Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
научно-техническая революция / глобализация / модернизация / культурная принадлежность / национальная идентичность / инновации / традиции / цифровые технологии / цифровизация / импортозамещение / отечественная культура / культурная идентичность / информационный век / scientific revolution / globalization / modernization / cultural belonging / national identity / innovation / traditions / digital technologies / digitalization / import substitution / domestic culture / cultural identity / information age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухин В.А., Павлова О.А.

В статье рассматриваются вопросы модернизации управления культурой в российских учреждениях культуры, подчеркивается необходимость баланса между инновациями и традициями для сохранения культурной идентичности. Утверждается, что внедрение инновационных технологий необходимо для сохранения национальных традиций, продвижения отечественной культурной продукции и удовлетворения интересов современной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS OF EVENT PROJECT MANAGEMENT: HISTORY, THEORY AND CLASSIFICATIONS

Article deals with the issues of modernization of cultural management in Russian cultural institutions, emphasizing the need for a balance between innovation and tradition to preserve cultural identity. It is argued that the introduction of innovative technologies is necessary to preserve national traditions, promote domestic cultural products and meet the interests of modern audiences.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ»

УДК 008 Полухин В.А., Павлова О.А.

Полухин В.А.

студент 2 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доктор филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы модернизации управления культурой в российских учреждениях культуры, подчеркивается необходимость баланса между инновациями и традициями для сохранения культурной идентичности. Утверждается, что внедрение инновационных технологий необходимо для сохранения национальных традиций, продвижения отечественной культурной продукции и удовлетворения интересов современной аудитории.

Ключевые слова: научно-техническая революция, глобализация, модернизация, культурная принадлежность, национальная идентичность, инновации, традиции, цифровые технологии, цифровизация, импортозамещение, отечественная культура, культурная идентичность, информационный век.

Научно-техническая революция и глобализация значительно ускорили формирование современных потребностей людей, бросив вызов привычной модели формирования спроса и предложения на рынке товаров и услуг. В

1639

настоящее время трудно однозначно определить, формируется ли потребность в модернизации деятельности и управленческих процессов учреждений культуры самим фактом расширения научно-технических и технологических возможностей или же общее развитие этих возможностей диктует потребность в модернизации деятельности учреждения для наиболее оптимального взаимодействия с современной аудиторией и соответствия учреждений современным требованиям.

Большинство действующих на территории России государственных учреждений культуры зачастую не в состоянии оперативно удовлетворять интересы современного общества. Поэтому их руководителям необходимо постоянно мониторить актуальные культурно-досуговые тенденции и быть готовыми принимать модернизационные и инновационные решения, отвечающие данным тенденциям.

Оглядываясь на стрессовые социально-экономические события в стране последних 2-3 лет можно предположить, что развитие культурно-досуговых учреждений, повышение внимания к ним молодежи, применение и внедрение современных технологий практике в социально-культурной деятельности является необходимостью в первую очередь для освещения культурной принадлежности народов, актуализации национальной самобытности и творческого начала в культурной деятельности граждан.

Следует понимать, что в управлении культурой необходимо научиться соблюдению баланса инновации и традиции [1]. Традиция сохранения ценностей и проверенных временем организационных форм необходима для сохранения «лица культуры» - например, традиционная организация имеет огромное значение для классического, не нового искусства. Вмешательство в такую тонкую организацию, как культурная традиция, может привести к неприятию со стороны людей, представляющих ее своим творчеством.

21-й век - это время стремительных перемен и развития новых технологий, пронизывающих важнейшие сферы жизнедеятельности человека, и социокультурная сфера не является исключением. Тот факт, что в развитии

1640

науки и техники происходит значительный прорыв, превышающий потенциал современного искусства и художественной деятельности, влияет на эти процессы как стимулирующее и преобразующее обстоятельство заметно положительного характера. С каждым днем становится все более очевидным, что технологии принимаются и используются людьми с огромный желанием и интересом. Другими словами, в обществе происходит смена векторов развития и парадигм мышления: от искусства, которое постигает технологии, до цифровых технологий, которые повышают ценность современного искусства. В связи с этим, инновационные технологии стали неотъемлемой частью существования современных людей. С 2020 года процесс цифровизации начал активную фазу внедрения в сферу культуры, стимулируя развитие новейших жанров искусства, например, таких как крипто-арт. Яркое тому подтверждение - стремительный рост популярности технологии №Г - метода цифровой сертификации, активно применяемый в сфере искусства, который обеспечивает подлинность объекта культуры. [2]

Общие социально-экономические изменения в России, произошедшие за последнее десятилетие, особенно сильно отразились на сфере культуры. Свобода выражения и невмешательство государственных органов в созидательные и культуротворческие процессы, децентрализация управления, разнообразие организационных, экономических и правовых форм поддержки творческой деятельности граждан, независимость учреждений культуры и иные предпосылки стремительного развития национальной культуры, с одной стороны, и с другой - активная реализация программ «импортозамещения», направленных на поддержку отечественного производства и культуры. Министерство культуры играет ключевую роль в этом процессе, разрабатывая и внедряя меры, способствующие сохранению и развитию национальных традиций, а также стимулированию производства собственных культурных продуктов.

Учитывая все вышеперечисленные аспекты, с уверенностью можно сказать, что разработка модернизационных стратегий культурно-досуговых

1641

учреждений, а также внедрение и применение инновационных технологий в социально-культурной деятельности является неоспоримой необходимостью и рациональным, стратегически верным решением, как для сохранения культурной идентичности народов, проживающих на территории страны, так и для популяризации и развития отечественной современной культуры [3].

Таким образом, модернизационные процессы в эпоху информации формируются на основании государственной культурной политики и общей социально-культурной обстановкой в стране, а также они должны отвечать функциональным требованиям специфики учреждения культуры, на базе которого будут применяться и соответствовать интересам основной целевой аудитории данного учреждения [4].

Современные формы, методы и средства социокультурной деятельности несут на себе печать постиндустриальной эпохи - эпохи информационного господства, высокоразвитого коммуникационного пространства, которое изменяет все структуры общества и вносит существенные изменения в социокультурную деятельность.

Модернизация форм, видов, методов, средств и технологий социокультурной деятельности обусловлена изменением социальной структуры общества, увеличением свободного времени, развитием частной собственности, ростом широкой сети коммерческих компаний, фирм, корпораций, ростом коммерческих социокультурных услуг.

На данный момент в решении проблем организации социокультурной деятельности преобладает коммерческий подход. Такой подход позволяет расширить и сделать более разнообразными формы, методы и средства социокультурной деятельности. Кроме того, доля государственных учреждений культуры снижается, а доля негосударственных, частных и коммерческих центров быстро растет. Методы, используемые руководителями коммерческих учреждений культуры, часто отличаются от средств социокультурной деятельности бюджетных учреждений. Некоторые из этих нововведений основаны на американском и европейском опыте анимации и реабилитации

1642

личности и не соответствуют определению традиционных духовно-нравственных ценностей гражданина РФ.

Среди современных средств социокультурной деятельности первое, что нужно назвать, — это новейшие вычислительно-технические средства. Электронные и цифровые технологии позволяют синтезировать практически все традиционные виды информации на одном носителе и в единой технологии: нейросетевые языковые модели, текст, фото- и видеоизображения, цвета, звук, анимацию. Это открывает новые возможности для хранения артефактов, передачи и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д. На этой основе возникают новые формы потребления услуг и возможности их предоставления в учреждениях культуры. Существуют также новые виды творчества - видео-арт, медиа-искусство, медиадизайн. Не только искусство и произведения искусства приобретают совершенно новые значения, но и само авторство, выставка и опыт.

Формы, методы и средства социокультурной деятельности как составные части технологического процесса, организованного в культурном учреждении, очень тесно взаимосвязаны и в некоторых случаях могут дополнять друг друга (например, соревнования и игры). Поэтому можно сказать, что классифицировать их в этом отношении довольно сложно. Кроме того, при выборе этих компонентов для мероприятия специалист должен обязательно ориентироваться на темы, цели и задачи запланированного мероприятия, учитывать различные возрастные, образовательные, трудовые и психологические особенности аудитории.

Также в организации социально-культурной деятельности современного общества преобладает подход, который часто определяет выбор методов организации деятельности учреждений культуры, но в то же время этот подход позволяет их диверсифицировать и расширять.

Некоторые современные формы, методы и средства социокультурной деятельности взяты из европейского и американского опыта социокультурной

1643

анимации и реабилитации личности, обусловленного растущими тенденциями глобализации, в том числе в культурной среде. Это позволяет нам решить некоторые проблемы международного противостояния, религиозной нетерпимости, но в то же время приводит к падению общей культуры населения.

Примечательно также, что на основе современных информационно-технических технологий, используемых в учреждениях культуры как средств социально-культурной деятельности, создаются новые формы потребления и предоставления социальных и культурных услуг. Однако есть и новые проблемы, которые гораздо сложнее решить в современных условиях. К этим проблемам относятся, прежде всего, проблемы авторского права, на которые почти всегда не обращают внимания.

Мультимедийные возможности современных компьютерных миров предоставляют инновационное экспериментальное пространство для действий как создателя, так и зрителя. Для первого они открывают инновационные формы искусства и творчества, а для второго - возможность получения нового типа информации в режиме реального времени. Структура многих таких проектов формирует новую форму информационной организации - форму базы данных, с помощью которой потребитель интерактивно взаимодействует с работой или другими пользователями через специальные интерфейсы. Многие инновационные технологии открывают возможность сделать социально-культурную сферу более мобильной, то есть перенести ее во всемирную паутину, что делает культурные и развлекательные объекты более доступными для многих людей.

Современная культура стремительно наследует новаторские идеи постмодернизма и рефлексирует о причинах его кризиса, которые приводят к поиску новых способов включения человека в мир культуры, тем самым акцентируя вопрос перспектив развития гуманизма в современной культуре. Другими словами, духовные итоги постмодернизма оказываются парадоксальными для понимания с одной стороны, потому что стимулируют

1644

обострение чувства свободы, с другой - воздействуют на самоотрицание собственной свободы.

Комфортное внедрение технологических новшеств в деятельность культурно-досугового учреждения зависит от особенностей системы управленческих решений, их гибкости и готовности к форс-мажорным обстоятельствам в случае неудачи. Для должного оправдания затраченных на технологическую модернизацию сил важно уделить внимание управленческой стороне деятельности менеджера КДУ и разработать систему внедрения управленческих новшеств, направленных на страхование рисков, с которыми может столкнуться модернизируемое учреждение, находясь в довольно уязвимом состоянии в период данной модернизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова О.В. и др. Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций. - 2017;

2. Ипполитов С.С. Интеллектуальная собственность и точки роста творческой индустрии в российской экономике: блокчейн, крипто-арт, №Г-токенизация // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2021. - №. 2 (42). - С. 5-18;

3. Кавера, В.А. Креативный потенциал в ребрендинге учреждений культуры / В.А. Кавера // Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров: Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 сентября 2023 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2023. - С. 15-17;

4. Костылев, С.В. Стратегии модернизации учреждений культуры клубного типа: современные культурные практики / С. В. Костылев, Л. Н. Романова // Сибирский антропологический журнал. - 2024. - Т. 8, № 1. - С. 69-75

1645

Polukhin V.A., Pavlova O.A.

Polukhin V.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

BASICS OF EVENT PROJECT MANAGEMENT: HISTORY, THEORY AND CLASSIFICATIONS

Abstract: article deals with the issues of modernization of cultural management in Russian cultural institutions, emphasizing the needfor a balance between innovation and tradition to preserve cultural identity. It is argued that the introduction of innovative technologies is necessary to preserve national traditions, promote domestic cultural products and meet the interests of modern audiences.

Keywords: scientific revolution, globalization, modernization, cultural belonging, national identity, innovation, traditions, digital technologies, digitalization, import substitution, domestic culture, cultural identity, information age.

1646

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.