Научная статья на тему 'Модернизация ведомственной системы образования и ее роль в формировании сотрудников МВД России нового типа'

Модернизация ведомственной системы образования и ее роль в формировании сотрудников МВД России нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЕДОМСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА МВД РОССИИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / MODERNIZATION / DEPARTMENTAL SYSTEM OF EDUCATION / REFORM OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY / OPERATIONS SECTION ACTIVITY / PROFILING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / INNOVATIVE TECHNOLOGY / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герман Роман Борисович

В статье подробно анализируются модернизационные процессы, происходящие сегодня в ведомственной системе образования, рассматривается и объективно оценивается ее роль в формировании сотрудников МВД России нового типа. Автор отмечает, что крупномасштабная реформа МВД России четко обозначила федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования третьего поколения. В статье указываются наиболее продуктивные направления научно-педагогических исследований, которые целесообразно учитывать на современном этапе развития МВД Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на том, что профессиональное образование должно иметь инновационный характер, поскольку без этого невозможно эффективное совершенствование профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герман Роман Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE DEPARTMENTAL SYSTEM OF EDUCATION AND ITS ROLE IN THE FORMATION

The article analyzes in detail the processes of modernization taking place in the departmental system of education today and considers its role in the formation of a new type of employees of the Russian Interior Ministry in proper perspective. The author notes that a large-scale reform of the Russian Interior Ministry indicated the federal state educational standards of higher and professional education of the third generation very clearly. The article points out the most efficient areas of scientific and educational research that should be considered at the present stage of development of the Ministry of Interior of the Russian Federation. The author focuses on the fact that professional education should be innovative, otherwise it is impossible to develop professional training effectively.

Текст научной работы на тему «Модернизация ведомственной системы образования и ее роль в формировании сотрудников МВД России нового типа»

Создание новой системы подготовки молодых специалистов для отечественных правоохранительных органов является одной из весьма нелегких задач, возникших с появлением на свет Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [1]. И это вполне закономерно, поскольку исключительно при наличии квалифицированных специалистов, обладающих высокими морально-нравственными качествами, правовой культурой, можно поистине укрепить правопорядок в государстве, обеспечить реальную защиту граждан. Ведомственная же система профессионального образования представляет собой источник кадров, которые адаптированы к специфическим условиям работы органов внутренних дел [2, с. 13-19].

В рамках крупномасштабной реформы МВД России наряду с целенаправленным внедрением новых принципов деятельности, глобальной корректировкой ценностных ориентиров, основательной разработкой новых критериев объективной оценки служебной деятельности сотрудников, появилась явная необходимость внесения изменений в организацию и содержание профессиональной и морально-психологической подготовки полицейских кадров в соответствии с требованиями времени. В связи с этим, как известно, во всех вузах МВД России активно проводилось реформирование, включающее реорганизацию структуры, а также сокращение численности образовательных учреждений МВД России.

В ходе первого этапа реформирования системы образования МВД России, состоявшегося в 2011 г., произошла ликвидация или перепрофилирование малоэффективных филиалов, расширение системы образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Статистика свидетельствует, что до начала данной реформы в систему МВД России входило 32 образовательных учреждения и 26 их филиалов. К тому же успешно функционировало 107 центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России [3, с. 11-12]. Сегодня же, после осуществления мероприятий по оптимизации, ведомственная образовательная система включает в себя 3 университета, 4 академии, 12 институтов (2 из них - институты повышения квалификации), 10 филиалов, 2 кинологические школы, 6 суворовских училищ, 90 центров профессиональной подготовки [4, с. 3].

В настоящее время в обеспечении процесса обучения занято более 24 тыс. сотрудников. В вузах МВД России обучается около 25 тыс. человек на очной форме и более 35 тыс. человек на заочной форме. Кроме того, в учебных заведениях и центрах профессиональной подготовки ежегодно осуществляют первоначальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 70 тыс. сотрудников [4, с. 4].

С сентября 2011 г. отечественная система высшего профессионального образования взяла курс на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования третьего поколения. Безусловно, перед ведомственными образовательными учреждениями были поставлены задачи, направленные на формирование принципиально нового высокопрофессионального ядра полицейских кадров, которые были обусловлены качественно новыми требованиями к системе образования, воспитания, структуре и содержанию профессиональной подготовки сотрудников полиции. При этом предусматривается, что первоочередное внимание следует уделить сбалансированному насыщению полицейских подразделений специалистами, обладающими компетентностью и имеющими высшее образование по требуемым профилям. Такие специалисты должны быть готовы к выполнению функциональных обязанностей в быстро изменяющихся условиях, используя необходимые методы, а также современные компьютеризованные технические средства. Они должны стремиться к профессиональному самообразованию, личностно-профессиональному саморазвитию [5, с. 32].

Важным событием в сфере высшего профессионального образования является тот факт, что совместными усилиями МВД России и других министерств и ведомств силового блока удалось отстоять право на подготовку основной части кадров для органов внутренних дел по пятилетним программам второго уровня высшего профессионального образования с присвоением квалификации «специалист». Нельзя не отметить и огромную фундаментальную работу, проделанную сотрудниками ряда ведомственных учебных заведений, по разработке семи федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС

ВПО) и одного стандарта среднего профессионального образования. Данная работа была высоко оценена руководством МВД России [6, с. 27; 7, с. 17].

Модернизацию российской педагогической системы необходимо претворять в жизнь на базе комплексного подхода, охватывающего все ее звенья и уровни. Для этого следует, прежде всего, осуществить модернизацию системы первоначальной подготовки в организационном и штатном направлениях, в частности, путем создания межрегиональных центров профессиональной подготовки. При этом такие центры должны иметь квалифицированных преподавателей и достаточно развитую материально-техническую базу, предоставляющую возможность осуществлять кадровую подготовку полицейских на должном уровне. С этой целью требуется серьезная работа по основательному обновлению образовательных программ, разработки нового поколения программ переподготовки лиц, которые поступают на службу в ОВД, в том числе и из числа лиц с высшим неюридическим образованием.

В серьезном реформировании нуждается система целевого отбора кандидатов на обучение с учетом имеющегося у них образовательного уровня. При решении данной задачи целесообразно уделить особое внимание профориентационной работе среди военнослужащих срочной службы. В поле зрения должен быть вопрос, касающийся подготовки в ведомственных учебных заведениях по программам среднего профессионального образования военнослужащих срочной службы [4, с. 4].

Что касается среднего профессионального образования в системе подготовки сотрудников в МВД России, то следует подчеркнуть, что оно не ликвидировано. Действительно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о сокращении набора в образовательные учреждения МВД России набор на обучение по программам среднего профессионального образования по очной форме обучения был временно приостановлен. Однако в 2013 г., как известно, планируется возобновить набор в образовательные учреждения МВД России по данным программам на очную и заочную формы обучения. При этом будут учитываться потребности территориальных органов внутренних дел [3, с. 13].

Стоит отметить и тот факт, что в ходе реформирования в органах внутренних дел потребность в специалистах среднего звена не только не исчезла, а увеличилась. Наглядным подтверждением данной ситуации является то, что руководителям нередко приходится укомплектовывать должности выпускниками гражданских вузов, направляя их в центры профессиональной подготовки с целью прохождения обучения. Однако нельзя не согласиться с утверждением, что даже самый лучший центр не может восполнить обучение и воспитание, которое получали молодые люди на протяжении трех-четырех лет в ведомственных средних школах и колледжах [8, с. 17].

Профилизация образовательных учреждений посредством возложения на них функций научно-методических и учебно-научных центров по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности представляет собой ключевое условие модернизации. Вполне очевидно, что профилизация придаст образовательному процессу выраженную практическую направленность, позволит обеспечить, с одной стороны, тесную связь профессорско-преподавательского состава вузов и ученых с практической деятельностью, а с другой стороны, взаимодействие преподавателей и сотрудников органов внутренних дел. При установлении профилей образовательных учреждений берутся во внимание наработки известных научных школ, накопленный опыт подготовки специалистов той или иной квалификации, а также наличие необходимой учебно-материальной базы. Следует учитывать и тот факт, что в ходе процесса профилизации требуется установить и поддерживать тесное взаимодействие образовательных учреждений МВД России с соответствующими подразделениями центрального аппарата МВД России. Нет никаких сомнений в том, что полная реализация идеи профилизации образовательных учреждений МВД России предоставит реальную возможность, во-первых, добиться высокого качества научного обеспечения и методической поддержки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, во-вторых, своевременно корректировать профессиональную подготовку специалистов, учитывая насущные потребности органов внутренних дел, и в-третьих, оказать положительное влияние на организацию стажировки преподавателей вузов МВД России. К тому же, можно будет регулярно задействовать сотрудников, обладающих солидным опытом службы в соответствующих подразделениях ОВД, в учебном процессе по наиболее актуальной проблематике деятельности ОВД, например, в проведении

занятий, посвященных работе учащихся с новейшими образцами вооружения, или же изучению специальной и криминалистической техники [3, с. 12-13].

Сегодня крайне важно найти правильное решение проблемы, касающейся подготовки профессиональных научно-педагогических кадров по профильным дисциплинам, значительно повысить эффективность проводимых научно-практических мероприятий, создавать и всячески развивать научные школы.

На современном этапе развития МВД Российской Федерации целесообразно учитывать наиболее продуктивные направления научно-педагогических исследований. К таким направлениям, например, вполне можно отнести осуществление методологического обновления военно-педагогической науки, совершение перехода к гуманистической, гражданско-патриотической идеологии, кадровому воспитанию на культурных ценностях отечественного и мирового уровня. Следует акцентировать внимание на сущности и специфике, а также основных закономерностях и принципах организации целостного педагогического процесса в вузах. Представляет определенный научный интерес и создание обоснованной системы непрерывного образования офицерских кадров, существенная оптимизация ее содержания, методов и средств реализации. Нуждается в основательном исследовании организационно-методическое совершенствование педагогической системы военно-профессионального образования учащихся, управление ею посредством новейших педагогических технологий. К актуальным направлениям научно-педагогических исследований относится и комплексное исследование по изучению и использованию позитивного педагогического опыта в сегодняшних условиях. В тщательном изучении и объективной научной оценке нуждаются зарубежные военно-педагогические системы подготовки офицерского корпуса [9, с. 122-123; 10, с. 17-28].

Бесспорно, целенаправленная работа по обозначенным направлениям научно-педагогических исследований окажет значительную помощь в создании эффективной системы подготовки военных кадров МВД, отвечающую требованиям современности.

Общеизвестно, что образовательная система МВД России представляет собой одну из самых крупных и развитых систем в правоохранительной сфере [11, с. 15]. Научным изысканиям уделяется много внимания во всех ведомственных учебных заведениях. Особо хотелось бы отметить деятельность ВНИИ МВД России. В этом головном научно-исследовательском учреждении, имеющем 14 региональных подразделений по всей стране, трудятся специалисты в области права, криминологии, педагогики, экономики, истории, философии, медицины. Среди специалистов ВНИИ МВД России насчитывается более 40 докторов наук, около 130 кандидатов наук, 12 заслуженных деятелей науки Российской Федерации и 13 заслуженных юристов Российской Федерации. Многие научные сотрудники обладают значительным опытом практической деятельности, приобретенным в ходе работы в оперативно-разыскных, следственных, штабных и других подразделениях МВД России. В центре внимания ученых находится нормотворчество. Так, в 2012 г. специалистами ВНИИ МВД России проводился мониторинг правоприменения сформированного полицейского законодательства [12, с. 5].

В настоящее время профессиональное образование должно иметь инновационный характер, поскольку без этого невозможно эффективное совершенствование профессиональной подготовки. Следует отметить, что уже далеко не первый год в образовательный процесс успешно внедряются инновационные технологии. В первую очередь, речь идет о системе дистанционного обучения, предоставляющей возможность практически вдвое сократить расходы на подготовку кадров и заметно повысить практическую направленность обучения [2, с. 18; 11, с. 16].

Внедрение же новых образовательных технологий и инновационных моделей образовательных программ предполагает наличие полноценной материально-технической базы во всех образовательных учреждениях. В связи с этим за последние годы Финансово-экономический департамент и Департамент тыла МВД России не раз прорабатывали вопрос о выделении дополнительных целевых ассигнований с целью оснащения образовательных учреждений и учебных центров новейшей техникой (вычислительной, оперативной и криминалистической, организационной), средствами связи и вооружения. Кроме того, для улучшения состояния материально-технической базы образовательных учреждений МВД России стали использоваться такие внебюджетные источники, как доходы от платной образовательной деятельности. Бесспорно,

материально-техническую базу в ведомственных образовательных учреждениях необходимо адаптировать для использования новых информационных и коммуникационных технологий, образовательных ресурсов и пособий в электронном виде, обеспечения доступа преподавателей и учащихся к источникам научной и технической информации [3, с. 19; 4, с. 5].

Предполагается, что значительную помощь эффективному развитию инновационной системы образования окажет грантовая поддержка образовательных учреждений, а также отдельных творческих коллективов, которые должны основательно заниматься разработкой и внедрением инновационных образовательных программ и технологий. Определенные надежды в данном направлении также возлагаются на создание и развитие единого ведомственного электронного образовательного ресурса.

В условиях реформирования предстоит справиться с еще одной весьма непростой задачей - это сформировать и способствовать дальнейшему развитию системы оценки качества модернизации ведомственного образования. Для этого необходимо сосредоточить усилия на всесторонней разработке и реализации механизмов обеспечения комплексного мониторинга качества образования, продуктивности профессиональной деятельности выпускников. Используя полученные данные, следует произвести корректировку учебного процесса с учетом практических потребностей. При решении поставленной задачи целесообразно внедрить процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе проводить общественно-профессиональную аккредитацию вузов [4, с. 5].

Итак, в целях осуществления успешной модернизации педагогической системы требуется использовать комплексный, всеобъемлющий подход, который охватывает все ее составляющие. «При этом в числе приоритетных задач, - как подчеркнул в своем выступлении начальник ДГСК МВД России генерал-лейтенант внутренней службы В.Л. Кубышко, - развитие многоуровневой практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел» [4, с. 4].

Поскольку качество профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел оказывает прямое влияние на результаты оперативно-служебной деятельности, возникла явная необходимость совершенствования всей системы профессиональной подготовки и обучения кадров, создания весьма гибкой, многоуровневой системы профессионального образования, оптимизации механизмов управления.

Курсантов и слушателей образовательной системы МВД России требуется вооружать такими знаниями, которые бы позволяли им быстро и качественно справляться с поставленными служебными задачами. Достижение нового уровня качества подготовки полицейских - это важнейшая задача современности, поскольку российское общество предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел достаточно высокие требования.

Литература

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ // Федеральный закон «О полиции». М., 2011.

2. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3.

3. Герасимов С. Профессия - полицейский // Полиция России. 2012. № 9.

4. Выступление начальника ДГСК МВД России генерал-лейтенанта внутренней службы В.Л. Кубышко в журнале «Родина» // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2.

5. Дровникова И.Г. Пути формирования компетентности и профессионального мастерства сотрудника полиции // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. № 3.

6. Румянцев Н. Ориентир - образовательные стандарты третьего поколения // Полиция России. 2012. № 2.

7. Румянцев Н. Создана новая система подготовки молодых специалистов // Полиция России. 2012. № 6.

8. Лагутин Б. Порушенные кузницы // Полиция России. 2012. № 9.

9. Башлуева Н.Н. Историко-педагогический анализ проблемы обучения курсантов военных вузов и вузов системы МВД в ХХ веке // Черные дыры в Российском законодательстве. 2012. № 1.

10. Муцынов С.С., Руденко Ю.С. Передовой педагогический опыт как научная категория // Передовой научно-педагогический опыт: теория, технологии, перспективы / Под общ. ред. В.Н. Герасимова. М., 2001.

11. Кикоть В.Я. Самое главное - это люди // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 4.

12. Ученые проводят мониторинг // Полиция России. 2013. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.