Научная статья на тему 'МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 7–8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ'

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 7–8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / девочки / модульная технология / физическая подготовка / modular technology / physical training / football

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Фонарева Екатерина Александровна, Фонарев Дмитрий Владимирович

Обоснована эффективность программно-содержательного обеспечения физической подготовки девочек 7–8 лет, занимающихся футболом, на основе модульной технологии в процессе третьего урока физической культуры. В процессе эксперимента установлено, что в результате применения модульной технологии статистически значимо повысились показатели координационных, скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей и гибкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Фонарева Екатерина Александровна, Фонарев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF GIRLS 7-8 YEARS ENGAGED IN FOOTBALL

The use of modular technology in the physical education of the younger generation is a "fashionable" trend. The advantage of modular technology should be considered the autonomy of educational units and the manifestation of greater activity by students. The football curriculum developed by us includes two interrelated modules: general physical training and special physical training. As a result of the use of modular technology, the indicators of coordination, speed, power, speed-strength abilities and flexibility of girls 7-8 years old increased statistically significantly.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 7–8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ»

УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-144-150

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ

И.И. Файзрахманов, Е.А. Фонарева, Д.В. Фонарев

Обоснована эффективность программно-содержательного обеспечения физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся футболом, на основе модульной технологии в процессе третьего урока физической культуры. В процессе эксперимента установлено, что в результате применения модульной технологии статистически значимо повысились показатели координационных, скоростных, силовых, скоро-стно-силовых способностей и гибкости.

Ключевые слова: футбол, девочки, модульная технология, физическая подготовка.

MODULAR TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF GIRLS 7-8 YEARS ENGAGED IN FOOTBALL

Fayzrakhmanov I.I., candidate of biological sciences, associate professor, Ilnar.f79@ mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Fonareva E.A. candidate of pedagogical sciences, associate professor, fonareva.e.a@ yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Fonarev D.V., doctor of pedagogical sciences, professor, dozent1974@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

The use of modular technology in the physical education of the younger generation is a "fashionable" trend. The advantage of modular technology should be considered the autonomy of educational units and the manifestation of greater activity by students. The football curriculum developed by us includes two interrelated modules: general physical training and special physical training. As a result of the use of modular technology, the indicators of coordination, speed, power, speed-strength abilities and flexibility of girls 7-8 years old increased statistically significantly.

Key words: modular technology, physical training, football.

Файзрахманов Ильнар Илдарович, канд. биол. наук, доц., Ilnar.f79@mail.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма,

Фонарева Екатерина Александровна, канд. пед. наук, доц., fonareva.e.a@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма,

Фонарев Дмитрий Владимирович, д-р пед. наук, проф., dozent1974@mail.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Футбол - одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического воспитания детей. Игра является неотъемлемым атрибутом жизни младших школьников, в том числе, дидактическим методом освоения знаний [7].

На сегодняшний день игровой метод продолжает оставаться предметом обсуждения у специалистов [1, 4, 6], которые предлагают применять его в процессе реализации технологии модульного обучения. Модуль представляет собой сочетание нескольких модульных единиц, каждая из которых способствует формированию определенных представлений и умений [2].

В своем исследовании придерживались мнения А.А. Факторовича, который определил следующие положения применения модульного подхода в обучении:

- учебный процесс осуществляется на основании принципов «сознательности и активности» и «систематичности»[8];

- модулем считается стандартизованная, самостоятельная образовательная единица программы [5].

Анализ данных научных публикаций показал, что недостаточно исследований, посвященных применению модульной технологии в процессе обучения девочек 7- 8 лет игре в футбол.

Целью исследования являлась разработка и научное обоснование эффективности программно-содержательного обеспечения физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся футболом на основе модульной технологии в процессе третьего урока физической культуры.

Задачи исследования:

1) обосновать программно-содержательное обеспечение физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся футболом;

2) экспериментально оценить эффективность применения модульной технологии физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся футболом.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследований: анализ научно-методической литературы по теме исследования, педагогические контрольные испытания, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования был проведен опрос девочек, родителей и тренеров по футболу. Цель опроса заключалась в определении существенных проблем традиционной практики физической подготовки футболисток младшего школьного возраста на занятиях массовым спортом общеразвивающей направленности.

В ходе исследования выявили, что одной из основных проблем физической подготовки девочек 7-8 лет является компетентность учителя физической культуры. На занятиях футболом учителю необходимо обладать, прежде всего, такими качествами, как отзывчивость, выдержка, коммуникативность и умение уделять внимание девочкам. Другой проблемой считается недостаточная готовность футболисток к выполнению трудных заданий. При этом стоит помнить, что футбол для девочек должен быть интересным и физически не сложным.

Анализ ответов респондентов на вопрос о ранговой значимости физических качеств для результативности соревновательной деятельности девочек в футболе свидетельствует о том, что большинство тренеров считают наиболее важным для девочек-футболисток являются координацион-

ные способности, на втором и третьем местах находятся скоростные спо -собности и гибкость, на четвертом - силовые способности и на пятом -выносливость.

Основой разработки программы являлись:

- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, в котором определено содержание вне -урочной деятельности общеразвивающей направленности;

- сенситивные периоды развития физических качеств у девочек 7-8 лет [3];

- результаты анкетного опроса.

Модуль 1. Общая физическая подготовка: содержит упражнения с направленностью на координационные и кондиционные способности девочек 7-8 лет.

Акцент упражнений направлен на воспитание чувства ритма, способности к координированию движений, ориентированию в пространстве. На рис. 1 и 2 представлены игровые задания для развития проявлений координационных способностей. Для развития активной гибкости использовались гимнастические упражнения в конце каждого занятия без помощи партнера.

Рис. 1. Схема игры ««Съедобное - несъедобное»

Для развития пассивной гибкости дидактический элемент модуля использовался один раз в две недели.

Группа упражнений на развитие скоростных способностей вклю -чала задания для элементарных видов: быстроту реакции, частоту движения и комплексных видов скоростных способностей: дистанционная скорость (движения до 5 секунд).

Рис. 2. Схема игры «Бегущий краб»

Для развития пассивной гибкости дидактический элемент модуля использовался один раз в две недели.

Группа упражнений на развитие скоростных способностей вклю -чала задания для элементарных видов: быстроту реакции, частоту движения и комплексных видов скоростных способностей: дистанционная скорость (движения до 5 секунд).

На рис. 3 представлена игра, в процессе которой девочкам необхо -димо проявлять быстроту реакции на сигналы и дистанционную скорость.

Рис. 3. Игра на развитие комплексного проявления быстроты

Для воспитания силы использовались упражнения с собственной массой тела в упрощенных и усложненных условиях (использование

дополнительного веса отягощения в виде манжет с песком, прыжков на мягком гимнастическом мате).

Для воспитания выносливости применялись игры и игровые задания с мячом. Замена игроков в командах проводилась по мере наступления утомления.

Модуль 2. Специальная физическая подготовка: включает игровые действия «Мы в игре» с тремя элементами операционного типа, которые являются важной составляющей подготовки девочек младшего школьного возраста к игре в футбол.

Первый элемент «Ведение»: один из важнейших элементов в футболе, который позволяет игроку контролировать мяч и перемещение с ним. Девочкам предлагались следующие задания: бег с ведением мяча, с остановкой и изменением направления по указаниям тренера, ведение с изме -нением скорости бега.

Второй элемент «Поиск свободного пространства»: направлен на обучение девочек видению площадки, быстрому реагированию и приня -тию решения в зависимости от сложившейся ситуации. Также применялись когнитивные развивающие упражнения, которые активирует у дево -чек память, логику, креативность. Например, для развития памяти приме -нялась визуализация заданий на планшете, а для развития логики предла -галось найти ошибки в действиях игроков в процессе просмотра постановочных дидактических видеоупражнений. Для формирования креативных способностей использовали беседу с командой, в процессе которой про -сили каждого игрока предложить свой способ решения игровой задачи.

Заключительный элемент данной группы - «Удары»: включены упражнения для освоения одного из основных средств игры (удары по мячу, бег к цели, остановка, баланс на опорной ноге и удары по мячу). Использовали удары по мячу в соответствии с принципом последователь -ности (от простого действия к усложненному). Самыми сложными заданиями для девочек стали комплексные действия из ранее освоенных дви -жений.

В таблице представлены показатели физической подготовленности футболисток контрольной и экспериментальной групп до и после внедрения модульной программы занятий футболом.

Из таблицы видно, что:

- координационные способности в обеих группах повысились (в экспериментальной группе прирост составил 9,8 %, а в контрольной -6,6%);

- наблюдается положительная динамика показателя скоростных возможностей в экспериментальной группе на 10,4 %, в контрольной - на 7,9 %;

- прирост показателя общей выносливости в экспериментальной группе составил 5 %, а в контрольной - 2,9 %;

Сравнительный анализ результатов контрольных испытаний специальной физической подготовленности футболисток 7-8 лет контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, Х±и

Тесты Гр. До эксперимента После эксперимента А, % P

Челночный бег 3*10 м, с, КГ 10,3±0,8 9,6±0,8 6,6 >0,05

ЭГ 10,13±0,7 9,1±0,6 9,8 <0,05

Бег на 30 м, с КГ 6,7±0,7 6,1±0,7 7,9 >0,05

ЭГ 6,5±0,5 5,8±0,4 10,4 <0,05

Смешанное передвижение на 1 км, мин КГ 6,3±0,7 6,1±0,6 2,9 >0,05

ЭГ 6,4±0,5 6,1±0,5 5,0 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз КГ 9,0±2,1 10,0±1,8 11,1 <0,05

ЭГ 9,3±2,1 10,8±2,1 16,1 <0,05

Наклон вперед из положения стоя, см КГ 9,9±1,8 11,2±1,6 13,1 <0,05

ЭГ 10,5±2,2 12,3±2,4 17,1 <0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см КГ 124,6±11,1 135,3±9,8 8,6 <0,05

ЭГ 124,9±9,7 138,8±9,4 11,1 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз КГ 25,5±3,7 27,8±3,3 9,0 <0,05

ЭГ 24,6±5,2 27,9±4,8 13,4 <0,05

- показатель силовых возможностей девочек-футболисток младшего школьного возраста в экспериментальной группе составил 16,1 %, а в контрольной - 9 %;

- скоростно-силовые возможности увеличились в экспериментальной группе на 11,1 %, а в контрольной - на 8,6 %;

- прирост показателя гибкости в экспериментальной группе составил 17,1 %, а в контрольной - 13,1 %.

Статистические межгрупповые сравнения показали, что у футболисток ЭГ показатели координационных, скоростных, силовых, скоростно -силовых способностей и гибкости достоверно изменились (p<0,05)

Выводы. Проведенный годичный педагогический эксперимент показал, что процесс физической подготовки, организованный c использованием технологии модульного обучения, позволяет эффективно управлять процессом воспитания двигательных способностей девочек, занимающихся футболом в процессе третьего урока физической культуры.

Социологический опрос девочек и их родителей определил положительное отношение к содержанию физической подготовки в формате модульного обучения.

Список литературы

1. Белаид М. Уровень физической подготовленности юных футболисток и футболистов // Advancesin scienceand technology: сб. статей XLVII Междунар. науч.-практ.конф. М., 2022. С. 134-136.

2. Дыгин С.В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования: автореф. дис. ... кан. пед. наук. Волгоград, 2003. 22 с.

3. Лапшин, О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов: учеб. пособие. М.: Человек, 2014. 174 с.

4. Осинина Т.Н. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. Орехово-Зуево: Изд-во ГГТУ, 2018. 154 с.

5. Факторович А.А. Педагогические технологии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 128 с.

6. Хамидуллина Г.Ф. Подготовка дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе на основе модульного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2020. 196 с.

7. Шарипов В.Д. Педагогические условия формирования физиче-ских способностей школьников на основе спортивных игр: дис. ... канд. пед. наук. Худжанд, 2019. 165 с.

8. Эверстова В.Н., Винокурова С.З. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2019. 80 с.

References

1. Belaid M. Uroven' fizicheskoj podgotovlennosti yunyh futbolistok i futbolistov [The level of physical fitness of young football players and football players] // Advancesin science and technology: sat. articles XLVII int. scientific-practical conf. M., 2022. P. 134— 136.

2. Dygin S.V. Fizicheskaya podgotovka yunyh futbolistov na etape nachal'noj specializacii na osnove blochno-modul'nogo proektirovaniya [Physical training of young football players at the stage of initial specialization based on block-modular design]: abstract dis. ... can. ped. sciences. Volgograd, 2003. 22 p.

3. Lapshin, O.B. Teoriya i metodika podgotovki yunyh futbolistov [Theory and methods of training young football players]: textbook. allowance. M.: Man, 2014. 174 p.

4. Osinina T.N. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]: textbook. allowance. Orekhovo-Zuevo: Publishing house of GGTU, 2018. 154 p.

5. Faktorovich A.A. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical technologies]: textbook. allowance. 2nd ed., rev. and additional. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 128 p.

6. Hamidullina G.F. Podgotovka dzyudoistov na sportivno-ozdorovitel'nom etape na osnove modul'nogo obucheniya [Training of judokas at the sports and health-improving stage based on modular training]: dis. ... cand. ped. sciences. Kazan, 2020. 196 p.

7. Sharipov V.D. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya fizicheskih sposobnostej shkol'nikov na osnove sportivnyh igr [Pedagogical conditions for the formation of physical abilities of schoolchildren on the basis of sports games]: dis. ... cand. ped. sciences. Khujand, 2019. 165 p.

8. Everstova V.N., Vinokurova S.Z. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]: textbook. allowance. Ulyanovsk: Zebra Publishing House, 2019. 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.