Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна, Даценко Андрей Алимжанович, Голубев Александр Антонович, Пахомов Юрий Михайлович, Митенкова Любовь Вячеславовна

В исследовании раскрывается основа модернизации рабочей программы дисциплины «Физическая культура» в условиях реализации требований образовательного стандарта высшего образования поколения 3++. Показано, что модернизация программы студентов заочной формы обучения связана с формированием новых требований к универсальным, общепрофессиональным компетенциям. Работа по разработанной программе способствует эффективному вовлечению студентов в образовательный процесс, позволяет повысить качество подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна, Даценко Андрей Алимжанович, Голубев Александр Антонович, Пахомов Юрий Михайлович, Митенкова Любовь Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN ACCORDANCE WITH THE NEW STATE STANDARDS OF TEACHING THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

The study reveals the basis for the modernization of the work program of the discipline "Physical Culture" in the context of the implementation of the requirements of the educational standard of higher education generation 3++. It has shown that the modernization of the program of the correspondence students is associated with the formation of the new requirements for universal, general professional competencies. Work on the developed program contributes to the effective involvement of students in the educational process, allows improving the quality of training of future specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

база данных будет использоваться для дальнейших исследований физического развития студентов.

200

163

150 100 50 0

Рост(см)

Вес(кг)

Окружность грудной клетки(см)

Рисунок 1 - Выявление антропометрических показателей студентов 1 курса занимающихся плаванием в условиях Севера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование физического развития студентов, проживающих в условиях Севера, позволило сделать следующее заключение:

1. Выявлено, что у студентов 1 курса интерес в занятию по плаванию высокий, составила 97,6%.

2. Климатогеографические условия проживания Севера влияют на развитие заболеваний дыхательной системы у студентов, занимающихся плаванием. Данный факт указывает на нахождение новых методик по развитию и укреплению дыхательной системы у студентов.

3. Были вывялены антропометрические показатели студентов 1 курса. Выявленные показатели будут внесены при составлении электронной базы данных студентов 1 курса, занимающихся плаванием в условиях Севера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева, Г.Ф. Плавание : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.Ф. Агеева, В.И. Величко, И.В. Тихонова. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 64 с.

2. Петрова, Н.Л. Плавание. Начальное обучение с видеокурсом : учебное пособие / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - Москва : Спорт-Человек, 2013. — 148 с.

REFERENCES

1. Ageeva, V.A. (2021), Swimming : a textbook for secondary vocational education, Lan, St. Petersburg.

2. Petrova, N.L. and Baranov, V.A. (2013), Swimming. Initial training with a video course, Sport-Man, Moscow.

Контактная информация: nadezhda_vinok@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2021

УДК 796.011.3

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, Александр Антонович Голубев,

кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Юрий Михайлович Пахомов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Любовь Вя-

чеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский

государственный педиатрический медицинский университет, Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В исследовании раскрывается основа модернизации рабочей программы дисциплины «Физическая культура» в условиях реализации требований образовательного стандарта высшего образования поколения 3++. Показано, что модернизация программы студентов заочной формы обучения связана с формированием новых требований к универсальным, общепрофессиональным компетенциям. Работа по разработанной программе способствует эффективному вовлечению студентов в образовательный процесс, позволяет повысить качество подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: физическая культура, учебная программа, компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p68-71

MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN ACCORDANCE WITH THE NEW STATE STANDARDS OF TEACHING THE DISCIPLINE "PHYSICAL

CULTURE"

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Andrey Al-imzhanovich Dasenko, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Antonovich Golu-bev, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Yuri Mikhailovich Pakhomov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Economics, Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the Candidate of

Pedagogical Sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University, Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The study reveals the basis for the modernization of the work program of the discipline "Physical Culture" in the context of the implementation of the requirements of the educational standard of higher education generation 3++. It has shown that the modernization of the program of the correspondence students is associated with the formation of the new requirements for universal, general professional competencies. Work on the developed program contributes to the effective involvement of students in the educational process, allows improving the quality of training of future specialists.

Keywords: physical culture, curriculum, competencies.

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего образования РФ находится в постоянном движении, которое обусловлено изменениями в формировании общества, заключающимися в предъявлении новых требований к профессиям, появлении новых специальностей, изменении нормативно-правовых отношений в обществе, развитии различных отраслей экономики, цифровизации этих отраслей и социальной сферы [1]. Отмечается усиленная демократизация, в том числе и высшего образования, основанная на предоставлении большей самостоятельности, расширении прав вузов в процессе реализации образовательных программ.

К настоящему времени в университетах Санкт-Петербурга прошли модернизацию основные профессиональные образовательные программы (учебные планы, рабочие программы дисциплин и т.д.), что связано, прежде всего, с формированием новых требований к компетенциям. Общая структура ФГОС 3++ стала более четкой, теперь типы задач профессиональной деятельности устанавливаются самостоятельно вузом с учетом основной образовательной программы, которая включает весь набор необходимых компетен-

ций. Принципы обучения, переработанные планы и программы, разработка системы непрерывной профессиональной подготовки, методы укрепления физического состояния и здоровья студента [4], формирование общей технологической цепочки - все это в поле пристального внимания преподавателей, что в итоге позволит выпускникам вуза приобрести профессиональные компетенции и выдержать серьезный конкурентный отбор на рынке труда [3]. Нами на примере ведущего вуза России авиационного профиля подготовки - Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) были проанализированы аспекты разработки новой учебной программы поколения 3++ по дисциплине «Физическая культура».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В СПбГУ ГА идет постоянное внедрение нового, современного в области подготовки будущего поколения авиаспециалистов. Сейчас разрабатывается стратегия развития СПбГУ ГА вплоть до 2035 года, целью которой является расширение спектра образовательных программ, цифровизация обучения, вовлечение организаций гражданской авиации в образовательный процесс, немаловажную роль играет модернизация учебных программ ФГОС 3++, в том числе и по дисциплине «Физическая культура».

Нами была разработана новая рабочая программа дисциплины «Физическая культура», которая реализуется в заочной форме обучения в объеме 2-х зачетных единиц базовой части блока. Цель освоения дисциплины - физкультурное образование обучающихся для поддержания должного уровня физической подготовленности по обеспечению полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Для установления компетенций осуществлен выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности авиационного специалиста из реестра «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты РФ [5]. Определены следующие компетенции: УК-7 - способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (индикаторы компетенции ИД1ук7 - оценивает физическую подготовленность как необходимое условие обеспечения качества жизни в современном обществе, ИД2ук7 - приобретает и поддерживает в процессе занятий физической подготовкой уровень развития физических качеств, обеспечивающий полноценную социальную и профессиональную деятельность); ОПК-3 - способен находить решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (индикатор компетенции ИД1опк3 - знает и соблюдает основы безопасного поведения на практических занятиях физической культурой и спортом). Таким образом, компетенции включали положения о формировании знаний и умений самостоятельного использования средств и методов физической культуры для поддержания должного уровня психофизической подготовленности, самоорганизацию и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) по обеспечению полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В модернизированной учебной программе был разработан фонд оценочных средств по освоению дисциплины, на его основе составлена балльно-рейтинговая система оценки для аттестации студентов, включающая все виды оценочных заданий, минимальное и максимальное значение баллов по каждому виду заданий (60-100 баллов) и срок контроля. Балльно-рейтинговая система предполагала премиальные виды деятельности для студентов, такие как научные публикации по теме дисциплины, участие в научных конференциях, выступление в составе сборной команды Университета по виду спорта, выполнение норм и требований ВФСК ГТО (всего до 20 баллов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализированная программа дисциплины «Физическая культура» позволяет продолжить качественное обучение будущего летного состава авиакомпаний гражданской

авиации. Разработка программ и ее реализация важны для эффективной реализации ком-петентностного подхода, преподавания общепрофессиональных и профессиональных дисциплин [2]. Созданная система подготовки студентов позволяет развить потенциал университета на рынке образовательных услуг, подчеркнуть уникальность вуза в плане отраслевой специфики, открыть новые направления развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. О соотношении требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения «3++» к дисциплине «Физическая культура» действительного порядка ее реализации на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки ун-та Лесгафта. - 2020. - №1 (179). - С. 3-9.

2. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма., Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки унта П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

3. Васильев Д. А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.

4. Евсеев В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физ. культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.

5. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н // ГАРАНТ.РУ : [справочно-поисковая система]. - URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (дата обращения 11.01.2021).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko, E.A. and Puchkova, M.V. (2020), "On the ratio of the requirements of the federal state educational standard of higher education of the generation "3++" to the discipline "Physical Culture" of the actual order of its implementation at the present stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 3-9.

2. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7(173), pp. 27-31.

3. Vasiliev, D.A. and Volkova, L.M. (2019), "Stress resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), pp. 426-430.

4. Evseev, V.V., Volkova, L.M., and Pozdeyeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a health-saving environment", Strategic directions of reforming the university system of phys. culture. Collection of scientific works of the V All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, St. Petersburg, pp. 19-22.

5. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2013), "On approval of qualification levels for the development of draft professional standards", The order of the No. 148n dated April 12, 2013, available at: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (accessed 11.01.2021).

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.10.2021

УДК 378.14

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» В ВУЗАХ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Наталья Александровна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, г. Смоленск; Татьяна Вячеславовна Никольская,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.