УДК 378
Васильев Вячеслав Вениаминович
кандидат юридических наук, доцент Нижегородская академия МВД России vasijev. [email protected]
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье автор предлагает свое видение системы ценностных оснований ведомственного непрерывного образования в образовательных организациях МВД РФ. Обозначается проблема нормативной неурегулированности профессиональной принадлежности выпускников вузов (образовательных организаций системы дополнительного профессионального образования) МВД РФ.
Ключевые слова: ценностные основания, образовательная организация, ведомственное непрерывное образование, система, сотрудник ОВД, проблемные аспекты.
В Российской Федерации в настоящее время продолжается административная реформа «силового блока» федеральных органов исполнительной власти, направленная на определение и закрепление за правоохранительными органами актуальных на современном этапе развития государства и общества направлений их оперативно-служебной деятельности, повышение доверия граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства к сотрудникам правоохранительных органов, в частности к сотрудникам полиции. Повышение такого доверия невозможно без реализации комплексного подхода к проблеме ведомственного образования в системе МВД РФ, и получения реальных результатов непрерывного образовательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) в виде профессионально грамотной, законной деятельности сотрудников служб и подразделений ОВД.
Процесс непрерывного образования в любой, в том числе и ведомственной образовательной среде, зависит от правильного определения и последующей реализации ценностных оснований образовательной деятельности. Вопрос правильного определения ценностных оснований непрерывного образования становится сверхважным, когда в качестве объекта непрерывного образовательного воздействия выступают должностные лица, наделенные правом применения мер государственного принуждения. Все перечисленное позволяет автору утверждать, что вопрос ценностных оснований непрерывного образования сотрудников ОВД в образовательных организациях высшего образования МВД РФ остается актуальным и требует научного исследования.
Общие вопросы теории высшего образования, аксиологии образовательной деятельности многократно становились объектами исследования, как на диссертационном, так и монографическом уровне. Не оставались без внимания и прикладные вопросы аксиологии. А.В. Кирьяковой, Н.Д. Никан-дровым, Е.Н. Шияновым исследовался ценностный подход в образовании. М.С. Каган, Л.Н. Столович
разрабатывали в своих исследованиях философию системы ценностных отношений. Специфичность природы педагогической деятельности обосновывалась в результатах научной работы В.Н. За-гвязинского, И.А. Колесниковой, Н.К. Сергеева, В.А. Сластенина.
Ведомственное образование системы МВД, в силу своей специфичности и корпоративности не так часто становилось объектом общепедагогических и аксиологических исследований. Определенная «закрытость» данных образовательных организаций не исключает их из общей системы непрерывного образования России, и, соответственно, не избавляет «полицейское» образование от необходимости формулирования и реализации ценностных оснований непрерывного образования сотрудников ОВД.
Известные исследования вопросов непрерывного образования в системе МВД России проводились в период функционирования таких элементов ведомственного непрерывного образования, как учебные центры (центры профессиональной подготовки) территориальных ОВД, средне-специальные учебные учреждения системы МВД РФ. В настоящее время данные звенья ведомственной образовательной цепи упразднены. Более того, уже упомянутая административная реформа предусматривает дальнейшее изменение системы образовательных организаций МВД РФ, в части выделения из её состава отдельных элементов системы образования с переподчинением их Росгвардии. Всё перечисленное определяет научную новизну проблемы формулирования ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ на современном этапе. Автор полагает, что вопрос ценностных оснований построения непрерывного образования в образовательной организации МВД России требует тщательного исследования и рассмотрения, чему посвящена настоящая работа.
Необходимость тщательной проработки, формулирования и последующей реализации ценностных оснований непрерывного образования
124
Вестник КГУ _J 2017
© Васильев В.В., 2017
императивно определена федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2], прямо указывающего, что составными частями образования являются ценностные установки личности, приобретаемые в процессе образования для её духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития. Действовавший более двадцати лет Закон «Об образовании» [3] не требовал обязательной постановки ценностных ориентиров образовательного процесса, ограничиваясь техническими требованиями образовательной деятельности, в рамках установления образовательных требований и цензов. Изменения социально-политической и гуманитарной обстановки в обществе привели к необходимости трансформации образовательной парадигмы.
Принцип логичности и последовательности изложения результатов научного исследования требует от автора, прежде всего, определить объект исследования и разрабатываемую научную гипотезу.
Под объектом краткого исследования природы и содержания ценностных оснований непрерывного «полицейского» образования в вузах МВД, автор видит аксиологию образовательной деятельности сквозь призму высшего образования, реализуемого образовательными организациями системы МВД РФ.
В качестве рабочей гипотезы исследования автор формулирует умозаключение, что эффективность и качество образовательной деятельности по обучению, воспитанию и дальнейшему развитию сотрудников полиции, способных к профессионально грамотной, законной оперативно-служебной деятельности на должностях начальствующего состава служб и подразделений ОВД, малоэффективна без формулирования и реализации ценностных оснований непрерывного «полицейского» образования.
Прежде чем приступить к анализу ценностных оснований непрерывного образования в вузах МВД РФ необходимо обратиться к природе понятия «ценностное основание» и его философско-пе-дагогическому содержанию. Л.В. Баева, рассматривая философское содержание экзистенциальной аксиологии истории, под ценностным основанием понимала обоснование того, почему бытие именно таково и к чему оно устремлено [1]. Подходя к вопросу ценностных оснований с педагогической точки зрения, и рассматривая аксиологические вопросы современной модели российского высшего образования, Л.С. Перевозчикова и К.С. Петренко, отталкиваясь от видения аксиологии высшего гуманитарного образования Н.С. Розова [7], формулируют ценностное основание как философский, мировоззренческий фундамент, обусловливающий принципиальные образовательные решения и сами системы образования с их целями, организацией, методами и т.д. [6]. Соглашаясь с приведенными
мнениями, в полном объеме их разделить нельзя. В стороне остаются ценностные нравственно-воспитательные основания непрерывного образовательного процесса. Правильность данного подхода подтверждается изменениями в государственной политике в сфере образовательной деятельности, озвученными министром образования и науки России О.Ю. Васильевой, в части принципиального отхода Минобрнауки РФ от концепции оказания государственных образовательных услуг, как сути образования.
«Силовые» системы образования в России, ведущие свою историю со времен Российской Империи (военная, правоохранительная и другие) на протяжении десятков лет известны своим консерватизмом, особенно в базисно-аксиологическом ключе. В ведомственных образовательных учреждениях системы МВД существовали и существуют в качестве ценностных основ непрерывного образования такие институты педагогического воздействия, как наставничество, кураторство и поручительство. Вне зависимости от социально-политической формации общества, формы власти, данные системы образовательных учреждений готовили всесторонне развитого, морально устойчивого защитника государства и общества. Получение такого «продукта» невозможно без достижения тех нравственно-воспитательных и социокультурных [8; 10] оснований, к которым пришел российский законодатель при принятии ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие обучающегося.
Переходя к непосредственному формулированию и раскрытию ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ, в качестве таковых необходимо выделить два базисных основания, на которых конструируется система ценностей:
- Совокупность общего обучения и воспитания, полагаемых в качестве ценностных оснований любого образования:
1. Знания.
2. Умения.
3. Навыки.
4. Формирование всесторонне развитой личности.
- Совокупность специального обучения и воспитания, полагаемых в качестве ценностных оснований ведомственного непрерывного образования:
1. Формирование специалиста-профессионала по конкретному направлению правоохранительной деятельности.
2. Формирование личности сотрудника ОВД в рамках триединой модели «гражданин-патриот-профессионал», способного к полноценному исполнению правоохранительных обязанностей незамедлительно по окончании процесса обучения
(минуя, свойственный гражданскому обучению, этап вхождения в должность).
Общие вопросы ценностных оснований образования в целом, и непрерывного образования в частности, неоднократно исследовались в аксиологических, педагогических и философских научных трудах. Основываясь на этом, ценностные основания непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ будут рассмотрены с точки зрения специального обучения и воспитания [9], полагаемых в качестве ценностных оснований ведомственного непрерывного образования.
Формирование специалиста-профессионала по конкретному направлению правоохранительной деятельности. Проблемным аспектом данного ценностного основания непрерывного «полицейского» образования в образовательных организациях МВД РФ является факт того, что узкие специализации, профили подготовки и пр. по которым осуществляется образовательная деятельность в вузах МВД, никак не представлены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих. Отсутствие такого официального упоминания, не только не умаляет ценностное основание ведомственного непрерывного образования, но и добавляет нравственную составляющую, которая позволяет обучающемуся в системе непрерывного «полицейского» образования, гордиться своей исключительностью, как профессионала. Уникальность избранного направления правоохранительной деятельности для кандидата на обучение и является ценностным основанием подготовки специалиста-профессионала. Данное авторское утверждение, подтверждается наличием ведомственного нормативного правового акта, определяющего профилизацию вузов МВД РФ (так подготовка специалистов-профессионалов по борьбе с экономическими преступлениями осуществляется единственным вузом в стране - Нижегородской академией МВД России).
Формирование личности сотрудника ОВД в рамках триединой модели «гражданин-патриот-профессионал», как ценностное основание непрерывной ведомственной образовательной деятельности начинается задолго до вуза МВД РФ через систему специализированных кадетских классов, кадетских корпусов и суворовских училищ Министерства внутренних дел. Данный элемент ведомственного непрерывного образования наряду с преподаванием курса средней школы прививает азы профессии правоохранителя и формирует личность обучающегося в русле заданной модели. Основной этап реализации модели «гражданин-патриот-профессионал» - обучение и воспитание в вузе МВД РФ, соединяющее в себе привитие теоретических знаний, формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций
с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием сотрудника ОВД, способного при выпуске из образовательной организации, к полноценному исполнению правоохранительных обязанностей незамедлительно по окончании процесса обучения.
Рассматриваемое ценностное основание не утрачивает своей значимости в течение всего периода службы сотрудника ОВД и реализуется через:
1) повседневную служебную и морально-психологическую подготовку сотрудника;
2) дополнительное профессиональное образование.
Подводя итоги, рассмотрения вопроса ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ, необходимо сформулировать выводы и обозначить неразрешенные проблемные аспекты ведомственной образовательной деятельности.
1. В качестве ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ, автор видит два базисных основания, из которых состоит система ценностей:
- совокупность общего обучения и воспитания, полагаемых в качестве ценностных оснований образования любого типа (уровня, вида, категории, ведомственной принадлежности и пр.);
- совокупность специального обучения и воспитания, полагаемых в качестве ценностных оснований ведомственного непрерывного образования.
2. Автор намеренно, чтобы соответствовать жанру научной статьи, не раскрывает специфические функции элементов системы ценностных оснований ведомственного непрерывного образования, взаимосвязи между ними, не показывает взаимодействие их целостной совокупности с условиями внешней среды. Раскрытие такого объема информации, в полной мере, будет осуществлено автором в рамках диссертационного исследования.
3. Утверждая, что к ценностным основаниям ведомственного непрерывного образования, осуществляемого вузами МВД РФ, относится совокупность специального обучения и воспитания, их составными частями автор определяет
- формирование специалиста-профессионала по конкретному направлению правоохранительной деятельности;
- формирование личности сотрудника ОВД в рамках триединой модели «гражданин-патриот-профессионал», способного к полноценному исполнению правоохранительных обязанностей незамедлительно по окончании процесса обучения.
4. Успешная реализация обозначенных ценностных оснований ведомственного непрерывного образования, позволяет выпускнику образовательной организации МВД РФ (за исключением кадетских и суворовских училищ МВД РФ) приступить к непосредственному исполнению правоохранительных обязанностей, минуя, свойственный вы-
126
Вестник КГУ ^ 2017
пускнику гражданской образовательной организации, этап вхождения в должность.
5. Неразрешенным проблемным аспектом ведомственной образовательной деятельности, что в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих [4] не представлены узкие специализации, профили подготовки по которым она осуществляется. Единственным упоминанием «полицейской» специальности является Общероссийский классификатор занятий [5], формально содержащий профессию «Полицейский».
Библиографический список
1. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - 275 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
3. Об образовании: закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.
4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) // СПС Гарант (дата обращения 24.11.2016).
5. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК
010-2014 (МСКЗ-08): приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.11.2016).
6. Перевозчикова Л.С., Петренко К.С. Ценностные основания парадигмы российского высшего образования // Вестник ВГТУ - 2012. - № 3. -С. 147-150.
7. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). - М., 1993. - 190 с.
8. Тимонин А.И. Теоретические подходы к изучению феномена социального становления личности // Педагогическое обеспечение становления и развития личности в образовательных учреждениях различного типа: сб. науч. трудов преподавателей и аспирантов института педагогики и психологии / сост. А.И. Иванова; науч. ред. А.И. Тимонин. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 221 с.
9. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2012. - Т. 18. - №1-1. - С. 55-58.
10. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Т. 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 216-219.