Научная статья на тему 'Модернизация военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров'

Модернизация военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Алла Михайловна, Симоненко Валерий Валерьевич

В статье рассматривается проблема модернизации военно-педагогического процесса и развития военного образования, обеспечивающая прогрессивную направленность его реформирования и целенаправленную деятельность в системе подготовки современных офицерских кадров. Показаны различные подходы модернизации военного образования. На основе детального анализа современной системы военного образования раскрыто содержание проектирования психолого-педагогической подготовки офицерских кадров. Особую важность имеет проблема совершенствования военно-профессиональной подготовки, приведения её содержания, форм, методов в соответствие с новыми требованиями. Актуальность темы исследования взаимообусловлена целым рядом причин таких как: переход к профессионально подготовленной армии, создание новой кадровой политики и системы профессиональной подготовки военных, модернизация теории и практики военного строительства, организация структурной перестройки войск и военного управления, высокого престижа военной службы, демократизация и гуманизация внутриармейских отношений, формирование общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Алла Михайловна, Симоненко Валерий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК-372.3

Белякова Алла Михайловна

преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Симоненко Валерий Валерьевич

аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

Аннотация:

В статье рассматривается проблема модернизации военно-педагогического процесса и развития военного образования, обеспечивающая прогрессивную направленность его реформирования и целенаправленную деятельность в системе подготовки современных офицерских кадров. Показаны различные подходы модернизации военного образования. На основе детального анализа современной системы военного образования раскрыто содержание проектирования психолого-педагогической подготовки офицерских кадров. Особую важность имеет проблема

Belyakova Alla Mikhaelovna

Lecturer of the Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

Simonenko Valery Valerievich

post-graduate student, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

MODERNIZATION OF THE MILITARY-PEDAGOGICAL PROCESS IN THE SYSTEM OF OFFICER TRAINING

Abstract:

The article considers the problem of modernization of the military-pedagogical process and the development of military education ensuring the progressive orientation of its reforming and purposeful activity in the system of training of modern officers. Different approaches to modernization of military education are shown. On the basis of a detailed analysis of the modern system of military education, the content of the design of psycho-pedagogical training of officer personnel has been revealed. The problem of improving militaryprofessional training is of particular importance, which calls for bringing its content, forms, and methods into

совершенствования военно-профессиональной подготовки, приведения её содержания, форм, методов в соответствие с новыми требованиями. Актуальность темы исследования взаимообусловлена целым рядом причин таких как: переход к профессионально подготовленной армии, создание новой кадровой политики и системы профессиональной подготовки военных, модернизация теории и практики военного строительства, организация структурной перестройки войск и военного управления, высокого престижа военной службы, демократизация и гуманизация внутриармейских отношений, формирование общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны.

compliance with new requirements. The relevance of the research topic is due to a number of reasons such as transition to a professionally trained army, creation of a new personnel policy and a system of professional training of the military, modernization of the theory and practice of military construction, the organization of restructuring of troops and military administration, high prestige of military service, democratization and humanization of intra-army relations, the formation of public consciousness due to the necessity of armed protection of national interests of the country.

Ключевые слова:

модернизация, военно-педагогический процесс, система военного образования, подготовка офицерских кадров.

Keywords:

modernization, military-pedagogical process, system of military education and officer training.

Сегодня основные направления модернизации военного образования -это оптимизация всех сетей высших учебных заведений, соединение образования и науки, повышение уровня качества образования. Реализация всех перечисленных аспектов системы отечественного военного образования находится в процессе сложного качественного роста и поиске новых этапов развития.

В первую очередь, необходимо, чтобы военная образовательная система отвечала лучшим мировым стандартам, соответствовала главным особенностям военного образования в нашей стране, а также воспроизводила передовой отечественный опыт военной образовательной деятельности.

По нашему мнению, в компетенцию порядка получения образования входит не только реализация профессиональных образовательных программ

в сфере военного дела, но и формирование будущих офицеров системообразующей культурно-информационной конструкции. От квалифицированной военно-педагогической подготовки зависит направленность профессиональной и политической социализации курсанта, осознание государственной и общественной значимости в военно-профессиональной деятельности, а также становление личности в целом.

Понятия «модернизации военного образования», «государственная политика в сфере образования», «фундаментальные проблемы в преобразовании образовательной системы на федеральном и региональном уровнях» рассматривается такими учеными, как А.И. Демидова, В.Г. Линелева, А.Г. Кузнецова, А.А. Савельева, В.А. Садовниеова и многими другими.

Также стоит подчеркнуть, что анализ современного состояния военного образования позволяет выделить ряд негативных факторов, препятствующих его успешному развитию: формальная смена сети военно-учебных заведений, так как «слияния» и «расформирования» не привели к качественным результатам; неспособность военного образования обеспечить воинские части офицерами первичного звена; снижение престижа военной профессии.

В основе преобразования военного образования выделяют ряд этапов. Первый предполагает получение в течение 5 лет основного высшего профессионального образования и полной военной специальной подготовки. Это помогает курсанту реально занимать должность в тактическом управлении, создаёт основу для дальнейшего развития профессиональных знаний и обеспечивает социальную защищённость во время военной службы.

Второй этап представляет собой подготовку офицеров к системе дополнительного профессионального образования по спланированной программе, такой как высшая военная оперативно-тактическая подготовка.

Таким образом, выделяется следующий обязательный подход, который предполагает повышение квалификации или профессиональную переподготовку на военных курсах. Данный этап проводится периодически 1 раз в год. Он включает обязательное назначение новой воинской должности и вырабатывает непрерывную систему в военном образовании и подготовки военнослужащих к службе. Это является обязательным условием, которое

ставится для успешной профессиональной деятельности и продвижения по карьерной лестнице любой военной специальности. Например: президент Российской Федерации и высшие должностные лица его администрации, председатели и руководители палат Федерального Собрания Российской Федерации, Члены кабинета премьеров и его сотрудников, губернаторов и так далее.

Стоит выделить, что одним из современных этапов преобразования является высшее государственное образование в сфере подготовки военных офицеров. В целом можно отметить, что высшее государственное образование - это образование, которое получают генералы, гражданские государственные служащие, избранные или выбранные для назначения на высшие должности правительства Российской Федерации на федеральном уровне, а также представители региональных элит, избираемые населением на высшие руководящие должности в их соответствующие регионы.

Как показал анализ литературных источников, военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Так, в ходе изучения рассматриваемой проблемы нами было выявлено, что военно-профессиональная подготовка будущих офицеров базируется на современных достижениях военной подготовки и психологии. Такой подход предполагает проектирование обучения в системе всех видов деятельности.

Важное методологическое и практическое значение для овладения военно-педагогическими знаниями и всей воспитательной деятельностью офицера имеет рассмотрение военно-педагогического процесса как системы, а также модернизация высшего образования в сфере профессиональной подготовки военных кадров.

В ходе нашего исследования было выявлено, что это позволяет офицеру:

1) в комплексе представить взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов, которые в совокупности определяют весь процесс обучения,

как курсанта, так и подразделения (воинской части) для выполнения поставленных задач по вооруженной защите своей страны;

2) понять требования объективных закономерностей, проявляющихся в военно-педагогическом процессе, присущие ему противоречия, а также учесть типичные трудности, которое приходится преодолевать офицеру в работе с людьми, и на основе научного, рационального, творческого потенциала строить свою деятельность по подготовке, воспитанию и развитию, психологической подготовке личного состава;

3) чётко понимать свою роль в военно-педагогическом процессе и определять своё место в многоплановой и комплексной воспитательной работе с подчиненными.

На основе детального анализа современной системы военного образования, проектирование содержания в системе психолого-педагогической подготовки офицерских кадров осуществляется в следующих направлениях: информационно-воспитательном, психологическом, социальном и культурно-досуговом.

Отсюда следует, что разработка технологии военно-педагогической подготовки офицеров способствует решению следующих задач:

- интеграция концептуальных подходов к совершенствованию военно-педагогического процесса;

- разработка модели управления, системы методов, форм обучения и воспитания в системе подготовки офицерских кадров;

- система контроля качества военно-педагогического процесса;

- организация условий повышения эффективности педагогического процесса в процессе подготовки военных специалистов (информационно-методическое обеспечение, благоприятный морально-психологический климат, оптимизация адаптационного процесса, мотивация к овладению к психолого -педагогической компетентностью, формирование военно-профессиональной направленности и другие).

Здесь следует обратить внимание на то, что на методическом уровне проектирование процесса психолого-педагогической подготовки офицерских кадров связано с планирование учебно-воспитательной деятельности, отбором и реструктурированием её содержания, разработкой диагностических

методик (или адаптацией уже существующих), а также применением различных способов, приёмов, организационных форм учебной и воспитательной деятельности, контролирующих методик.

По нашему мнению, учебно-методическое обеспечение военно-профессиональной подготовки следует рассматривать, как систему учебных пособий, разработанных по каждой дисциплине (учебному модулю). Следует отметить, что военная подготовка офицерских кадров предполагает наличие информационной базы, включающей нормативные документы, стандартные учебники и пособия по учебным дисциплинам, а также компьютерные базы данных, ряд обучающих и контролирующих программ и т. д.

Подводя итог вышесказанному, мы хотим обратить внимание на то, что в структуре учебных пособий и программного обеспечения необходимо предусмотреть чёткое описание целей, задач и ожидаемых результатов, а также разделы, иллюстрирующие взаимосвязь рассматриваемой дисциплины с предметами основной образовательной программы, направленной на формирование основных военных компетенций.

Сегодня одним из актуальных вопросов является подготовка в военных заведениях командиров с углубленными инженерными знаниями. Так, в современных вузах соблюдаются довольно жесткие требования для оценивания учащихся. Изучая данную проблему, было выявлено, что в соответствии с требованиями Болонской конвенции во всех высших учебных заведениях страны проводится рейтинговая система оценки, а в военных она вводится постепенно. По нашему мнению, самым главным является изменение сущности управления самой образовательной системой, т. е. нужно добиться, чтобы процесс стал самообразовательным. Это наиболее важно для военно-учебных заведений, так как многие из них сегодня становятся военно-научными центрами, каждый из которых направлен на подготовку квалифицированных офицерских кадров.

В ходе нашего исследования был установлен ряд мероприятий, способствующих реформированию военной образовательной системы:

- укрепление вузов, создание военно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей, специальностей;

- межвидовое объединение военно-учебных заведений;

- интеграция военного образования и науки, а также сохранение начальных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава и т. п.;

- учёт принципа региональности в военно-учебных заведениях;

- максимальное использование и развитие инфраструктуры и материально-технической базы;

- выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих, специалистов для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Усиление внимания к проблеме модернизации военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров связано в первую очередь с тем, что в 2015 г. Минобороны разработало программы модернизации для каждого военного вуза, рассчитанные до 2020 года. По словам начальника главного управления кадров ведомства, Виктора Горемыкина, до этого была проведена эффективная оценка всех учебных заведений Минобороны.

Сказанное заставляет полагать, что программы их модернизации направлены на создание условий, позволяющих вывести ведомственные академии, училища, университеты и институты на лидирующие позиции в образовательном поле нашей страны. Также для этого было решено оснастить военные вузы современными образцами вооружений, военной и специальной техники и перспективными учебно-тренировочными средствами. Так, их доля к 2020 году, по нашему мнению, составит не менее 70 %.

Таким образом, можно констатировать, что эффективность военно-педагогической системы заключается в соблюдении требований к качественной подготовке офицерских кадров. Следует отметить, что в условиях нынешней модернизации и резкого роста технической оснащённости вооруженных сил, потребностей, в профессиональном персонале есть необходимость существенного повышения финансирования военной школы.

Таким образом, в условиях модернизации военного образования особую значимость получила проблема улучшения качества военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров. По этой причине, особую роль приобретает проблема совершенствования процесса военно-профессиональной подготовки, приведения её содержания, форм и методов в соответствие с новыми требованиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев И. С. Модернизация системы высшего военного образования на современном этапе / под ред. А. В. Комплеева. - П., 2015. - С. 67-71.

2. Добровольский В. Направления военно-образовательной политики / В. Добровольский / / Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 117-118.

3. Шарый Л. Непрерывное военно-профессиональное образование в России / Л. Шарый //Высшее образование в России. - 2016. - № 3. - С. 72-74.

REFERENCES

1. Alekseev I. S. Modernization of the system of higher military education at the present stage. P., 2015, pp. 67-71.

2. Dobrovolsky V. Directions of military educational policy. Higher education in Russia, 2014, no. 12, pp. 117-118.

3. Shary L. Continuous military professional education in Russia. Higher education in Russia, 2016, no. 3, pp. 72-74.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Белякова А.М. Модернизация военно-педагоги- Belyakova AM. Modernization of the Military-

ческого процесса в системе подготовки офицер- Pedagogical Process in the System of Officer Training

ских кадров / А.М. Белякова, В.В. Симоненко // / A.M. Belyakova, V.V. Simonenko // The Bulletin

Вестник Армавирского государственного педаго- of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 4,

гического университета. - 2019. - № 4. - С. 5-12. pp. 5-12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.