Научная статья на тему 'Модификация форм организации образовательного процесса как условие здоровьесбережения школьников'

Модификация форм организации образовательного процесса как условие здоровьесбережения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модификация форм организации образовательного процесса как условие здоровьесбережения школьников»

Л.О.Маленкова, аспирантка кафедры педагогики

РГПУ им. А.И.Герцена

МОДИФИКАЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования и использования эффективных методов обучения.

Одним из путей решения указанных задач выступает реализация идеи открытого образования, в основе которой лежат принципы открытого обучения. Наибольшая эффективность от использования этих принципов достигается при модификации форм организации образовательного процесса, предполагающей обязательный учет возможностей открытой информационной образовательной среды, в которой он осуществляется.

Сегодня существует модификация форм, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, о чем свидетельствуют проведенный анализ традиционных и новых форм организации образовательного процесса и ознакомление с практикой использования этих форм в ряде образовательных учреждений Санкт-Петербурга, России и за рубежом.

Проведенный анализ позволил выявить общие характеристики модификации форм организации образовательного процесса, позволяющих обеспечить здоровьесбережение школьников.

1. Открытость, предполагающая реализацию основных принципов открытого обучения: свободы выбора, обратной связи, интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа.

Указанные принципы находят воплощение в таких формах организации образовательного процесса, как:

— блочно-модульная организация образовательного процесса;

— бесклассно-курсовая подготовка учащихся;

— проектирование индивидуальных образовательных маршрутов;

— организация исследовательской и проектной деятельности школьников;

— обучение в открытых студиях;

— дистанционное и виртуальное обучение.

Реализация принципов открытого обучения позволяет учитывать возрастные и индивидуальные физиологические особенности школьников, обеспечивать дифференцированный подход к распределению времени учебной нагрузки с учетом физиологических и сезонных пиков утомляемости в течение учебного года, способствует снижению и ликвидации перегрузок, повышению работоспособности школьников. Перечисленные преимущества принципов открытого обучения в области здоровьесбережения выявлены на основе анализа медицинских данных, отражающих сравнительные показатели уровня здоровья учащихся, обучающихся по старой традиционной и новой открытой форме обучения.

2. Использование возможностей открытой информационной образовательной средыI, позволяющей осуществлять обучаемому выбор образовательного маршрута и предполагающей использование новых информационных технологий.

Это требование реализуется в классноурочной системе обучения через использование возможностей школьных, районных и городских библиотек, музеев, создание системы экскурсионной работы; создание систем вариативных домашних заданий, контрольных и зачетных работ, учитывающих профиль классов; использование компьютеров на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе школьников, при подготовке докладов, рефератов, выполнении разноплановых заданий с учетом возможностей сети Интернета, создания компьютерных презентаций, компьютерных тестов и т.д.

Анализ школьной документации и практического опыта применения перечисленных форм позволил сделать вывод, что у большинства учащихся уменьшается чувство тревожности, дискомфорта при наличии проблем по предмету, ------------------- Человек и образование №4,5 2006

появляется возможность самореализации в деятельности по тому предмету, в котором ученик преуспевает, повышается мотивация к учению. Это выражается в улучшении показателей успеваемости, атмосферы на занятиях, что отмечается учащимися при анкетировании, способствует сохранению и укреплению психического и нравственного здоровья.

Новые формы организации используют возможности информационной среды гораздо шире и предполагают возможность выбора учеником формы получения образования (очной, очно-заочной, заочной, экстерната), допускают одновременное обучение неоднородного состава обучаемых широкого спектра возрастов и различных возможностей. Например, организация занятий в форме собеседования с учащимися предполагает построение учебного процесса на применении сетевых и компьютерных технологий, видеоматериалов и электронных учебников, что дает возможность их использования большим числом обучающихся. При этом обеспечиваются максимальный контакт обучаемых, возможность воспринимать информацию одновременно зрением и слухом. Особенностью данных форм выступает отсутствие непосредственного контакта между обучающимся и педагогом, что допускает сокращение посещений учебного заведения. На основе информационных технологий осуществляется организация проектной деятельности учащихся через создание тематических образовательных, телекоммуникационных проектов, организация тематических телеконференций, компьютерных брейн-рингов, сетевых олимпиад, конкурсов и видеолекториев, виртуальных экскурсий.

Проведенный опрос школьников учебных заведений, в которых реализуются перечисленные формы, показал, что учащиеся положительно оценивают предоставляемые им возможности для проявления индивидуальности, творчества, самореализации, расширения кругозора. Все это ведет к созданию благоприятной обстановки, уменьшению утомляемости, напряжения, снятию стрессовых ситуаций, что в конечном итоге благотворно влияет на состояние здоровья обучаемых.

3. Изменение взаимоотношений между учителем и учеником: они строятся на принципах сотрудничества и поддержки при консультировании, направлении на самостоятельную работу с учетом возможностей информационных технологий. Внедрение новых образовательных технологий, особенно технологий самостоятельного овладения содержанием образования, которые включают технологии проектной деятельности, исследовательские технологии, технологии

развития критического мышления, игровые технологии, технологии полного усвоения знаний, информационные технологии, технологии разноуровневого обучения, технологии коллективного взаимообучения (КСО), технологию модульного обучения.

При классно-урочной форме организации образовательного процесса используются различные формы, способствующие активизации учебной деятельности: проблемные, игровые, проектные, сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий, теоретических, практических, экспериментальных заданий, направленных на развитие познавательной самостоятельности — работа с различными источниками информации, разнообразной литературой, в том числе справочной, научно-популярной, компьютером, средствами коммуникации, организация деятельности, способствующей развитию логики, образного, художественного мышления, навыков конструирования и проектирования. Реализация указанных форм происходит через использование коллективных способов обучения, организацию работы в микрогруппах, парах сменного состава, обучение в диалоге, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов.

В основу образовательных технологий открытого обучения положены методы, позволяющие получать информацию в виде неосознанного знания, умения или навыка — подобно тому, как не осознает человек свое умение дышать, ходить, читать. Информация становится понятной и осознаваемой. Новые методы позволяют учить творчеству, которое становится признаком любой деятельности учащегося, и он уже не может делать свою работу по-другому, каким бы делом ни занимался. При этом акцент делается на повышение качества восприятия окружающего мира в предметной области каждым учащимся. Это достигается за счет организации различных видов совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя, направленной на восприятие индивидуальной картины мира, развитие живого знания на основе обмена личным знанием между участниками работы.

Использование новых образовательных технологий способствует развитию образного, критического мышления, коммуникативных навыков общения, снятию негативных моментов при возникновении напряжения в общении, стимулирует поиск выхода из сложных ситуаций, вырабатывает навыки самостоятельного решения проблем. Это ведет к самосовершенствованию личности ученика, укреплению чувства уверенности в себе и в своих силах, способствует формированию устойчивой психики молодого человека и нравственной манеры поведения.

В рамках традиционной формы обучения изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником сводится к тому, что учащиеся имеют возможность прислать учителю на электронный адрес выполненные задания. Учитель проверяет материалы, вносит коррективы, делает замечания и отправляет результаты на электронный адрес ученика. Кроме этого, учащиеся сдают выполненные задания на электронных носителях.

Школьники отмечают, что это уменьшает временные затраты на исправления ошибок, позволяет наиболее рационально использовать время для занятий, дает возможность почувствовать себя «по-настоящему взрослым», повышает степень доверия к учителю, способствует устранению перегрузки.

Модификация форм организации обучения способствует дидактическому взаимодействию обучаемых с преподавателями и со средствами обучения посредством E-mail, Usenet, IRC, Iphone и предусматривает проведение сетевых консультаций в режиме on-line с применением телефона, электронной почты, видео- и телеконференций. Выбор средств определятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах учащегося и преподавателя. Наиболее часто используются телефон и электронная почта. Разнообразные задания, в том числе компьютерные практикумы, разрабатываются к каждой теме на основе проблемного метода обучения. Выполненные в соответствии с графиком, они пересылаются преподавателю по электронной почте и возвращаются ученику с оценкой и с комментариями преподавателей. Педагоги учат школьников овладевать методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками само-

образования с использованием компьютеров, имеющих выход в компьютерные сети. Сотрудничество между учителем и учеником выражается и в том, что в ходе обучения педагоги «выращивают» себе ассистентов, активно помогающих учителю в работе с другими учащимися.

Наблюдения при введении перечисленных форм показали, что широкая поддержка самостоятельной работы школьников, нерегламенти-рованное общение с педагогами посредством современных коммуникационных технологий, благоприятная атмосфера при общении педагогов и учеников, личный пример учителя и использование творческого подхода к решению проблем способствуют выработке устойчивой положительной мотивации в учении, улучшению эмоционального состояния и настроения учеников, что также содействует сохранению и укреплению здоровья школьников.

Литература

1. Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. — М., 2001.

2. Выбор в современной школе/Под ред. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во ТОО «Водолей», 2002.

3. Дистанционное обучение. Красноярский открытый распределенный лицей информационных технологий. е-та1!:рак@та1!.И$.ги.

4. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности /Под общей ред. проф. В.В.Лаптева и проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: ООО «Береста», 2002.

5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.

- М.: Изд. МГУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.