек
№ п/п Дисциплина Время сдачи норматива п=50 (юноши /девушки)
Сентябрь 2017 г. Май 2018 г.
1 Прыжки в длину с места, см 236 / 180 260 / 190
2 Бег на 60 м, с 8,5 / 9,9 8,1 / 9,7
3 Бег на 30 м, с 4,9 /5,6 4,5 /5,4
Таблица 2
Динамика скорости бега на дистанции 60 м, с (эксперимент 8 недель)
Блок Совмещенные программы Показатели (юноши/девушки) Величина сдвига
До эксперимента После эксперимента
1 Развитие скорости бега (основная программа) + прыжковая подготовка (дополнительная программа) 8,5 / 9,9 8,1 / 9,7 0,40 / 0,20
2 Развитие скорости бега (основная программа) + силовая подготовка (дополнительная программа) 8,4 / 9,9 8,2 / 9,7 0,20 / 0,20
3 Развитие скорости бега (без дополнительной программы) 8,5 / 10,0 8,3 / 10,9 0,20 / 0,10
4 Развитие скорости бега (основная программа) + скоростная выносливость 8,5 / 10,0 8,4 / 9,8 0,10 / 0,20
Результаты, отраженные в данных таблицах, наглядно демонстрируют преимущества введения в практические занятия студентов основной медицинской и подготовительной групп комплекса специальных упражне -ний. Кроме того, использование комплекса упражнений в учебном тренировочном процессе на занятиях способствует повышению самооценки обучаемых и их мотивации в достижении высоких спортивных результатов.
Во время учебно-воспитательного процесса в 2017/18 г. на занятиях физической культурой у студентов 1-го курса МГТУ, отнесенных к основной медицинской и подготовительной группам, не только проводилась апробация комплекса специальных упражнений по совершенствованию скоростных и скоростно-силовых качеств, но и проверялась совместимости тренировочных программ для развития у обучающихся скоростных способностей. Результаты исследования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Совместимость тренировочных программ во время занятий физической культурой для развития у обучающихся скоростных
способностей
Программы
Совместимые Несовместимые
Развитие видов беговой выносливости (общая, силовая, специальная выносливость) и развитие общей силовой выносливости (упражнения с отягощениями, метод повторных усилий, способствующий развитию общей силовой выносливости) Развитие скоростных способностей и развитие всех видов беговой выносливости (кроссы аэробный, аэробно-анаэробный, силовой, повторный, интервальный, переменный бег на отрезках от 100 м и более)
Развитие скоростных способностей (по-вторные пробежки с около предельной, максимальной скоростью отрезков 20-50 м со старта, с ходу, в эстафетном беге, специальные беговые упражнения спринтера) и прыжковая подготовка (комплекс прыжковых упражнений, отталкивания взрывные) Развитие скоростных способностей и развитие общей силовой выносливости (силовая подготовка, метод повторных усилий, способствующий развитию общей силовой выносливости)
Развитие скоростных способностей и силовая подготовка (метод динамических усилий, способствующий развитию взрывной силы) Развитие скоростных способностей и развитие максимальной силы (силовая подготовка, метод максимальных усилий)
Развитие скоростных способностей и метательная подготовка Развитие всех видов беговой выносливости и силовая подготовка
Развитие скоростных способностей и технико-тактическая подготовка Совершенствование технического мастерства и развитие максимальной силы
В учебно-воспитательном процессе наряду с развитием физических качеств большое внимание уделяется развитию морально-волевых качеств у студентов. Практической основой методики морально-волевой подготовки являются: регулярное приучение к обязательному выполнению образовательной программы; систематическое введение упражнений, требующих совместного взаимодействия обучаемых по преодолению дополнительных трудностей. Все эти результаты регистрируются самими обучающимися в «Дневнике самоконтроля» и контролируются преподавателем. В «Дневнике самоконтроля» обучающиеся не только делают заметки на каждом занятии физической культурой в вузе, но и во время самостоятельных занятий при выполнении комплекса рекомендованных преподавателем физических упражнений. Преподаватель может отследить по записанным данным уровень физического здоровья и внести коррективы, а также дать профессиональные рекомендации по дальнейшему совершенствованию физического состояния студента.
Заключение. Фактор здоровья - один из наиболее значимых факторов, лежащих в основе человеческого счастья, радости и благополучия. Вследствие этого особое внимание в вузе о время учебно-воспитательного процесса следует уделять воспитанию у студентов правильного отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Приоритетной составляющей в процессе формирования здорового образа жизни является создание таких образовательных программ, где большое внимание уделяется активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Одной из таких программ, по нашему мнению, является вводимый в учебно-воспитательный процесс комплекс специальных упражнений для совершенствования скоростных, скоростно-силовых качеств у обучающихся, который зарекомендовал себя как эффективное средство улучшения показателей физической подготовленности студентов. Во время занятий ведется работа не только по развитию физической подготовленности, но и по развитию морально-волевых качеств студентов. Здоровье студенческой молодёжи - проблема не столько медицинская, сколько педагогическая. Для решения данной задачи необходимо вводить в учебный процесс средства, которые будут способствовать сохранению здоровью и улучшению физической подготовленности студентов.
Список литературы
1. Анисимова Е.А. Совершенствование техники бега на короткие дистанции // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. Т. 9. № 1. С. 14-19.
2. Величко Т.И., Власов Г.В. Физическая подготовленность и здоровье современных студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 1. С. 16-20.
3. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук В.Е. Легкая атлетика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2008. 464 с.
4. Легкая атлетика в вузе: силовая подготовка спринтеров: метод. указания / сост. В.В. Захарова, А.И. Стафеев. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 73 с.
5. Мосиенко М.Г. Легкая атлетика в программе подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура»: метод. пособие. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2005. 67 с.
6. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: метод. пособие. М., 2009. 112 с.
7. Особенности совершенствования техники бега на короткие дистанции / Л.Д. Назаренко [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 4. С. 37-44.
8. Прохоренко В.В., Дзержинский С.Г., Дзержинская Л.Б. Легкая атлетика: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала РАНХиГС, 2016. 73 с.
9. Самойлов Г.В. Возрастные гендерные различия нормативных показателей в беге на 60 метров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. С. 144-150.
10. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2013. 1048 с.
11. Цыганенко О.С. Формирование здоровьеобеспечивающей компетенции и педагогико-психологическое сопровождение студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающихся в беге на короткие дистанции // Сургутский государственный университет институт гуманитарного образования и спорта. Центр спортивной науки. Сургут, 2016. С. 93-96.
Величко Татьяна Ивановна, канд. биол. наук, проф., ¡¡уеИсИкоатаИ.ги, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,
Цыганенко Олеся Сергеевна, старший преподаватель, иМитепко-оатаИ.ги, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,
Смирнов Алексей Геннадьевич, старший преподаватель, е1мпоп12 а.таИ.ги, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,
Маркова Ольга Александровна, преподаватель, тагкоуаоа75 а.таИ.ги, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE BAUMAN MSTU N. UH. BAUMAN ENROLLED IN SPRINT
T.I. Velichko, O.S. Tsyganenko, A.G. Smirnov, O.A. Markova
Complexes of special exercises for first-year students, aimed at improving speed and speed-strength qualities, have been developed and their compatibility with training programs in physical culture has been tested. The analysis of the dynamics of indicators of physical fitness of students studying short-distance running during the testing of the complex of special exercises is presented.
Key words: first-year students, physical fitness, running, exercise complexes.
Velichko Tatyana Ivanovna, candidate of biological sciences., professor, tivelichko@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman,
Tsyganenko Olesya Sergeevna, senior lecturer, ustimenko-o@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman,
Smirnov Alexey Gennadievich, senior lecturer, eismont2@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman,
Markova Olga Alexandrovna, teacher, markovaoa75@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman
Reference
1. Anisimova E.A. Sovershenstvovanie tekhniki bega na korotkie distancii // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2014. T. 9. № 1. S. 14-19.
2. Velichko T.I., Vlasov G.V. Fizicheskaya podgotovlennost' i zdorov'e sovremennyh studentov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 1. S. 16-20.
3. Zhilkin A.I., Kuz'min V.S., Sidorchuk V.E. Legkaya atletika: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademiya, 2008. 464 s.
4. Legkaya atletika v vuze: silovaya podgotovka sprinterov: metod. ukazaniya / sost. V.V. Zaharova, A.I. Stafeev. Ul'yanovsk: UlGTU, 2012. 73 s.
5. Mosienko M.G. Legkaya atletika v programme podgotovki studentov po discipline «Fizicheskaya kul'tura»: metod. posobie. Michurinsk: Izd-vo MichGAU, 2005. 67 s.
6. Nikitushkin V.G. Sovremennaya podgotovka yunyh sportsmenov: metod. posobie. M. 2009. 112 s.
7. Osobennosti sovershenstvovaniya tekhniki bega na korotkie distancii / L.D. Nazarenko [i dr.] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2016. T. 11. № 4. S. 37-44.
8. Prohorenko V.V., Dzerzhinskij S.G., Dzerzhinskaya L.B. Legkaya atletika: ucheb.-metod. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Volgograd: Izd-vo Volgograd. filiala RANHiGS, 2016. 73 s.
9. Samojlov G.V. Vozrastnye gendernye razlichiya normativnyh pokazatelej v bege na 60 metrov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 2. S. 144-150.
10. Sergienko L.P. Sportivnyj otbor: teoriya i praktika: monografiya. M. Sovetskij sport, 2013. 1048 s.
11. Cyganenko O.S. Formirovanie zdorov'eobespechivayushchej kompetencii i pedagogiko-psihologicheskoe soprovozhdenie studentov MGTU im. N.E. Baumana, obuchayushchihsya v bege na korotkie distancii // Surgutskij gosudarstvennyj universitet institut gumanitarnogo obrazovaniya i sporta. Centr sportivnoj nauki. Surgut, 2016. S. 93 -96.