Научная статья на тему 'Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете'

Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / INNOVATIVE UNIVERSITY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY / HUMANIZATION OF EDUCATION / READINESS FOR INNOVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / INNOVATIVE ABILITIES OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич, Мирошникова Ольга Христьевна

Доказывается, что университеты в постиндустиральном обществе представляют собой мощный ресурс инновационного развития. В исследовании впервые обосновываются с методологической точки зрения принципы инновационной деятельности современного университета, задача которого обеспечить подготовку специалиста новой формации интеллектуала, человека культуры и нравственности, компетентного профессионала, способного к инновационной деятельности и воспитанию инноваторов. Рассматриваются проблемы гуманизации и гуманитаризации профессионального образования в университетах инновационно-предпринимательского и исследовательского типа, а также широкий круг задач, связанных с развитием инновационных способностей личности (предпринимательские способности, креативность, критическое, аналитическое и эвристическое мышление, способность к новаторству, интуиция, навыки долгосрочного проектирования и др.). Описываются инфраструктура и ключевые характеристики инновационного университета (корпоративность, развитая предпринимательская культура, менеджеризм, встроенность вуза в реальный экономический сектор, вовлеченность в систему непрерывного образования, участие в международных культурных, образовательных и исследовательских проектах и т. д.). Представлена многоуровневая адаптивная модель формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности специалистов в системе университетского образования, разработанная на основе модульного и компетентностного подходов и опирающаяся на совокупность инновационных образовательных, коммуникативных, научных, производственных практик вуза, практик международной коммуникации. Анализируется опыт инновационных преобразований, накопленный в Южном федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич, Мирошникова Ольга Христьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Readiness to Successful Career in Innovative University

It is proved that universities in post-industrial society is a powerful resource for innovative development. For the first time the study justifies from a methodological point of view the principles of innovative activity of modern university, whose mission is to provide training a professional of new formation intellectual, human of culture and morality, a competent professional capable of innovation and education of innovators. The problems of humanization of vocational education at the universities of innovation, entrepreneurship and research are covered, as well as a wide range of tasks related to the development of innovative abilities of the individual (entrepreneurial skills, creativity, critical, analytical and heuristic thinking, ability to innovate, intuition, skills, long-term design etc.). The infrastructure and key characteristics of the innovative university (corporativeness, advanced entrepreneurial culture, managerialism, embeddedness of high school in the real economic sector, involving in the system of continuing education, participation in international cultural, educational and research projects and so on) are described. The multi-level adaptive model of readiness for innovative professional activity in the university education system is presented, developed on the basis of competence and modular approach and based on a set of innovative educational, communication, scientific, industrial practices of the university, on the practice of international communication. The experience of innovation gained in the Southern Federal University is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете»

Бермус А. Г. Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете / А. Г. Бермус, О. Х. Мирошникова // Научный диалог. — 2015. — № 10 (46). — С. 8—23.

БНИММк

и I, Я I С Н ■ Б

УДК 378.4:001.895

Формирование готовности к успешной профессиональном деятельности в инновационном университете*

© Бермус Александр Григорьевич (2015), доктор педагогических наук, профессор, кафедра образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия), bermous@donpac.ru.

© Мирошникова Ольга Христьевна (2015), кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественных факультетов, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия), rostovolga@ yandex.ru.

Доказывается, что университеты в постиндустиральном обществе представляют собой мощный ресурс инновационного развития. В исследовании впервые обосновываются с методологической точки зрения принципы инновационной деятельности современного университета, задача которого — обеспечить подготовку специалиста новой формации — интеллектуала, человека культуры и нравственности, компетентного профессио-

Статья написана в рамках исполнения Государственного контракта № 05.043.11.0017 от 14 мая 2014 года «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки — гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия»

нала, способного к инновационной деятельности и воспитанию инноваторов. Рассматриваются проблемы гуманизации и гуманитаризации профессионального образования в университетах инновационно-предпринимательского и исследовательского типа, а также широкий круг задач, связанных с развитием инновационных способностей личности (предпринимательские способности, креативность, критическое, аналитическое и эвристическое мышление, способность к новаторству, интуиция, навыки долгосрочного проектирования и др.). Описываются инфраструктура и ключевые характеристики инновационного университета (корпоративность, развитая предпринимательская культура, менеджеризм, встроенность вуза в реальный экономический сектор, вовлеченность в систему непрерывного образования, участие в международных культурных, образовательных и исследовательских проектах и т. д.). Представлена многоуровневая адаптивная модель формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности специалистов в системе университетского образования, разработанная на основе модульного и компетентностного подходов и опирающаяся на совокупность инновационных образовательных, коммуникативных, научных, производственных практик вуза, практик международной коммуникации. Анализируется опыт инновационных преобразований, накопленный в Южном федеральном университете.

Ключевые слова: инновационный университет; инновационная инфраструктура вуза; гуманизация и гуманитаризация образования; готовность к инновационной профессиональной деятельности; инновационные способности личности.

1. Постановка проблемы

В постиндустриальном обществе способность к инновациям является насущной необходимостью на всех уровнях социальной структуры — государственном (инновационная политика государства), институциональном (инновационность учреждений и институтов) и индивидуально-личностном (творческие, инновационные способности индивида). Не может остаться в стороне и современный университет, который во все времена выступал в авангарде социальных, культурных, научных и образовательных перемен.

Важно также и то, что с переходом общества в стадию постмодерна классические модели университета во многом перестали отвечать

общественному спросу, вплоть до того, что западные ученые (философы, социологи, экономисты, педагоги) заговорили не просто о тяжелом кризисе университета («Университет в руинах», — утверждает Б. Ридингс [Ридингс, 2010]), но даже о «смерти университета» («Западный университет умер», — доказывают Р. Барнетт [Барнетт, 2008] и Т. Иглтон [Eagleton, 2015]).

Однако действительно ли «университет умер»? Этот вопрос, в свою очередь, порождает массу других, сопутствующих вопросов: какая модель (модели) университета пришла на смену классической гумбольдтовской модели? что включает в себя понятие «инновационный университет»? каков его инновационный потенциал?

Очевидно, что инновационный университет — это, в первую очередь, инновационно-предпринимательский университет. Данный термин впервые был введен в научный обиход в 1983 году Г. Эт-цковичем [Etzkowitz, 1983] и адаптирован в 1998 году Б. Р. Кларком, выделяющим сформированную предпринимательскую культуру и предпринимательский менталитет в качестве базовых признаков университета нового типа (Enterpreneurial University) [Clark, 1998].

К инновационным современные отечественные исследователи относят федеральные университеты [Мельник и др., 2013], национально-исследовательские университеты [Салимьянова, 2011], университетские комплексы [Лонский и др., 2010], рассматривая данные модели как образ вуза-лидера — престижного, элитарного, конкурентоспособного, организованного по принципу «тройной спирали» (сотрудничество университета, государства и бизнеса) и даже «четвертой спирали» (внедрение технопарков [Молчанов и др., 2014]).

Инфраструктура инновационного университета включает три необходимых компонента. Это инновационная структура, инновационная политика и инновационная роль университета в обществе, или третья, социальная, миссия университета [Мархл и др., 2013].

2. Специфика и ключевые характеристики инновационного университета

Под инновационным (или инновационно-предпринимательским) университетом мы будем понимать образовательное учреждение непрерывного образования, осуществляющее совокупность инновационных образовательных, коммуникативных, научных, производственных практик, практик международной коммуникации и др.

Инновационному университету свойственно несколько особенностей:

1) ориентация на сохранение и развитие образовательной и культурной среды университета и региона;

2) корпоративность, то есть акцент на формировании и развитии единой корпоративной университетской культуры;

3) развитая предпринимательская культура, встроенность университета в реальный экономический сектор, участие представителей университета и университетских подразделений в развитии соответствующих направлений промышленности, бизнеса, культуры;

4) менеджеризм, то есть реализация принципов управления качеством в организации образовательной, научной, предпринимательской и иных видов деятельности;

5) ценность удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии через получение высшего образования;

6) переподготовка, повышение квалификации работников с высшим образованием;

7) разработка и внедрение широкого спектра программ дополнительного (непрерывного) образования для всех желающих независимо от возраста и наличия предшествующего образования;

8) активное участие вуза в межуниверситетских научных и образовательных проектах на базе международных организаций непрерывного образования [Мирошникова, 2014].

В силу того, что инновационный университет — сложная нелинейная система, можно говорить о его специфике в различных контекстах и, соответственно, о его инновационных характеристиках. В частности:

— в историческом контексте инновационный университет выступает как современный и постсовременный, поскольку, в отличие от классического и средневекового университета, он опирается на ценности технологий, коммуникаций, эффективности, единства социальных, образовательных и культурных процессов;

— в государственно-правовом аспекте это федеральный или национально-исследовательский университет, создаваемый российским и другими государствами для решения комплексных задач повышения кадрового и человеческого потенциала, культурного доминирования в определенный период в том или ином регионе, решения задач интеграции культурно-образовательного пространства и социально-экономического развития;

— в глобальном аспекте это часть информационного и культурно-образовательного ландшафта современного мира, центр экспертизы и проектирования будущего, феномен «индустрии знания», коллективный субъект развития в мировом образовательном пространстве;

— в культурологическом отношении инновационный университет является поликультурным типом вуза, выступая как пространство взаимодействия и диалога различных национальных, профессиональных, корпоративных и бизнес-культур, этнокультурных и религиозных традиций;

— в экономическом отношении это предпринимательский тип вуза, создающий новое знание, обладающее социальной и рыночной ценностью;

— в организационном отношении это комплексная модель, в рамках которой традиционная система факультетской подготовки дополнена комплексом всевозможных центров (образовательных, внедренческих), экспериментальных площадок и др.

3. Инфраструктура инновационного университета

Модель инфраструктуры университета инновационно-предпринимательского типа базируется на повышении эффективности использования всех потенциальных возможностей вуза и включает ряд необходимых компонентов:

— образовательный инновационный университетский комплекс, для которого характерны оптимальная организация образовательного процесса, внедрение инновационных образовательных технологий, реализация инновационного педагогического опыта, внедрение форм асинхронного и дистанционного обучения, создание единого информационного пространства вуза, разработка инновационных образовательных программ, включая программы дополнительного образования, и др.;

— научно-исследовательский инновационный университетский комплекс, включающий научно-исследовательские, учебно-научные и внедренческие лаборатории, научно-исследовательские центры, научные комплексы, центры инновационных технологий и т. д.;

— инновационно-производственный университетский комплекс, в который входят инновационно-производственные технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, малые инновацио-ные предприятия, центры маркетинговых коммуникаций, инновационного менеджмента, рекламы и PR и т. д.;

— социокультурный инновационный университетский комплекс: центры развития языка и культуры, центры досуговой деятельности, культурно-развлекательные комплексы, библиотечные центры, культурно-спортивные комплексы, клубы по интересам, различные творческие коллективы, студенческий городок и другие компоненты, создающие социокультурную среду вуза.

Опишем инфраструктуру инновационно-предпринимательского вуза на примере Южного федерального университета. ЮФУ функционирует на базе объединения на принципах автономии четырех крупных вузов региона («Ростовский государственный универси-

тет», «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства», «Ростовский государственный педагогический университет», «Таганрогский государственный радиотехнический университет») и представляет собой интеллектуальную площадку инновационного развития на Юге России. В Программе развития ЮФУ на 2011— 2021 гг. указано: «Университет призван стать ядром инновационного образовательного кластера региона, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности и бизнеса в регионе, дальнейшее развитие технологической базы для исследований и внедрения современных технологий в производство и социальную сферу. Университет будет играть ведущую роль в организации, координации и методическом развитии системы профессионального образования в регионе, в создании условий для системного обеспечения реализации программ социально-экономического развития профессиональными кадрами».

Согласно Уставу, университет создает инновационную инфраструктуру, способствующую коммерциализации результатов научной, научно-технической и аналитической деятельности и развитию предпринимательства. Инновационная деятельность Университета осуществляется в различных формах, в том числе в форме реализации инновационных проектов и программ. Его инновационо-произ-водственная структура включает 2 технопарка, 3 бизнес-инкубатора, инжиниринговый центр, 9 инновационно-технических центров, свыше 70 малых предприятий с ежегодным оборотом 2 млрд руб.

В структурно-организационном отношении университет включает ряд структурных (учебных и научных) подразделений, обеспечивающих единство образовательной, научной, производственной, предпринимательской и социокультурной деятельности. Это Академия психологии и педагогики, Академия Архитектуры и искусств, Академия физической культуры и спорта, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Инженерно-технологическая академия, Высшая школа бизнеса ЮФУ, Институт философии

и социально-политических наук, Институт социологии и регионове-дения, Академия биологии и биотехнологии, Институт наук и земле и другие подразделения, в том числе ряд научно-технических и научно-образовательных центров, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро.

Университет осуществляет межународное сотрудничество в области образовательной, научно-технической, инновационно-предпринимательской и социокультурной деятельности, являясь членом ряда межвузовских и молодежных организаций, таких как Европейский консорциум инновационных университетов (ЕСШ), Европейская ассоциация университетов (ЕиА), Европейская сеть университетов непрерывного образования (ЕиСЕК), международная организация студентов AIESEC и др. На базе Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации действуют Центры международного сотрудничества: Испано-Российский центр языка и культуры; Центр польского языка и культуры, Центр немецкого языка и культуры, Центр ЕС на Юге России, Независимый российско-германский институт журналистики и др. В ЮФУ также функционируют десятки спортивных и творческих студий, ансамблей, студенческих объединений.

Представленная инфраструктура в комплексе создает потенциал инновационного развития федерального университета, что, однако, требует целенаправленной разработки и реализации образовательных программ, предназначенных для подготовки иннова-торов.

4. Моделирование подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях инновационного университета

В основу моделирования программы профессиональной готовности специалистов к инновационной деятельности на базе Южного федерального университета (проект находится в стадии разработки) положены следующие базовые требования:

1. Университетское образование должно обеспечить общественную потребность в специалистах новой формации, в личности которых органично сочетаются качества гражданина, человека культуры и нравственности и компетентного профессионала, способного к инновационной деятельности и воспитанию инноваторов.

2. Университет нового типа должен быть преобразован в такое культурно-образовательное пространство, в котором с наибольшей полнотой проявляются сущностные силы, инновационные способности, духовно-нравственный и деятельностно-творческий потенциал человека.

3. Субъектами инновационной деятельности являются студенты, магистранты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, стажеры, научные сотрудники, управленцы, то есть представители всех звеньев образовательной системы.

Основными принципами реализации модели профессиональной готовности к инновационной деятельности выступают онтологич-ность, опережающий характер и междисциплинарность содержания образования, сочетание фундаментальности с практической направленностью, открытость жизненным проблемам студентов, интеграция образования, науки и бизнеса, индивидуализация образования, внедрение инновационных образовательных технологий.

Важным компонентом подобной многоуровневой модели является ее гуманизирующая, гуманитарная составляющая, присутствие которой необходимо на всех уровнях рассматриваемой инфраструктуры. Это особенно важно в силу того, что усиление предпринимательской составляющей в деятельности вуза, помимо потенциала разнообразных позитивных возможностей, неизбежно связано с наличием определенных негативных факторов, таких как превращение знания в товар, упрощение форм организации научно-образовательной деятельности, неоправданная подмена фундаментальных исследований практикоориентированными, «макдо-нальдизация высшего образования» [Hartley, 1995], бюрократиза-

ция и прагматизм в системе управления вузом и прочие явления, способствующие тому, что образовательное учреждение превращается в «мегамаркет» [Покровский, 2010] и «университет холодной войны» [Chomsky, 1997]. В условиях российской действительности ситуация усугубляется также тем, что «знанъевый компонент в отечественной образовательной традиции исторически преобладает над приобретением практической способности к профессиональной деятельности [Бермус, 2008, с. 232].

В этих условиях особенно актуально обращение к личности, воспитание человека культуры, духовно-нравственное совершенствование, развитие предпринимательских способностей (предприимчивости, решительности, энергичности, инициативности, лидерских качеств, гибкости, критического и аналитического мышления, умения работать в команде, умения идти на риск, ориентации на личностный успех, карьерный рост и др.) и творческих инновационных способностей (интеллектуальная компетентность, эвристическое мышление, способность к новаторству, самообразованию, долгосрочному проектированию, интуиция, воображение) в контексте формирования гуманистического мировоззрения (воспитание духовности, гуманности, межнациональной толерантности, обращение к общечеловеческим нравственным идеалам).

Ниже (табл.) описываются цели и модульная структура программы комплексной подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях инновационного университета, разработанной на основе компетентностного подхода.

5. Выводы

Все перечисленные выше требования и условия идентификации университета как инновационного образовательного учреждения очевидным образом переносятся на уровень каждого отдельного субъекта научно-образовательной деятельности. Наряду с формированием профессиональных компетенций, выполнение этих требо-

Таблица

Цели и содержание подготовки к инновационной деятельности в системе университетского образования

№ Цели подготовки и формируемые компетенции Модули подготовки и основные дисциплины / курсы в составе модуля

1 Обеспечение базовой лингвокуль-турной подготовки; владение современным университетским дискурсом; становление языковой личности; владение нормами русского литературного языка; владение иностранным языком в устной и письменной форме; владение приемами речевой коммуникации в широком спектре ситуаций научного и профессионального общения, умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения Лингво-коммуникативный модуль Русский язык в сфере профессиональной коммуникации (Профессиональная риторика); Культура устной речи; Психология деловых и межличностных коммуникаций; Академическое чтение и письмо; Интенсивные методы обучения иностранным языкам; Business Communication in English

2 Правовая компетентность: знание и понимание принципов государственной образовательной политики и государственной политики в сфере университетского образования; владение основными юридическими понятиями. Экономическая компетентность: владение основами экономических и управленческих знаний. Формирование предпринимательской культуры Экономико-правовой модуль Экономика; Правоведение; Основы образовательной политики и права; Основы менеджмента; Нормативно-правовые основы инновационной деятельности

3 Понимание принципов экспертной и проектной деятельности; опыт разработки и сопровождения инновационных проектов, знание принципов долгосрочного прогнозирования, ориентация на инновационный сектор в экономике Основы инновационной проектной деятельности Теоретические основы инновационной деятельности; Управление инновационной деятельностью в организации; Инновационные технологии в образовании;

Окончание таблицы

№ Цели подготовки и формируемые компетенции Модули подготовки и основные дисциплины / курсы в составе модуля

Планирование и прогнозирование инновационной деятельности; Основы инновационного проектирования

4 Понимание специфики современного университета как центра межкультурной коммуникации; способность к межкультурной и поликультурной профессиональной и научной коммуникации в моно-и полилингвальной среде, развитие академической мобильности Основы межкультурной коммуникации Теория межкультурной коммуникации; Межкультурная коммуникация в условиях глобализации; Профессиональная мобильность и карьерный менеджмент

5 Развитие предпринимательских и творческих способностей личности (предприимчивость, критическое мышление, креативность, умение применять междисциплинарные методы исследования, способность к непрерывному образованию, профессиональному и личностному росту, интеллектуальному и духовному совершенствованию) Модуль инновационной деятельности Психология инновационного мышления; Инновационный потенциал личности и группы; Эвристика в научно-исследовательской деятельности

6 Формирование готовности к созданию эффективного имиджа вуза и продвижению бренда университета как корпоративного центра с собственными традициями, миссией, системой ценностей. Формирование корпоративной культуры. Развитие медиакомпетент-ности. Владение навыками получения, хранения и обработки информации. Владение базовыми знаниями и навыками в сфере рекламы и PR Информационно-коммуникативный модуль Информационно-коммуникационные технологии; Основы корпоративной культуры; Университетоведение и современные бренд-технологии; Введение в теорию интернет-коммуникации; Основы теории и практики массовой информации

ваний оказывается условием личной эффективности, может помочь при осуществлении отбора на руководящие должности, в процессе модернизации инфраструктуры университета, а в глобальной перспективе — способствовать созданию условий, необходимых для включения вуза в международный контекст и вхождения в число университетов-лидеров, имеющих высокие рейтинги в топ-списках на мировой арене.

Литература

1. Барнетт Р. Осмысление университета / Р. Барнетт ; [пер. с англ. Т. Н. Буйко] // Alma mater (Вестник Высшей школы). — 2008. — № 6. — С. 46—56.

2. Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура : научная монография / А. Г. Бермус. — Москва : Канон+ : Реабилитация, 2008. — 384 с.

3. Лонский Т. В. Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона / Т. В. Лонский, Е. Г. Ерлы-гина // Проблемы современной экономики. — № 4. — 2010. — С. 337—340.

4. Мархл М. Методология оценки третьей миссии университетов [Электронный ресурс] / М. Мархл, А. Паусист // Непрерывное образование : XXI век. — 2013. — Вып. 1.— Режим доступа : http://lll21.petrsu.ru/ joumal/artide.php?id=1949. — DOI : 10.15393/j5.art.2013.1949.

5. Мельник Д. Федеральный университет : миссия выполнима? [Электронный ресурс] / Д. Мельник, А. Меренков, Ю. Мокерова, Н. Веселкова // Отечественные записки. — 2013. — № 4 (55). — Режим доступа : http:// www.strana-oz.ru/2013/4/federalnyy-universitet-missiya-vypolnima.

6. Мирошникова О. X. Глобальное межуниверситетское сотрудничество как фактор становления парадигмы непрерывного образования [Электронный ресурс] / О. Х. Мирошникова // Непрерывное образование : XXI век. — 2014. — Вып. 1 (5). — Режим доступа : http://lll21.petrsu.ru/joumal/ article.php?id=2264. — DOI : 10.15393/j5.art.2014.2264.

7. Молчанов Э. Н. Технопарки концепция «четвертой спирали» / Э. И. Молчанов, А. Н. Молчанов // Инновации. — 2014. — № 7. — С. 39—46.

8. Покровский Н. Е. Глобалистика и футурология. Побочный продукт глобализации : университеты перед лицом радикальных изменений [Электронный ресурс] / Н. Е. Покровский. — Режим доступа : http://ecsocman. hse.ru/data/2010/12/16/1214862861/Pokrovski.pdf.

9. РидингсБ. Университет в руинах / Б. Ридингс ; [пер. с англ. А. М. Кор-бута]. — Москва : Изд. дом гос. ун-та — ВШЭ, 2010. — 304 с.

10. Салимъянова И. Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы / И. Г. Салимьянова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2011. — № 4. — С. 15—19.

11. Chomsky N. The Cold War and the University / N. Chomsky // The Cold War and the University : Toward an Intellectual History of the Postwar Years / N. Chomsky, L. Nader, I. Wallerstein, R. C. Lewontin. — New York : New Press, 1997. — Р. 195—231.

12. ClarkB. R. Creating Entrepreneurial Universities : Organizational Pathways of Transformation / B. R. Clark. — New York : Pergamon Press,1998. — 180 p.

13. Eagleton T. The Slow Death of the University [Electronic resource] / T. Eagleton // The Chronicle of Higher Education. — 2015. — April 6. — Access mode : http://chronicle.com/article/The-Slow-Death-of-the/228991/.

14. Etzkowitz H. Entrepreneurial scientists and entrepreneurial universities in American academic science / H. Etzkowitz // Minerva. — 1983. — Vol. 31. — Issue 3. — Pp. 198—233.

15. Hartley D. The «McDonaldization» of Higher Education: Food for Thought? / D. Hartley // Oxford Review of Education. — 1995. — V 21. — № 4. — Pp. 409—423.

Forming of Readiness to Successful Career in Innovative University

© Bermus Aleksandr Grigoryevich (2015), Doctor of Pedagogy, professor, Department of Education and Pedagogical Sciences, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), bermous@donpac.ru.

© Miroshnikova Olga Khristyevna (2015), PhD in Pedagogy, associate professor, Department of English Language for Natural Sciences, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), rostovolga@yandex.ru.

It is proved that universities in post-industrial society is a powerful resource for innovative development. For the first time

the study justifies from a methodological point of view the principles of innovative activity of modern university, whose mission is to provide training a professional of new formation — intellectual, human of culture and morality, a competent professional capable of innovation and education of innovators. The problems of hu-manization of vocational education at the universities of innovation, entrepreneurship and research are covered, as well as a wide range of tasks related to the development of innovative abilities of the individual (entrepreneurial skills, creativity, critical, analytical and heuristic thinking, ability to innovate, intuition, skills, long-term design etc.). The infrastructure and key characteristics of the innovative university (corporativeness, advanced entrepreneurial culture, managerialism, embeddedness of high school in the real economic sector, involving in the system of continuing education, participation in international cultural, educational and research projects and so on) are described. The multi-level adaptive model of readiness for innovative professional activity in the university education system is presented, developed on the basis of competence and modular approach and based on a set of innovative educational, communication, scientific, industrial practices of the university, on the practice of international communication. The experience of innovation gained in the Southern Federal University is analyzed.

Key words: innovative university; innovative infrastructure of the university; humanization of education; readiness for innovation of professional activity; innovative abilities of the individual.

References

Bamett, R. 2008. Osmyslenie universiteta. Alma mater, 6: 46—56. (In Russ.).

Bermus, A. G. 2008. Modernizatsiya obrazovaniya: filosofiya, politika, kul'tura. Moskva: Kanon+: Reabilitatsiya. (In Russ.).

Chomsky, N. The Cold War and the University. In: Chomsky, N., Nader, L., Wallerstein, I., Lewontin, R. C. The Cold War and the University: Toward an Intellectual History of the Postwar Years. New York: New Press, 1997. P. 195—231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Clark B. R. 1998.Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. New York: Pergamon Press.

Eagleton, T. 2015. The Slow Death of the University. The Chronicle of Higher Education, 6. Available at: http://chronicle.com/article/The-Slow-Death-of-the/228991/.

Etzkowitz, H. 1983. Entrepreneurial scientists and entrepreneurial universities in American academic science. Minerva, 31(3): 198—233.

Hartley, D. 1995. The «McDonaldization» of Higher Education: Food for Thought? Oxford Review of Education, 21(4): 409—423.

Lonskiy, T. V, Erlygina, E. G. 2010. Upravlenie razvitiem universitetskogo kompleksa v innovatsionnoy strukture ekonomiki regiona. Problemy sovremennoy ekonomiki, 4: 337—340. (In Russ.).

Markhl, M., Pausist, A. 2013. Metodologiya otsenki tret'ey missii univer-sitetov. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 1. DOI: 10.15393/ j5.art.2013.1949. Available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=1949. (In Russ.).

Melnik, D., Merenkov, A., Mokerova, Yu., Veselkova, N. 2013. Federal'nyy universitet: missiya vypolnima? Otechestvennye zapiski, 4 (55). Available at: http://www.strana-oz.ru/2013/4/federalnyy-universitet-missiya-vypolnima. (In Russ.).

Miroshnikova, O. Kh. 2014. Global'noe mezhuniversitetskoe sotrudnichestvo kak faktor stanovleniya paradigmy nepreryvnogo obrazovani-ya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 1(5). DOI: 10.15393/ j5.art.2014.2264. Available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/article. php?id=2264. (In Russ.).

Molchanov, E. N., Molchanov, A. N. 2014. Tekhnoparki — kontseptsiya «chet-vertoy spirali». Innovatsii, 7: 39—46. (In Russ.).

Pokrovskiy, N. E. Globalistika i futurologiya. Pobochnyy produkt globalizat-sii: universitety pered litsom radikal'nykh izmeneniy. — Available at : http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/16/1214862861/Pokrovski. pdf. (In Russ.).

Ridings, B. 2010. Universitet v ruinakh. Moskva: Izd. dom gos. un-ta — VShE. (In Russ.).

Salimyanova, I. G. 2011. Rol' issledovatel'skikh universitetov v razvitii natsional'noy innovatsionnoy sistemy. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 4: 15—19. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.