УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 377.112-057.85
Н. В. Силкина, Н. О. Ваганова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. Цель работы - исследование возможностей согласованной совместной деятельности педагогов средней и высшей ступеней профессионального подготовки в университетском комплексе, который понимается авторами как учебно-научно-производственное пространство, где происходит становление будущих специалистов при участии коллективов разноуровневых образовательных организаций.
Методы: анализ нормативной документации и опыта сотрудничества представителей профессорско-преподавательского состава внутри университетского комплекса; общенаучный метод моделирования на основе структурно-функционального подхода.
Результаты: выявлены области и виды взаимодействия педагогических работников различных уровней профессионального обучения, определены условия и принципы данного взаимодействия.
Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии создания университетских комплексов, которые в публикации рассматриваются как педагогические системы, объединяющие с целью повышения качества образовательных услуг материальные и интеллектуальные ресурсы. Показана сруктурно-функциональная модель, определяющая организационный и профессиональный аспекты, этапы и результат взаимодействия преподавателей внутри комплекса.
Практическая значимость. Внедрение предлагаемой авторами статьи модели, базирующейся на принципах системности, целостности, информативности, будет способствовать эффективной интеграции разноуровневых организаций профессионального образования в структуре университетского комплекса.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, педагогические работники, взаимодействие, разноуровневые образовательные организации, университетский комплекс.
N. V. Silkina, N. O. Vaganova
STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF ACADEMIC STAFF INTERACTION WITHIN A UNIVERSITY COMPLEX
Abstract. The research analyzes the possibility of coordinated activity of academic staff affiliated to secondary and higher educational institutions within a university complex.
The applied methods integrate the analysis of regulatory documents and cooperation expertise of academic staff along with general modeling methods based on the structural and functional approach.
The research outcomes reveal the spheres and types of academic staff interaction at various educational levels; the principles and conditions of the interaction in question being defined. The authors demonstrate a structural functional model, determining the organizational and professional aspects, as well as the results of academic staff interaction within the university complex.
Implementation of the given model can facilitate the effective integration of split-level educational organizations into the university complex structure.
Keywords: structural functional model, academic staff, interaction, split-level educational organizations, university complex structure.
На VII съезде директоров средних специальных учебных заведений в апреле 2013 г. министр образования РФ Д. Ливанов отметил, что «система профессиональной подготовки в России сложилась в середине прошлого века. И, конечно, она была ориентирована на совершенно другую экономику. Сейчас ситуация иная, появились новые отрасли. Экономика постоянно предъявляет новые требования» [7]. По словам Д. Ливанова, эти требования способствовали активному инновационному развитию университетов (академий) и объединению на их базе разноуровневых образовательных организаций.
Необходимость изменений в структуре и деятельности учреждений профессионального образования связана с острой потребностью активизировать промышленно-экономический рост и приумножить его потенциал. Сегодня в нашей стране примерно 170 вузов имеют в своем составе структурные подразделения разных ступеней профессионального образования, т. е. являются университетскими комплексами. Однако вопросы интеграции разно-
уровневых образовательных организаций и аспекты взаимодействия педагогических работников внутри университетского комплекса недостаточно изучены.
Данные, полученные нами в результате изучения нормативной документации об особенностях подготовки специалистов среднего профессионального и высшего образования, позволили представить процесс совместной деятельности педагогических работников разноуровневых образовательных организаций в виде наглядной модели [8]. Под моделью в данном случае подразумевается схематично изображенный процесс, характеризующийся совокупностью необходимых педагогических и организационных условий и определенными отношениями между составляющими процесса (рисунок).
При разработке предлагаемой модели мы опирались на структурно-функциональный подход, в рамках которого «различают два основных подхода: структурный, идущий от анализа <...> структур к обнаружению выполняемых ими функций, и функциональный, когда <.> выявляются структуры, осуществляющие эти функции» [6].
Понятие «структура» в современной науке определяется следующим образом:
• строение (от лат. structura - строение, расположение, порядок) и внутренняя форма организации систем [1];
• совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность [3];
• взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение чего-либо [2].
Как видим, все толкования отражают присущие любой структуре элементный состав, наличие связей, инвариантность (неизменность) во времени.
Проявление свойств системы в определенной совокупности отношений характеризует функция, которая представляет собой способ работы этой системы при контактах с внешней средой и отражает изменения, происходящие с системой в конкретной среде. То есть функция - проявление свойств, качеств во взаимодействии с другими (внешними) объектами.
учебно-научная образовательная среда маршрут взаимодействия единые критерии оценки результатов обучения
к 1 к i к i к
Условия взаимодействия
Интеграция образовательных организаций
Модель взаимодействия педагогических работников разноуровневых образовательных организаций в структуре университетского комплекса
Важно подчеркнуть, что функции определяются внутренней структурой системы и внешней средой. Внешнюю среду для университетского комплекса составляют производственные и иные образовательные организации, не входящие в этот комплекс, но участвующие в создании условий для подготовки специалистов, а также различные материальные и информационные ресурсы.
Функциями педагогических работников являются проектировочная, конструкторская, гностическая, коммуникативная и управленческая, в основе которых находятся компетенции, позволяющие перерабатывать материальные, интеллектуальные и информационные ресурсы.
Разработанная модель построена на принципах системности, целостности, информативности.
Принцип системности в нашем случае - применение к частной области общенаучного принципа системности, реализующего методологический подход к анализу явлений, при котором явление понимается как система, обладающая конкретной структурой, но не сводимая к сумме своих элементов, свойства которых определяются их местом в структуре. Системный подход как направление методологии научного познания предполагает рассмотрение объекта как комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Бла-уберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин) или совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи).
Системность в предлагаемой модели проявляется в свойствах разноуровневых образовательных организаций, образующих структуру университетского комплекса.
Принцип целостности характеризуется взаимодействием всех подсистем - распределением обязанностей между ними при решении общих задач. Целостность обусловливает содействие всех частей системы тому ее элементу, которой в определенный момент выполняет важнейшую роль.
Согласно принципу целостности в разработанной нами модели необходимо уточнить роль каждой входящей в университетский комплекс образовательной организации в решении общих задач, т. е. произвести функциональное «разделение труда» между структурными элементами комплекса [5].
Информативность в словаре лингвистических терминов Т. В. Же-ребило трактуется как «насыщенность содержанием, плотность информации; количество сведений и знаний, передаваемых в единицу времени» [4]. Принцип информативности направлен на изучение исчерпывающих возможностей педагогических работников образовательных организаций комплекса для определения их максимально полного участия в совместной деятельности по подготовке специалистов, что предполагает непрерывный систематический сбор сведений и их анализ. Информированность работников о положении дел в своих и смежных структурных подразделениях и о результатах проделанной работы, при сохранении инвариантности и естественного функционирования университетского комплекса в целом и его отдельных структур в частности, повышает их мотивацию к взаимодействию.
В нашей модели обозначены отношения между педагогическими работниками образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, обусловленные социальным заказом на обучение квалифицированных специалистов и требованиями работодателей к качеству образования потенциальных сотрудников.
Анализ функциональных обязанностей и направлений деятельности педагогических работников разноуровневых образовательных организаций в университетском комплексе позволил выделить модули их взаимодействия:
• информационно-аналитический - создание базы данных о педагогических работниках, проводимых и планируемых мероприятиях, передовом педагогическом опыте; выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на эффективность взаимодействия преподавателей, экспертизу программно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса;
• планово-прогностический - разработка и обновление нормативно-правовой базы, планирование основных и дополнительных мероприятий по совершенствованию качества деятельности, консультирование по вопросам текущего и перспективного планирования работы; уточнение направлений взаимодействия, создание диагностических и контрольно-оценочных средств;
• организационно-исполнительский модуль - решение организационных вопросов и проведение запланированных мероприятий (конференций, конкурсов, мастер-классов и т. д.), анализ качества подготовки специалистов, привлечение представителей производственной сферы к процессам подготовки специалистов.
Опираясь на теорию Р. Бейлса, мы обозначили виды взаимодействия и области их применения:
• постановка проблемы (качество подготовки специалистов, разработка и обновление образовательных программ);
• решение проблемы (организация межличностных и общественных отношений);
• совместная деятельность (обмен знаниями и идеями, реализация совместных проектов).
Области и виды взаимодействия педагогических работников как субъектов процессов подготовки специалистов на фоне определенных межличностных и социальных отношений определяют структурную организацию университетского комплекса. Это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, являющийся фундаментом совместной предметной деятельности (А. А. Леонтьев, И. В. Рахманов, А. Штульман и др.).
Реализация разработанной нами модели взаимодействия возможна при выполнении следующих условий:
• организации единого учебно-научного пространства университетского комплекса;
• разработке маршрутов взаимодействия образовательных организаций на уровне педагогических работников;
• выработке единых критериев оценки результатов обучения студентов университетского комплекса.
В научных публикациях образовательная среда определяется как «система влияний и условий формирования личности» (В. А. Яс-вин); «совокупность педагогических условий» (Е. А. Александрова), «часть социокультурного пространства» (Н. Б. Крылова). Пространство университетского комплекса представляет «зону взаимодействия образовательных систем» (Н. Б. Крылова, С. Д. Дерябо), где существуют возможности для сотрудничества педагогических работников разных уровней структуры (структуризация) на основе подчинения элементов низшего уровня высшему (иерархичность).
Маршруты взаимодействия строятся исходя из отношений субъект-субъектного характера, которые играют особенную роль в организации профессионально-педагогического общения (А. А. Леонтьев). Они включают в себя организационно-деятельностные и информационные аспекты взаимодействия. Маршруты совместной деятельности необходимы для выработки плана и единой стратегии действий (интерактивная составляющая), обмена информацией (информационная составляющая), познания и анализа (социально-перцептивная составляющая).
Маршруты взаимодействия могут отражать интеллектуальную и поведенческую активность субъектов взаимодействия и (или) последовательность реализации планов университетского комплекса, его структурных подразделений и отдельных педагогических работников.
Единая система фиксации результатов обучения должна соответствовать компетентностному подходу, который в настоящее время признается приоритетным в мировом образовательном пространстве. Процедуры оценивания сформированных у студентов компетенций следует ориентировать на выявление объема и качества усвоенных знаний и умений, для чего возможно использование таких методов диагностики учебных достижений, как наблюдение, экспертное заключение, защита проектов, портфолио и др.
Система оценивания знаний, умений и компетенций студентов, общая для всех образовательных организаций университетского комплекса, позволит осуществлять непрерывный образовательный процесс внутри комплекса и обеспечит объективность определения результатов обучения на основе
• сравнительного анализа профессиональных функций специалистов среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;
• сопоставления государственных требований к содержанию обучения с реальным уровнем сформированности компетенций у выпускников по завершении среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, внедрение в практику созданной в ходе системного исследования структурно-функциональной модели университетского комплекса, где он представлен и как социальное явление, и как образовательный процесс, в котором каждый элемент
имеет свое функциональное назначение, укрепит взаимодействие преподавателей разноуровневых образовательных организаций, входящих в состав этого комплекса.
Данная структурно-функциональная модель является
• социальной, так как ориентирована на выполнение социального заказа;
• открытой, поскольку процесс взаимодействия ее субъектов не замыкается в пространстве образовательной организации;
• многофункциональной, потому что координирует совместную деятельность педагогических работников различных уровней, направлений и специализаций.
Реализация данной модели будет способствовать решению приоритетной задачи Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 г. - «созданию современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров» [7].
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. С.-Петербург: Питер, 2006. 526 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 409 с.
3. Дудьев В. П. Психомоторика: словарь-справочник. Москва: Владос, 2008. 366 с.
4. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
5. Каган М. С. Системность и целостность / / Вопросы философии. 1996. № 12. С. 12-18.
6. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гви-шиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Москва: Политиздат, 1988. 479 с.
7. Ливанов Д. В. Новой экономике - новое профессиональное образование // Среднее профессиональное образование. 2013. № 8. С. 3-7.
8. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 4. С. 30-39.
References
1. Ancupov A. Ja., Shipilov A. I. Slovar' konfliktologa. [Dictionary of conflict]. St.-Petersburg: Piter. 2006. 526 p. (In Russian)
2. Golovin S. Ju. Slovar' prakticheskogo psihologa. [Dictionary of practice psychologist]. Minsk. 1998. 409 p. (In Russian)
3. Dud'ev V. P. Psihomotorika. [Psychomotor Dictionary-reference book]. Moscow: Vlados, 2008. 366 p. (In Russian)
4. Zherebilo T. V. Slovar' lingvisticheskih terminov. [Glossary of linguistic terms]. Nazran': Piligrim. 2010. (In Russian)
5. Kagan M. S. Systems and integrity. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 1996. № 12. P. 12-18. (In Russian)
6. Korgeva E. M. Naumova N. F. Kratkij slovar' po sociologii. [The brief dictionary of sociology]. Moscow: Politizdat. 1988. 479 p. (In Russian)
7. Livanov D. V. The new economics - the new professional education. Srednee professional'noe obrazovanie [The secondary professional education]. 2013. № 8. P. 3-7. (In Russian)
8. Silkina N. V., Vaganova N. O. Peculiarity pedagogical activity of worker's higher and secondary education at the University complex. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2013. № 4. P. 30-39. (In Russian)