Научная статья на тему 'Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов: педагогическая модель '

Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов: педагогическая модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов: педагогическая модель »

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

В статье описывается модель обучения по индивидуальным учебным планам, реализуемая в рамках деятель-ностного подхода. Рассматривается пять основных компонентов: потреб-ностно-мотивационный, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Статья может быть использована школьными педагогическими коллективами, внедряющими технологию индивидуальных учебных планов и переходящими на новые ФГОС в старшей школе.

Старшая школа является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Именно в это время совершается выбор будущего направления деятельности, окончательно определяются познавательные интересы. Определенным этапом на пути индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов может быть внедрение в учебный процесс образова-

Е.В. Стерлягова

Ключевые слова:

содержание

образования, инновация, индивидуализация, индивидуальный учебный план, модель, интеграция, управление.

тельной организации индивидуальных учебных планов (ИУП).

Модель обучения по индивидуальным учебным планам, реализуемая в рамках деятельностного подхода, включает пять основных компонентов: по-требностно-мотивационный, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный - при сохранении дидактических оснований индивидуального учебного плана [1]. Их интерпретация относительно индивидуальных учебных планов показывает особенности организации образовательного процесса в этих условиях.

Потребностно-мотивационный компонент модели охватывает ценностно-целевую сферу процесса обучения. Универсальные цели общего образования в условиях описываемой модели приобретают личностную окраску. Изучение познавательных потребностей, мотивов, ценностей и отношений, которые формируются у учащихся в процессе обучения, показывает, что в процессе выбора индивидуального учебного плана происходит максимальное сближение мотивов и целей учащегося и учителя, формирование общего ценностного поля.

Рис. 1. Педагогическая модель обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов

Содержательный компонент модели обучения по индивидуальным учебным планам предполагает дифференциацию предлагаемого учащимся к выбору содержания образования. Содержание образования для каждого ученика включает базовый компонент (то, что изучается обязательно всеми учащимися), школьный (или региональный) компонент (то, что явля-

ется обязательным для изучения в конкретной школе, например, второй иностранный язык или курс философии в 11-м классе), и индивидуальный компонент (то, что составляет выбор учащегося).

Важно подчеркнуть, что выбранный учеником уровень изучения предмета может быть базовым, профильным или углубленным. Для этого в учебном плане выделяются предметы, изучаемые на базовом и профильном уровнях. Кроме того, индивидуальный учебный план может быть дополнен предметами по выбору профильной или общекультурной направленности, проектной и исследовательской деятельностью, практикумами и т.д.

Операционно-действенный компонент модели предполагает выделение этапов разработки и внедрения ИУП. Внедрение индивидуальных учебных планов в школе начинается с анализа имеющихся условий в образовательной организации - кадровых (достаточно ли учителей для обеспечения индивидуального плана и обладают ли они необходимой квалификацией), содержательных (существует ли в школе реальная дифференциация в содержании образования, которая может служить основой выбора), материальных (достаточно ли помещений для организации такой работы), психологических (готовность старшеклассников к осуществлению выбора) и т.д. Построение индивидуального учебного плана носит проектно-прогно-стический характер и включает: 1) подготовительный, 2) организационный, 3) основной и 4) аналитический этапы.

На первом, подготовительном этапе необходимо, во-первых, изучить имеющиеся в школе предпосылки организационного и дидактического характера для перехода на индивидуальные учебные планы и, во-вторых, определить готовность учащихся к выбору. Изучение имеющихся предпосылок для перехода на индивидуальные учебные планы включает в себя:

• анализ содержательной стороны образовательного процесса: какую РЕАЛЬНУЮ дифференциацию в содержании образования может предложить общеобразовательное учреждение (ОУ) учащимся. Следствием этой работы становится выделение профильного и базового уровней по предметам, формирование банка элективных и факультативных курсов;

• анализ кадровой ситуации, который показывает, достаточное ли количество учителей в школе для реализации заявляемых позиций по выбору в «предложении» образовательной организации. Если в школе по одному учителю физики, химии, биологии, то это обязательно создаст трудности в составлении расписания и организации работы учебных групп. Кроме того, необходимо учитывать уровень квалификации учителей, необходимый для преподавания предметов на профильном уровне;

• анализ учебно-методического обеспечения преподавания предметов на профильном уровне, предлагаемых элективных и факультативных курсов (наличие учебников и учебных пособий для преподавания предметов на профильном уровне, наличие методических и дидактических материалов);

• анализ материальных условий ОУ - наличие достаточного количества учебных кабинетов, их обеспеченность техникой и т.д.

Таким образом, разработка индивидуальных учебных планов предполагает изменение условий обучения - организационно-педагогических и дидактических.

Изучение готовности учащегося к выбору состоит в проведении психологической диагностики и определении уровня сформированности его жизненных и профессиональных планов. С этой целью ведется профори-ентационная работа, изучение познавательных интересов учащегося, его планов на будущее (экспертные оценки, «карта интересов», сочинения «Я через 10 лет», «Моё будущее»).

Третьей составляющей первого этапа является формирование собственного индивидуального учебного плана учащимся. Она включает в себя оформление «предложения» ИУП со стороны ОУ в форму, предлагаемую для заполнения учащимся, выделение в ИУП верхней и нижней границ аудиторной нагрузки, проведение собрания с родителями, а затем и с учащимися по объяснению принципов и методов заполнения форм индивидуальных планов, а также индивидуальные собеседования с учащимися с целью анализа, конкретизации и необходимой коррекции их индивидуальных планов.

Учащийся имеет возможность сам составить свой учебный план из обязательных предметов и спецкурсов, опираясь на свои интересы и удовлетворяя свои познавательные потребности, осуществляя тем самым самопрогнозирование. Так, например, он может выбрать профильный уровень по русскому языку и математике, усилив их соответствующими спецкурсами, или выбрать русский язык, математику и литературу на профильном уровне, оставив остальные предметы на базовом. Выбор учащегося должен основываться на осознании своего индивидуального заказа к образованию и соотнесении своих потребностей, возможностей и планов с реалиями социума. Исходя из этого, нельзя утверждать, что учащийся руководствуется только познавательными мотивами (личностное, общеобразовательное), его выбор обусловлен также и требованиями внешнего мира (социальное). Если учащийся, не очень увлекающийся химией или физикой, собирается стать биологом, он все равно выберет эти естественнонаучные дисципли-

ны, так как понимает, что без понимания химических и физических процессов он не достигнет необходимой глубины в изучении любимого предмета. Здесь отражается взаимосвязь социального, общеобразовательного и личностного аспектов обучения в условиях работы по индивидуальным учебным планам.

Выбор учащегося детерминирован, с одной стороны, максимальной аудиторной нагрузкой, определенной СанПиНами, с другой - «нижней границей» учебного плана школы, то есть совокупностью обязательных предметов, составляющих сумму базового и гимназического компонентов индивидуального учебного плана. Например, верхняя граница не может превышать 37 часов аудиторной нагрузки, нижняя должна быть не менее 30 часов. В новых условиях чрезвычайно ценным представляется то, что дети могут иметь различную нагрузку, в соответствии со своими запросами и состоянием здоровья.

Помимо уровня изучения предмета и предметов по выбору, учащийся может выбрать форму освоения того или иного предмета (очную или очно-заочную), что также предусмотрено возможностями его индивидуального плана. Это позволяет сократить аудиторную нагрузку, высвободив время на предметы, особенно интересующие старшеклассника.

Кроме того, существует также возможность выбора учебной группы и учителя. Расстановка кадров в данной форме организации образовательного процесса предусматривает распределение всех групп параллели между разными преподавателями с целью оптимизации ученического расписания. К примеру, учителя словесности одновременно ведут урок во всех десятых классах. Таким образом, вся параллель на определенном уроке расходится на урок литературы. Учащийся, ранее «обреченный на учителя», получает возможность выбора. Этот момент позволяет в некоторых случаях снимать напряженность в отношениях и предотвращать возможные конфликты, не говоря уже о том, что подобная ситуация оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на самих учителей.

Подготовительный этап завершается формированием предложения со стороны образовательной организации для выбора учащимися. Предложение включает в себя обязательный и вариативный компоненты (обязательные предметы и предметы по выбору), предоставляет выбор уровня изучения предметов, выбор преподавателя, учебной группы, формы обучения - с одной стороны, способствует ситуации готовности учащихся к осуществлению выбора и составлению индивидуальных учебных планов -с другой. Главным результатом являются сформированные индивидуальные учебные планы старшеклассников.

Организационный этап включает работу по формированию учебных групп, расстановке кадров, составлению учебного плана ОУ и расписания.

Количество учебных групп по каждому предмету (профильных и базовых) определяется путем подсчета количества учащихся, выбравших профильный и базовый уровень изучения предмета. Количество учащихся профильной группы вычитается из общего количества учащихся. Оставшиеся учащиеся распределяются в базовые группы при соблюдении нормативов (25 человек в классе, группе). Если количество детей, выбравших профильный уровень по предмету, превышает 25 человек, то целесообразно открывать 2 профильных группы.

На организационном этапе основной проблемой является составление индивидуального расписания. Принцип составления индивидуального расписания отличается от принципа составления общего расписания школы. Вначале необходимо безотносительно к дням недели составить комбинацию уроков в учебных группах, на которых было бы задействовано наибольшее количество учеников. Так, например, если планируется три группы по математике (одна профильная и две базовых), то целесообразно распределить эту нагрузку между тремя преподавателями и поставить все три группы в расписании одновременно на одном уроке. Таких уроков может быть, как минимум пять. Так как часов математики в профильной группе больше, то оставшиеся часы можно поставить одновременно с профильной группой по литературе или химии (при условии, что выбор учащихся это допускает!) или непрофильными группами по физике, биологии или географии. Набранные таким образом уроки выставляются в расписании по дням недели. Причем уроки, на которых присутствуют все ученики, ставятся «в середину» учебного дня на 3-4-5-6-й, а уроки, на которых присутствуют не все учащиеся, «по краям», для того, чтобы избежать «окон» в расписании. В гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» была разработана компьютерная программа, значительно облегчающая этот процесс.

Результатом организационного этапа являются учебный план школы, расписание уроков параллелей старших классов и определение учителей, преподающих в разных группах по всем предметам.

На основном этапе внедрения индивидуальных учебных планов главной проблемой становится проблема контроля и коррекции выполнения индивидуального плана каждым учеником. С этой целью необходимо особое внимание обратить на систему внутришкольного мониторинга качества образования. В системе мониторинга очень удобно применять тематический контроль, разбивая каждый предмет на учебные модули и завершая

их изучение зачетной или контрольной работой. Результаты зачетов и контрольных работ целесообразно фиксировать в зачетных книжках учащихся.

В процессе выбора и его последующего осуществления, в процессе прохождения своей образовательной траектории через урок, спецкурс или практикум, исследовательскую работу в лабораториях у детей начинают формироваться такие качества, как ответственность за свой выбор, самоконтроль, самооценка.

Второй составляющей основного этапа является психологическое сопровождение, в котором основное внимание уделяется тренинговой работе -тренингам саморегуляции, тренингам общения. Это связано с попаданием учащегося в новую социальную ситуацию, в которой он лишается поддержки постоянной привычной социальной группы - класса, вследствие чего, как показывают исследования, наблюдается рост тревожности. С другой стороны, учащийся оказывается в новом социальном окружении, у него нет «шлейфа» предыдущей оценки со стороны учителей или одноклассников, и он получает уникальную возможность начать заново. Как свидетельствует более чем десятилетний опыт работы по индивидуальным планам в гимназии № 1530 г. Москвы, для многих учащихся попадание в новое социальное окружение становится своеобразным толчком в изменении отношения к учебе.

Необходимым компонентом основного этапа является диагностика утомляемости для изучения соотношения адекватности выбора нагрузок и физических возможностей учащегося. Для этого целесообразно применять методику Т.А. Мешковой [3], разработанную в Московском психолого-педагогическом университете на факультете специальной психологии. Постоянно идущий психологический мониторинг показывает картину психологической обстановки обучения в режиме индивидуальных учебных планов.

Содержанием четвертого, аналитического этапа являются сбор и анализ информации, оценка эффективности и качества работы в режиме индивидуальных учебных планов, когда на основе анализа результатов диагностических мероприятий, основных итогов работы, происходит корректировка процесса организации работы по индивидуальным планам и планирование работы на следующий год.

На заседаниях педсовета, научно-методических объединений, родительских собраниях, классных часах, собраниях учащихся обсуждаются результаты работы в режиме индивидуальных учебных планов. На этом - заключительном - этапе проводится изучение удовлетворенности учащихся сделанным выбором, отношение к ИУП со стороны учащихся, их родителей, педагогов, исследуется степень психологического комфорта в группах,

степень удовлетворенности индивидуальным расписанием, соответствие индивидуального плана дальнейшей образовательной траектории учеников. Результатом этого этапа являются аналитические материалы и планы работы на следующий год.

Контрольно-регулировочный компонент модели обучения по индивидуальным планам содержит критерии оценки результативности этой работы в школе. Критерием эффективности предложения школы может служить степень удовлетворенности учащихся и их родителей предложением выбора со стороны школы, критерий определяется в ходе анкетирования (высокий - от 80%, средний - 50-80%, низкий - менее 50%), а также объективный показатель степени дифференциации учебного плана. Степень дифференциации учебного плана школы определяется как отношение предметов, по которым предлагается дифференциация уровней обучения (общеобразовательный, профильный, углубленный), к общему числу обязательных предметов и отношение количества предметов по выбору к общему числу предлагаемых предметов. Так, если из 18 обязательных предметов дифференциация по уровням (базовый, профильный) предлагается на шести, то степень дифференциации учебного плана школы (6/18) составляет 34%, а если на двенадцати (12/18) - то 67%.

Готовность учащихся к осуществлению выбора и составлению своих индивидуальных учебных планов также можно оценить с объективной и субъективной сторон. Объективным показателем может стать осознанность выбора - процент учащихся, изменивших свой учебный план в течение первого года обучения. В гимназии № 1530 в 2015 году этот показатель среди одиннадцатиклассников составлял 10,5%, в 2016 году - 10,2%. Удовлетворенность своим индивидуальным планом, стремление изменить свой план, оцененные в результате анкетирования учащихся, могут служить субъективным показателем результативности этого этапа.

И, наконец, критерием сформированности индивидуальных планов могут служить: соблюдение норм предельно допустимой нагрузки в индивидуальных планах, а также уровень дифференциации индивидуальных планов. Уровень дифференциации индивидуальных планов - отношение числа различных учебных планов к общему количеству учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам. В 2015 году в гимназии № 1530 этот показатель составлял 96%, в 2016 году - 93 %. Субъективным критерием является степень удовлетворенности своим планом, в также субъективное ощущение степени нагрузки (высокая, средняя, низкая), выявляемые в ходе анкетирования.

На организационном этапе критериями эффективности являются соответствие учебного плана школы нормативным требованиям, соответствие квалификации назначенных учителей задачам преподаваемых курсов, степень удовлетворения запросов учащихся по выбору учебных групп и учителей. Анализ индивидуального расписания позволяет выявить его соответствие САНПиНам, а также степень удовлетворенности расписанием занятий со стороны учащихся и родителей (анкетирование).

Критерием эффективности основного этапа является уровень успеваемости и качества в условиях индивидуального плана, а также устойчивость интересов учащихся - соответствие индивидуального плана выбранной траектории дальнейшего образования. Выявляемые в ходе психологических исследований степень утомляемости, степень тревожности, а также степень психологического комфорта могут субъективными показателями продуктивности основного этапа.

Для того чтобы оценить эффективность заключительного этапа работы по индивидуальным планам, необходимо ответить на два вопроса: насколько всесторонне исследован процесс обучения по индивидуальным планам в ходе анализа этой работы и как учтены в плане работы замечания и предложения, высказанные в анкетах учащихся, их родителей, учителей.

Комплекс критериального оценивания эффективности работы по ИУП представлен в таблице.

Этап Критерий Метод Показатели уровня

подготовительный Степень удовлетворенности уч-ся и их родителей предложением выбора со стороны школы Анкетирование уч-ся и родителей высокий - от 80%, средний - 50-80%, низкий - менее 50%

Степень дифференциации учебного плана Отношение числа предлагаемых курсов обязательной части плана к числу обязательных предметов. Отношение количества курсов по выбору к общему числу предлагаемых курсов высокий - от 50 %, средний - 30 - 50%, низкий - менее 30%

Осознанность выбора учащихся Процент учащихся, изменивших свой учебный план в течение первого года обучения высокий-менее 15%; средний - 15 - 30%; низкий - более 30%;

Продолжение таблицы

Уровень дифференциации индивидуальных планов Отношение числа различных учебных планов к общему количеству учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам высокий - от 80% средний - 50 - 80%; низкий - менее 50%

организационный Степень удовлетворенности своим индивидуальным учебным планом Анкетирование уч-ся и родителей. высокий - от 80%, средний - 50-80%, низкий - менее 50%

Соответствие учебного плана школы нормативным требованиям Анализ документов соответствует/ не соответствует

Степень удовлетворенности расписанием занятий со стороны учащихся и родителей Анкетирование уч-ся и родителей высокий - от 80%, средний - 50-80%, низкий - менее 50%

основной Уровень академической успеваемости и качества в условиях индивидуального плана Анализ результатов ЕГЭ (средний балл в профильных группах) высокий - от 80%, средний - 75-80%, низкий - менее 75

Устойчивость познавательных интересов учащихся Анкетирование. Результаты поступления в ВУЗы. Соответствие индивидуального плана выбранной траектории дальнейшего образования выпускников высокий - от 80%, средний - 50-80%, низкий - менее 50%

Субъективные показатели продуктивности ИУП Психологические исследования степени утомляемости, степени тревожности, степени психологического комфорта высокий-менее 20%; средний - 20% -50%; низкий - более 50%; высокий-менее 20%; средний - 20% -50%; низкий - более 50%; высокий - от 80%, средний - 50-80%, низкий - менее 50%

заключительный Учет замечаний и предложений, высказанных в анкетах учащихся, их родителей,учителей Анализ документов

Оценочно-результативный компонент модели представляет собой анализ результатов обучения в соответствии с разработанными критериями.

В педагогической модели эти компоненты обретают для учащегося дея-тельностный характер: ведущим становится операционально-действенный компонент, проявляющий себя функционально относительно каждого из других компонентов модели.

Индивидуальный учебный план является логическим развитием тех педагогических приемов и технологий, которые обеспечивают качественный и индивидуально ориентированный процесс образования. Индивидуальный учебный план, будучи инновационным дидактическим средством организации школьного образования, позволяет педагогическим коллективам равно, как и каждому педагогу, более осознанно и системно подходить к содержательной части образования.

В процессе совместной деятельности педагога и обучаемого формируется синтетический продукт образования и самообразования ученика, направляемого и контролируемого учителем. При этом индивидуальный учебный план позволяет всем участникам образовательного процесса сконцентрироваться на поиске и реализации индивидуально направленных, а значит, более эффективных, мотивационно-ориентированных путях и методах образования.

В приложении приведен пример индивидуального учебного плана учащегося гимназии.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

2. Кирсанов А.А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников /А.А. Кирсанов. Казань: КГПИ, 1980. - 105 с.

3. Мешкова Т. А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет/Т.А. Мешкова//Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С.136-141.

4. Перминова Л.М., Селивёрстова, Е.Н. Дидактика на рубеже эпох (XX-XXI вв.): курс лекций для системы высшего и постдипломного педагогического образования/Л.М. Перминова, Е.Н. Селиверстова. Владимир: ВГГУ, 2010. - 428 с.

5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. М., 2004.

6. Тряпицына А. П. Инновационные процессы в образовании/А.П.

Тряпицына. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 258 с.

7. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

8. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения/И.С. Якиманская //Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С.28-37

Приложение

Пример индивидуального учебного плана

Учебный план ученика 10 класса Гимназии № 1530 Олега К. на 2014/2015 и 2015/2016 уч. годы

Обязательные предметы: 10 Б учитель 10 п учитель 10 класс ■еего заочно НЕ учитель 11 П учитель 11 класс всего заочно

русский язык 1 Кузнецов 2 3 Кузнецов 4

литература 4 Кузнецов 5 4 Кузнецов 7

иностранный язык 4 5 Зыбина 3 7 Зыбина

математика 5 Кравченко 7 5 Кравченко 9

экология 1 X

биология 2 Сябро 4 4

физика 2 Исаева 4 2 Исаева б

химия 2 Жданова 4 4

история 3 4 Фурсова 2 б Фурсооа

общеспюзнание 3 Стерлигова 2 5 [Стерлигова

география 2 X

философия 1 Же: пои

экономика 1 2 2

право 1 2 Успенский 2 Успенский

физкультура 2 Жпанов 2 Жданов

ОБЖ 1 X 1 X

МХК 1 Гудаевич 2 1 2 X

информатика 1 Дятжзв 3 1 Дятлов 5

33 27

Предметы по выбору:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранный язык 2 (какой) 2 2

математический пракшкум 1 1

химический пракшкум 1 1

логака 1 Стерлигова 1 Стерлигова

астрономия 1

история религий 1 Желгов

Доп. главы по биологии 3 3

Доп. главы по ящии 3 3

Доп. главы по истории 2 Фурсова

теория познания 2 2

Трудв. задачи по экономике 2 2

Подготовка к ЕГЭ история 1 ЗДрсова

Подгот. к ЕГЭ русский язык 1

Подгот. к ЕГЭ математика 1 Кравченко

Подготовка к ЕГЭ физика 1

Подготовка к ЕГЭ химия 1

Подгот. к ЕГЭ информатика 1

подг. к ЕГЭ английский язык 1

подг. к ЕГЭ франц. язык

подг. к ЕГЭ обществознание 1 Стерлигова

Астрономия 1

Музейный пракшкум 1 1

Проект 1

ИТОГО:

" июня 2014 г.

(подпись)

(подпись родителей, имя отчестсво, конт. телефон)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.