Научная статья на тему 'Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания'

Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4970
1002
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / CLASS LEADER / UPBRINGING / UPBRINGING POTENTIAL / UPBRINGING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова И. В., Парфенова И. С.

В статье выделены направления деятельности классного руководителя в образовательной организации, описывается воспитательный потенциал этих видов деятельности.The article outlines the activities of the class leader in educational organization, describes the upbringing potential of these types of activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УДК 37

И. В. Степанова

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: semya-2005@yandex.ru

Irina V. Stepanova

PhD (Education), Senior researcher, Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of The Russian Academy of Education, Moscow, Russia

И. С. Парфенова

Аналитик лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: parfyosha@yandex.ru

Irina S. Parfyonova Analyst, Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

МОДУЛЬ «КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ» В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ

В статье выделены направления деятельности классного руководителя в образовательной организации, описывается воспитательный потенциал этих видов деятельности.

Ключевые слова: классный руководитель, воспитание, воспитательный потенциал, программа воспитания.

Классный руководитель — особый для ребенка человек в школе. Он и посредник в общении с другими педагогами, и тьютор, и учитель-предметник, и организатор классных дел, и «делопроизводитель». От того, как он справляется со всеми своими ролями, во многом зависит его влияние на ребенка. Даже формально — именно классного руководителя ребенок видит чаще всех других педагогов школы: на переменах, во время дежурства класса по школе, на классных часах и экскурсиях, на его собственных уроках, во время подготовки школьных и классных дел. То есть именно его влияние на ребенка в школе может стать определяющим, помочь или затормозить его личностное развитие.

Каждый класс похож на своего классного руководителя — более или менее организованный, более или менее работоспособный, более или менее жизнерадостный. И задача классного руководителя — из всех своих личных «более» и «менее»

Как цитировать статью: Степанова И. В., Парфенова И. С. Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 62-70.

извлечь максимальную пользу, с одной стороны, для развития ребенка, а с другой, для собственной реализации в стенах школы. Как сказано в примерной программе воспитания, классный руководитель может реализовать воспитательный потенциал любой своей совместной с детьми деятельности и общения. При условии, что эта деятельность интересна и ребенку, и взрослому, с одной стороны, а с другой, и педагог, и ребенок образуют значимую для них общность. Этот небольшой текст подскажет классному руководителю способы реализации воспитательного потенциала совместной деятельности ребенка и взрослого, поможет педагогическому коллективу в работе над модулем «Классный руководитель» школьной программы воспитания.

Для начальной школы классный руководитель — это особый педагог, поскольку именно от него во многом зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. В начальной школе классный руководитель, в первую очередь, создает условия для адаптации ребенка к новым для него условиям школы, способствует поддержке и развитию его способностей, учит корректному общению и взаимодействию с одноклассниками. Классный руководитель в средней и старшей школе старается воспитать самостоятельность, инициативность, отзывчивость, создает ситуации, в которых ребенок может проявить заботу о других, понять точку зрения другого человека и доказать собственную, выбрать линию поведения в кризисный момент и нести за нее ответственность.

Классный руководитель ведет воспитательную деятельность, как правило, по трем направлениям: работа с классом; работа с учителями-предметниками, работающими с его классом; работа с родителями.

Работа с классом включает в себя:

• Изучение своих учеников

Во многих школах есть психолог, в сферу ответственности которого входит изучение детей, но, как правило, он не может работать со всеми детьми, поэтому классный руководитель берет на себя часть этой работы (психолог может помочь в интерпретации полученных данных, работать с отдельным ребенком или классом по запросу классного руководителя). Систематическое изучение личности ребенка поможет педагогу увидеть его личностное развитие в динамике.

Начинать необходимо с «житейских» проблем (здоровье, особенности питания, уровень самообслуживания и т.д.). Далее можно изучать

склонности, сферу интересов, особенности взаимодействия со сверстниками и т.д. Классному руководителю в этом помогают индивидуальные и групповые беседы, наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях, тексты сочинений ребенка, рисуночные тесты, методика незаконченных предложений и т.д.

• Организация разных видов деятельности

Классный руководитель ориентируется на организацию разных видов деятельности детей. Именно разнообразие деятельности даст возможность детям выбрать подходящую именно для него, именно в ней у ребенка будет шанс реализовать свои потребности в общении, познании, творчестве. В противном случае, если отсутствует возможность реализации в просоциальной деятельности, у ребенка может возникнуть потребность самоутвердиться среди сверстников, нарушая дисциплину, конфликтуя с педагогами и т.д. [2]

В. М. Лизинский отмечал, что «деятельностная педагогика, как и педагогика здравого смысла и простых истин, значительно важнее и лучше, чем вербальные способы воздействия или только холодные рациональные технологии, выплескивающие личность ребенка из педагогического обихода. Воспитание деятельностью, да еще полезной людям, воспитание деятельностью, позволяющей приблизить детей к реальным процессам жизни, воспитание деятельностью в коллективе, на виду, с возможностью проявить, показать себя — все это более полезно, чем изучение только тьмы „низких истин"» [3, с. 49].

В начальной школе важной для ребенка становится учебная деятельность. Основная задача педагога — не только создать базовый запас знаний, умений и навыков, но и научить учиться. Он должен постараться сохранить или создать мотивацию к учению, сохранить пытливость ума младшего школьника, развивать любознательность как основу для дальнейшей познавательной активности. Этого можно достичь не только во время уроков, где используются групповые формы работы, элементы игры и соревнования, но и во внеурочной деятельности. Разнообразные викторины, конкурсы, экскурсии, ролевые и дидактические игры — как на уроке, так и вне его — помогают поддержать мотивацию к обучению.

В подростковом возрасте классный руководитель ориентируется на организацию такой деятельности, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения со сверстниками, с младшими и старшими детьми, выполнять разные роли в классных и школьных делах, быть

успешным и принятым [6]. Участие детей в коммунарских сборах, туристических походах, спортивных состязаниях, школьных и классных делах и праздниках, социальных проектах дает возможность ребенку реализовать себя.

• Формирование навыков общения

Созданная в классе или группе общность, или общность с педагогом, формирует у ребенка эталоны общения и позволяет освоить нормы взаимодействия с другими людьми. Чем общность значимее для ребенка в конкретный момент, тем большее влияние она оказывает на его развитие [5].

Классный руководитель помогает детям освоить нормы и правила общения, которым впоследствии он может следовать уже самостоятельно. В школьном возрасте активно налаживаются дружеские контакты, поэтому педагогу важно создавать ситуации, в которых дети общаются не только со своими друзьями, но и с теми, с кем не находятся в дружеских отношениях, или с теми, кого совсем не знают. Этому помогают дискуссии и проблемные обсуждения на уроках, коммуникативные игры на классных часах и во время поездок, репетиции школьных спектаклей или выступлений. В большей степени коммуникативные навыки развиваются у ребенка во время участия в коллективной творческой деятельности, которая предполагает его деятельное участие от начала работы (целеполагания) до ее завершения (коллективной рефлексии) [7].

Если классный руководитель становится для детей значимым взрослым, то личностное развитие ребенка происходит значительное быстрее.

• Формирование гуманистических отношений

В школе ребенок вступает в отношения с разными людьми, но самочувствие ребенка в школе во многом определяют отношения между одноклассниками. Поэтому работа классного руководителя предполагает создание ситуаций, в которых ребенок может проявить уважительное отношение к другому человеку, эмпатию и толерантность. Это касается и пространства социальных сетей в Интернете, где возможна травля одних детей другими (буллинг). Обучение «правилам хорошего тона» ребенка, общающегося в соцсетях, становится сегодня задачей педагога, как и обучение способам поведения, если он сам становится объектом такой травли.

Реальные коллективные творческие дела, соревнования, конкурсы позволяют создавать такую атмосферу во время подготовки к ним

и в процессе проведения, когда ребята искренне болеют за свою команду или за представителя класса, учатся поддерживать, сопереживать, помогать, когда может возникнуть ощущение общей радости или огорчения [4]. Ребенок начинает чувствовать свою принадлежность к коллективу класса, сопричастность ко всему происходящему, свою нужность и незаменимость. Не каждому классному руководителю такое под силу сегодня в силу разных причин.

Сложившаяся в классе система отношений влияет на психологический микроклимат. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем увереннее он будет отвечать на уроках, тем больше дружеского общения он будет получать и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в асоциальном поведении.

Когда В. А. Караковский описывал хорошую школу для детей, он отмечал: «Главное, что мне кажется совершенно необходимым для новой школы,— это гуманизация отношений внутри нее. Ведь отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности. Слова могут быть значимые и пустые, поступки — удачные и неудачные, а в отношениях соврать нельзя. Отношения — это то, что определяет результат и смысл контакта между людьми» [1, с. 53].

• Создание среды школы и класса

В силу недостаточной компетентности, часто отсутствия опыта, ребенку, особенно младшему школьнику, сложно самостоятельно создать динамичную среду, в которой он мог бы чувствовать себя комфортно, поэтому во многом ответственность за ее создание берет на себя классный руководитель.

«Каково на дому, таково и самому»,— гласит известная поговорка. Классная комната часто является центром школьной жизни для ребенка, поэтому приятно, когда в ней комфортно, уютно и чисто. Организация среды — это один из опосредованных воспитательных инструментов, заниматься ее обустройством лучше вместе с детьми по нескольким причинам: во-первых, то, к чему ребенок сам приложил усилия, бережется и ценится им гораздо больше; во-вторых, это длительный процесс, во время которого появляется возможность длительного общения между детьми и педагогом; в-третьих, это хорошая возможность для ребенка и педагога проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. Создание комфортной среды делает учебу менее утомительной, со-

храняет душевные силы взрослого и ребенка. Традиционный уголок класса, фотоотчеты по итогам совместных дел, созданные своими руками учебные модели, объявления об интересных событиях в городе или школе, поздравления и благодарности добавляют положительных эмоций и педагогу, и ребенку.

Помимо тесного общения с детьми, классный руководитель является ядром команды педагогов, которые работают в его классе.

Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, подразумевает:

• Формирование единства мнений по ключевым вопросам воспитания

Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно представлять собой диалог по выработке взглядов на задачи воспитания детей, принципы взаимодействия с учениками, правила общения с родителями и т.д. В решении этой задачи неоценимую помощь оказывают:

- Проведение мини-педсоветов по решению проблем, возникших в классе

На таких встречах обсуждаются не только вопросы успеваемости класса, но и возникшие конфликтные ситуации, вырабатывается общая стратегия с целью интеграции воспитательных воздействий. Эти встречи важны для учителей иностранного языка, физкультуры, музыки, которые встречаются с учениками класса не так часто, как учителя основных предметов, поэтому такие встречи дают возможность ближе знакомиться с учениками класса.

- Сотрудничество с учителями-предметниками в проведении совместных классных дел

Учителя-предметники чаще всего имеют дело с детьми на уроке. Урок не всегда позволяет ребенку раскрыться, а наблюдение за ребенком во внеучебной деятельности позволяет лучше понять его, увидеть возможности его личностного развития.

Помимо этого, классный руководитель может использовать потенциал учебного предмета в своих целях. Например, попросить учителя русского языка и литературы провести сочинение на определенную тему («Мое свободное время», «Что для меня значит „дружба"» и т.д.), анализ которого поможет классному руководителю лучше узнать своих учеников.

- Актуализация в сознании учителей-предметников вопроса их собственной воспитательной деятельности

Классный руководитель, наряду с администрацией школы, может поддержать учителей-предметников в желании использовать воспитательный потенциал своих предметов. Обсуждение этого вопроса на педсовете, на заседаниях методических объединений позволит найти ресурсы для эффективной воспитательной деятельности на уроке, способствует осознанию того, что воспитание — это функция не только классного руководителя, а любого педагога, который работает в классе.

Помимо детей и коллег, классный руководитель выстраивает свою работу и с родителями.

Работа с родителями включает в себя:

• Вовлечение родителей в организацию и проведение дел класса

Такой вид деятельности не только привлекает родителей в школу, он

помогает семье сплачиваться, а ребенку чувствовать себя комфортнее. Если ребенок видит заинтересованность родителей в классных и школьных делах, он и сам меняет свое отношение к школе.

Кроме того, такие совместные встречи детей, родителей и педагогов дают возможность задуматься о семейных традициях, об участии родителей в жизни собственного ребенка.

• Просвещение родителей по основным вопросам воспитания ребенка

Вопрос педагогического просвещения родителей может входить

в сферу интересов классного руководителя, так как лишь небольшое количество родителей, преимущественно те, кто имеет гуманитарное образование, знакомятся с педагогической литературой, а большинство родителей процесс воспитания осуществляют спонтанно и интуитивно. Родительские собрания отчасти могут восполнить недостаток знаний родителей в области воспитания детей (например, на темы «Учебная несамостоятельность», «Способы саморегуляции», «Основные потребности детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста», «Как предвидеть возникновение конфликта и как его решить», «Гаджеты: плюсы и минусы» и т.д.). Создание странички для родителей на сайте школы, возможность онлайн-консультации с психологом или социальным педагогом, использование возможностей по обмену информацией в социальных сетях, интерактивные формы проведения встреч с родителями — это и многое другое позволит в режиме диалога с родителями

повысить их «квалификацию» как воспитателей своих детей.

• Регулирование отношений между родителями, администрацией и учителями-предметниками

Классный руководитель — педагог, который лучше всех знает детей своего класса, родителей детей и педагогов, которые в нем преподают. Именно он является тем человеком, который может оказать помощь в регулировании спорных вопросов и решении конфликтов, поскольку видит любую ситуацию с трех разных сторон. Его главная задача здесь — постараться взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами в режиме конструктивного диалога.

• Информирование родителей о жизни класса

Классному руководителю важно достаточно полно информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, событиях, о результатах тестирования и т.д. Оказывается, что не только дети зачастую не подозревают о каких-то своих потенциальных возможностях, но и некоторые родители не имеют полной информации о собственном ребенке.

Кроме того, дети все разные: многие из них не делятся с родителями историями о школьной жизни, а это приводит к тому, что у родителей может возникнуть ощущение, что в школе педагогам интересны только вопросы посещаемости, явки на обязательные мероприятия, дежурства класса по школе, успеваемость.

Способами такого информирования может стать общение родителей и классного руководителя в социальных сетях, подготовка информации о жизни класса к родительским собраниям и встречам, поддержание странички класса на сайте школы, подготовка детьми и педагогом яркой итоговой презентации и рассылка ее на электронную почту родителей в конце мая.

Содержание модуля «Классный руководитель» в школьной программе воспитания позволит увидеть те приоритеты в деятельности классного руководителя, на которые ориентированы педагоги школы, виды и формы его совместной с детьми деятельности, позволяющие создавать значимые для детей общности. А значит, поможет педагогам школы не утерять главный ориентир в деятельности классного руководителя — личностное развитие ребенка.

Классный руководитель — педагог, ближе всех в школе стоящий к ребенку. Педагог, влияние которого на ребенка длится еще много лет после

окончания им школы. Педагог, реализующий себя в своей профессии.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Литература

1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

2. Круглов В. В. Детский коллектив в современных условиях как объект и субъект воспитания // Работа с будущим в контексте непрерывного образования: сб. науч. ст. по мат-лам II Междунар. науч.-практ. конф. М.: А-Приор, 2019. С. 142-148.

3. Лизинский В. М. Советы классному руководителю, воспитателю, родителям и учителю. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. Серия: Воспитание школьников. 160 с.

4. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. М.: Педагогическое общество России, 2006. 64 с.

5. Степанов П. В. Понятие воспитания в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 121-129.

6. Степанова И. В. Что такое надпрофессиональные навыки и как их развивать у ребенка в школе? // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. Вып. 1. С.61-66.

7. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186-193.

THE "CLASS LEADER" MODULE IN SCHOOL UPBRINGING PROGRAM The article outlines the activities of the class leader in educational organization, describes the upbringing potential of these types of activities.

Keywords: class leader, upbringing, upbringing potential, upbringing program.

References

• Karakovskij V. A. Vospitanie dlya vsekh. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2008. 240 s. [In Rus].

• Kruglov V. V. Detskij kollektiv v sovremennyh usloviyah kak ob"ekt i sub"ekt vospitaniya // Rabota s budushchim v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya: sb. nauch. st. po mat-lam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: A-Prior, 2019. S. 142-148. [In Rus].

• Lizinskij V. M. Sovety klassnomu rukovoditelyu, vospitatelyu, roditelyam i uchitelyu. M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2011. Seriya: Vospitanie shkol'nikov. 160 s. [In Rus].

• StepanovP. V. Kak sozdat' vospitatel'nuyu sistemu shkoly: vozmozhnyj variant. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2006. 64 s. [In Rus].

• Stepanov P. V. Ponyatie vospitaniya v sovremennyh pedagogicheskih issledovaniyah // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 121-129. [In Rus].

• Stepanova I. V. Chto takoe nadprofessional'nye navyki i kak ih razvivat' u rebenka v shkole? // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2019. Vyp. 1. S. 61-66. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Sobytijnyj podhod k vospitaniyu shkol'nikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 438. S. 186-193. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.