Научная статья на тему 'Инновационные формы молодёжного досуга: тренды современности'

Инновационные формы молодёжного досуга: тренды современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15688
1558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНЫЙ ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МОЛОДЁЖНОГО ДОСУГА / LEISURE / YOUTH / YOUTH LEISURE / FREE TIME / INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акунина Юлия Аркадьевна, Ванина Ольга Викторовна

Статья посвящена проблеме диверсификации индустрии досуга, расширению спектра инновационных направлений и форм молодёжного досуга. Дана характеристика ценностно-смысловому наполнению досуговой деятельности, включающей молодёжь в систему многообразия социальных ролей, положений и отношений. В современном информационном обществе у человека, живущего в мегаполисе, резко возрастает объём свободного времени, но чтобы максимально его использовать для восстановления сил и саморазвития, необходимо развивать навыки досуговой компетентности. Субъектный выбор досугового занятия дарует молодому человеку возможность пережить чувство удовлетворённости и полноты существования, повышает уровень социальнокультурной адаптации в обществе. Молодые люди ждут от досуговых занятий не только положительных эмоциональных переживаний, но и остроты ощущений, а также яркости впечатлений. Исходя из теории поколений выявлены социально-психологические характеристики молодёжи, приведены результаты социологического исследования на тему жизненных установок и ожиданий современной российской молодёжи. Выявлены и систематизированы актуальные направления молодёжного досуга (культуротворческие, образовательные и другие) и инновационные формы молодёжного досуга (иммерсивные спектакли и квесты, творческие и театральные баттлы, концерты в темноте, образовательные форумы, просветительские конференции, мотивирующие шоу-лекции, шэринг-мероприятия, культурные субботники, исторические реконструкции и другие). Обоснованы тенденции дальнейшего развития индустрии молодёжного досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative forms of youth leisure: modern trends

The article is devoted to the problem of diversification of the leisure industry, expanding the range of innovative areas and forms of youth leisure. The characteristic of the value-semantic content of leisure activities, including young people in the system of diversity of social roles, positions and relationships. In today's information society, a person living in a metropolis dramatically increases the amount of free time, but to make the most of it to restore strength and self-development it is necessary to develop skills of leisure competence. The subjective choice of leisure activity gives young people the opportunity to experience a sense of satisfaction and fullness of existence, increases the level of social and cultural adaptation in society. Young people expect from leisure activities not only positive emotional experiences, but also the acuteness of sensations, as well as the brightness of impressions. Based on the theory of generations, the socio-psychological characteristics of young people are revealed, the results of sociological research on the theme of life attitudes and expectations of modern Russian youth are presented. The actual directions of youth leisure (cultural, educational, etc.) and innovative forms of youth leisure (immersive performances and quests, creative and theatrical battles, concerts in the dark, educational forums, educational conferences, motivating show lectures, sharing events, cultural subbotniks, historical reconstructions, etc.) are revealed and systematized. The trends of further development of the youth leisure industry are substantiated.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы молодёжного досуга: тренды современности»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МОЛОДЁЖНОГО ДОСУГА: ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОСТИ

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10211

Юлия Аркадьевна АКУНИНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Ольга Викторовна ВАНИНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме диверсификации индустрии досуга, расширению спектра инновационных направлений и форм молодёжного досуга. Дана характеристика ценностно-смысловому наполнению досуговой деятельности, включающей молодёжь в систему многообразия социальных ролей, положений и отношений. В современном информационном обществе у человека, живущего в мегаполисе, резко возрастает объём свободного времени, но чтобы максимально его использовать для восстановления сил и саморазвития, необходимо развивать навыки досуговой компетентности. Субъектный выбор досугового занятия дарует молодому человеку возможность пережить чувство удовлетворённости и полноты существования, повышает уровень социально-культурной адаптации в обществе. Молодые люди ждут от досуговых занятий не только положительных эмоциональных переживаний, но и остроты ощущений, а также яркости впечатлений. Исходя из теории поколений выявлены социально-психологические характеристики молодёжи, приведены результаты социологического исследования на тему жизненных установок и ожиданий современной российской молодёжи. Выявлены и систематизированы актуальные направления молодёжного досуга (культуротворческие, образовательные и другие) и инновационные формы молодёжного досуга (иммерсивные спектакли и квесты, творческие и театральные баттлы, концерты в темноте, образовательные форумы, просветительские конференции, мотивирующие шоу-лекции, шэринг-мероприятия, культурные субботники, исторические реконструкции и другие). Обоснованы тенденции дальнейшего развития индустрии молодёжного досуга.

Ключевые слова: досуг, молодёжь, молодёжный досуг, свободное время, инновационные формы молодёжного досуга.

INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE: MODERN TRENDS

Yuliya A. Äkunin8, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

Olga V. Vanina, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

The article is devoted to the problem of diversification of the leisure industry, expanding the range of innovative areas and forms of youth leisure. The characteristic of the value-semantic content of leisure activities, including young people in the system of diversity of social roles, positions and relationships. In today's information society, a person living in a metropolis dramatically increases the amount of free time, but to make the most of it to restore strength and self-development it is necessary to develop skills of leisure competence. The subjective choice of leisure activity gives young people the opportunity to experience a sense of satisfaction and fullness of existence, increases the level of social and cultural adaptation in society. Young people expect from leisure activities not only positive emotional experiences, but also the acuteness of sensations, as well as the brightness of impressions. Based on the theory of generations, the socio-psychological characteristics of young people are revealed, the results of sociological research on the theme of life attitudes and expectations of modern Russian youth are presented. The actual directions of youth leisure (cultural, educational, etc.) and innovative forms of youth leisure (immersive performances and quests, creative and theatrical battles, concerts in the dark, educational forums, educational conferences, motivating show lectures, sharing events, cultural subbotniks, historical reconstructions, etc.) are revealed and systematized. The trends of further development of the youth leisure industry are substantiated. Keywords: leisure, youth, youth leisure, free time, innovative forms of youth leisure.

Трансформация современной индустрии досуга, происходящая в современном обществе, оказала серьёзное влияние на деятельность человека в свободное время, которая характеризуется разнообразием форм, независимостью выбора, огромными возможностями для расширения социально-культурного взаимодействия. Ценностно-смысловое наполнение досуговой деятельности становится ярким индикатором социального положения и психологического самочувствия различных слоёв населения, в связи с этим так важно, чтобы у человека была возможность выбора из многообразия возможных видов досуга именно того, который бы полностью или хотя бы частично удовлетворял его духовные запросы и культурные потребности.

Самым требовательным и активным потребителем, влияющим на формирование инфраструктуры и развитие индустрии досуга, является молодёжь, молниеносно реагирующая на все инновации и формирующая определённый тип социального взаимодействия, который, в свою очередь, накладывается на выбираемый стиль поведения, а также на самоидентификацию с конкретной социальной группой или социально-культурной средой.

Субъектный выбор досугового занятия дарует возможность пережить чувство удовлетворённости и полноты существования, делает жизнь наполненной захватывающими событиями и общением, что стимулирует

развитие социального интеллекта и повышает уровень социально-культурной адаптации молодого человека в обществе. Ежедневно молодой человек вынужден демонстрировать социально-адаптивные черты поведения в формальной жизненной среде, в которой ценятся: дисциплинированность, лояльность, аккуратность, ответственность, вежливость и т.д., а в автономно выбранном досуговом пространстве присутствует масса ситуаций и возможностей, где можно проявить себя как креативный, смелый, нестандартно мыслящий, волевой и энергичный лидер. Досуговая деятельность избавляет от скуки, формирует новые социальные отношения и взаимодействия в среде, которую человек сознательно воспринимает как собственный выбор и в связи с этим оценивает позитивно.

Крайне важными для молодого человека, по мнению Э. Фромма [10], являются экзистенциальные потребности личности в идентификации и поиске собственной системы координат, выстраивании личной картины мира.

Негативными последствиями «некомпенсированной скуки» [10], что особенно отчётливо может проявиться в молодёжной среде, становятся различного вида девиации (химические и поведенческие).

В современном информационном обществе у человека, живущего в мегаполисе, резко возрастает объём свободного времени. Для молодёжи мотивацией для профессиональной деятельности часто становится не материальное вознаграждение, а возможность иметь достаточное количество свободного времени, которое можно потратить на общение, путешествия, культурный досуг. Но многие учёные указывают на то, что объёмы свободного времени увеличиваются на столько, что людям не хватает досуговых компетенций для эффективного его использования.

Учитывая вышесказанное, необходимо обратить внимание на жизненные ориентации современной молодёжи. В этом смысле наиболее показательной является теория поколений американских социологов У. Штрауса и Н. Хоува, согласно которой системы ценностей людей, выросших в разные исторические периоды сильно различаются. Становление жизненных ценностей, согласно теории поколений, происходит примерно в период до 12-14 лет. В современной школе сейчас учится уже одно поколение (центениалы). Но поколение (миллениалы), рождённые после 1981 года, также являются большой частью молодёжи.

Социологи описывают поколение миллениалов как людей, очень быстро набирающих тексты в сотовых телефонах, они великолепно ориентируются в социальных сетях, как следствие этого, им легче общаться с единомышленником на другом краю земли, чем с окружающими людьми. Игреки выросли в эпоху глобализации, когда произошло

стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций. Они твёрдо уверены в собственной ценности для общества. И поскольку социально-культурная и экономическая среда вокруг них менялись с ошеломительной скоростью, то они предпочитаю не строить отдалённых перспектив, а живут сегодняшним днём и предпочитают по возможности радоваться жизни. Рожденных примерно с 2000 года (поколение <^») можно назвать детьми мультимедийных технологий, поскольку огромный объём информации они получают из сети Интернет, отлично с ней работают, отдают предпочтение общению в виртуальном пространстве, а не личному. Дети и подростки лучше разбираются в компьютерах, чем в человеческих эмоциях и поведении, очень быстро взрослеют занимаясь самообразованием в Интернете. Так же как миллениалы, нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях, ценят в людях откровенность и честность, крайне мультизадачны и обладают «клиповым мышлением». Отлично лавируют среди потоков информации, мотивированно занимаются только тем, что их увлекает. Интересно, что чужие достижения и успехи их не стимулируют. Центениалы не придают значения внешним фактам, опираясь свою субъектность.

Сбербанк [15] совместного с агентством «Validata» представил результаты социологического исследования жизненных установок российской молодёжи, проведённого в конце 2016 года. Интересно, что российская молодёжь стремится в долгосрочной перспективе только к комфорту и спокойствию, разделяет классические семейные ценности и гендерные роли, верит в собственную исключительность, но не считает, что постепенные усилия обязательно приведут к успеху, который в современном мире может быть легким и внезапным. Самый большой страх для них - это прожить скучную «обычную» жизнь без спонтанности, ярких впечатлений и интенсивных переживаний.

В досуговых занятиях молодые люди ищут прежде всего удовольствие - это чувство, которое возникает, когда в сознание поступает информация об удовлетворении потребности, обусловленной биологической программой или социальными стереотипами. Получение удовольствия не требует вложения большого количества психической энергии. Досуговыми занятиями, позволяющими пережить удовольствие, являются, например, посещение кафе, просмотр лёгкого кинофильма, прогулка в парке, общение в социальных сетях и многое другие. Следующим уровнем в досуговом переживании является ощущение радости, которое достигается только в результате специальной концентрации внимания. Это не только удовлетворение своих потребностей и желаний, но и умение выйти за пределы привычных схем действия, достижение чего-то необычного. Радость возникает на границе между скукой и боязнью не справиться, когда сложность задачи соответствует уровню мастерства, необходимому

для её решения. Но самым желанным ощущением в досуговом занятии становится ощущение «потока» (М. Чиксентмихайи), которое наступает в процессе совершения действий, имеющих чёткую цель и регулируемых определёнными правилами, - действий, которые требуют вложения большого объёма психической энергии и владения соответствующими навыками. Субъективные переживания - это и есть сама жизнь [11].

Сложные досуговые занятия даруют ощущение «потока» (душевного подъёма, отключения от реальности). Молодому человеку сложно достичь высочайшего уровня компетентности в профессиональной деятельности, поскольку идёт процесс обучения, получения образования, формирования и накопления компетенций. Поэтому на работе и учёбе он прикладывает максимум сознательных усилий, что не позволяет полностью отдаваться процессу. А в свободное время серьёзные увлечения, такие как экстремальный спорт, различные виды состязаний и соревнований, игры, экстремальные путешествия, требующие серьёзной физической, психологической и другой подготовки и временных затрат, дают ощущение «потока». Только вовлечение в усложняющуюся совместную деятельность делает человека счастливым, а соревнование - это самый быстрый способ достижения сложности.

Соответственно, при проектировании молодёжного досуга необходимо ориентироваться на особенности, присущие поколениям миллениалов и центениалов, учитывая их природное стремление к инновациям и модернизации. Таким образом, досуг становится мощной индустрией, социальным институтом с разветвлённой инфраструктурой и трактуется современными исследователями как: «... бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда» [1]. М. А. Ариарский отмечает, что важную роль в формировании массового сознания приобретает «система организации, стимулирования и управления потребностным спросом на вещи, услуги, идеи, формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, включающая потребителя в ажиотажный спрос на модели поведения (особенно проведения досуга)» [3]. Предметом потребления в социально-культурной сфере становятся не только товар или услуга, но и стиль, и образ жизни.

Исходя из личностно-деятельностного подхода досуг рассматривается нами как деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение и воссоздание общественного опыта, сосредоточенного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в многомерных сферах досугового общения [8]. Организованный досуг включает человека в систему различных социальных ролей, положений и отношений, обладает высокой коммуникативной наполненностью,

обеспечивает межвозрастное партнёрство. Досуг примиряет «непримиримых» и сокращает дистанции взаимодействия.

Поэтому досуговое пространство молодёжного общения и взаимодействия обладает огромным воспитательным потенциалом. Досуг активно поддерживает личностно образующие потребности человека по логике: потребности - поведение - воспитание [12].

Охарактеризуем инновационные формы досуга молодёжи.

Творческая самореализация. Творческая составляющая досуга, как правило, не имеет своей целью создания нового социально значимого продукта. Основным результатом творческой самореализации выступает личностное совершенствование субъекта. Участник досу-говой деятельности самостоятельно созидает свой культурный продукт, и в то же время он рассматривает его в виде средства для достижения наилучших результатов в конкретной жизненной ситуации [13].

Одним из инновационных форматов являются иммерсивные шоу -новый тип взаимодействия между исполнителем и зрителем через интеграцию последнего в предлагаемые обстоятельства, саморазворачивающееся действие, где зритель является полноправным участником происходящего, участвуя в сотворческом процессе.

При этом для исполнения роли не требуется от зрителя особых актёрских способностей, акцент делается именно на проживание участниками своих ролей. Иммерсивные шоу уникальны и не похожи друг на друга ни по художественно-сценическому оформлению, ни по содержательной компоненте. Как правило, их сценарий уникален и не подлежит тиражированию:

• site-specific театр (окружающее пространство влияет на сюжет происходящего, является полноценным героем происходящего);

• иммерсивные спектакли (сценическое действие с возможностью интеграции зрителя в предлагаемый сюжет и интерактивное взаимодействие с актёрами);

• иммерсивные квесты (действие выстраивается на основе выполнения заданий в определённых локациях с погружением в искусственно созданное художественное пространство);

• иммерсивные психологические поединки (включение зрителя в предлагаемые обстоятельства с целью психологического самоанализа);

• иммерсивный променад, экскурсия (заданный режиссёром маршрут прогулки).

Наиболее популярными среди российской молодёжи являются следующие иммерсивные шоу:

• «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», проходит в старинном особняке, располагающемся в Дашковом переулке в Москве, в котором максимально воссоздано историческое пространство,

в комнатах и залах с ювелирной точностью воспроизведён европейский быт конца XIX века. На входе в особняк зрителям раздают маски, в которых они должны находиться до конца действия, при этом перемещаться по комнатам и этажам здания можно свободно, но запрещено разговаривать, прикасаться к актёрам и пользоваться телефонами. Спектакль разворачивается в нелинейном пространстве, одновременно в разных комнатах, поэтому зритель выбирает себе героя, за которым следует до окончания спектакля. Плюсом такого шоу является то, что данный спектакль можно посещать неоднократно, и каждый раз действие как будто разворачивается по-новому, так как зритель может отслеживать судьбу различных персонажей;

• «Анна Каренина» проводится в особняке Демидова в Казани, где зритель надевает маску и блуждает по комнатам и залам на двух этажах огромного здания бывшего ЗАГСа. В самом большом зале выстроен вокзал, на который, дымясь, въезжает поезд. Персонажи романа Льва Толстого одновременно по всему особняку отыгрывают согласно сюжету спектакля;

• Проект ««Другой город». Собирается небольшая группа зрителей на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге, каждому раздаются наушники и предварительно выбирается маршрут: Амстердам, Париж или Венеция. После чего, следуя инструкции, участники перемещаются по заданному маршруту, а в наушниках создаётся эффект присутствия одновременно в двух местах: в том, которое вы видите, и в том, которое слышите, и они поразительным образом совпадают;

• ««Зеркало Карлоса Сантоса» мансардный этаж дома на Большой Дмитровке в Москве. На входе со зрителей берётся расписка о добровольном согласии на то, что будет происходить с ними в ходе им-мерсивного действия. Затем их собирают в уютной гостиной, где настоящий психотерапевт «настраивает» на дальнейшее путешествие. После чего каждый участник надевает маску и плащ. По ходу действия каждый может стать свидетелем ссоры родителей, оказаться за школьной партой, погрузиться в активную офисную жизнь, никто точно не знает, что именно будет происходить. Но на выходе вы сможете обсудить с авторами проекта и другими зрителями всё, что пережили на этом «спектакле»;

• ««Мария и я». Хабаровский театр юного зрителя. Специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в которых представлены тексты графического романа Мигеля Гаярдо «Мария и я». Зритель переходит из одного пространства в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом «аутизм». На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте и так далее. Каждому предлагается увидеть мир глазами особенного подростка, попутно выполняя увлекательные задания;

• «Remote Moscow». Пятьдесят зрителей собираются в назначенном месте, каждый получает наушники, в которых звучит инструкция, относительно того, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать, о чём думать. Таким образом, вся группа перемещается по Москве, наблюдая повседневную жизнь, которая, благодаря дополненной аудиореальности, преображается удивительным образом. К концу полуторачасового променада у каждого участника, как правило, возникает ряд вопросов типа:«Куда искусственный интеллект заведёт человечество?», «Почему я всё это время подчинялся какому-то несуществующему голосу?» и т.д.

Концерты в темноте - следующий актуальный формат досуга среди молодёжи. Концерт-медитация в темноте становится всё более популярным среди молодёжи, ищущей острых ощущений и ярких впечатлений. Концерты проходят в абсолютной темноте, не существующей в природе. В атмосфере полнейшей визуальной невесомости восприятие музыки становится физиологическим, а полнейшая темнота - профессиональным sound-архитектором. В темноте есть только музыка и воображение слушателя. Например, этномузыкальное путешествие по планете Земля под звуки редчайших музыкальных инструментов - варгана, диджериду, губной гармоники, кахона, бойрана позволит слушателю окунуться в богатый музыкальный мир и получить абсолютно новый эмоциональный опыт.

Следующим направлением творческого досуга молодёжи, заслуживающим внимания является любительское фотоискусство - айфоно-графия. Для того чтобы стать фотографом, сейчас достаточно просто поймать момент на камеру телефона, обработать фото фильтрами в специальном приложении и поделиться получившимся шедевром с друзьями и подписчиками в социальных сетях, таких как: Instagram, Twitter, Vkontakte, Facebook и других. Этот творческий вид досуга подробно освещается в Интернете (Iphoneography.ru, Lifeinlofi.com, Pixelsatan-exhibition.com, Iphoneographycentral.com) и пользуется огромной популярностью во всём мире.

Стрит-арт [6] - это современное уличное искусство - искусство отчуждённых, преодолевающих это отчуждение в привычной им городской среде. Стрит-арт мало привязан к стилистике и технике, главной его чертой является направленность на прямой диалог со зрителем и со средой [2].

К стрит-арту относятся граффити, трафаретное граффити, постеры, уличные инсталляции, а также каллиграфутуризм (комбинация слов «каллиграфия» и «граффити»), одним из разработчиков которого является россиянин Покрас Лампас. Его эксперимент с каллиграфией проводится при помощи символов разных алфавитов, составляются слова в необычные композиции, придумываются новые формы букв и знаков. В алфавите

художник объединил элементы стрит-арта, типографики и каллиграфии разных культур мира. Покрас Лампас работает с арт-проектами по всему миру, устраивает перформансы, мастер-классы и участвует в различных стрит-арт фестивалях.

Творческие баттлы. Театральные баттлы - новый формат сценического действа. Товарищеские встречи в формате театральной игры «Импровизационный БАТТЛ» между театрами. Актёрские команды разных театров проявляют своё импровизационное мастерство, соревнуясь в находчивости и непредсказуемости, в умении мыслить ассоциативно, даже экспериментально, выражать свои мысли и эмоции словами и жестами.

Участники игры разыгрывают и развивают предложенные зрителями ситуации, здесь и сейчас, в свободном парении творчества и фантазии.

В 2018 году на сцене Театра на Юго-Западе прошёл второй «Московский Чемпионат по актёрской импровизации», в котором приняли участие начинающие актёры восьми московских театров: Театра на Юго-Западе, Театра Романа Виктюка, Театра имени М. Н. Ермоловой, Мастерской Петра Фоменко, Театра Олега Табакова, Театра на Малой Бронной, Театра Сфера и Театра Эрмитаж. В финальном баттле встретились Театр на Юго-Западе против Театра Сфера.

Образовательные формы досуга. Для успешного проектирования инновационных форм образовательного молодёжного досуга следует использовать такой современный педагогический подход, как эдью-тейнмент, основанный на принципе обучения через развлечение. Целью такого подхода является вовлечение в образовательно-развлекательный процесс большой, недостаточно мотивированной к обучению аудитории. Используя самые современные аудиовизуальные и технические возможности, максимально облегчая сложный теоретический материал, подавая его в игровой форме, вовлекая аудиторию в практическую деятельность, можно длительно удерживать её внимание. Цель эдьютейнмента не столько развлечь и вовлечь, сколько сформировать устойчивый интерес к изучаемой проблеме и стимулировать саморазвитие и самообразование.

Всероссийский молодёжный образовательный форум ««Таврида» -организован Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь) и Российским центром гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи. Московский государственный институт культуры является партнёром. Проводится с 2014 года, является главной площадкой в России для общения и взаимодействия творческой молодёжи. Его основные задачи - создание профессиональных сообществ молодых деятелей культуры, создание благоприятных условий для самореализации, поддержка карьерных устремлений молодых людей, формирование у них патриотизма, традиционных семейных ценностей и других. В работе

форума могут участвовать граждане Российской Федерации и иностранных государств в возрасте от 18 до 30 лет - представители творческих профессий и преподаватели профильных дисциплин (музыканты, художники, скульпторы, историки и другое).

Проект «TED» (аббревиатура от англ. technology, entertainment, design; технологии, развлечения, дизайн) [14] - американский частный некоммерческий фонд, известный своими конференциями, которые проводятся с 1984 года. Короткие просветительские лекции ведущих учёных, известных личностей, деятелей культуры и искусств выстраиваются по определённой схеме, с большой эмоциональной вовлечённостью (технология «сторителлинг») рассказывают о сложных, интересных проблемах современности и транслируются онлайн, собирая миллионные аудитории. Перед выступлением лектора готовит особый тренер, который устанавливает безукоризненный баланс между транслируемыми знаниями и эмоциональной составляющей. Это яркий пример реализации успешного эдьютейнмента.

Quiz (квиз) - интеллектуально-развлекательная битва, в ходе которой участникам необходимо задействовать свою эрудицию, сообразительность, логику и умение работать в команде. Каждый раз назначаются новые места локации (кафе), участники заранее не знают общей тематики игры, идет 2, 5 часа, включает 7 раундов и более 40 вопросов.

Мотивирующие лекции коучей. Появившийся совсем недавно формат «мотивирующая шоу-лекция», рассчитанная на большую аудитория, проводимая на больших концертных площадках, где популярные коучи, такие как Ник Вуйчич, Энтони Роббинс, Нассим Талеб и другие, написавшие на тему развития личностной мотивации свои книги, беседуют с публикой, отвечают на вопросы по теме личностного успеха и самореализации.

Sharing-мероприятия (совместное потребление») - новый мировой тренд, представляющий собой различные формы коммуникации и социально-культурного взаимодействия, такие, как:

• PechaKucha - презентация научных, исследовательских, социально-культурных проектов в формате standup, когда каждый участник должен показать 20 слайдов за 20 секунд каждый (всего 6 минут 40 секунд), которые бы отражали всю суть предлагаемой идеи. Для формата PechaKucha используют большую сцену с экраном для презентаций и видимого всем таймера для отслеживания времени;

• Неконференции (Unconference) - содействие обмену опытом и знаниями, когда участники обсуждают проблемы мини-группами. Особенностью является то, что расписание создаётся самими участниками, и каждый из них может предложить свою сессию, таким образом, создаётся несколько сессий, и участники могут по своему желанию перемещаться между ними;

• WorldCafé - формат встреч, который представляет собой структурированный процесс общения в группах по 4-5 человек, которые сидят за круглым столом и начинают в течение 20-ти минут обсуждать определённую тему. После обсуждения один из членов каждого стола переходит в другую группу. Спикер другого стола приветствует новичка и разъясняет, к каким выводам пришла его группа.

Культурно-просветительные формы досуга. Культурные субботники - отличительной особенностью от субботника в обычном понимании этого слова являются краеведческое просветительство и культурно-развлекательная часть мероприятия. Культурные субботники могут включать в себя: а) уборку территорий музеев; б) выезд на разрушенные памятники истории и культуры (усадьбы, мемориалы, парки) для уборки, консервации и противоаварийных работ; в) уборку парков и лесов. Самыми популярными культурными субботниками являются Субботники А. А. Ковалёва в усадьбе «Гребнево», а среди многодневных выездных - субботники на Русском Севере.

Исторические реконструкции - процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой исторической эпохи и региона либо воспроизведения исторического события. Движение исторической реконструкции получило широкое распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством. Историческая реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь разработки данного досугового направления, чтобы выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты. Увлечение исторической реконструкцией воспитывает любознательность, уважение к артефактам и истории со всеми её противоречиями.

Отдельным актуальным направлением молодёжного досуга является киберспорт - это игровые соревнования с использованием компьютерных технологий. В компьютерной игре моделируется виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. Разыгрываемые призовые фонды могут достигать огромных сумм размером в несколько миллионов долларов США. Турнир по Dota 2 «The International» несколько раз был рекордсменом по выплатам: так в 2016 году было разыграно 20,77 млн долларов, в 2017 — 24,79. Игры турниров транслируются в прямом эфире в Интернете, собирая многомиллионную аудиторию [14].

Подводя итоги статьи, можно сделать следующие выводы:

• проектируя досуговые занятия для молодёжи необходимо учитывать тенденции виртуализации, являющиеся составной частью жизненного стиля поколения миллениалов и центениалов;

• архитектонику проектирования досуговой среды необходимо проводить с ориентацией на включение образовательного компонента

в рекреационную и культуротворческую сферы свободного времени молодёжи;

• растёт интерес молодёжи к направлениям и формам «серьёзного досуга», позволяющим получать не только удовольствие и радость, но и переживать состояние «потока», которые требуют вложения большого объёма психической энергии и владения соответствующими навыками и умениями.

Литература

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика орга-

низации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». - Москва : Аспект Пресс, 2006. - 235, [1] с. : ил., табл.

2. Акунина Ю. А., Ванина О. В. Протестное искусство в молодёжной среде:

социально-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 5 (73). - С. 76-82.

3. Ариарский М. А. Прикладная культурология : [монография] / Санкт-Петер-

бургский государственный университет культуры и искусств, Ассоциация музеев России. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Санкт-Петербург : Эго, 2001. - 287 с.

4. Богданова О. А. Эдьютейнмент как особый тип учения // Вестник Московского

городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2014. - № 4 (30). - С. 61-65.

5. Ишков А. Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств сту-

дентов с успешностью в учебной деятельности : дис. на соиск. учён. степ. кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ишков Александр Дмитриевич.

- Москва, 2004. - 202 с. : ил.

6. Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблема

генезиса и семиотические особенности сообщения // Критика и семиотика.

- 2014. - № 2. - С. 220-233.

7. Назарова Ю. В., Смелова М. В. Социокультурные практики в работе с молодё-

жью: аксиологические смыслы культуры досуга // Гуманитарные ведомости ТГПУ имени Л. Н. Толстого. - 2017. - № 2 (22). - С. 78-89.

8. Сидорова Н. П., Салтыкова В. Е. Досуговые предпочтения как фактор соци-

альной стратификации молодых семей // Власть и управление на Востоке России. - 2013. - № 3 (64). - С. 150-154.

9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистров, аспирантов и соискателей. - Москва : Согласие, 2010. - 672 с.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Москва : АСТ-ЛТД, 1998. - 447 с.

11. Чиксентмихайи М. Поток : Психология оптимального переживания.

- Москва : Альпина Нон-фикшн, 2013. - 464 с.

12. Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И. Организованный досуг как средство формирования культурного иммунитета молодёжи // Вестник Казан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 3.

- С. 115-118.

13. Шарковская Н. В. Аксиологическая направленность культуротворческих форм активного досуга современного студенчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1 (81).

- С. 142-149.

14. TED (конференция) [Электронный ресурс] // Википедия : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - [2019—2019]. - URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=98055812

15. 30 фактов о современной молодёжи [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.