Научная статья на тему 'Развитие педагогической системы военно-профессионального образования'

Развитие педагогической системы военно-профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОФИЦЕРОВ / СОСТАВ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL SYSTEM OF OFFICER?S MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / STRUCTURE OF MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / LOGIC OF MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT / EFFECTIVENESS OF MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Дмитрий Валентинович, Разгонов Виталий Леонидович, Лопуха Александр Дмитриевич

В статье анализируется развитие педагогической системы военно-профессионального образования в России. Отмечается особая роль Петра I в становлении и формировании ее идейно-ценностных основ. Обращается внимание на то, что особое место в формировании офицерского корпуса занимала его военно-педагогическая подготовка. Ее недостаток в условиях социальных перемен второй половины XIX начала XX века привел к поражению России в ряде войн. Выделяя в структуре военного образования формальную и неформальную организации автор поднимает вопросы о необходимости определения направлений современного развития педагогической системы военно-профессионального образования, соответствующих требованиям подготовки офицерских кадров, готовых решать современные оборонные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслов Дмитрий Валентинович, Разгонов Виталий Леонидович, Лопуха Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of pedagogical system of military-professional education

The article analyzes the development of the pedagogical system of military-professional education in Russia. A special role of Peter I in the formation and formation of its ideological and value bases is noted. Attention is drawn to the fact that a special place in the formation of the officer corps was occupied by his military-pedagogical training. Its lack in the conditions of social changes of the second half of the XIX beginning of the XX century led to the defeat of Russia in a number of wars. While singling out a formal and informal organization in the military education structure, the author raises questions about the need to determine the directions for the modern development of the pedagogical system of military professional education that meet the requirements for training officer officers who are ready to solve modern defense tasks.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогической системы военно-профессионального образования»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат военных наук Суслов Дмитрий Валентинович

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Разгонов Виталий Леонидович Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Лопуха Александр Дмитриевич

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется развитие педагогической системы военно-профессионального образования в России. Отмечается особая роль Петра I в становлении и формировании ее идейно-ценностных основ. Обращается внимание на то, что особое место в формировании офицерского корпуса занимала его военно-педагогическая подготовка. Ее недостаток в условиях социальных перемен второй половины XIX -начала XX века привел к поражению России в ряде войн. Выделяя в структуре военного образования формальную и неформальную организации автор поднимает вопросы о необходимости определения направлений современного развития педагогической системы военно-профессионального образования, соответствующих требованиям подготовки офицерских кадров, готовых решать современные оборонные задачи.

Ключевые слова: педагогическая система военно-профессионального образования офицеров, состав военно-профессионального образования, логика развития военно-профессионального образования, эффективность военно-профессионального образования.

Annotation. The article analyzes the development of the pedagogical system of military-professional education in Russia. A special role of Peter I in the formation and formation of its ideological and value bases is noted. Attention is drawn to the fact that a special place in the formation of the officer corps was occupied by his military-pedagogical training. Its lack in the conditions of social changes of the second half of the XIX - beginning of the XX century led to the defeat of Russia in a number of wars. While singling out a formal and informal organization in the military education structure, the author raises questions about the need to determine the directions for the modern development of the pedagogical system of military professional education that meet the requirements for training officer officers who are ready to solve modern defense tasks.

Keywords: pedagogical system of officer's military professional education, structure of military professional education, logic of military professional education development, effectiveness of military professional education.

Введение. В условиях нарастания международной напряженности и военной опасности особенно актуальным становится качественное решение оборонных задач. Ключевая роль в этом Президентом России В. В. Путиным отводится офицерским кадрам. Говоря об этом, он отметил, что «офицерский корпус - особое воинское сообщество, сплоченное общими задачами защиты Родины и духовными ценностями» [1].

Формулировка цели статьи. Основной целью нашей работы является попытка разработать методологию современного военно-профессионального образования. Для этого необходимо проанализировать прошлый опыт российской военной школы; выявить основные направления развития педагогической системы военного образования; обосновать необходимость формулирования идейно-ценностной основы военно-профессионального образования России.

Изложение основного материала статьи. Начало системной подготовки офицерских кадров положено решениями Петра I, создавшего первые специализированные профессиональные военно-учебные заведения. На начальном этапе его царствования большая часть офицеров приглашалась на службу из-за рубежа, при этом оплата их воинского труда по равноценным должностям более чем в два раза превышала жалованье отечественных офицеров. С целью формирования кадровой национальной офицерской школы широко применялось обучение молодых российских дворян за рубежом.

Приоритетный характер подготовке отечественных офицерских кадров был придан после осмысления причин поражения русских войск под Нарвой, одной из которых была массовая сдача в плен шведам наемных иностранных генералов и офицеров [2, с. 498].

Личное участие Петра I в основных сражениях русской армии, в их всесторонней подготовке позволило ему возвыситься до глубокого понимания характера ведущихся войн, осознания необходимости обеспечения соответствия структуры и возможностей военной организации государства их задачам.

Особое место в обеспечении успешности военной организации государства Петр I уделял офицерскому корпусу.

В законодательстве петровского периода были не только жестко определены статус, должностные обязанности, положение и характер отношений различных категорий офицеров в «Артикуле воинском» (1715) [3] и «Табеле о рангах» (1722) [4, с. 25-27], но и заявлены требования к нравственным устоям офицерства, основу которого составляло российское дворянство. Не ограничиваясь нормативными установлениями к порядку прохождения офицерской службы, Петр I обращался к молодым дворянам и с личными советами и пожеланиями по формированию их нравственной и бытовой культуры. Он подготовил сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» [4, с. 36-37], выдержавший множество изданий. Наряду с требованиями к морально-нравственным качествам молодого дворянина в нем были изложены правила культурного обращения в быту, включая соблюдение норм поведения в обращении со старшими, за столом и в придворном обществе.

Отмечая роль Петра в становлении системы военно-профессионального образования, М. П. Погодин писал о том, что табель о рангах, войско, флот, рекрутские наборы, военные училища - суть памятники его неутомимой деятельности и его гения [4, с. 41].

Что было положено в ее основу? Во-первых, безусловно, это создание им самой офицерской корпорации как системы профессиональных управленческих военных кадров и нормативное оформление ее особого статуса.

Во-вторых, в систему были включены ранее отсутствовавшие специальные военно-профессиональные учебные заведения (школы, училища, академии), передающие обучаемым профессиональные военные

знания. В-третьих, важной составляющей военно-профессионального образования стали идеология и ценности формируемого Петром офицерского корпуса российской армии.

В четвертых, сформировался состав профессиональных военных педагогов системы военного образования, начавших накопление и осмысление опыта военно-профессионального образования, что позволит в последующем, в конце XIX века, перейти от эмпирического этапа развития военно-педагогических знаний к становлению военной педагогики как науки [5].

Сформированная таким образом система военного образования включала к XIX веку учебные заведения для подготовки младших специалистов для Армии и Флота, военные и юнкерские училища, кадетские корпуса, в которых обучались будущие офицеры тактического звена и военные академии, включая Академию Генерального штаба, ведущую подготовку специалистов оперативно-тактического уровня управления войсками.

К середине XIX века сложилась ситуация, в которой описанная выше педагогическая система военно-профессионального образования перестала давать адекватные ответы на новые вызовы геополитических противников, имеющих притязания на зоны жизненных интересов России того периода (к ним относились Турция, Франция и Англия). Это привело к развязыванию неудачной для России Крымской войны 1853-1856 годов. В этой войне причинами поражения стали не только отсталость вооружения, военной техники и тактики, но и недостаточная педагогическая подготовка офицерского состава. Осознание этого подвигло Александра II к принятию решения о проведении военной реформы, основная заслуга в реализации планов которой принадлежала военному министру генералу Д. А. Милютину.

Фактически она началась после ликвидации крепостного права и наиболее активно шла в последней четверти XIX века. Реформировалась и система военного образования. Были созданы на базе начальных военных училищ прогимназии, готовившие к поступлению в юнкерские училища, произошла реорганизация кадетских корпусов, на базе общеобразовательных классов которых создавались военные гимназии, а из специальных классов - военные училища.

С этого времени в офицеры производились только лица, получившие военное образование. В высших военно-учебных заведениях были коренным образом переработаны учебные планы и программы, что серьезно улучшило подготовку офицеров с высшим военным образованием [6, с. 140-141]. Для военно-педагогической системы профессионального образования этот период характерен тем, что после отмены крепостного права российское общество включилось, говоря современным языком, в процесс «демократизации». Принятие «Устава о воинской повинности» 1874 года, «Учреждения судебных установлений» 1864 года, «Городового положения» 1870 года, «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года, «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 года [4, с. 275-282] создало в стране ситуацию, требующую модернизации всех социальных институтов, включая педагогическую систему военного образования. В военно-учебные заведения начали поступать «разночинцы», появилась необходимость системного проведения воспитания, формирования идей и ценностей демократизирующейся России, постановки преподавания на научную основу.

В разработке теоретических основ педагогической системы военно-профессионального образования неоценим вклад великого военного педагога М.И. Драгомирова, который стал основателем российской военной дидактики и теории воспитания, которое он считал приоритетным по отношению к обучению [7]. К сожалению, в силу ряда причин социально-исторического характера, косности и инерционности монархического режима в России, особенно в плане патриотизации системы общего образования и обеспечения всеобщего образования в стране, позволяющей готовить грамотного и патриотически ориентированного офицера и солдата, шли медленно. В военном образовании дело обстояло не лучшим образом, это видно не только из анализа художественных произведений писателя А.И. Куприна и графа Игнатьева, но и ряда видных офицеров этого периода.

Так, А.И. Верховский отмечал в качестве недостатков подготовки офицеров боязнь самостоятельности, разрушение свободной воли, способности к смелым решениям. Знания в элементарной форме, считал он, требуются от офицера в должности не выше командира роты. От старших ничего не требуется, и им возможно дослужиться до самых высоких должностей, не прочитав ни одной книги на военные темы [8].

Он характеризовал тип начальника, вырабатываемого системой: исполнительный, не решающийся высказать свое мнение, требовательный к подчиненным, но совершенно незнакомый с техникой военного дела на войне, неспособный самостоятельно действовать, теряющийся в боевой действительности без руководства начальников.

Офицерство отличалось аполитичностью, а воспитание военнослужащих нередко расценивалось как антиправительственная агитация. В подобных оценках А.И. Верховский не одинок, привести подобные оценки ситуации в офицерской среде не позволяет, к сожалению, формат нашей статьи.

Указанные недостатки педагогической системы подготовки офицерских кадров привели к проигрышу Россией русско-японской войны и Первой мировой.

После революции 1917 года прежняя система военного образования была сломана, а на ее основе создана новая, соответствующая реалиям нового государства и ее военной организации.

Для ведения педагогической работы в создаваемых военных школах и академиях широко привлекались офицеры царской русской армии. С учетом низкого образовательного уровня обучаемых строилась система их обучения. Широко применялись используемые в педагогике массовых школ в США методы: «активного обучения», «лабораторный», «дальтон-план», «лабораторно-бригадный» [9, с. 34-35].

По мере повышения грамотности населения военно-образовательные заведения переходили к традиционным методам обучения средней и высшей профессиональной школы. Уже в 1921 году существовал высший академический военно-педагогический совет, в котором существовал постоянный рабочий орган -малый академический совет, реализующий общее руководство педагогической и воспитательной работой в вузах. Вузы делились на низшие, высшие и академии [9, с. 28-30].

В кратчайшее историческое время была создана развитая система военного образования, готовящая офицеров тактического, оперативно-тактического и стратегического звеньев военного управления. К 1937 году средний начсостав готовили 75 военных училищ, а уже к 1941 году - 63 училища для сухопутных войск, 32 летных и 14 военно-морских училищ, а старший и высший - 14 военных академий и 6 военных факультетов при гражданских вузах [10, с. 12]. При этом на изучение общественных дисциплин отводилось 633 часа. Кроме указанных училищ существовала развитая сеть курсов (младших лейтенантов и

воентехников, усовершенствования начальствующего состава). С учетом их большого количества обеспечивалась глубокая специализация военно-учебных заведений.

Система военно-профессионального воспитания СССР обладала мощной воспитательной составляющей, базирующейся на популярной тогда коммунистической идеологии. Следует отметить, что предвоенное воспитание исходило из классово-интернационального подхода, недостаток которого изначально был осознан в ходе неудачной войны с Польшей, а в последующем - тяжелой войны с Финляндией, только после этого, с конца 1940 года, ставится задача воспитания в духе советского патриотизма.

Педагогическая система военного образования укрепила перед войной свою кадровую составляющую, материальную базу вузов и смогла обеспечить квалифицированными командно-политическими кадрами бурно растущую Красную Армию.

Главным экзаменом на ее зрелость стала Великая Отечественная война. Ее система военно-профессионального образования СССР с честью выдержала, а в послевоенные годы успешно готовила высококвалифицированные кадры для решения оборонных задач. Необходимо отметить, что негативные тенденции в постсоветский период в ней все же возникали. Они были связаны с массовыми сокращениями армии в период правления Н.С. Хрущева, снижением благосостояния офицеров в 60-70 годы, формированием негативного отношения к армии в ходе горбачевской перестройки. Развал СССР стал, по мнению В.В. Путина, великой трагедией. Унаследованные от СССР вооруженные силы и их военно-профессиональное образование были критично сокращены, в результате чего был утрачен ряд научных школ и образовательных учреждений, готовящих специалистов по ряду специальностей. Военная школа стала готовить курсантов к прошлым войнам и противопартизанской борьбе. Восстановление основы современной системы военного образования связано с деятельностью С.К. Шойгу. Вместе с этим сегодня существует необходимость глубоко проанализировать оборонные задачи, которые предстоит решать России и ее армии в ближайшие годы. Только это может позволить верно определить стратегию развития педагогической системы военного образования. Мы предлагаем свой взгляд на решение этой проблемы с учетом того, что военное образование как социальная система является организацией, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление, субъективность, неопределенность функционирования, наличие границ управляемости [11, с. 305].

К существенным признакам ее как организации относятся наличие цели, воплощение отношений власти, совокупность статусов и ролей, правил, регулирующих отношения между ними, формализация целей и отношений.

Организации военного образования включают различные подсистемы: технические, управленческие, идейно-воспитательные, экономические, учебные и иные, в которых функционируют различные социальные группы: профессиональные (формальные), социально-психологические (неформальные).

Формальная организация рациональна, безлична, отношения между индивидами в ней установлены по программе, она подчиняется только функциональным целям [11, с. 219].

Неформальная организация в системе военного образования представлена самопроизвольно складывающейся системой социальных связей, являющихся результатом длительного внутригруппового (корпоративного) и личностного взаимодействия. Ее представляют ветеранские и иные общественные организации, личностные связи действующих офицеров и ветеранов офицерской службы, офицерские традиции, история, культура, реализуемые в офицерской среде ценности.

Неформальная организация - ответ на ограниченные возможности формальной организации учесть все реалии военно-профессиональной деятельности офицерства, неполного тождества деятельности индивида в военной организации и его формальной функции.

Неформальная организация военного образования может и должна вносить в него реальные интересы, планы офицеров, обеспечивать их влияние на систему в целом.

Их единство способны обеспечить: глубокое понимание целей военного образования, понимание их рациональности, формирование государственно-ориентированных идейно-ценностных основ, уход от избыточной формализации системы.

В русле сказанного особое значение для развития системы военно-профессионального образования имеет внесение ясности в ряд смыслообразующих вопросов.

1. Необходимо четко определиться с выбором модели военной школы. Она будет развивать традиции русской победной офицерской школы либо станет блеклой копией англосаксонской, модель которой хотели копировать при Е. Приезжевой? Стоит при этом четко представлять, что в силу глубоких расовых особенностей россиян [12] эта система будет заведомо неэффективной.

2. Какой будет идейно-ценностная основа педагогической системы? Она останется либерально-демократической или твердо станет на рельсы заявленных В. В. Путиным патриотической национальной идеи и ценностей?

3. В военном образовании будет превалировать фундаментальная подготовка высокообразованного офицера-патриота или узконаправленного аполитичного «профессионала»?

4. В содержании образования будут преобладать знания, свойственные высшей школе либо «солдатская наука», для которой достаточно прохождения службы в воинской части?

5. Подготовка преподавателей военных вузов станет системной либо сохранится метод натаскивания людей, не имеющих педагогического образования, в процессе работы «по образцу» коллег, имеющих практический опыт?

6. Снимут ли с педагогов многочисленную бумажную рутину, дав им возможность для профессионально-культурного роста и качественной подготовки к занятиям?

7. Придет ли понимание того, что ежегодное изменение программ обучения по той же специальности снижает качество обучения и не позволяет анализировать их оптимальность?

Ответы на эти вопросы смогут объединить усилия формальной и неформальных организаций педагогической системы военно-профессионального образования, мнения представителей которых по ним сегодня кардинально расходятся.

Мы задали эти вопросы для начала научной дискуссии и ниже изложим по ним свою точку зрения.

На наш взгляд в системе военного образования необходимо развивать модель русской военной школы, вводя в вузах факультетскую систему для обеспечения оптимальной специализации выпускников.

Идейной основой должна стать заявленная В.В. Путиным патриотическая идея и ценности российского офицерства, охарактеризованные в работе В.Л. Разгонова [13].

Образование в системе высшего военного образования должно быть фундаментальным, ориентированным на сферу социального управления.

Для подготовки к замещению низовых командных должностей можно ввести десятимесячные курсы для лиц с высшим образованием и систему «экстерната» для сержантов со средним профессиональным образованием с опытом успешной службы пять и более лет. Будущим офицерам необходимы глубокие знания теории военного дела и военной педагогики, методики обучения и воспитания войск. Истина «оружие командира - его подразделение» - неизменна.

Для подготовки и повышения квалификации педагогов и психолого-педагогической подготовки курсантов в каждом вузе необходима кафедра военной педагогики и психологии, современная война идет преимущественно в области общественного и индивидуального сознания. Необходимо, на наш взгляд, кардинально сократить бумажную составляющую военного образования, которая стремительно нарастает. Приведем пример. Если ранее планирование и отчетность по научной работе были представлены четырьмя основными документами, то теперь их свыше двух десятков на кафедре, где нет исследовательских структур и должностей! Педагоги допоздна, а зачастую и дома погружены в «бумажные дела».

Ежегодно для очередных поступающих в ввузы готовятся новые программы, хотя характер деятельности офицера не меняется, разрабатываются новые квалификационные требования.

Но ведь устойчивость и качество обеспечивает традиция, а инновации вполне возможно реализовать в изменении содержания изучаемых тем и применении новых средств обучения.

Повторимся, поставленные нами вопросы - это приглашение к широкой дискуссии педагогической общественности. Представленное нами видение логики их решения отражает преобладающие в педагогическом сообществе военных вузов и ветеранской общественности мнения. Они представляют неформальную организацию высшей военной школы, знают ее проблемы изнутри и искренне желают ее выхода на уровень современных требований военного дела.

Выводы. Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Современная система военно-профессионального образования нуждается в серьезной переработке теоретико-педагогических основ.

2. Развитие педагогической системы военных вузов должно идти с учетом традиций победной русской военной школы на основе современных средств и методов образовательного процесса.

3. Успешное развитие педагогической системы высшей военной школы нуждается в адекватной идейно-ценностной основе.

Литература:

1. Путин В.В. Выступление на приеме в честь выпускников военных вузов [Электронный ресурс] //www.kremlin.ru/ events/president/news/46078 [дата обращения: 14.03.2018]

2. Толстой А.Н. Петр I: Роман. - М.: Художественная литература, 1981. - 671 с.

3. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 1999. - 472 с.

4. Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. - М.: Вербум-М. 2003. - 408 с.

5. Лопуха А.Д., Чернов С.А. История образования и педагогической мысли: Курс лекций / Под общ. ред. д.п.н., профессора АД. Лопуха. - Новосибирск, 2008. - 279 с.

6. Авдеев В.В., Визер В.Г. Военная история: учеб. пособие. 2 изд., дораб. и доп. - Новосибирск: Архивариус. 2009. - 488 с.

7. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / под ред. Л.Г. Бескровного. - М.: Воениздат, 1956. - 686 с.

8. Верховский А.И. Россия на Голгофе. Из походного дневника 1914-1918 гг. - Петроград, 1918. - 143 с.

9. Антология военно-педагогической мысли России: учеб. пособие в 12 ч. Ч. VIII. Первая четверть XX века / Авторы-сост. В.Ф. Березин, И.М. Рукавицын / Под ред. В.И. Пронина. - Новосибирск: НВВКУ МВД России, 1992. - 89 с.

10. Антология военно-педагогической мысли России: учеб. пособие в 12 ч. Ч. IX. Вторая четверть XX века / Авторы-сост. В.Ф. Березин, И.М. Рукавицын / Иод ред. В.И. Пронина. - Новосибирск: НВВКУ МВД России, 1992. - 109 с.

11. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1989. - 479 с.

12. Ганс Ф.К. Гюнтер. Избранные работы по расологии / Пер. с нем. A.M. Иванова. - М.: Белые альвы, 2005. - 576 с.

13. Разгонов В.Л. Идейно-ценностные основы профессионального воспитания курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 52-57.

Педагогика

УДК 37.013.31:792.03

старший преподаватель Тяглова Светлана Александровна

Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности внедрения арт-педагогического подхода в подготовку педагогических кадров России рубежа XX - XXI вв. Раскрыто содержание курсов, реализующих данное направление в обучении учителей. Обозначены проблемы и перспективы развития арт-педагогического подхода в XXI веке.

Ключевые слова: педагогическое образование; арт-педагогика; театральная педагогика; художественно-образный подход.

Annotation. In article features of introduction of art and pedagogical approach in pedagogical higher éducation institutions of Russia during the period from 80th of the XX century prior to the beginning of the XXI century are considered. The maintenance of courses of the pedagogical higher education institutions realizing this direction of activity in training of teachers in the called time span is opened. Problems and prospects of development of art and pedagogical approach in the XXI century are designated.

Keywords: pedagogical education; art pedagogics; theatrical pedagogics; art - figurative approach.

Введение. В результате реформ педагогического образования 80-90-х гг. XX века ,большое развитие получает творческая инновационная деятельность учителя. Именно в это сложное время начинается новая волна понимания педагогики как искусства, а искусства - как равноправного составляющего учебного процесса, активное внедрение идей театральной педагогики в современное педагогическое образование.

Задачей вузов педагогического профиля становится подготовка учителя, способного качественно работать в эпоху новой образовательной парадигмы, реализовывать адекватные требованиям времени образовательные модели (Профессиональный стандарт «Педагог», Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования, и др.).

Новые стратегии в образовании, с одной стороны, расширили творческую инициативу учителя посредством инновационных технологий и форм обучения, с другой - создали информационную перегруженность учебного процесса излишней наукообразностью учебных текстов, введением дополнительных обязательных предметов как в школе, так и в вузах, что привело к ограничению времени на творчество, саморазвитие будущего учителя. Поиски равновесия логического и образно-эмоционального компонента образования привели ученых к развитию и научному оформлению арт-педагогического подхода, понимаемого нами как ракурса рассмотрения педагогических явлений с точки зрения соотнесенности в педагогике логико-гносеологического и художественно-эстетического планов (О.С. Задорина).

Формулировка цели статьи. Цель статьи - обобщить опыт российских ученых-педагогов конца XX -начала XXI вв. в становлении арт-педагогического подхода в педагогическом образовании.

Изложение основного материала статьи. Обретение учителями и преподавателями свободы творчества в своей профессиональной деятельности привело к появлению многочисленных научных и методических работ в области театральной педагогики, как основной составляющей арт-педагогического подхода (АПП). Следует отметить, что до оформления арт-педагогики в отдельный научный подход, элементы театральной педагогики в разной степени применялись в педагогической практике, и были одними из составляющих таких понятий, как «педагогическое мастерство», «принцип эмоциональности», «педагогическая техника», «артистизм педагога» и др.

В Полтавском педагогическом институте была создана первая в стране кафедра основ педагогического мастерства. Программа «Основы педагогического мастерства» разрабатывалась учеными кафедры для всех педвузов страны. В ее содержание входили занятия по речи и педагогическому общению, элементы актерского и режиссерского мастерства, педагогическая техника. На ее основе издано учебное пособие «Основы педагогического мастерства», составленное учеными Полтавского пединститута.

Отличительными характеристиками программы являлись: продолжительный временной отрезок обучения студентов педагогическому мастерству (2 года), сотрудничество с базовой школой для реализации практической части курса, создание специальных аудиторий для занятий и их техническое оснащение.

В основе обучения первокурсников ставился акцент на самораскрытии, знакомстве с собственными качествами и умении с ними работать (развитие речевых умений, интонационного богатства речи, обучение техникам снятия зажимов, в том числе психологических, и т.п.). На втором курсе студенты овладевали способами коммуникационного воздействия на учеников, постигали различные стили общения. Акцент в содержании ставился на развитии умения понимать другого человека.

Опыт преподавания экспериментального курса показал, что студенты довольно успешно овладевают навыками правильного распределения сил на протяжении урока, могут организовывать свое самочувствие и управлять им. На успешности овладения новыми навыками в системе педагогического тренинга отрицательно сказались недостаточное совершенство нервно-психической организации, дыхательного и речевого аппарата, сенсорно-перцептивной, волевой сферы. В связи с этим в институте была разработана система профессиональной ориентации и отбора абитуриентов, создана школа юного педагога.

В Московском институте открытого образования с 1997 года организованы годичные курсы повышения квалификации «Театр и театральная педагогика в общем и дополнительном образовании» (144 аудиторных часа). Программа опирается на подход М.Е. Ершова (ученика К. С. Станиславского), изложенный в его труде «Режиссура как практическая психология».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методология П. М. Ершова, основанная на понимании действенной природы театра, максимально сближающей его с действенной природой образовательного процесса, положена в основу образовательных программ «Уроки театра на уроках в школе» и «Режиссура и педагогика корня» (144 часа занятий в режиме по 6 часов один раз в неделю), созданных С. В. Клубковым и А. П. Ершовой специально для кафедры культурологии и эстетического образования Московского института открытого образования (МИОО) в 1997 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.