УДК 377.112-057.85
Vaganova N.O. STRUCTURE OF MODULE OF A UNIVERSITY COMPLEX. This article is about the notion of a University complex. The peculiarity of a University complex is amalgamation of educational and other organizations in the united educational space. The author suggests to regard the University complex as module- competence space, which allows to realize the principal of continuous education and individualize the educational trajectories.
Kew words: University complex, module, educational space.
Н.О. Ваганова, канд. пед. наук, заместитель директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта - структурного подразделения ФГБОУ ВПО «Сибирский гос. университет путей сообщения», г. Новосибирск, E-mail: ntgt_ur@mail.ru
МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассматриваются подходы к понятию «университетский комплекс. Существующие определения отражают характерную особенность университетских комплексов - объединение образовательных и иных организаций в едином образовательном пространстве. Автор предлагает рассматривать университетский комплекс как модульно-компетентностное пространство, позволяющее реализовать принцип непрерывного образования и индивидуализировать образовательные траектории.
Ключевые слова: университетский комплекс, модуль, образовательное пространство.
В материалах Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (Париж, 1998 год) была провозглашена главная миссия университетов - служить человеку и обществу, проводя научно-исследовательские и теоретические работы, разрабатывая и внедряя программы в области образования и профессиональной подготовки, проводя деятельность в области сотрудничества с различными секторами общества [1].
По мнению ученых, «в истории российского университетского образования наблюдались две альтернативных тенденции, условно говоря, их можно назвать «прогрессивной» и «регрессивной». Первая связана с высокой оценкой университетов и предоставлением им широких полномочий, возможностей автономии и гарантий гражданских прав членам «университетской корпорации», вторая - с отрицательной оценкой деятельности университетов и, соответственно, с серьезными ограничениями их автономии. Последнее вело к очередным университетским реформам...» [2].
Создание и функционирование университетских комплексов в России явилось очередным доказательством важнейшей роли университетов в развитии государства. В принятых правительством РФ документах об университетских комплексах отмечены положительные последствия их создания и функционирования:
- достижение многообразия типов и видов образовательных учреждений;
- использование вариативных образовательных программ;
- обеспечение преемственности уровней профессионального образования;
- модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- интеграция различных уровней образования;
- непрерывность образовательного процесса;
- удовлетворение потребности работодателей в квалифицированных кадрах.
.Однако существование различных моделей университетских комплексов вызывает различные толкования данного понятия. Для его рассмотрения обратимся к нормативным документам и мнениям ученых.
Следует отметить, что согласно Закону «Об образовании в РФ» университетский комплекс не является типом образовательной организации, что вызывает различные подходы к определению данного понятия [3].
В Постановлении правительства РФ «Об университетских комплексах» университетский комплекс понимается как объединение образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы различных уровней, а также иных учреждений и некоммерческих организаций или выделение из их состава структурных подразделений [4].
Типовое положение об учреждении высшего профессионального образования не содержит определения университетского комплекса, а указывает перечень организаций, которые могут входить в него [5].
Ученые предлагают различные определения университетского комплекса: двухуровневая организационная система (С.В. Арженовский); образовательно-научно-производственный кластер (О.В. Буреш, М.А. Жук); центр развития региональной системы непрерывного образования (В.Н. Васильев, А.В. Воронин); образовательная сеть (дошкольные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), встроенная в экономику региона для обеспечения роста его конкурентоспособности (П.Н. Захаров и др.).
Как считает В.П. Ковалевский, университетский комплекс -это гетерогенная макросистема обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных основных вспомогательных и обслуживающих элементов (подразделений), способствующих достижению социальных, экономических, культурных и иных целей общества, группы лиц либо индивидов и удовлетворению потребностей личности в получении определенных знаний и навыков [6].
Особенности создания и развития регионов позволили определить университетский комплекс как специально организованную образовательную среду в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней, различных форм собственности и ведомственной принадлежности с целью повышения качества общего и профессионального образования (В.Е. Шукшунов, В.В. Ленченко, А.В. Третьяк, А.Н. Ткачев, Е.Н. Нырков).
В исследованиях отмечается, что отличительной чертой университетского комплекса является наличие многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего, послевузовского), которые являются образовательными структурами, сочетающими различные формы собственности.
Созданные университетские комплексы как образовательные структуры «потребовали создания соответствующих научных основ для их управления и развития. Такими основами должны быть:
- концепция, отражающая тесную связь образовательного учреждения с рыночной средой;
- принципы, согласно которым эта концепция должна быть реализована;
- метод, позволяющий получить управляющие воздействия на отдельные структурные подразделения вновь созданной структуры [7].
Существующие разнообразные модели университетских комплексов и содержание нормативных документов по вопросу их организации и функционирования позволяют выделить следующую характерную особенность университетского комплекса, определяющую возможность его создания - модульно-ком-петентностную структуру.
Понятие «модуль» в образовании является часто употребляемым термином. В российское образование оно пришло после подписания Болонского соглашения и введения компетент-ностного подхода.
За рубежом модульная система подготовки специалистов, элементы которой введены в практику российского образования вместе с федеральными государственными образовательными стандартами, означает применение технологии обучения, при использовании которой студент имеет возможность получать образование по индивидуальному рабочему плану, исходя из установленного количества кредитных (зачетных) единиц.
Это обеспечивает академическую мобильность студентов и индивидуализацию образовательных траекторий в мировом образовательном пространстве. В основе технологии, используемой за рубежом, лежит модульный принцип построения образовательных программ.
В словаре Ожегова С.И. модуль - это вообще отделенная, самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации.
Сегодня в образовании понятие «модуль» используется в различных смыслах применительно к учебным дисциплинам и образовательным программа:
- разделы учебной дисциплины;
- различные учебные дисциплины;
- совокупность учебных дисциплин родственного содержания (содержательное единство);
- совокупность учебных дисциплин, изучаемых одновременно, параллельно .
Отметим особенности модулей:
- логическая завершённость, обособленность содержания обучения модуля от остального учебного материала;
- разработанное учебно-методическое обеспечение для студентов и преподавателей, включающее цели обучения, учебные материалы, процедуру контроля усвоения содержания обучения (включая задания для самоконтроля), определяющее место модуля в образовательной программе.
- заменяемость, или вариативность содержания, которая позволяет оперативно реагировать на потребности государства, рынка труда, студентов.
- модуль направлен на достижение определённого запланированного результата обучения, прописанного в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования;
- модули в образовательной программе могут быть реализованы по «горизонтальной» или по «вертикальной» схеме.
Указанные черты использования модулей в образовании дают возможность своевременно реагировать на возникающие потребности всех физических и юридических лиц, заинтересованных в положительных результатах образовательного процесса: работодателей (рынок труда), государства (образовательные стандарты), студентов.
Под модульно-компетентностной структурой университетского комплекса понимается изложенная в нормативных документах (Постановление «Об университетских комплексах», Типовое положение об учреждении высшего профессионального образования) концепция организации образовательного процесса, при
Библиографический список
которой образовательной целью являются компетенции обучающихся, а средством достижения - модульное построение, позволяющее образовывать университетские комплексы из различных составляющих в зависимости от целей и задач.
Признаками модульно-компетентностной структуры университетских комплексов являются:
- формирование цели деятельности с учетом региональных потребностей и социального заказа;
- актуализация содержания общего образования и профессионального образования на его различных уровнях (среднего профессионального, высшего образования);
- проектирование и индивидуализация образовательной траектории студентов университетского комплекса;
- профессиональная направленность в процессе подготовки специалистов как критерий результата обучения.
Модульно-компетентностная структура делает университетские комплексы социально открытыми, способными гибко и оперативно реагировать на меняющееся образовательное, социальное, экономическое пространство внутренними и внешними изменениями, модернизировать цели, задачи, структуру.
Таким образом, в качестве рабочего предлагается следующее определение понятия «университетский комплекс» как учебно-научно-производственного пространства, имеющего модуль-но-компетентностную структуру, (А.В. Киричек, А.В. Морозова и др.), в котором на разных профессиональных уровнях (среднем, высшем) проходит процесс подготовки специалистов высшего, среднего профессионального образования с использованием материальных, интеллектуальных ресурсов. Производственная составляющая в предлагаемом определении понятия «университетский комплекс» обусловлена тем, что обязательная часть содержания профессионального образования - это производственное обучение, практическая подготовка студентов к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта [8].
Многоуровневость и разнообразие форм профессиональной подготовки позволяют университетским комплексам играть важную роль в социально-экономическом развитии региона, государства, быть востребованными обществом, сделать подобные формы образовательных учреждений наиболее оптимальными для реализации принципов доступности и качества образования.
Доступность обусловлена наличием нескольких уровней профессиональных образовательных программ, форм их реализации. Имеющийся выбор уровня и формы образования дает возможность личности и государству проектировать различные варианты получения образования, включая индивидуальные, групповые, коллективные заказы по специалистов, а также комплектовать знания, умения, навыки, компетенции с целью удовлетворения запросов рынка труда.
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. - М., 1999.
2. Кузнецова, Н.И. О специфике формирования университетского образования в России // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Комитета по высшей школе Мин-ва науки, высшей школы и тех. политики РФ. - 2007. - № 6.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ «Об университетских комплексах» от 17.09.2001 № 676 «Об университетских комплексах».
5. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) // Собрание законодательства РФ. - М., 2008.
6. Ковалевский, В.П. Проблемы и теории методологии проектирования регионального университетского комплекса //Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 32(25).
7. Ковалевский, В.П. Теоретические и методологические основы формирования регионального университетского комплекса: монография. - М., 2004.
8. Ваганова, Н.О. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей ссузов / Н.О. Ваганова, Н. Силкина. - Saarbrucken, Germany LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012.
Bibliography
1. Vsemirnaya deklaraciya o vihsshem obrazovanii dlya KhKhI veka: podkhodih i prakticheskie merih. - M., 1999.
2. Kuznecova, N.I. O specifike formirovaniya universitetskogo obrazovaniya v Rossii // Vihsshee obrazovanie v Rossii: nauchno-pedagogicheskiyj zhurnal Komiteta po vihssheyj shkole Min-va nauki, vihssheyj shkolih i tekh. politiki RF. - 2007. - № 6.
3. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ
«Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».
4. Postanovlenie Praviteljstva Rf «Ob universitetskikh kompleksakh» ot 17.09.2001 № 676 «Ob universitetskikh kompleksakh».
5. Tipovoe polozhenie ob obrazovateljnom uchrezhdenii vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (vihsshem uchebnom zavedenii) // Sobranie zakonodateljstva RF. - M., 2008.
6. Kovalevskiyj, V.P. Problemih i teorii metodologii proektirovaniya regionaljnogo universitetskogo kompleksa //Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2003. - № 32(25).
7. Kovalevskiyj, V.P. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovih formirovaniya regionaljnogo universitetskogo kompleksa: monografiya. -M., 2004.
8. Vaganova, N.O. Professionaljno-pedagogicheskie kompetencii prepodavateleyj ssuzov / N.O. Vaganova, N. Silkina. - Saarbrucken, Germany LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.01.14
УДК 37.013.75
Luschikov V.V. THE THEORETICAL MODEL OF THE FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL DESIGNING OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The point of view on the organization of process of formation of students' readiness to pedagogical design of educational process is presented in this work. Within this task, the author's pedagogical model based on three stages of formation of readiness for design of educational process and their substantial filling was developed and approved.
Key words: teaching model, educational process, design competence, rofessional competence, readiness, activity, pedagogical model, education.
В.В. Лущиков, зав. лабораторией «Педагогика А.С. Макаренко» Челябинского института развития
профессионального образования, г. Челябинск, E-mail: valerio25@qip.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В работе представлена точка зрения на организацию процесса становления готовности студентов к педагогическому проектированию воспитательного процесса. В рамках данной задачи была разработана и апробирована авторская трехэтапная модель становления готовности к проектированию воспитательного процесса, содержательное наполнение каждого этапа.
Ключевые слова: воспитательный процесс, проектировочная компетенция, профессиональная компетентность, готовность, деятельность, педагогическая модель, воспитание.
Динамичность развития социума требует реорганизации образования и ставит перед ним задачу становления личности и специалиста с высоким уровнем профессионализма. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривают подготовку бакалавров и магистров к педагогической деятельности по большинству направлений образования. Характер такой подготовки определяется компетентностным подходом, который предполагает формирование готовности студентов к самостоятельной организации видов деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО. Это делает недостаточным освоение студентами лишь теории педагогики, включающей в себя дидактику и теорию воспитания. Готовность к самостоятельной организации педагогической деятельности, прежде всего, заключается в способности проектировать целостный педагогический процесс, складывающийся из взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов обучения и воспитания. Только через создание проектов педагогического взаимодействия конкретного педагога с конкретными детьми, педагог сможет и учитывать их индивидуальные особенности, и организовать педагогическое содействие, и обеспечить создание здоровьесберегающей образовательной среды. Вместе с тем, далеко не во всех стандартах в число компетенций включена проектировочная компетенция.
В современном образовании особенное внимание уделяется воспитанию. Об этом говорят многие нормативно-законодательные документы в сфере образования, в частности, закон «Об образовании в РФ», выступления президента РФ В.В. Путина, посвященные образовательной политике, к примеру, выступление на открытии Всероссийского педагогического собрания, местные нормативные и подзаконные акты в образовании.
Реализация целей воспитания, которая заключается в создании условий, обеспечивающих возникновение у воспитанников определенных личностных ценностей, принципиально невозможна без готовности педагогов к проектированию воспитательного процесса. Процесс воспитания личностных ценностей предполагает создание условий для личностного позитивно-эмоционального переживания воспитанниками того, о чем сообщается им как об общезначимых ценностях. Такие условия не могут быть одинаковыми для всех, поэтому возникает необходимость в проектировании условий воспитания, учитывающих не только индивидуальные устойчиво проявляемые особенности обучающихся, но и их состояния на момент организации педагогического взаимодействия. Кроме этого воспитательный процесс
всегда должен выстраиваться с учетом состояния общества, преобладающих в нем ценностных ориентиров на момент организации воспитательного взаимодействия. Таким образом, готовность бакалавров и магистров к педагогической деятельности, предусматривающей реализацию целей воспитания, невозможна без готовности выпускников к педагогическому проектированию воспитательного процесса.
Для определения особенностей процесса становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса нами было рассмотрено понятие «становление».
«Становление» - философская категория, которая отражает «переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление ...» [1, с. 13]. Под становлением понимается определенная изменчивость состояний, характеристик объектов и явлений.
Становление готовности А.А. Деркач рассматривает как организацию системы из накопленной общественной информации, отношений, поведений и аналогичной информации, которая, активизируясь, может снабдить индивида возможностью эффективно выполнять свои функции, обязанности [2].
В педагогике понятие становление было рассмотрено в работах Э.Ф. Зеера, Л.Н. Анциферовой, Г.М. Каджаспаровой, Е.А. Климова, В.Г. Моралова, Л.М. Митиной и др. Подробно становление личности было исследовано в работах Э.Ф. Зеера, становление личности он понимает, как «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществле-ние» [3].
Становление готовности студентов к проектированию воспитательного процесса понимается нами как процесс зарождения возможностей человека к результативному и эффективному осуществлению деятельности по созданию проекта воспитательного процесса, определяемых содержанием личностного опыта, и превращение их в актуально-реализуемые.
Процесс становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса следует, по нашему мнению, рассматривать как одну из сторон становления их профессиональной готовности к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, по нашему мнению, складывается из деятельности по созданию проектов педагогического процесса и деятельности по организации педагогического взаимодействия соглас-