Научная статья на тему 'О роли психолого-педагогического сопровождения при организации обучения по индивидуальным учебным планам'

О роли психолого-педагогического сопровождения при организации обучения по индивидуальным учебным планам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Н. И., Давыдова Н. А.

В статье раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения при осуществлении эксперимента по организации обучения в старших классах на основе индивидуальных учебных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the essence of psychological and pedagogical support while implementing the experiment on organizing educational process according to students individual curricular in high school.

Текст научной работы на тему «О роли психолого-педагогического сопровождения при организации обучения по индивидуальным учебным планам»

Литература

1. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.

О РОЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Муравьева Н.И., заместитель директора по УВР, канд. пед. наук

Давыдова Н.А., заместитель директора Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4» г. Саратов, Россия

В статье раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения при осуществлении эксперимента по организации обучения в старших классах на основе индивидуальных учебных планов.

The article presents the essence of psychological and pedagogical support while implementing the experiment on organizing educational process according to students' individual curricular in high school.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, способствующая формированию самостоятельной, ответственной, социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Роль психолого-педагогического сопровождения учащихся старшей школы возрастает в связи с тем, что профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов обусловлено личностно-ориентированным подходом, когда учащийся является субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются как приоритетная задача.

Второй год в лицее проходит эксперимент по организации обучения в старших классах по индивидуальным учебным планам.

Педагогом-психологом лицея разработана программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента, в процессе реализации которой учащимся оказывается психолого-педагогическая поддержка в проектировании продолжения обучения по индивидуальным учебным планам на старшей ступени. Программа позволяет координировать действия всех участников образовательного процесса, оказывать психологическую поддержку в проектировании вариантов дальнейшего образования, рассматривать личность старшеклассника в динамике.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам являются: учителя, классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения по индивидуальным учебным планам осуществляет ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

Реализация диагностической функции предполагает изучение практического запроса ученика и его родителей. При этом для учащихся проводится комплексное изучение особенностей личности, образовательных запросов, мотивации достижения уровня сформированности общих учебных умений и навыков. Изучается степень удов-

летворенности родителей образовательной средой лицея. Соответствующая работа проводится и с педагогическим коллективом на предмет изучения мотивации к инновационной деятельности, отношений в системе «ученик-учитель» и др.

Коммуникативная функция предполагает взаимозависимость успешности обучения и образовательной деятельности обучающегося от того, как складываются отношения между субъектами психолого-педагогического сопровождения, между педагогом и учеником, ребенком и его родителями, сверстниками, другими учащимися. В рамках реализации данной функции представляются важными психологические тренинги по саморегуляции поведения, по сплочению новых классных коллективов, по личностному развитию, устойчивой позитивной мотивации к образовательной деятельности.

Большое значение имеет прогностическая функция, реализация которой предполагает обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти в образовательной деятельности ученика, его достижениях, базирующееся на проверенных диагностических данных, а также определение на основе выявленных интересов, возможностей и склонностей обучающегося его образовательных и профессиональных перспектив.

Полученный прогноз позволяет реализовать следующую функцию - проектировочную, когда все участники образовательного процесса организуют проектирование образовательной деятельности ученика, результатом которого являются программы индивидуальной образовательной деятельности учащегося, индивидуальные образовательные планы и маршруты.

Осуществление организаторской функции предполагает использование педагогом ситуаций, предусматривающих постоянное поддержание интереса к учению и развитие самообразования учащегося. Реализация данной функции предполагает организацию действий не только самого ученика, но и его родителей, одноклассников, а также координацию деятельности педагогов, психолога, взаимодействующих с ребенком, обеспечивающей достижение намеченных целей и реализацию проектов.

В процессе психолого-педагогического сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам происходит систематическое консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам выбора профессии, по проблемам детско-родительских отношений, по способам развития познавательной активности и др. В рамках психологического просвещения формируется психологическая культура, формируется психолого-педагогическая компетенция всех участников образовательного процесса.

Система психолого-педагогического сопровождения эксперимента в лицее опирается на принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков), который предполагает, что субъекты сопровождения образовательной деятельности ученика рассматривают развитие ребенка с учетом его достижений, позитивных изменений в его учебной деятельности. В рамках реализации данного принципа: выявляются и развиваются мотивы, ориентирующие ученика на успешность обучения относительно своих возможностей и доступных личных целей и жизненных планов; выявляются индивидуальные склонности и способности ученика, позволяющие проявить его сильные стороны в образовательной деятельности; оцениваются достижения ученика с учетом его реальных возможностей; создаются ситуации успеха; используются возможности учебных занятий, внеурочной деятельности, дополнительного образования для развития мотивов учения ученика, стимулирования познавательных интересов и их удовлетворения.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение обучения по индивидуальным учебным планам позволяет организовать профильное обучение как вид

личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющее раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Назаров Т.В., канд. физ.-мат. наук, профессор Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова г. Якутск, Россия

В статье приведены методологические основы применения системного подхода в обучении физике на основе психолого-педагогических технологий.

The article is devoted to the systematic approach usage in Physics teaching techniques on the bases of scientific psychological and pedagogical methods of teaching.

Известно, что после запуска в космос первого искусственного спутника Земли в 1957 году, президент США Д. Эйзенхауэр поставил цель изучать российское физико-математическое образование как самое передовое в мире. Однако сегодня существует мнение, что Россия тихо сдает позиции в этом направлении.

За последние годы престиж учительского труда в России упал до очень низкого уровня, что, в свою очередь, привело к снижению качества знаний учащихся.

Важность проблемы повышения качества знаний учащихся и студентов подчеркнул в ежегодном традиционном Послании Президент Д.А. Медведев. По утверждению Д.А. Медведева, для того, чтобы произошли позитивные изменения в жизни нашего народа, необходимо каждому из нас внутренне измениться.

Тревожное положение сложилось в стране с подготовкой инженерных кадров, что тормозит развитие промышленности, других смежных отраслей. По утверждению министра образования и науки России А. Фурсенко, ЕГЭ по физике выбирают только 20 % выпускников школ, инженеров не хватает, качество знаний школьников низкое.

В Республике Саха (Якутия) вопрос подготовки инженерных кадров, в особенности специалистов среднего звена для промышленности, квалифицированных рабочих, техников, мастеров, менеджеров является очень актуальным в связи с реализацией мегапроектов ВСТО.

Психолого-педагогический анализ действующей в стране объяснительно-иллюстративной технологии обучения показывает, что большинство школьников и студентов не проявляют интереса к учебе, оно к нему безразлично. Анализ ЕГЭ по точным наукам в России показал, что в старших классах учителя, в основном, занимаются имитацией обучения, «натаскиванием» ребят на сдачу тестов ЕГЭ. Основной причиной низкого качества знаний российских школьников, как метко подметил президент страны Д.А. Медведев, является зубрежка. Достаточно странно, что все это происходит в условиях всеобщей компьютеризации школ, внедрения Интернета в большинство школ республики.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что необходимо в принципе изменить способ подачи информации, а именно, перейти от индуктивного метода к дедуктивному. А ведь, большинство школьных и вузовских учебников, программ построены по индуктивному методу, компьютерные обучающие программы скачаны из тех же учебников. Великий русский ученый Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.