7. Kovalevskiyj, V.P. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovih formirovaniya regionaljnogo universitetskogo kompleksa: monografiya. -M., 2004.
8. Vaganova, N.O. Professionaljno-pedagogicheskie kompetencii prepodavateleyj ssuzov / N.O. Vaganova, N. Silkina. - Saarbrucken, Germany LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.01.14
УДК 37.013.75
Luschikov V.V. THE THEORETICAL MODEL OF THE FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL DESIGNING OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The point of view on the organization of process of formation of students' readiness to pedagogical design of educational process is presented in this work. Within this task, the author's pedagogical model based on three stages of formation of readiness for design of educational process and their substantial filling was developed and approved.
Key words: teaching model, educational process, design competence, rofessional competence, readiness, activity, pedagogical model, education.
В.В. Лущиков, зав. лабораторией «Педагогика А.С. Макаренко» Челябинского института развития профессионального образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В работе представлена точка зрения на организацию процесса становления готовности студентов к педагогическому проектированию воспитательного процесса. В рамках данной задачи была разработана и апробирована авторская трехэтапная модель становления готовности к проектированию воспитательного процесса, содержательное наполнение каждого этапа.
Ключевые слова: воспитательный процесс, проектировочная компетенция, профессиональная компетентность, готовность, деятельность, педагогическая модель, воспитание.
Динамичность развития социума требует реорганизации образования и ставит перед ним задачу становления личности и специалиста с высоким уровнем профессионализма. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривают подготовку бакалавров и магистров к педагогической деятельности по большинству направлений образования. Характер такой подготовки определяется компетентностным подходом, который предполагает формирование готовности студентов к самостоятельной организации видов деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО. Это делает недостаточным освоение студентами лишь теории педагогики, включающей в себя дидактику и теорию воспитания. Готовность к самостоятельной организации педагогической деятельности, прежде всего, заключается в способности проектировать целостный педагогический процесс, складывающийся из взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов обучения и воспитания. Только через создание проектов педагогического взаимодействия конкретного педагога с конкретными детьми, педагог сможет и учитывать их индивидуальные особенности, и организовать педагогическое содействие, и обеспечить создание здоровьесберегающей образовательной среды. Вместе с тем, далеко не во всех стандартах в число компетенций включена проектировочная компетенция.
В современном образовании особенное внимание уделяется воспитанию. Об этом говорят многие нормативно-законодательные документы в сфере образования, в частности, закон «Об образовании в РФ», выступления президента РФ В.В. Путина, посвященные образовательной политике, к примеру, выступление на открытии Всероссийского педагогического собрания, местные нормативные и подзаконные акты в образовании.
Реализация целей воспитания, которая заключается в создании условий, обеспечивающих возникновение у воспитанников определенных личностных ценностей, принципиально невозможна без готовности педагогов к проектированию воспитательного процесса. Процесс воспитания личностных ценностей предполагает создание условий для личностного позитивно-эмоционального переживания воспитанниками того, о чем сообщается им как об общезначимых ценностях. Такие условия не могут быть одинаковыми для всех, поэтому возникает необходимость в проектировании условий воспитания, учитывающих не только индивидуальные устойчиво проявляемые особенности обучающихся, но и их состояния на момент организации педагогического взаимодействия. Кроме этого воспитательный процесс
всегда должен выстраиваться с учетом состояния общества, преобладающих в нем ценностных ориентиров на момент организации воспитательного взаимодействия. Таким образом, готовность бакалавров и магистров к педагогической деятельности, предусматривающей реализацию целей воспитания, невозможна без готовности выпускников к педагогическому проектированию воспитательного процесса.
Для определения особенностей процесса становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса нами было рассмотрено понятие «становление».
«Становление» - философская категория, которая отражает «переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление ...» [1, с. 13]. Под становлением понимается определенная изменчивость состояний, характеристик объектов и явлений.
Становление готовности А.А. Деркач рассматривает как организацию системы из накопленной общественной информации, отношений, поведений и аналогичной информации, которая, активизируясь, может снабдить индивида возможностью эффективно выполнять свои функции, обязанности [2].
В педагогике понятие становление было рассмотрено в работах Э.Ф. Зеера, Л.Н. Анциферовой, Г.М. Каджаспаровой, Е.А. Климова, В.Г. Моралова, Л.М. Митиной и др. Подробно становление личности было исследовано в работах Э.Ф. Зеера, становление личности он понимает, как «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» [3].
Становление готовности студентов к проектированию воспитательного процесса понимается нами как процесс зарождения возможностей человека к результативному и эффективному осуществлению деятельности по созданию проекта воспитательного процесса, определяемых содержанием личностного опыта, и превращение их в актуально-реализуемые.
Процесс становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса следует, по нашему мнению, рассматривать как одну из сторон становления их профессиональной готовности к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, по нашему мнению, складывается из деятельности по созданию проектов педагогического процесса и деятельности по организации педагогического взаимодействия соглас-
но разработанным проектам. В свою очередь педагогическая проектировочная деятельность предполагает использование, а значит и получение знаний об объекте проектирования. Эти знания могут быть представлены в форме моделей объекта проектирования и в той же структуре, что и модели, создаваемые в процессе проектирования. Эта возможная соотносимость моделей педагогического процесса, создаваемых в процессе познавательной деятельности, с моделями - продуктами проектирования, позволяет нам в качестве первого этапа становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса выделить этап становления общекультурных компетенций.
К числу общекультурных компетенций, обеспечивающих становление готовности к педагогическому проектированию, мы отнесли готовность к моделированию как методу познавательной деятельности. Становление этой готовности происходит в первую очередь за счет освоения студентами системного подхода, применяемого при познании, и различных способов создания моделей, отражающих структуру познаваемых объектов.
Следующий этап становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса определяется тем, что проектирование воспитательного процесса, это педагогическое проектирование. Следовательно, объектом проектирования является воспитательный процесс, рассматриваемый как педагогический. Проектирование такого объекта, во-первых, требует знаний общей педагогики. Опираясь на общепедагогические знания, студент может освоить принципы и правила проектирования основных элементов любого педагогического процесса: целей, содержания, способов организации педагогического взаимодействия. Этот этап в процессе становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса мы выделяем как этап становления общепрофессиональных педагогических компетенций. К числу этой группы компетенций в своем исследовании мы отнесли готовность к педагогическому проектировании. На этом этапе предполагается содействие освоению студентами средств и способов познавательной и проектировочной деятельности, включенных в педагогическое проектирование.
Освоение студентами средств и способов педагогического проектирования заключается в построении различных моделей педагогического процесса в целом и его основных элементов. Эти модели строятся студентами на основе не только теоретических знаний об объекте проектирования, но и социального заказа, поступающего со стороны общества, государства и индивидов. Осуществления такого проектирования требует освоения, и способов получения знаний о качествах проектируемого объекта и построения на их основе системных моделей педагогического процесса.
Заключительным этапом становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса является этап становления специальных педагогических компетенций. Здесь на первый план выходит освоение студентами способов проектирования воспитательного процесса, которые отбираются на основе изучения качеств объекта проектирования - т.е. самого воспитательного процесса.
Характеристика выделенных нами этапов становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса позволила установить, что этот процесс не может быть осуществлен только за счет усвоение образовательной программы, предусматривающей освоение студентами способов педагогического проектирования. Обучение таким способам может быть организовано только в процессе изучения педагогических дисциплин. В качестве таковой в нашем исследовании была взята теория воспитания.
При организации становления у студентов готовности к педагогическому проектированию воспитательного процесса необходимо создание теоретической базы, модели. Создавая такую модель, мы опирались на системный подход (И.В. Блауберг, С.В. Ильин, В.Н. Садовский, Н.Л. Худякова, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.). Следуя принципу системного анализа, который заключается в том, что модель должна отражать все элементы проектируемого объекта и взаимосвязи между ними, мы разработали модель становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса в образовательном процессе, организуемом в вузе. Образовательный процесс при этом рассматривается как система.
Образовательная система - это «взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемое как
результат отражения соответствующих аспектов реального образования» [4, с. 6].
Разрабатывая модель, мы следуем этапам моделирования: «построение модели, теоретическое исследование модели, апробация модели, контроль модели и коррекция, представление доработанного этапа модели [5, с. 12]. Перед разработкой модели необходимо провести исследование сложившейся педагогической ситуации, четко определить цели, задачи. Далее необходимо данную модель теоретически обосновать.
При построении модели становления готовности к проектированию воспитательного процесса мы опирались на те характеристики моделей, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе (П. Хилл, Я. Дитрих, В.А. Штофф, А.Н Даханин, В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинский, И.Б. Новик, А.Н Хорошев): простота, наглядность, конструктивность, адекватность, наличие абстракции и обобщения.
Структура модели становления готовности к проектированию воспитательного процесса должна отражать:
• с одной стороны, основные элементы педагогического процесса, позволяющие организовать образовательный процесс в вузе как целенаправленный на становление готовности студентов к педагогическому проектированию воспитательного процесса;
• с другой стороны, особенности процесса этого становления.
Это определило основные компоненты модели: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный. Содержание названных компонентов определено в соответствии с этапами становления готовности к проектированию воспитательного процесса: 1) становление общекультурных компетенций; 2) становление общепрофессиональных (педагогических) компетенций; 3) становление специально педагогических компетенций (рис. 1).
При разработке нашей модели становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса мы стремились создать модель целостной образовательной системы, ориентированной на реализацию поставленных целей и задач. Цель есть основной компонент модели становления готовности к проектированию воспитательного процесса.
Содержание целевого компонента модели складывается из общей образовательной цели, из целей двух модулей содержания образования и целей основных этапов становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса.
Содержательный компонент модели представлен двумя модулями:
• первый модуль содержания - знания о воспитательном процессе как предмете педагогического проектирования,
• второй модуль содержания образования - знания о видах и способах деятельности, входящих в состав педагогического проектирования и проектирования воспитательного процесса:
Модульный подход в обучении мы понимаем, как способ организации образовательного процесса на базе блочно-мо-дульного представления обучающей информации. Данную проблему исследовали: Давыдов В.В., Ануфриев А.Ф., Кульневи-ч С.В., Селевко Г.К., Осмоловская И.М., Талызина Н.Ф., Третьяков П.И., Сенновский И.Б., Чошанов М.А., Якшев И.Н., Шамо-ва И.К., Златкова Г.Л. и др. Каждый модуль представляет собой функционально законченный фрагмент содержания образования, программы, обеспечивающий реализацию определенных целей образования.
Необходимость первого модуля содержания образования обусловлена тем, что без достаточных знаний о воспитательном процессе студенту будет очень сложно производить педагогическое проектирование. На каждом из этапов становления готовности к проектированию студенты осваивают комплекс знаний о воспитательном процессе.
Второй модуль содержания образования включает описание основных подходов, способов и средств проектирования вообще, и педагогического проектирования в частности. Второй модуль в нашей системе становления готовности к проектированию воспитательного процесса является основным и системообразующим для реализации общей цели. Частные цели реализуются посредством названных нами модулей содержания образования, дополняют друг друга и обеспечивают реализацию общей цели.
Особенностью нашей модели является не изолированность двух представленных модулей, а их согласованное взаимодо-
Целевой компонент
Общая цель: способствовать становлению готовности студентов к проектированию воспитательного процесса
Основные частные цели: способствовать освоению студентами 1) знаний о воспитательном процессе как предмете педагогического проектирования; 2) средств и способов познавательной и проектировочной деятельности, включенных в педагогическое проектирование.
Этапы становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса
1 этап: становление общекультурной готовности 2 этап: становление общепрофессиональный (педагогической) готовности 3 этап: становление специальной профессионально- педагогической готовности.
Цель: содействовать становлению готовности студентов к моделированию как методу познавательной деятельности. Цель: содействовать становлению готовности студентов к педагогическому проектированию Цель: содействовать становлению готовности студентов к проектированию воспитательного процесса
Содержательный компонент:
1 -ый модуль содержания - знания о воспитательном процессе как предмете педагогического проектирования
2-ой модуль содержания образования - знания о видах и способах деятельности, входящих в состав педагогического проектирования и проектирования воспитательного процесса:
1 этап 2 этап 3 этап
Знания о способах организации познавательной деятельности; о способах и средствах моделирования. Знания о способах организации педагогического проектирования. Знания о способах проектирования воспитательного процесса
О рганизационно-процессуальный компонент
1. Задания по построению познавательных моделей. 2. Система вопросов, организующих ценностную рефлексию деятельности, выполняемой студентами 1. Задания по построению проектов образовательного процесса и его элементов. 2. Система вопросов, организующих ценностную рефлексию деятельности, выполняемой студентами 1. Задания по построению проектов воспитательного процесса и его элементов. 2. Система вопросов, организующих ценностную рефлексию деятельности, выполняемой студентами
Оценочно-результативный компонент
Основные группы компетенций Предметы оценки на основных этапах становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса
Общекультурный уровень готовности: Общепрофессиональный (педагогический) уровень готовности Специально-педагогический уровень готовности
Деятельностные Ценностно-ориентационные Знаниевые Готовность студентов к познавательной деятельности, включенной в педагогическое проектирование Готовность студентов к педагогическому проектированию Готовность студентов к педагогическому проектированию воспитательного процесса
Рис. 1. Модель становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса
полнение на всем протяжении процесса становления готовности к проектированию. В то же время содержание этих модулей обладает некоторой автономностью.
Содержание организационно-процессуального компонента складывается из системы заданий и системы вопросов, организующих ценностную рефлексию, в процессе выполнения которых происходит становление тех деятельностных, ценност-но-ориентационных и знаниевых компетенций, из которых в результате складывается готовность студентов к проектированию воспитательного процесса. Для каждого выделенного нами этапа становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса разработан свой комплекс заданий и вопросов, позволяющих освоить содержание образования и реализовать поставленные цели.
В оценочно-результативном компоненте модели нами обозначены предметы оценки результатов образования на основных этапах становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса. В качестве таковых мы определили уровни готовности студентов (общекультурный уровень готовности, общепрофессиональный (педагогический) уровень готовности, специально-педагогический уровень готовности), возникающие в процессе становления общей готовности студентов к проектированию воспитательного процесса.
Названные уровни готовности предполагается определять через изучение степени освоенности студентами основных групп компетенций: деятельностных, ценностно-ориентировочных, знаниевых.
Предлагаемая нами система оценки результатов образования позволяет изучать особенности становления готовности студентов к проектированию воспитательного процесса, как становления личностного опыта студентов в его целостности (рис. 1).
Реализация модели становления готовности студентов к проектировочной деятельности реализуется в образователь-
ном процессе на трёх обозначенных этапах. Цель реализации педагогического содействия становлению готовности к проектировочной деятельности каждого этапа - повышение уровня готовности студентов к данной деятельности, а его содержание -содержательное наполнение педагогических условий, соответствующих этапу, изменение функций между преподавателем и студентами, изменение педагогических средств.
Названные этапы становления характеризуются возрастающей активностью студентов. Если на первом этапе они самостоятельно создают теоретические модели предметов познания, в соответствии с определенными видами моделей, то на втором этапе - этапе педагогического проектирования, они сами выбирают вид создаваемой ими модели. На третьем этапе самостоятельно определяется не только вид модели, но и все основные характеристики проектируемого объекта - воспитательного процесса: цели воспитания, содержание, формы, методы и приемы воспитания. Созданные студентами проекты воспитательного процесса апробируются на практических занятиях, а затем корректируются.
Для подтверждения эффективности разработанной нами модели становления готовности к проектированию воспитательного процесса была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Челябинского государственного университета (Чел-ГУ). В эксперименте участвовали студенты, обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование» (75 человек). Из числа студентов были выделены контрольная (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). Оценивание готовности к проектированию воспитательного процесса проходило в процессе обучения студентов курсу «Теория и методика воспитания», программа по становлению готовности к проектированию воспитательного процесса была интегрирована в этот курс. На протяжении всего курса «Теория и методика воспитания» студенты осваивали программу становления готовности к проектированию
Конец эксперимента
84
МI 46
1 1I Л
Низкий Средний Высокий уровень уровень уровень
■ контрольная группа экспериментальная группа
Рис. 2. Диаграмма уровней становления готовности к проектированию воспитательного процесса
воспитательного процесса, на каждом из его этапов производились диагностические процедуры, выявляющие уровень проектировочной готовности. Особенностью разработанной модели являлось, то, что студент, не освоивший первый этап становления готовности, не переходил на следующий этап, а вынужден был уже при содействии преподавателя осваивать первый этап. Выполняя формирующие задания, студенты зарабатывали баллы, формирующие личный рейтинг успеваемости, который формировал рейтинг успеваемости экспериментальных групп. Проведя диагностику успеваемости студентов на начальном и конечном этапах эксперимента, мы получили результаты, которые представлены на диаграмме (рис. 2.)
Из диаграммы видно, что во втором случае, когда реализо-вывалась модель становления готовности к проектированию воспитательного процесса, произошло существенно приращение проектировочной компетенции. Это подтверждает эффективность разработанной модели и целесообразность её использования для повышения проектировочной готовности у студентов педагогических вузов.
При реализации модели становления готовности к проектированию воспитательного процесса возрастающая активность студентов заключается не только в расширении сферы самостоятельной деятельности студентов в образовательном
процессе, но и в активном отношении к созданному продукту. Последнее выражается в том, что студентами проводится анализ и оценка продуктов своей деятельности, её целей и содержания.
Следование принципу сотрудничества, заключается в отказе преподавателя от отношений с воспитуемым, как с объектом педагогического воздействия и признании его прав как субъекта образовательного процесса. Также проводится гуманитаризация содержания обучения и воспитания. Названная технология было исследована педагогами-новаторами: Ж.Ж. Руссо, Я. Корчаком, К. Роджерсом, Э. Берном, Н.К. Крупской, С.Т. Шацким, В.А. Су-хомлинским, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинским, Н.П. Пироговым, Л.Н. Толстым. Возможны различные формы сотрудничества педагога с обучающимися.
Мы приходим к выводу о том, что и подготовка студентов к проектированию воспитательного процесса, и непосредственно становление данной компетенции должно происходить в образовательном процессе под управлением, при поддержке, при помощи, под контролем педагога. Педагог оказывает педагогическое содействие становлению готовности к проектированию воспитательного процесса, и создаёт условия, способствующие эффективной подготовке студентов к проектированию в образовательном процессе.
Библиографический список
1. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1999.
2. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.; Воронеж, 2004.
3. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. Свердловск, 1988.
4. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган, 1987.
5. Педагогический словарь. - М., 1960. - Т. 1.
Bibliography
1. Kokhanovskiyj, V.P. Filosofiya i metodologiya nauki: uchebnik dlya vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj. - Rostov-na-Donu, 1999.
2. Derkach, A.A. Akmeologicheskie osnovih razvitiya professionala. - M.; Voronezh, 2004.
3. Zeer, Eh.F. Professionaljnoe stanovlenie lichnosti inzhenera pedagoga. Sverdlovsk, 1988.
4. Serikov, G.N. Obrazovanie: aspektih sistemnogo otrazheniya. - Kurgan, 1987.
5. Pedagogicheskiyj slovarj. - M., 1960. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 10.01.14
УДК 13.00.08
Pyanzina I.V. A COMPETENCE APPROACH WITHIN THE BOLOGNA PROCESS FOR TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. Considering that education within the Bologna process requires knowledge of a foreign language; this education has become more relevant and significant. As the basis of any educational process is communication, the purpose of teaching a foreign language is to impart the ability to communicate in that language.
Key words: intercultural communication, competent, communication competence, linguistic education, modernization of Russian education, linguistic knowledge and skills, substantive education, professional tasks.