Научная статья на тему 'Модификация форм организации образовательного процесса как инновационные изменения в образовании'

Модификация форм организации образовательного процесса как инновационные изменения в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1475
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленкова Лариса Олеговна

Статья посвящена проблемам модификации форм организации образовательного процесса в современной школе. Рассматриваются возможности, характеристики и результаты, которые предоставляет сегодня модификация форм организации образовательного процесса образованию и указанием практического опыта применения новых форм в образовательных учреждениях России и Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маленкова Лариса Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The abstract of the article: The article is devoted to the problems of form's modification of organization of educational process in a modern school. The new opportunities, characteristics and results of educational process are considered here. The author shows the practical experience in application of the new methods at educational institutions of Russia and Saint-Petersburg.

Текст научной работы на тему «Модификация форм организации образовательного процесса как инновационные изменения в образовании»

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

Модификация форм организации образовательного процесса как инновационные изменения в образовании

Статья посвящена проблемам модификации форм организации образовательного процесса в современной школе. Рассматриваются возможности, характеристики и результаты, которые предоставляет сегодня модификация форм организации образовательного процесса образованию с указанием практического опыта применения новых форм в образовательных учреждениях России и Санкт-Петербурга.

Л.О. Маленкова

аспирантка кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Сегодня система российского образования переживает изменения, обусловленные объективными процессами в обществе начала ХХ! века. Эти изменения носят инновационный характер и выражаются в гуманизации, информатизации и открытости образования.

Одним из направлений инноваций выступает воплощение в жизнь идеи открытого обучения, которая требует пересмотра взглядов на функции, сущность, характеристики, элементы и взаимосвязи между элементами процесса обучения, учета условий, в которых он осуществляется. При этом происходит перерастание процесса обучения в образовательный процесс, для которого характерна открытость.

Открытость предполагает постоянную связь образовательного процесса с информационной средой, учет в нем актуальных изменений среды для адекватного комплексного и динамичного приобщения личности учащегося к культуре.

Сегодня возможности информационной среды позволяют осуществлять выход образовательного процесса за рамки классно-урочной системы, что в свою очередь приводит к внедрению новых форм организации образовательного процесса. Среди них дистанционное, виртуально - распределенное обучение, модульная организация процесса обучения, проектная деятельность школьников, бесклассная курсовая подготовка, проектирование и реализация индивидуальных учебных планов учащихся, обучение в открытых студиях и другие.

Дадим краткую характеристику перечисленных выше форм организации образовательного процесса.

Дистанционная и виртуально-распределенная форма обучения реализуется с помощью глобальной сети Интернет и опирается на применение учениками телекоммуникационных методов конструирования знаний, приобретения опыта общения «со всем миром». При этом акцент переносится на деятельность ученика, технологию, с помощью которой он создает свою образовательную продукцию.

Это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удаленность, участвуют в учебном процессе, который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования.

Учет современных возможностей информационной образовательной среды позволяет осуществлять очную и заочную формы обучения сочетанием различных форм организации образовательного процесса. Очная форма обучения осуществляется "погружениями" в предмет с педагогическими десантами, позволяющего осуществлять бесклассную курсовую и модульную подготовку учащихся. Дидактическое взаимодействие обучаемых с преподавателями и со средствами обучения осуществляется посредством E-mail, Usenet, IRC, Iphone.

Данные формы обучения позволяют организовать занятия в форме собеседования с учащимися, выстраивая учебный процесс на использовании case - технологии, CD ROM технологии, E - learning технологии с использованием видеолекций преподавателей и электронных учебников. Становится реальным осуществление обучения в форме экстерната и сокращение посещения учебного заведения до одного раза в год для очной аттестации за счет использования сетевых технологий.

Особенностью данного вида обучения выступает отсутствие непосредственного контакта между обучающимся и педагогом.

Модульная организация процесса обучения позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения.

При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем в течение одного года. Изучение модулей предполагает определение последовательности прохождения модулей как в рамках одного предмета, так и модулей по разным предметам, если изучение одного модуля опирается на результаты изучения другого. Кроме того, возможно одновременное прохождение модулей по разным предметам.

Организация проектной деятельности школьников.

Проектная организация школы задает условия для интеграции предметного содержания; использования информационных технологий; технологий формирования коммуникаций. Проектная деятельность организуется как в рамках одного предмета, так и нескольких, осуществляется на учебном и внеучебном материале.

Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения предполагает блочно-модульное построение курсов, за счет рационального использования учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, «погружение» в предмет). При обучении по бесклассному принципу учащиеся вправе самостоятельно или по согласованию с родителями и педагогом-куратором избрать тот или иной уровень изучения предмета: базовый или повышенный, общеобразовательный или гимназический.

Учебная нагрузка определяется на каждую группу учащихся по всем уровням обучения, с учетом индивидуальных образовательных маршрутов. Учебный план составляется на то количество групп учащихся, которые выделились в результате утверждения образовательных маршрутов. Таким образом, не изменяя обязательной минимальной нагрузки учащихся, происходит варьирование факультативных, групповых и индивидуальных занятий.

Бесклассно-курсовая подготовка состоит из двух частей, которые могут работать как самостоятельно, так и в комплексе.

Курсовая подготовка предполагает изменение организации процесса обучения:

- путем переструктурирования учебного времени;

- более интенсивного изучения программного материала (блочного).

Бесклассное обучение направлено на удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Особенность организации бесклассного обучения состоит в том, что расписание составляется так, чтобы каждый ученик независимо от конкретного класса, в который он зачислен, мог изучать то, что он выбирает. Занятия ведутся в общем для всех потоке. Бесклассное обучение выполняет задачу индивидуализации образовательного маршрута, обеспечивает право ребенка на выбор образования, осуществляет педагогическую поддержку ученика.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

Данная форма организации способствует реализации идеи профильного обучения в старшей школе. Разработка индивидуального учебного плана школьниками сопровождается консультациями, рекламой учителями своих специальных и основных учебных курсов, информированием родителей при обязательном согласовании и коррекции учебных планов в течение установленного времени. Анализ индивидуальных учебных планов, созданных учащимися, дает возможность сформировать профили обучения на старшей ступени обучения.

Реализация индивидуальных учебных планов приводит к тому, что в школе нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых «виртуальных» групп, где занимаются учащиеся разных классов.

Проектирование индивидуальных учебных планов учащихся обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, позволяет учитывать их познавательные запросы.

Организация образовательного процесса через создание открытых студий предполагает осуществление образовательного процесса в двух режимах: закрытый режим (обязательные занятия) и открытый режим (занятия на основе свободного выбора).

Приходя в школу, ученик самостоятельно решает, в каких студиях и в каком объеме он будет работать. Профили студий могут быть традиционными и включать физико-математическую студию, химико-биологическую студию, студию обществознания и политологии, студию литературы и искусства, студию информационных технологий, студию лингвистики (русского и иностранных языков). В то же время возможны школы-парки, например, со студиями автовождения, кройки и шитья или кулинарии, студии спорта.

В студиях осуществляется фрактальное обучение, которое организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя. Целью фрактального обучения является увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Парк-школа представляет собой специально организованное пространство для такого обмена. Мониторинг учебных достижений учащихся производится в различных формах, основная из которых -резюме, выдаваемые руководителями студий.

Анализ и обобщение возможностей, характеристик и результативности новых форм, используемых в настоящее время в ряде учебных заведений в России и Санкт-Петербурге, позволяет сделать вывод о том, что модификация форм организации образовательного процесса предоставляет следующие возможности образованию:

- высвобождаются резервы снижения перегрузки уча-

щихся, вызванной ориентацией на повышенный уровень подготовки выпускников за счет изменения организации учебного процесса путем пере-структурирования учебного времени и более интенсивного изучения программного материала (блочного);

- появляется реальная возможность получения дополнительных знаний, не предусмотренных учебным планом и учебными программами данной конкретной образовательной программы;

- обеспечивается право ребенка на выбор образования;

- сокращается время обучения в 3-5 раз;

- появляются новые положительные свойства у учеб-

ных материалов, представленных в электронном виде за счет анимации, звука, иллюстративного материала, компактности хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе;

- обеспечивается реализация проблемного метода обучения;

- обеспечивается индивидуализация и дифференци-

ация обучения;

- осуществляется контроль с диагностикой ошибок и

с обратной связью;

- формируются умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

- появляется возможность формирования культуры познавательной деятельности;

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

- используются "методы активного обучения", к кото-

рым можно отнести различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий;

- становится реальным развитие творческих способностей учащихся;

- осуществляется знакомство с современными компьютерными «технологиями» познания окружающего мира;

- устанавливается контакт с живой, развивающейся наукой;

- становится реальной подготовка к продолжению образования;

- появляется возможность осуществления непрерыв-

ного образования на протяжении всей жизни;

- изменяется учебный статус любого ученика от слу-

шателя к ассистенту преподавателя;

- увеличивается членораздельность индивидуальной

картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы;

- становится реальным образование альтернативное массовому образованию

Общими характеристиками новых форм организации выступают:

- открытость, которая предполагает использование возможностей открытой информационной образовательной среды, реализацию принципов открытого обучения и другие;

- расширение и усложнение связей между учителем, открытой информационной образовательной средой и учеником, которая предполагает использование возможностей территориальных образовательных округов, включающих учреждения дополнительного образования, информационные центры и т.п.;

- изменение взаимоотношений «учитель-ученик», которые выстраиваются на основе взаимопонимания, сотрудничества, сотворчества, направления на самостоятельную работу, в основе которой лежит педагогическая поддержка;

- изменение характера взаимоотношений между учителем и содержанием образования, выражающегося в создании новых программ и курсов, направленных на овладение учащимися надпредметными навыками. Реализация новых форм организации образовательного процесса приводит к следующим результатам:

- развивается самостоятельность учащихся в процес-

се учения, позволяющая сознательно осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута, способы и формы получения образования, наиболее соответствующие личностным особенностям и индивидуальным возможностям обучаемых;

- достигается овладение учащимися информационной

компетенции за счет владения новыми технологиями, в том числе компьютерными, телекоммуникационными, Интернет-технологиями, понимания способов их применения;

- усиливается мотивация обучения;

- усиливается практико-ориентированность образовательного процесса;

- систематизируются углубленные знания, повышается образованность учащихся, способствующая

овладению школьниками поликультурной и предметно-деятельностной компетенции;

- приобретаются реальные умения осуществления ис-

следовательской деятельности, необходимые при продолжении образования;

- обеспечивается преемственность между средней и выс-

шей школой, облегчающая период адаптации выпускников при поступлении в высшие учебные заведения;

- развиваются коммуникативные умения: способность

быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые мнения, точки зрения, правильно распределять и организовывать работу; преодоление сопротивление окружающих, предупреждение столкновения и разногласия; анализ и оценка своих действий и прочее, тем самым достигается овладение учащимися социальной компетенции;

- развивается определенный вид мышления (например, наглядно-образное, теоретическое);

- творчество становится признаком любой деятельности учащихся;

- высвобождаются ресурсы здоровья обучающегося; обеспечивается здоровьесбережение в образовательном процессе, позволяющее не выходить за предельно допустимую нагрузку ученика и выполнить требуемую норму часов по каждому предмету, поскольку для каждой группы учащихся составляется свой образовательный маршрут с точным указанием количества часов в неделю и объема конкретного курса: уменьшается количество предметов, изучаемое в течение недели (соответственно в течение учебного дня), а, следовательно, уменьшается количество подготовок домашних заданий;

- происходит интенсификация изучения предмета, «погружение» в предмет, высвобождается время для достижения повышенного уровня без перегрузки учащихся;

- результаты обучения «становятся ближе», так как аттестация идет по периодам, а не по полугодиям;

- появляется возможность приглашения внешнего пре-

подавателя на определенный период времени;

- делает реальной взаимозаменяемость предметов учебного плана в случае форс-мажорных обстоятельств.

В настоящее время в ряде учебных заведений России и Санкт-Петербурга имеется практический опыт использования новых форм организации образовательного процесса.

В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге созданы школы, которые выстраивает свою деятельность как совокупность открытых студий, при этом организация учебного процесса предполагает комплексное использование указанных выше новых форм организации.

В этих школах имеется опыт работы открытых студий, объединяющих школьников разного спектра возрастов и имеющих разные возможности и ожидания, по различным направлениям.

Например, в открытой студии «Любителей словесности» творческая группа учащихся под руководством педагога занимается литературным творчеством (создание, чтение и коллективное обсуждение работ, их совершенствование и публикация).

Результатом деятельности являются выпущенные сборники стихов, лингвистических сказок, рассказов, детективов.

Интегративную деятельность осуществляет студия «Юные исследователи», работа которой основана на реализации программы пропедевтического курса развития личности и творческих способностей. Целью курса является подготовка школьников к самостоятельной исследовательской работе. На занятиях учащиеся в соответствии со своими интересами и склонностями выполняют задания, носящие интегрирующий и развивающий характер, работают с библиотечным фондом, подбирают или сами создают иллюстрации и действующие модели, готовят и делают сообщения, приобретая навык публичного выступления и ведения дискуссии. Практическим выходом творческой деятельности для ребят является участие и неоднократные победы в интеллектуальных играх «Тонус», проводимых в пределах территориальных округов.

Используя возможности учреждений дополнительного образования, входящих в территориальный образовательный округ, работает студия «Дельфийские игры». Занятия в этой студии позволяют учащимся углубить знания в области мировой художественной культуры и способствует расширению их кругозора. Совместная подготовка творческих заданий (театрализация, сочинение стихов и прозы) предполагает предварительную исследовательскую деятельность по заданной теме, её осознание, проживание, обобщение. Результатами творческой деятельности участников студии являлись неоднократные призовые места, которые занимала команда участников студии в меж-школьных «Дельфийских играх».

Работа студий предполагает внедрение новых образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская деятельность, технология развития критического мышления и другие. Развивают интеллектуальные умения, такие как работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение, классификация и.т.д.

Принимая участие в работе студий, учащиеся приобретают учебно-исследовательские и проектировочные умения.

Группы учащихся основной школы создают проекты в предметной области «Технология». Под руководством опытного педагога выполнен проект «Изготовление картин, посвященных300-летию Санкт-Петербурга, в технике ручной вышивки», структурными частями которого стали:

• Дизайн - спецификация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Возможный алгоритм выполнения работы:

а) выбор картины (вида города) для изображения - мосты, памятники архитектуры, исторические места и т.д.

б) Создание схемы выбранного вида.

в) Подбор материалов для выполнения работы.

г) Изготовление изделия;

• Экономический расчёт;

• Оценка изделия;

• Краткая формулировка задачи. (Разработать и изготовить сувенир, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга);

• Анализ условий выполнения работы:

• необходимых навыков работы,

• наличие материалов и инструментов, их доступность,

Выполнение проекта позволило учащимся в новых условиях применить знания по экономике, истории СПб, материаловедению, изобразительному искусству, обрести опыт группового принятия решения и коллективной деятельности.

Ступенью в подготовке учащихся к переходу в высшую школу является обучение написанию реферативных и учебно-исследовательских работ, которые предполагают применение целого комплекса знаний, умений и навыков, элементов научного подхода, повышающих качество интеллектуального труда.

В методическом плане все эти виды работ соответствуют требованиям, предъявляемым к данному виду работы и структурированы на постановку проблемы, собственно материал, выводы. Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой.

Результаты работы над проектами и учебными исследованиями выносятся на итоговую школьную научно-практическую конференцию. Участники конференции показывают высокий уровень владения материалом при защите работ, глубокое знание проблемы, четкость и логичность представляемых аргументов при защите своей точки зрения, умелое проведение дискуссии, хорошее владение нормами русского литературного языка и научной терминологией, использование информационных технологий, в том числе авторских компьютерных программ и презентаций.

Участие в конференциях способствует формированию научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры, стимулирует познавательную активность учащихся и способствует развитию умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, ориентации подростков на позитивные социальнозначимые образцы, позволяет выйти на качественно новый уровень рефлексии собственной деятельности всем участникам конференции.

Таким образом, можно утверждать, что сегодня существуют и успешно реализуются новые формы организации образовательного процесса в отдельных образовательных учреждениях. Но остается ещё много проблем, связанных с инновационными преобразованиями в образовательном процессе, переходом на новые формы организации, привлечением к этой работе все большего числа педагогов, оказанию необходимой поддержки учителям для освоения новых форм, технологий, методов и приемов педагогической деятельности.

Литература.

1. Аспекты модернизации российской школы. Научно - методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001 г.

2. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей ред. Проф. В.ВЛаптева и проф. А.П. Тряпицыной., С-П., ООО «Береста» 2002 г.

3. Модернизация образования: хрестоматия. С-Пб., 2002 г., ч. 1,11,111.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 г.

ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.