связан с нормативно-правовой базой функционирования и тенденциями развития системы отечественного образования, которая обеспечивает процесс подготовки специалистов.
Исключительно важным для нашего исследования является теоретико-методологический вывод о том, что образовательную среду высшего учебного заведения внутренних войск МВД
России целесообразно рассматривать: во-первых, как целостную систему, компоненты которой во взаимодействии друг с другом обеспечивают воспитательный и развивающий потенциал среды; во-вторых, с позиции взаимодействия индивида и среды, а в-третьих, в качестве неотъемлемого источника социализации личности, формирования и развития человека.
Библиографический список
1. Беловолов, В.А. К вопросу о формировании профессиональной компетентности у будущих офицеров внутренних войск МВД России в условиях знаково-контекстного обучения / В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.А. Куценко, А.Н. Нежельскои // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9.
2. Матвеев, Д.Е. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза / Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, А.И. Жданок // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.
3. Беловолова, С.П. Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ / Беловолова С.П., Скворцов И.М., Бунин С.В., Беловолов В.А. // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1996.
5. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / под ред. РК. Мертона, Л. Брума, Л.С. Котрелла. // Социология сегодня: проблемы и перспективы. - М., 1965.
6. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. - М., 1983.
7. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / под ред. А. Ю. Согомонова. - М., 1992.
8. Лекторский, В.А. Мультикультурализм и диалог культур // Тез. докл. XI Междунар. Лихачевских научных чтений. - СПб., 2011.
9. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - 1998. - № 1.
10. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002.
11. Крылова, Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М., 2003.
12. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. - М., 2002.
13. Макареня, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. - Тюмень, 1997.
14. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособ. для учителя / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997.
15. Менг, Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. - М., 2011.
16. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
17. Беловолов, В.А. К вопросу о дистанционном обучении / В.А. Беловолов, Д.Ю. Янголь, С.П. Беловолова, С.А. Куценко // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10.
18. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «профессиональная деятельность офицера внутренних войск» / Е.М. Левин, В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2011.
- № 10.
Bibliography
1. Belovolov, V.A. K voprosu o formirovanii professionaljnoyj kompetentnosti u buduthikh oficerov vnutrennikh voyjsk MVD Rossii v usloviyakh znakovo-kontekstnogo obucheniya / V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.A. Kucenko, A.N. Nezheljskoi // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011.
- № 9.
2. Matveev, D.E. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki kursantov voennogo vuza / D.E. Matveev, V.A. Belovolov, A.I. Zhdanok // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.
3. Belovolova, S.P Problemnihe voprosih processa adaptacii kursantov pervogo kursa k obucheniyu v voennihkh vuzakh vnutrennikh voyjsk MVD RF / Belovolova S.P, Skvorcov I.M., Bunin S.V., Belovolov V.A. // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.
4. Ozhegov, S. I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. - M., 1996.
5. Parsons, T. Obtheteoreticheskie problemih sociologii / pod red. R.K. Mertona, L. Bruma, L.S. Kotrella. // Sociologiya segodnya: problemih i
perspektivih. - M., 1965.
6. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. L.F. Iljichyova, PN. Fedoseeva, S.M. Kovalyova, V.G. Panova. - M., 1983.
7. Sorokin, P. Chelovek. Civilizaciya. Obthestvo / pod red. A. Yu. Sogomonova. - M., 1992.
8. Lektorskiyj, V.A. Muljtikuljturalizm i dialog kuljtur // Tez. dokl. XI Mezhdunar. Likhachevskikh nauchnihkh chteniyj. - SPb., 2011.
9. Leontjev, A.N. Uchenie o srede v pedologicheskikh rabotakh L.S. Vihgotskogo // Voprosih psikhologii. - 1998. - № 1.
10. Rubcov, V.V. Proektirovanie razvivayutheyj obrazovateljnoyj sredih shkolih / V.V. Rubcov, T.G. Ivoshina. - M., 2002.
11. Krihlova, N.B. Ocherki ponimayutheyj pedagogiki / N.B. Krihlova, E.A. Aleksandrova. - M., 2003.
12. Manuyjlov, Yu.S. Sredovoyj podkhod v vospitanii. - M., 2002.
13. Makarenya, A.A. Kuljturotvorcheskaya sreda: status, struktura, funkcionirovanie. - Tyumenj, 1997.
14. Deryabo, S.D. Uchitelyu o diagnostike ehffektivnosti obrazovateljnoyj sredih: posob. dlya uchitelya / pod red. V.P. Lebedevoyj, V.I. Panova. -
M., 1997.
15. Meng, T.V. Issledovanie obrazovateljnoyj sredih: problemih, podkhodih, modeli. - M., 2011.
16. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.
17. Belovolov, V.A. K voprosu o distancionnom obuchenii / V.A. Belovolov, D.Yu. Yangolj, S.P. Belovolova, S.A. Kucenko // Sibirskiyj pedagogicheskiyj
zhurnal. - 2011. - № 10.
18. Levin, E.M. Realizaciya v obrazovateljnom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «professionaljnaya deyateljnostj oficera vnutrennikh voyjsk» / E.M. Levin, V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.P. Belovolova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.
Статья поступила в редакцию 04.02.14
УДК 371
Zhurakovskaya У MODERNIZED PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF THE FORMATION OF INDIVIDUALITY OF A STUDENT. The authors proposes a classification of pedagogical technologies based on such features as a degree of novelty; such types as a modified technology, a combined technology, the innovative technology are distinguished; their contents is defined. The author gives a special attention to one of modified technologies - a game-involving technology that is used to form scientific notions. The stage of arranging a business game for formation of scientific notions is shown. The author gives an example of the business game «The production of air conditioners» and how it helps in forming of the notion of «manager».
Key words: pedagogical technology, technology of a modified type, business game, development of individuality of a student.
В.М. Жураковская, канд. пед. наук, доц. каф. развития образования, Академия социального управления
Московской области, г. Истра, E-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В статье предложена классификация педагогических технологий по такому классификационному признаку как степень новизны: модифицированная технология, технология комбинаторного вида, технология новаторского вида; представлены их определения. Предложена к рассмотрению одна из модифицированных технологий - игровая технология по формированию научных понятий: процессуальная стадия проектирования деловой игры по формированию научных понятий и конкретный пример деловой игры - «Производство кондиционеров» по формированию понятия «менеджер».
Ключевые слова: педагогическая технология, технология модифицированного вида, деловая игра, развитие индивидуальности обучающегося.
Гуманистическая педагогика создала предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных концепций, положенных в основу стратегических направлений развития системы школьного образования и ее модернизации: пси-холого-дидактические концепции личностно ориентированного образования (Е.Б. Бондаревская, О.С. Газман, И.Б. Котова,
С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Анализ этих концепций показал, что общими чертами вызванных ими преобразований явились: закрепление за учеником статуса субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью; педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главная цель образования; наряду с социализацией важное значение придается персонализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития и др. Однако педагогических технологий, которые способствовали бы становлению, развитию индивидуальности обучающегося, на сегодняшний день не разработано.
В нашем исследовании спроектированы и апробированы педагогические технологии становления индивидуальности обучающегося. Такими технологиями явились технологии комбинаторного вида, включающие в себя, в том числе, модифицированные технологии.
Исходя из классификации инновационных проектов М.М. Поташника [1], в нашем исследовании предлагается классификация педагогических технологий по такому классификационному признаку, как степень новизны: модернизированная технология, технология комбинационного вида, технология прогрессивного вида.
Под технологией прогрессивного вида понимается технология, разработанная на основе новой научной концепции, включающая инновационные идеи, методики, формы, средства достижения планируемых результатов обучения.
Под модернизированной педагогической технологией понимается технология, основанная на развитии прежних идей, лежащих в основе научной концепции, привнесение новых идей в известные методики, формы, средства обучения, ориентированные на достижение ее планируемых результатов.
Под педагогической технологией комбинационного вида понимается технология, разработанная на основе новой или известной научной концепции и представляющая собой целостную систему технологий, методик обучения, известных и модернизированных, алгоритм взаимодействия которых при обязательном его выполнении, приводит к достижению планируемых результатов.
Предложим к рассмотрению одну из модернизированных технологий, представленных в нашем исследовании, - игровую технологию по формированию научных понятий. Модернизированные технологии предполагают привнесение новых идей, методик, форм, средств обучения в уже известные. Несмотря на то, что в педагогической литературе не представлено единой структуры деловой игры, тем не менее, различия между их структурными компонентами (ходом деловой игры) незначительные.
Игровая технология по формированию научных понятий отличается от деловой игры [2] ее процессуальной стадией проектирования (ходом ее реализации), которая основывается на подходе к формированию научных понятий, разработанному Г.А. Буткиным, И.А. Володарской, Н.Ф. Талызиной [3]. То есть
процессуальная стадия деловой игры включает этапы формирования научного понятия. Необходимость этого введения обусловлена названием деловой игры по формированию научных понятий.
Процессуальная стадия проектирования деловой игры по формированию научных понятий включает: 1. Выявить понятие, подлежащее усвоению. 2. Выявить в понятии родовые и видовые признаки. 3. Разработать сценарий игры, ее алгоритм, включающий деятельность учащихся, в ходе которой они познакомятся с существенными признаками понятия. 4. Определить виды деятельности учащихся, в ходе которых они ознакомятся с существенными признаками понятия, из всех освоенных свойств определяемого понятия выберут родовые и видовые признаки, необходимые и достаточные. 5. Разработать систему вопросов для подведения учащихся к формулированию определения рассматриваемого понятия. 6. Формулирование учащимися определения понятия через родовидовые признаки.
Приведем пример долевой игры «Производство кондиционеров» по формированию понятия «менеджер»
Ход деловой игры
1. Введение в игру. Формулирование проблемы, связанной с определением научного понятия:
Учитель обращается к ученикам с вопросом: что они понимают под понятием «менеджер»? В каких сферах деятельности работают менеджеры? Насколько важна эта профессия? Далее учитель обращает внимание учеников на то, что профессия менеджер необходима в разных сферах деятельности, но, что является сущностью этого понятия, в ответах учеников не прозвучало. Возникает проблема: что понимать под понятием «менеджер»? Чтобы разрешить эту проблему учитель предлагает учащимся принять участие в деловой игре, в результате которой они сформулируют определение понятия «менеджер». Для того чтобы это осуществить нужно знать достаточно информации о деятельности менеджера. Поскольку одной из главных ролей в игре является роль менеджера, учитель предлагает ученикам внимательно следить за деятельностью менеджера и записывать в таблицу 1 (в первый ее столбик) все признаки понятия «менеджер», то есть все характеристики его как менеджера, которые он проявит в ходе игры.
2. Деятельность обучающихся, в ходе которой они знакомятся с признаками научного понятия.
А) Первый этап игры: планирование деятельности предприятия менеджерами. Ученик - «директор» предприятия по производству кондиционеров объявляет о том, что он нанял на работу менеджеров: топ-менеджера высшего звена и менеджера среднего звена. Директор предоставляет слово топ-менеджеру (учителю класса). Топ-менеджер говорит о том, что, проанализировав деятельность предприятия в конкурентной среде, была разработана стратегия его развития, включающая: достижение благоприятного финансового состояния предприятия; достижение продолжительного и устойчивого функционирования предприятия по производству кондиционеров <^ит^ипд» на рынках реализации продукции; достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабых сторон; размещение продукции на другой рыночной нише с меньшей конкурентной средой.
Для реализации стратегии развития предприятия топ-менеджером было произведено планирование деятельности предприятия, которое включало:
- цели развития предприятия, сформулированные членами правления и топ-менеджером: предоставить потребителю качественно новый продукт- кондиционеры «^ит^ипд-2» - элитная продукция; осуществить производство кондиционеров в объеме 140 тыс. штук; произвести реализацию продукции на рынках (перечисляются рынки сбыта продукции), то есть расширить географию продаж; получить прибыль на используемый капитал в размере не менее 30%; сохранить рост прибыли, пропорциональный росту объема продаж;
- задачи развития предприятия: произвести реконструкцию производственных цехов.
Перед учащимися (работниками предприятия) выступает менеджер среднего звена (учитель класса).
Цели, сформулированные менеджером среднего звена: добиться того, чтобы продукция, производимая предприятием, превосходила по качеству и ассортименту товары конкурентов; стремиться к тому, чтобы предприятие было технологическим лидером в рамках производимой и реализуемой продукции.
Задачи, сформулированные менеджером среднего звена: внедрение новой продукции; автоматизация производственных процессов; создание отдела по исследованию и разработкам технологических тенденций, новинок; организация производственных процессов в целях обеспечения выполнения плановых заданий.
Менеджер среднего звена сообщает, что в его планы входит изменение структуры управления предприятием. Основных цехов будет три. В первом и во втором цехах будут производиться основные комплектующие кондиционеров (вера - полуфабрикаты), во втором - собираться комплектующие (веера будут закреплять степлером). В каждом цехе будет назначен инженер-технолог, который будет отвечать за правильность технологического процесса, качество продукции, то есть он ответственен за контроль и своевременное предоставление информации (отчета) менеджеру.
Далее менеджер говорит о том, что в его обязанность входит управление деятельностью отделом по исследованию и разработкам технологических тенденций, новинок, сотрудники которого должны знакомить его со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологий. Менеджер приглашает к себе на совещание инженеров-технологов, в ходе которого он объяснит (как им, так и всему классу одновременно), какие новые технологии планируется ввести в производство кондиционеров. Для производства кондиционеров (вееров), сообщает менеджер, будут использованы компьютеры. Менеджер показывает листы бумаги размером А4, на которых напечатаны на компьютере линии поперек листа строго через один и тот же интервал, цветные звезды - товарный знак - дизайнерское решение (по краю веера), надпись «Кондиционер «^ит^ипд-2» (логотип). Работникам предприятия первого и второго цехов необходимо согнуть листы по напечатанным линиям, чтобы получился веер, технологам - осуществить контроль качества. Кондиционеры (веера) необходимо передать в третий цех. Инженер-технолог третьего цеха проверит качество кондиционеров (вееров), затем рабочий закрепит веера степлером (на стороне, противоположной той, где напечатаны звезды). Инженер-технолог еще раз проверит качество всех кондиционеров и передаст всю информацию о выполнении плана менеджеру. На этом процесс производства кондиционеров можно считать законченным. Но на самом деле, в производственных условиях, объясняет менеджер, ему еще необходимо собрать информацию о состоянии деятельности предприятия, ее результатах, произвести оценку этой деятельности, анализ причин отклонения и факторов, если они имелись, влияющих на результаты деятельности, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия.
Менеджер делит класс на три группы - три цеха. В первом и во втором цехах назначает инженеров-технологов, отвечающих за качество и количество выпускаемых кондиционеров. В третьей цехе оставляет 2 человека: технолога и рабочего. Менеджер дает задание работникам предприятия: за рабочую смену- 5-10 мин. произвести кондиционеров высокого качества в определенном объеме (называет).
Б) Второй этап игры: производство продукции участниками игры. На втором этапе игры учащиеся производят конди-
ционеры (веера). Затем технологи докладывают менеджеру о количестве качественно произведенной продукции, и определяется окончательная цифра кондиционеров, произведенных предприятием за смену.
В) Третий этап игры: анализ деятельности предприятия менеджером. Менеджер благодарит всех за работу, отмечает денежной премией цех или отдельных рабочих, которые при производстве кондиционеров изготовили комплектующие высокого качества в нужном объеме. Кроме этого, менеджер повышает в должности технолога того цеха, который справился с заданием, так как он ответственен за работу цеха. Тех рабочих (учащихся), которые меньше всего произвели комплектующих, менеджер отправляет на курсы повышения квалификации. Менеджер сообщает, что на предприятии планируется разработка и внедрение новой модели кондиционера «^т^пд^» высокого качества, которую будут производить параллельно с предыдущей моделью «^ит^ипд-2», поэтому менеджер принимает управленческое решение- внедрение новых технологий в работу этого цеха. Менеджер объясняет, сколько необходимо произвести кондиционеров «^ит^ипд-3», поскольку топ-менеджером организовано заключение контрактов на определенные сроки по продаже покупателю произведенной продукции, предусматривающих точные расценки на неё.
3. Решение проблемы: подведение учащихся к формулированию понятия через родо-видовые признаки (работа учащихся в группах или индивидуально). Учитель выступает в роли ведущего, объявляет, что игра закончена. Обращает внимание, что учащиеся справились с проблемой: выпустили запланированное количество кондиционеров. Теперь необходимо приступить к определению понятия «менеджер».
Учитель выясняет, с какими существенными признаками понятия «менеджер» учащиеся познакомились в ходе игры, выясняет, какие их них учащиеся занесли в первый столбик таблицы 1.
Учитель дает задание учащимся (работа учащихся в группах или индивидуально): определить, какое понятие может быть взято в качестве гипотетически родового понятия для понятия «менеджер»; определить по таблице 1, которую они заполнили, общие признаки понятия «менеджер» и родового понятия, выделить их жирным курсивом или подчеркнуть; определить видовые признаки понятия «менеджер»; записать определение понятия «менеджер» через родовидовые признаки.
Примечание: для того, чтобы учитель мог управлять деловой игрой, он должен подготовить собственное решение проблемы, предвидеть, какое решение проблемы могут разработать учащиеся.
Примерное решение проблемы учителем: в качестве гипотетически родового понятия для понятия «менеджер» можно взять понятие «специалист», произведя обобщение понятия «менеджер». Общими признаками для понятий «специалист» и «менеджер» можно считать те, которые выделены жирным курсивом в колонке «Общие признаки понятия «менеджер» (таблица 1). Остальные признаки понятия «менеджер», не выделенные жирным шрифтом, будут относиться к его видовым признакам. То есть одинаковыми общими признаками для обоих понятий являются родовые признаки понятия «менеджер», а отличными - видовые признаки. Из двух понятий - «менеджер» и «специалист» - последнее является родовым. Из всех видовых признаков выбираем «необходимые и достаточные» признаки понятия «менеджер», добавляя которые по одному к родовым признакам, получаем определение понятия «менеджер».
Под понятием «управление» понимают процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформировать и достичь цели организации предприятия, производства, фирмы. Если посмотреть на родовые признаки понятия «менеджер», которые выделены жирным курсивом в таблице 1, то они совпадают с признаками понятия «управление», следовательно, ближайшим родом понятия «менеджер» будет - специалист по управлению.
Тогда определение понятия «менеджер» может быть сформулировано следующим образом:
- менеджер - это специалист по управлению, разрабатывающий стратегию развития предприятия;
- менеджер - это специалист по управлению, ответственный за качество и количество произведенной продукции предприятия, то есть за эффективную работу предприятия.
Таблица 1
Признаки понятия «менеджер»
(один из примеров заполнения учащимися таблицы 1)
Общие признаки понятия «менеджер» Существенные, несущественные признаки понятия «менеджер» Необходимые, достаточные, необходимые и достаточные признаки понятия «менеджер»
наемный работник; наемный управляющий существенный необходимый
определяет цели управления существенный
определяет организационную структуру управления предприятием, то есть организует деятельность предприятия существенный
планирует деятельность управления, то есть управляет существенный
принимает управленческие решения существенный
ответственен за управленческое решение существенный
производит коммуникацию и контроль: сбор и обработка управленческой информации существенный
производит делегирование полномочий существенный
повышает в должности, отмечает денежной премией, то есть мотивирует существенный
разрабатывает стратегию развития предприятия существенный необходимые и достаточные свойства
ответственен за качество и количество произведенной существенный необходимые и достаточные
продукции предприятия, то есть за эффективную работу предприятия свойства
знакомится со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологий, способствует их внедрению существенный необходимый
отправляет на курсы повышения квалификации несущественный необходимые
доброжелателен с подчиненными (благодарит их за работу) несущественный необходимые
лидер, так как способен влиять на людей несущественный необходимые
умеет видеть проблемы и решать их существенные необходимые
обладает достаточными знаниями и умениями существенные необходимые
производит анализ рынка существенный необходимые
работает с партнерами существенный необходимые
Необходимо отметить, что приведенные определения понятия «менеджер», являются примерными ответами на проблему, которая решается в рамках деловой игры. Учащиеся предложат другие определения понятия «менеджер».
4. Рефлексия деловой игры: интеллектуальная, личностная, коммуникативная.
Таким образом, разработанная нами деловая игра по формированию научных понятий, ориентирована на решение проблемы, связанной с выявлением сущности научного понятия, определением его формулировки. Проблема, решаемая в рамках деловой игры, относится к заданию открытого вида (исследовательского вида), так как при формулировании определения понятия учащиеся могут описать его через разные родовые и видовые признаки.
Педагогической целью деловой игры по формированию научных понятий является формирование у учащихся способ-
ности устанавливать причинно-следственные связи; мыслить аргументировано, объективно, логично; адекватно оценивать информацию, различные точки зрения по определенным критериям; мыслить альтернативно; вырабатывать собственную точку зрения, отстаивать ее логическими доводами. Вышеперечисленные характеристики отражают сформированность у учащихся таких компонентов опыта становления их индивидуальности как ментальный и критический. То есть разработанная деловая игра по формированию научных понятий ориентирована на становление индивидуальности обучающегося, так как она подразумевает получение учеником результата, отличающегося уникальностью, обусловленного индивидуальным интеллектуальным стилем мышления, выраженного в определенной мере его самостоятельности, творческом подходе по отношению к проблеме, стоящей перед ним.
Библиографический список
1. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М., 2007..
2. Поташник, М.М. Как подготовить проект на получение грантов: методич. пособие. - М., 2005.
3. Буткин, А.Г. Усвоение научных понятий в школе / А.Г. Буткин, И.А. Володарская, Н.Ф. Талызина. - М., 1999.
Bibliography
1. Panfilova, A.P. Igrovoe modelirovanie v deyateljnosti pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod obth. red. V.A. Slastyonina, I.A. Kolesnikovoyj. - M., 2007..
2. Potashnik, M.M. Kak podgotovitj proekt na poluchenie grantov: metodich. posobie. - M., 2005.
3. Butkin, A.G. Usvoenie nauchnihkh ponyatiyj v shkole / A.G. Butkin, I.A. Volodarskaya, N.F. Talihzina. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 22.02.14
УДК 371
Zhurakovskaya У. THE STRUCTURE OF EXPERIENCE IN BUILDING INDIVIDUALITY OF A STUDENT AS A BASIS FOR HIS FORMATION. The article proves that the experience of forming an individuality of a learner should be considered on the basis of his individual experience. The researcher analyses the psychological and educational literature that reveals the basics of the individual experience of a person, which serves as a context for considering the