Научная статья на тему 'Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения'

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения»

Проходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние и на общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования требуют формирования развития личности нового типа - экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, ответственной и дисциплинированной.

Приоритетным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности, уметь сохранить стрессоустойчивость в условиях конкретности и трудностей на рынке труда.

Профильное обучение - современное комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся; создает условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяется возможность выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень их подготовки для продолжения образования в избранном направлении, снижается учебная нагрузка.

В 2001-2002 учебном году, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в школе был разработан проект «Разработка технологической модели перехода на профильное обучение как средство формирования социально-адаптированной личности в условиях общеобразовательной школы». Результаты эксперимента позволили определить условия, модель, оптимальные механизмы, основные трудности и другие особенности при введении предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Но в условиях традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса обеспечить

Дюльдина С.Н.,

директор Мальцева Е.Ф.,

заместитель директора школа №5 г. Югорск

Организация

предпрофильной подготовки и профильного обучения

многообразие интересов учащихся достаточно сложно, профильный уровень изучения тех или иных предметов по определенному профилю не всегда отвечает образовательным запросам конкретного ученика. В связи с этим с 2006 года мы приступили к реализации новой формы обучения учащихся 10-11 классов — по индивидуальным учебным планам. Дело это новое и непростое, требует серьезных изменений в привычной организации учебного процесса. В сборнике представлены материалы из опыта работы коллектива школы по предпрофильной подготовке и профильному обучению на основе индивидуальных учебных планов.

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет соответствующие требования к организации процесса обучения. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для учащегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что в социуме существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников в связи с неоднородным социальным составом населения. С этой точки зрения оптимальным вариантом решения проблемы считается профильное обучение в старшей школе, идея которого состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Все это требует введения в учебный план дополнительных часов, а также наличия минимум 25 учащихся с одинаковыми образовательными потребностями и достаточным для их удовлетворения уровнем подготовки. Поэтому основной способ реализации профильного обучения видится в введении индивидуальных учебных планов. Данный путь не требует дополнительного количества часов и предполагает удовлетворение индивидуальных интересов учащихся. Поэтому логичен и обоснован в связи с этим акцент на создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Индивидуальным при этом считается план обучения каждого конкретного ученика, включающий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения из рабочего учебного плана школы. Каждый ученик самостоятельно

определяет интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционное сочетание.

Имея опыт профильного обучения с 2001 года, в старшей школе с 2007-2008 учебного года введено обучение по индивидуальным учебным планам. В связи с этим был разработан проект «Организация профильного обучения на основе ИУП обучающихся». С октября 2006 года по май 2007 года на подготовительном этапе созданы организационные, педагогические и психологические условия для перехода к обучению учащихся старшей школы на основе ИУП.

Нормативно - правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются: Федеральный Закон «Об образовании», который указывает, что «обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50).

Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования, указывающая на то, что наряду с созданием профильных классов и групп, возможно предоставление обучающемуся права освоения образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов.

Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 №1312).

Письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

Программа развития образования г. Югорска на период 2006-2010 гг.

Программа развития МБОУ «СОШ №5» на период 2006-2010 гг.

Устав школы, в котором прописана возможность организации образовательного процесса на основе индивидуального учебного плана.

Локальные акты школы:

Положение об организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся

Положение о приемной комиссии в профильные классы, группы

Положение об учебно-методическом комплексе профильного курса

Положение о творческих работах старшеклассников

Положение о тьюторстве

Положение об элективных курсах профильного обучения

Должностная инструкция классного руководителя профильного класса

Должностная инструкция учителя профильного обучения и предпрофильной подготовки

Приказы директора школы.

Для реализации профильного обучения на основе ИУП составлены:

о Программа деятельности по организации образовательного процесса на основе ИУП на старшей ступени обучения

о Программа управленческой деятельности по реализации профильного обучения на основе ИУП

о Рекомендации по составлению школьного учебного плана профильного обучения, включающего обучение по ИУП

о План работы тьюторов в системе профильного обучения

о Трехстороннее соглашение об обучении в профильной школе

о Памятка обучающимся по составлению ИУП

Процесс построения обучения на основе ИУП организуется в несколько этапов:

Первый этап: изучение образовательных запросов учащихся 9-х классов.

До того как девятиклассникам будет предложено самостоятельно построить свой индивидуальный план, администрация школы уточняет перечень востребованных учащимися учебных предметов. Основой для его определения служит информация, полученная путем анкетирования. С помощью опроса выявляется желание старшеклассников изучать предметы на базовом и профильном уровнях.

В процессе подготовки к выбору ИУП, наряду с изучением запросов учащихся и их родителей анализируются психологические особенности будущих старшеклассников. При выборе профиля и составления ИУП психологическая служба школы использует в качестве диагностических тестов следующие методики: Дембо-Рубенштейна, МС-школа, опросник Е.А. Климова, карту интересов А.Е. Голомштока, что позволяет составить достаточно адекватный психолого-педагогический портрет учащегося. Администрацией школы анализируются и соотносятся интересы и склонности учащихся 9-х классов с картой интересов и выбором профильных предметов. Анализ показал, что у 72% девятиклассников совпали результаты психологической диагностики и выбора профильных предметов.

Второй этап: разработка рабочего варианта школьного учебного плана для выбора учащихся.

Рабочим называется вариант учебного плана, из которого учащимся предлагается сделать выбор. Формируя перечень предметов и элективных курсов, учитывались кадровые, материально-технические, финансовые возможности школы.

РАБОЧИЙ ВАРИАНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА

для среднего (полного) общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы Количество часов в неделю за два года обучения (10-11 кл.)

Базовый

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Русский язык 1/1

Литература 3/3

Иностранный язык 3/3

Математика 4/4

История 2/2

Обществознание (включая экономику и право) 2/2

Физика 2/2

Биология 1/1

Химия 1/1

Физическая культура 2/2

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

Учебные предметы Количество часов за 2 года обучения

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Базовый уровень Профильный уровень

Русский язык 3/3

Литература 5/5

Иностранный язык 6/6

Математика 6/6

История 4/4

Физическая культура -

Обществознание 3/3

Экономика 2/2

Право 1/1

География 1/1 3/3

Физика 5/5

Химия 3/3

Биология 3/3

Информатика и ИКТ 1/1 4/4

Технология 1/1

ОБЖ 1/-

ВСЕГО: (не более 30/ не более 30)

Компонент образовательного учреждения

Проектно-исследовательская деятельность 1

Основы знаний в области обороны 1/0

Элективные курсы 4/5

ВСЕГО 6/6

Итого (аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной недели) 36/36

Третий этап: подготовительный.

Перед осуществлением выбора с каждым ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа, ведется их подготовка к процедуре выбора.

Эта деятельность включает следующие мероприятия:

- консультации администрации, психолога, тьюторов, педагогов по возможностям выбора, помогающие будущим десятиклассникам сформировать представление о своих профессиональных перспективах и путях движения к ним;

- представление учителей — предметников, которые будут работать в профильной школе;

- презентация учителями концепции преподавания своего предмета (презентации профильных и базовых курсов), элективных курсов;

- переговоры с педагогами о вариантах содержания и форм изучения предмета;

- собрания, где учащимся разъясняются правила изменения ИУП за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам, формы промежуточной и итоговой аттестации по предметам, требования к результатам их освоения;

- образовательный тренинг «Индивидуальный учебный план».

Для родителей проводятся собрания, на которых разъясняется организация профильного обучения на основе ИУП, презентуются профильные и базовые курсы, элективные курсы. Организуется День открытых дверей, в рамках которого они посещают уроки и элективные курсы в профильной школе, по окончании мероприятия - круглый

стол с участием администрации, психолога, тьюторов, педагогов, работающих в старшей школе, где родители получают ответы на интересующие их вопросы.

Четвертый этап: разработка ИУП учащимися и подписание трехстороннего соглашения об обучении по ИУП с родителями, учащимися.

Перед процедурой выбора школа заготавливает для каждого учащегося бланк с чистой сеткой учебного плана.

Учащиеся разрабатывают и заносят в сетку часов свой собственный индивидуальный учебный план. Каждый ученик обеспечен комплектом материалов для выбора (Памятка обучающимся для составления ИУП, рабочий вариант учебного плана), В заполнении бланков учащимся и родителям помогают заместитель директора, курирующий старшую школу, тьюторы, учителя — предметники. Этап завершается подписанием трехстороннего соглашения. На работу школьников с учебными планами выделяется достаточное количество времени, от 5 до 10 дней.

В процессе анкетирования иногда учащийся выбирает курсы, не соответствующие его способностям (например, на курс профильного изучения математики подает заявку учащийся, едва осваивающий базовый уровень по этому предмету). В этом случае основанием для отказа учащемуся в выборе этого курса является оценка его успеваемости по этому предмету в 9 классе. Такому учащемуся рекомендуют изучение этого предмета на базовом уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, коррекция учебного плана может быть произведена и в течение учебного года. Инициатором

такого изменения в первую очередь может выступить сам учащийся. Например, у него изменились планы поступления в институт. В этом случае школа старается идти навстречу таким просьбам, и они рассматриваются завучем. Для смены курса нужно подать заявление в письменной форме. Переход согласовывается с обоими преподавателями: того курса, с которого учащийся уходит и того, на который он собирается перейти. в 10 классе .

Возможен и другой вариант смены курса: когда учащийся по каким-либо причинам не справляется с программой обучения на профильном курсе. В этом случае вопрос о переводе учащегося с курса профильного изучения данного предмета на базовый курс может быть поставлен ведущим этот курс педагогом. Данное заявление подается в письменном виде, с обоснованием необходимости перевода (результаты тестов и иных срезовых работ). Заявление рассматривается завучем. В этом случае проводится собеседование с учащимся и его родителями.

Перевод учащегося оформляется приказом, на котором расписываются родители («ознакомлен»).

Пятый этап: разработка школьного учебного плана.

После получения индивидуальных учебных планов учащихся учебная часть совместно с тьюторами делают сводную таблицу учебных предметов базового и профильного уровней.

После обработки ИУП делается сводная таблица, которая суммирует индивидуальные учебные планы

Бланк для составления индивидуального учебного плана

Фамилия, имя, отчество

Учебный предмет Вид учебного курса, количество часов в неделю

Базовый Профильный Элективный (указать название)

1. Русский язык

2. Литература

3. Иностранный язык

4. Математика

5. История

6. Обществознание

7. Физика

8. Биология

9. Химия

10. Физическая культура

11. Экономика

12. Право

13. География

14. Информатика

15. Технология

16. ОБЖ

ВСЕГО: (кол-во часов)

Компонент образовательного учреждения

Проектно-исследовательская деятельность

1/1

Основы знаний в области обороны

1/0

Всего часов:

2/1

Итого часов

Сводная таблица по выбору учебных предметов

базового и профильного уровней 10 класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Учебный предмет Базовый уровень Профильный уровень

Учебных часов в неделю Количество учащихся, выбравших данный предмет Учебных групп Всего часов Учебных часов в неделю Количество учащихся, выбравших данный предмет Учебных групп Всего часов Итого

Русский язык i 27 1 1 3 21 1 3 4

Литература 3 48 2 6 5 - - - 6

Иностранный язык 3 37 2 6 6 11 1 6 12

Математика 4 25 1 4 6 23 1 6 10

Информатика 1 15 2 2 4 32 3 12 14

История 2 48 2 4 4 - - - 4

Обществознание 2 23 1 2 3 25 1 3 5

Право - - - - 1 25 1 1 1

Экономика - - - - 2 24 1 2 2

География 1 12 1 1 2 - - - 1

Биология 1 48 2 2 3 - - - 2

Химия 1 48 2 2 3 - - - 2

Физика 1 40 2 2 5 8 1 5 9

Физическая культура 2 48 2 4 - - - - 4

Технология 1 - - - - - - - -

Проектно-исследовательская деятельность 1 48 2 2 - - - - 2

учащихся. В сводную сетку заносятся данные о количестве учащихся, сделавших выбор и количестве групп, которые будут открыты для изучения избранных предметов и курсов.

На основании сводных таблиц составляется Учебный план старшей школы.

После завершения работы по составлению учебного плана составляется расписание.

Следует учесть, что у учащихся в расписании, так или иначе, появляются «окна». Как показывает наш небольшой опыт, их избежать невозможно. Однако с учетом того, что в Концепции профильного обучения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся, эти «окна» учащиеся используют для самостоятельной работы над исследованием или проектом, для встреч с тьютором, консультантом и т.д. Несомненно, что это пространство также требует специального обустройства. Это является задачей тьюторов.

При классно-групповой системе обучения изменяется традиционный подход к ведению классных журналов. Используется 4 журнала:

- 1 журнал рассчитан на учебные предметы базового уровня, на которых присутствует 10А класс в полном составе;

- 2 журнал рассчитан на учебные предметы базового уровня, на которых присутствует 10Б класс в полном составе;

- 3 журнал для учебных предметов, изучающихся по выбору на базовом уровне;

- 4 журнал для учебных предметов, изучающихся на профильном уровне.

Общие сведения об учащихся, сводная ведомость оценок заполняются классными руководителями в тех

журналах, в которых собраны списки учащихся класса и где записываются предметы, на которых класс присутствует в полном составе. Дополнительные журналы заводятся для записей элективных курсов.

Социологические исследования, проведенные в 10-х классах, показали, что большинство учащихся самостоятельно и вполне осознанно выбирают обучение по индивидуальным учебным планам, положительно оценивают такую форму организации работы. Почти все уверены в том, что правильно выбрали учебные предметы для профильного обучения, что дает возможность лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ. И старшеклассники (79%), и родители (69%) отметили, что работа по индивидуальным планам усилила интерес к учебе в целом. 96% старшеклассников считают психологическую обстановку в профильных и непрофильных группах достаточно комфортной. 84% учащихся и 85% родителей удовлетворены уровнем преподавания как профильных, так и непрофильных дисциплин и тем, что изучение непрофильных предметов на базовом уровне позволяет снизить нагрузки и высвободить время. Учителя среди достоинств обучения по индивидуальным учебным планам называют свободу выбора, повышение мотивации к учёбе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальный подход, возможность корректировки индивидуальных учебных планов.

Несомненно, что организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов достаточно сложна, но именно она позволяет полнее реализовать потенциал профильного обучения, удовлетворять потребности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.