Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / культурно-досуговая деятельность / инновационные методики / виды инновационных форм / innovations / cultural and leisure activities / innovative methods / types of innovative forms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серый Дмитрий Гавриилович, Серая Наталья Николаевна, Хатит Казбек Аскерович

В данной статье рассматриваются направления в модернизации культурно-досуговой деятельности, целевую аудиторию инновационных изменений, а также виды инновационных форм культурно-досуговых мероприятий с примерами их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серый Дмитрий Гавриилович, Серая Наталья Николаевна, Хатит Казбек Аскерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF INNOVATION OF MODERN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

This article discusses the directions in the modernization of cultural and leisure activities, the target audience of innovative changes, as well as the types of innovative forms of cultural and leisure activities with examples of their implementation.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (68), 2023 169 УДК 379.8

Серый Дмитрий Гавриилович, к.т.н., доцент (e-mail: seriy.d@kubsau.ru)

Серая Наталья Николаевна, старший преподаватель (e-mail: seraya.n.n@mail.ru) Хатит Казбек Аскерович, студент (e-mail: kaz01654@gmail.com)

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия

ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУР НО-ДОСУГОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются направления в модернизации культурно-досуговой деятельности, целевую аудиторию инновационных изменений, а также виды инновационных форм культурно-досуговых мероприятий с примерами их реализации.

Ключевые слова: инновации, культурно-досуговая деятельность, инновационные методики, виды инновационных форм

В России испокон веков существует определенная система ценностей, которая является отражением культуры и поведения людей. Существующая система представляла собой стабильное явление, но в настоящее время существующие политические, экономические и культурные кризисы привели к тому, что культурно-досуговая система претерпевает определенные изменения.

«В настоящее время в обществе все активнее переосмысливаются представления о наиболее совершенном развитии личности, причинах социального расслоения населения, ставшего приметой времени, интенсивности потребления культурных ценностей, формировании культурных стереотипов, эстетических вкусов, норм и идеалов, расширении культурного пространства при непременном сохранении территориального своеобразия культур» [2].

Приоритетным направлением в модернизации культурно-досугового направления специалисты считают процесс интенсификации, его инновационное насыщение, которое позволит интенсифицировать досуг населения.

На сегодняшний день культурно-досуговая деятельность активно развивается и внедряет все новые формы и модели работы, потребность в инновационных технологиях обусловлена необходимостью внесения изменений в сложившуюся социокультурную деятельность. Инновации являются запланированным изменением имеющую определенную цель. Они вносят в среду культуры и досуга новые элементы, делая ее качественнее, стабильнее, востребованнее. Инновации - это выход из зоны комфорта в практике

досуга, развлечений и образования и искусства. Инновацией можно считать изменения, обладающее следующими характеристиками:

- креативность и оригинальность (творческое начало);

- актуальность: соответствие потребностям современной личности, новых социальных групп;

- использование интерактивных методик;

- соответствие современному мобильном иу и занятому образу жизни;

- использование новых технологий.

Процесс культурно-досуговой деятельности приобщает население к культуре. Привлечение большого количества людей становится возможно благодаря многообразию ее форм, методов и средств.

Инновационные разработки, применяемые в культурно-досуговой деятельности, внедряются исходя из определенной целевой аудитории, а именно:

- детей;

- подростков;

- молодежи;

- людей среднего возраста;

- пенсионеров.

При внедрении инноваций учитываются также и такие важные аспекты как стремление к самовыражению, самоопределению, удовлетворению духовных потребностей, профессионального роста и другие.

Инновации в сфере культурно-досуговой деятельности имеют множественный характер, так как сам инновационный процесс в этой области является не только целенаправленным и обоснованным, но и создает новые продукты культуры, блага или развивает уже существующие творческие объекты, технологии.

Разработка инновационных методик в культурно-досуговой деятельности формирует среди потребителей следующие аспекты:

1. глубинную мотивацию досуговой деятельностью, которая способствует ориентационно-педагогической адаптации досуговой самостоятельности каждого партнёра;

2. оптимизируют процесс овладения личностью новыми социально-культурными знаниями и умениями, развивают необходимые навыки организационно-методического мастерства.

Инновационными векторами современной культурно-досуговой деятельности являются инновационные технологии, основанные на применении 1Т технологий, инновации касающиеся способа обучения специалистов культурно-досуговых учреждений, применение инновационных форм культурно-досуговых мероприятий.

«Инновационные формы культурно-досуговых мероприятий зачастую являются видоизмененным сочетанием уже известных форм клубной рабо-

ты, адаптированных к современным реалиям. Реже инновации связаны с созданием ранее неизвестных форм мероприятий» [1].

Следовательно, инновационные формы культурно-досуговых мероприятий можно разделить на несколько видов:

1. модернизационный. Предполагает применение запоминающегося современного названия, придуманного для мероприятия, либо сама тема мероприятия является новой, оригинальной и актуальной, сама форма мероприятия при этом остается неизменной. Таким примером может являться кинофестиваль с каким-нибудь ярким названием, либо спортивное мероприятие. Примером может служить забег в розовом или «Beauty Run», -забег, прошедший 8 марта в столице Краснодарского края среди девушек. Все девушки вышли на дистанцию в розовых юбках-пачках.

2. Новаторский. Заключается в использовании каких-либо новшеств из других сфер деятельности. Ярким примером является «Пушкинская карта».

«Пушкинская карта» призвана популяризовать культурные мероприятия среди молодежи. Данная новаторская идея внедрена с 2021 году. Идея использования «Пушкинской карты» заключается в повышении интереса среди молодежи к культурно-просветительским мероприятиям, оплата посещения которых происходит за счет государства. Сама карта может быть как пластиковой, так и виртуальной. Список мероприятий, которые можно посетить устанавливается министерством культуры РФ, номинал карты составляет 5000 рублей. Карта пополняется ежегодно. Оформить ее может гражданин от 14 до 22 лет. «Пушкинская карта» это не только посетить культурные объекты и расширить свой кругозор, но и способ цифровиза-ции культурных учреждений [3].

3. Флагманский. Представляет собой создание абсолютно новой формы культурно-досугового мероприятия, выполняющие новые функции и имеющий новую аудиторию. Примерами могут являться виртуальные комнаты и кафе, так называемые сообщества в сети и подкасты для обмена мнениями и трансляции жизни и обсуждения интересующих тем. Так же примером являются новые спортивные направления и экстремальный отдых: рафтинг, кайтинг, зорбинг.

Так, «Ultimate (русский вариант - «олтимат») - так называется новая необычная игра, стремительно набирающая популярность во всем мире. Эта захватывающая быстрая игра, вобравшая в себя лучшие традиции различных видов спорта, требует от своих приверженцев хорошей реакции, выносливости и проворства [3].

Еще одно быстро развивающееся новшество - кайтинг (от английского kite - воздушный змей). Это сравнительно недавно сформировавшийся вид экстремального отдыха. Ему чуть больше десятка лет.

Россия - идеальное место для кайтинга: летом - огромные водные пространства, зимой - снежные поля. В последнее время именно зимние виды кайтинга стали невероятно популярны во всем мире».

4. Технический. В его основе лежит применение современных технологий и устройств. Например, мультимедийное оборудование, 3D принтеров, лазерных технологий. Примером таких инноваций в культурно-досуговой деятельности являются:

- Открытие в период пандемии копии музея-заповедника Царицино в популярной компьютерной игре Minecraft, в которую играет более 200 миллионов человек в мире. Презентация онлайн музея состоялась в 2020 году. Любой желающий имеет возможность подключиться к серверу, где размещена действующая копия музея и прогуляться в виртуальном музеи-заповеднике. В дальнейшем планируется проведение онлайн мероприятий на базе данного виртуального музея.

- Проект «Музейный профессионал», который был выпущен Третьяковской галереей. Сущность проекта заключается в возможности, которую может использовать любой желающий, а именно собрать паспорт картины, ее по инвентарному номеру в хранилище, сделать рентгенограмму и т. п. Данный проект представляет интерес для всех, кто хочет окунуться в жизнь сотрудников музея, узнать как строиться работа музея, из чего она состоит и кто в будущем планирует заниматься данной деятельностью.

- Проект «Picture This!» разработанный для людей с ограниченными возможностями музеем Метрополитен. Идея проекта заключается в адаптации к онлайн-формату полуторачасовых воркшопов Picture this! для незрячих и слабовидящих посетителей. Сначала участникам предлагается тифлокомментарий (передача информации за счет звуков незрячим людям) к экспозиции, работе или конкретному месту в музее, после чего ведущий организовывает дискуссию вокруг описанного объекта.

В настоящее время инновационному развитию культурно-досуговой деятельности в России уделяется большое внимание, что подтверждается наличием системы «исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, ученых, методистов и практиков, которая так или иначе заинтересована в изучении особенностей общественной организации досуга. Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследовательский институт культурологии; Российский научно-исследовательский институт искусствознания; региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук; Государственный Российский Дом народного творчества; Государственный Российский Дом фольклора; Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремесел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности» [4].

Таким образом, инновации охватывают все сферы общества, в том числе и сферу культурно-досуговой деятельности. Технический прогресс, экономический рост, рост благосостояния граждан, увеличение потребности в самопознании, образовании, удовлетворении творческих потребностей является толчком для развития новых видов культурно-досуговой деятельно-

сти, модернизации существующих видов, делая досуг более доступным, интересным и познавательным.

Список литературы

1. Шичиях Р.А. Реализация механизма государственно-частного партнерства / Р.А. Шичиях, Л.В. Коваленко, Е.А. Гринь // Экономика и предпринимательство. - №з(104). - 2019. - С. 1313-1315.

2. Серая Н.Н. Инновационные подходы в системе мотивации и стимулирования персонала / Серая Н.Н., Реул Ю.Н. // Серая Н.Н., Реул Ю.Н. В сборнике: Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 310-314.

3. Серая Н.Н. Анализ уровня инвестиционной привлекательности Краснодарского края / Н.Н. Серая, Д.А. Колодиев // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 260-262.

4. Серая Н.Н. Совершенствование управления комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований / Серая Н.Н. // Экономика и предпринимательство. 2022. № 7 (144). С. 499-502.

Seriy Dmitry Gavriilovich, candidate of technical sciences, associate professor

(e-mail: seriy.d@kubsau.ru)

Seraya Natalya Nikolaevna, Senior Lecturer

(e-mail: seraya.n.n@mail.ru)

Khatit Kazbek Askerovich, student

(e-mail: kaz01654@gmail.com)

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia VECTORS OF INNOVATION OF MODERN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Annotation. This article discusses the directions in the modernization of cultural and leisure activities, the target audience of innovative changes, as well as the types of innovative forms of cultural and leisure activities with examples of their implementation.

Keywords: innovations, cultural and leisure activities, innovative methods, types of innovative forms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.