Научная статья на тему 'Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание'

Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / VALUE / PATRIOTISM / MILITARY MEN / MOTHERLAND / QUALITIES OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин В. А., Беловолов В. А.

В статье описывается ценностно-патриотические ориентации военнослужащего. Проблема ценностей и ценностных ориентиров сегодня остро стоит во всём мире. Девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание народов населяющих и нашу страну Рассматриваются некоторые пути решения данной проблемы. Предложены условия, направленные на становление и воспитание военнослужащего как патриота России, утверждения базовых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC VALUES OF ORIENTATION OF A MILITARY MAN: NOTION, CONTENTS

The work describes patriotic orientations of a military man. Today the problem of values and valuable orientations is of great importance all over the world. The devaluation of cultural wealth has caused a negative impact on public consciousness of peoples living in Russia. Some possible ways of the solving of this problem are considered. The conditions of education of a military person as a citizen and a patriot of Russia are stated. The statement of base values in consciousness of people is offered.

Текст научной работы на тему «Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание»

чения. Эти отличия определяются появлением трудностей, свя- фические). Разработка и реализация психолого-педагогическо-

занных с организацией процесса обучения в системе Moodle. го сопровождения должна быть направлена на решение проблем,

Среди трудностей выделяют общие и индивидуальные (специ- связанных с работой в системе дистанционного обучения Moodle.

Библиографический список

1. Зацепина, О.В. Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография /

О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 2008.

2. Кравченко, Г.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя: учеб. пособие / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина. - Барнаул, 2012.

3. Куликова, Л.Н. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. - Хабаровск, 1996.

4. Кравченко, Г. В. Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle / Г. В. Кравчен-

ко, Г.В. Лаврентьев // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2013. - № 2-2(78).

5. Веряев, А.А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения / А.А. Веряев, А.А. Ушаков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8.

Bibliography

1. Zacepina, O.V. Tekhnologiya organizacii samostoyateljnoyj rabotih buduthikh pedagogov professionaljnogo obucheniya: monografiya /

O.V. Zacepina, G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva. - Barnaul, 2008.

2. Kravchenko, G.V. Rabota v sisteme Moodle: rukovodstvo poljzovatelya: ucheb. posobie / G.V. Kravchenko, N.V. Volzhenina. - Barnaul, 2012.

3. Kulikova, L.N. Vzaimodeyjstvie samorazvitiya i obtheniya lichnosti v vospitateljnoyj sisteme obrazovateljnogo uchrezhdeniya. - Khabarovsk,

1996.

4. Kravchenko, G.V. Postroenie distancionnogo kursa i organizaciya obucheniya studentov vihssheyj shkolih v sisteme Moodle / G.V. Kravchenko, G.V. Lavrentjev // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - Barnaul, 2013. - № 2-2(78).

5. Veryaev, A.A. Ehlementih distancionnogo obucheniya (setevogo vzaimodeyjstviya) v uchebnom processe obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya / A.A. Veryaev, A.A. Ushakov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 8.

Статья поступила в редакцию 20.02.14

УДК 13-37.03

Shadrin V.A. Belovolov V.A. PATRIOTIC VALUES OF ORIENTATION OF A MILITARY MAN: NOTION, CONTENTS.

The work describes patriotic orientations of a military man. Today the problem of values and valuable orientations is of great importance all over the world. The devaluation of cultural wealth has caused a negative impact on public consciousness of peoples living in Russia. Some possible ways of the solving of this problem are considered. The conditions of education of a military person as a citizen and a patriot of Russia are stated. The statement of base values in consciousness of people is offered.

Key words: value, patriotism, military men, motherland, qualities of a person.

В.А. Шадрин, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, [email protected]

ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ

В статье описывается ценностно-патриотические ориентации военнослужащего. Проблема ценностей и ценностных ориентиров сегодня остро стоит во всём мире. Девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание народов населяющих и нашу страну Рассматриваются некоторые пути решения данной проблемы. Предложены условия, направленные на становление и воспитание военнослужащего как патриота России, утверждения базовых ценностей.

Ключевые слова: ценность, патриотизм, военнослужащий, Родина, Отечество, качество личности.

Российское общество сегодня находится на новом этапе своего развития, в то время когда в обществе сильно ощущается недостаток идеологии, национального сознания и духовной культуры, существует глубокий смысл в утверждении базовых ценностей в сознании людей, а также в процессе развития, формирования и воспитания этих ценностей и ценностно-патриотических ориентаций у подрастающего поколения.

Богатые традиции в России складывались веками, цементируя в свое содержание все то, что нравственно ценное, что определяло моральный облик человека. Дети с малых лет усваивают такие ценностно личностные качества, как гордость за свою семью и близких, любовь и преданность своему народу и Отечеству, честность, благородство и чувство собственного достоинства. В преданиях и легендах, в пословицах, сказках и песнях поступок во имя Родины, проявленный в борьбе с врагами, воспевался народом, становился одним из идеалов личности, к которому стремилась молодежь, который одобрялся в семье, в обществе.

В последние время, в средствах массовой информации идет обсуждение проблем современной российской армии как одной из жизнеобеспечивающих ячеек российского государства, общества, уделяется внимание роли духовных факторов в возрождении русской армии, ее духовных ценностно-патриотических ориентаций. Стабилизация и укрепление позиций армии во многом зависят от характера преобразований, осуществляемых государством в духовной, социальной, экономической и политической сферах жизни общества, профессиональной деятельности органов военного управления и воспитательных структур армии и общества.

Теоретическое обоснование идеи ценности впервые дал И. Кант. И.Г. Фихте, развивая идеи И. Канта о целесообразном характере ценностей, приходит к выводу, что деятельность и только деятельность определяет ценности личности, поэтому деятельность и отношения лежат в основе определения ценностей [1].

Открытием ценностного видения мира стала, на наш взгляд, философия русского религиозного Ренессанса, которая, исходя

из своей антропоцентрической сущности, пыталась увидеть именно в человеке некую «меру вещей». А.С. Хомяков, открыв новый термин «соборность», который есть высшая ценность и степень духовного единства русского народа, утверждал, что именно, благодаря нравственной чистоте и «соборным содержанием» России будет принадлежать будущее. В основе философии Л.Н. Толстого лежала мысль о простых, «понятных» ценностях русского патриархального крестьянства - о труде, семье, единстве природы и человека.

Ценность - философская категория, представляющая собой значимость чего-либо для человека, либо общества в целом, имеющая непреходящее исторически-временное значение, образующаяся в процессе жизнедеятельности людей и формирующая внутренний мир человека, преобладающая в различных сферах его деятельности.

В.М. Полонский характеризует ценности как абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые социумом и личностью как эталон должного.

Учеными установлено, что каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Личностные ценности, отмечает Д.А. Леонтьев, осознаются, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида.

Ценности, существующие в любом обществе, наделены определенным смыслом. Человек, исходя из своей биосоциальной сущности, не способен развиваться сам по себе, для его духовного развития и становления необходим ряд факторов. Основным из факторов является соприкосновение с культурой, которая организует духовную жизнь общества вовсе исторические периоды и оказывает необходимое влияние на жизнь общества в разные исторические этапы и влияет на жизнь конкретного человека. Частью культуры становятся те результаты деятельности человека, которые имеют социальную значимость, и именно они получают статус ценности.

Все ценности, функционирующие в массовом и индивидуальном сознании, являются социально-значимыми, поскольку, как правило, выступают мотиваторами социально-значимых индивидуальных и коллективных действий.

Социокультурные ценности содержат в себе критерии и способы оценки важности объектов и образований общественной жизни, выраженные в политических, нравственных, этических нормах и идеалах, формируемых тем или иным обществом.

Ценностные ориентации понимаются учеными как моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и др. основания, на которые ориентируется человек в поведении и оценке чужой деятельности.

«Ценностные ориентации рассматриваются как элементы внутренней структуры личности, образованные и закрепленные жизненным опытом человека в ходе процесса адаптации» и являющиеся продуктом социализации индивида, т.е. освоения человеком общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов, существующих в обществе [2].

В системном плане ценностные ориентации возможно показать следующими относительно самостоятельными группами:

1. Общечеловеческие ценности. Связанные изначально с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих страну, показанные как «любовь к Родине», «любовь к своему народу», «свобода слова», «личная, общественная и государственная безопасность», «моральная ответственность», «гуманное отношение к человеку», «социальная справедливость», «материальная обеспеченность жизни людей» и многие другие, выступающие как предпосылки для эффективного решения задач патриотического воспитания [2].

2. Национально-государственные ценности, отображают положительные тенденции становления и развития Российского государства, народов, входящих в его состав, те исторические традиции, которые сложились на протяжении многих веков и положительно действуют на возрождение и процветание Отечества. При этом необходимо учитывать диалектическую взаимосвязь учета и защиты общегосударственных Российских и национальных интересов, традиций, сохранения ценностей, способствующих объединению России, обеспечению безопасности каждого гражданина, каждого народа, российского государства в целом [2].

3. В содержание патриотического воспитания входит множество профессиональных ценностей. Профессионализм как ценность в области проявления реального патриотизма имеет свой воспитательный аспект воздействия на сознание, подсознание, чувства, волю. Высокий профессионализм всегда отражал качественный уровень развития культуры в той или иной области человеческой деятельности [2].

4. Личностные ценности - это качественные характеристики человека, определяющие уровень развития патриотизма. По их реальному проявлению, по конкретным действиям и поступкам, эмоциональным проявлениям личности оценивается патриотизм гражданина России. Речь идет о таких значимых личностных ценностях, как выполнение своих гражданских, конституционных, профессиональных обязанностей, осознание человеком своего места в жизни, патриотического долга перед Отечеством, готовности выступить на защиту интересов государства, обеспечить безопасность, общества, др. [2].

Важным ценностным качеством личности является патриотизм, обеспечивающий ее сохранность в рядах поколений в процессе социокультурной жизни.

Патриотизм как социокультурная ценность есть осознание субъектом своего любовного, преданного отношения к Отечеству, основанное на образе справедливого, приемлемого для большинства населения Отечества, а также целенаправленная деятельность по его сохранению, процветанию и прогрессивному развитию [3].

Патриотические ценности, являясь важнейшей составляющей национального самосознания личности, ориентируют человека на идентификацию с духовными традициями и историей своей страны, своего народа.

Неразрывная связь человека с Отечеством, с ее природой и ее культурой порождает специфическое душевное состояние, определенное патриотическое настроение и сознание, которое и утвердилось в повседневном языке как чувство Родины.

В общественные отношения человек включен через деятельность таких социальных институтов, как школа, семья, трудовой коллектив, военный коллектив. Но не всегда ценности, доминирующие в первичной группе, совпадают с ценностями общества. Система ценностных ориентаций формируется под влиянием господствующих общественных отношений, ценностей непосредственной социальной среды и собственной активности (И.Г. Афанасьева) [4].

Патриотическая деятельность — это способ воплощения патриотического сознания и реализации всех видов воздействий субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на осуществление патриотических целей [3]. Данная деятельность составляет основу патриотизма, его реально ощущаемую и видимую сторону.

Внутреннее чувство благородства, на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе, составляло неотъемлемый элемент понятия чести. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

Русский офицер всегда и во всем обязан представлять собой образец честности и порядочности.

Девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения и страны, стремительно снизили воспитательное влияние российской культуры, искусства и образования как основных факторов воспитания патриотизма. В таких условиях необходимость и решения острейших проблем современной системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства на высшем уровне [5].

В настоящее время, становится очевидным тот факт, что решить те сложнейшие, социальные, политические и экономические задачи, которые стоят перед российским обществом, возможно лишь при условии, если это общество будет обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Если будет воспитано молодое поколение, которому органически свойственны высокая культура и патриотизм в сочетании с глубоким интеллектом и развитыми профессиональными навыками. Культура человечества постоянно совершенствуется путем накопления ценностей. Настоящие ценности не замещают друг друга, новые не сменяют старые, а примыкая, повышают их значимость на сегодняшний день.

Школой стойкости и выдержки мужества и патриотизма в нашей стране были и остаются Вооруженные Силы. Но в одиночку они, безусловно, не в состоянии решить столь масштабную и сложную задачу, какой является воспитание гражданина - защитника Отечества. Это тем более невозможно, так как через Вооруженные Силы проходит лишь малая часть подрастающего поколения. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и воспитание каждого молодого человека как

гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными инструментами, макро - и микро условиями. Только тогда можно рассчитывать, в наше нелегкое время, на благополучное решение первоочередной и важной задачи российского общества - возрождения патриотизма и величия нашей Державы.

Библиографический список

1. Олейникова, О.Д. Образование и культура в развитии современного общества / О.Д. Олейникова, В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.

2. Алямкин, А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих // Студенческий научный форум: IV Междунар. студенч. электронная науч. конфер. - 2012.

3. Михайлова, РС. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества : дис. ... д-ра. философ. наук. - Тверь. 2002.

4. Афанасьева, И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. - М., 1986.

5. Корчагин, Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 2002.

6. Кимайкин, С.И. Определение задач школы и семьи в воспитании личности в педагогических воззрениях русских мыслителей конца XIX - начала XX вв. / С.И. Кимайкин, Л.А. Савинков, В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11.

7. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 2000.

8. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «профессиональная деятельность офицера внутренних войск» / Е.М. Левин, В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 10.

9. Матвеев, Д.Е. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза / Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, А.И. Жданок // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.

10. Минаков, В.А. Место патриотизма в российской национальной идее: дис. ... д-ра. философ. наук. - Горно-Алтайск, 2009.

11. Ткаченко, Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ : дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2004.

Bibliography

1. Oleyjnikova, O.D. Obrazovanie i kuljtura v razvitii sovremennogo obthestva / O.D. Oleyjnikova, V.A. Belovolov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.

2. Alyamkin, A.E. Deyateljnostj dolzhnostnihkh lic podrazdeleniya po organizacii patrioticheskogo vospitaniya voennosluzhathikh // Studencheskiyj nauchnihyj forum: IV Mezhdunar. studench. ehlektronnaya nauch. konfer. - 2012.

3. Mikhayjlova, R.S. Socialjno-filosofskie osnovih analiza patriotizma kak dukhovnoyj cennosti obthestva : dis. ... d-ra. filosof. nauk. - Tverj. 2002.

4. Afanasjeva, I.G. Socialisticheskie cennosti i cennostnihe orientacii lichnosti. - M., 1986.

5. Korchagin, E.N. Istoriko-patrioticheskoe vospitanie sredstvami muzeyjnoyj deyateljnosti: dis. ... d-ra. ped. nauk. - SPb., 2002.

6. Kimayjkin, S.I. Opredelenie zadach shkolih i semji v vospitanii lichnosti v pedagogicheskikh vozzreniyakh russkikh mihsliteleyj konca XIX -nachala XX vv. / S.I. Kimayjkin, L.A. Savinkov, V.A. Belovolov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 11.

7. Kirjyakova, A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennosteyj: monografiya / A.V. Kirjyakova. - Orenburg, 2000.

8. Levin, E.M. Realizaciya v obrazovateljnom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «professionaljnaya deyateljnostj oficera vnutrennikh voyjsk» / E.M. Levin, V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.P Belovolova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.

9. Matveev, D.E. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki kursantov voennogo vuza / D.E. Matveev, V.A. Belovolov, A.I. Zhdanok // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.

10. Minakov, V.A. Mesto patriotizma v rossiyjskoyj nacionaljnoyj idee: dis. ... d-ra. filosof. nauk. - Gorno-Altayjsk, 2009.

11. Tkachenko, T.V. Formirovanie cennostno-patrioticheskikh orientaciyj uchathikhsya kadetskikh shkol : dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 20.02.14

УДК 159.923

Cherkasova S.A., Lobanova A.V. FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS FOR WORK IN INCLUSIVE EDUCATION SYSTEM. The article examines the problem of training of educational psychologists in the system of inclusive education. We analyze the structure of psychological and educational readiness of psychology students for work in the system of inclusive education, the results of the research of formation of psychological and educational psychology students' readiness for work in inclusive education.

Key words: inclusive education, psychological and pedagogical readiness of psychology students for work in inclusive education system, training program for future educators and psychologists to work in the system of inclusive education.

С.А. Черкасова, доц. ТГПУ им. Л.Н. Толстого; г. Тула, E-mail: [email protected]; А.В. Лобанова, канд.

психол. наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт культурологии образования» РАО; г. Москва,

E-mail: [email protected]

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов в системе инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, приводятся результаты исследования формирования психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая готовность к работе в системе инклюзивного образования, программа подготовки будущих педагогов-психологов к работе системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.