вать свойства субъектов радиоспорта, определяющие характеристики информационных объектов и информационных процессов радиоспорта.
Исходя из этого, основными направления информационного обеспечения являются:
- накопление объема данных о тех объектах, которые непосредственно влияют на процесс развития спортивной радиопеленгации;
- повышение зрелищности спортивной радиопеленгации и информированности о деятельности, осуществляемой в ней;
- разработка системы информирования об учреждениях и организациях, основной направленностью которых является развитие спортивной радиопеленгации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленский, К.Г. Определение возрастной зоны оптимальных возможностей в спортивной радиопеленгации у мужчин / К.Г. Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 59-61.
2. Филиппов, С. С. Информационное обеспечение управления спортивным соревнованием / С.С. Филиппов, В.В. Ермилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 83-87.
REFERENCES
3. Zelensky, K.G. (2009), "Determination of the age zone of optimal possibilities in sports radio direction finding in men", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (54), pp. 59-61.
4. Filippov, S.S. and Ermilova, V.V. (2009), "Information support of sports competition management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (48), pp. 83-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2020
УДК 796.07
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Алимжанович Даценко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
Рассматриваются вопросы коммуникативной активности студентов в Интернет-сети и преимущества применения информационных технологий в процессе дисциплины «Физическая культура». Анализируются возможности интернет-технологий для теоретического и практического разделов учебных программ, предложены пути повышения коммуникативной активности студентов в информационном пространстве физической культуры. Регулярное использование Интернет-ресурсов на занятиях имеет практическое значение, т.к. делает процесс обучения привлекательным для студентов, а использование современных информационных технологий повышает мотивацию к познавательной и коммуникативной активности.
Ключевые слова: интернет, коммуникация, физическая культура, информационные технологии.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p113-116
INTERNET COMMUNICATION OF THE STUDENTS IN THE PROCESS OF MASTERING THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"
Elena Georgievna Zuikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Valerievna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Andrey Alimzhanovich Datsenko, the senior teacher, Saint Petersburg state University of civil aviation
Abstract
The article deals with the issues of the students' communicative activity in the Internet and the advantages of using information technologies in the course of the discipline "Physical culture". The possibilities of the Internet technologies for the theoretical and practical sections of the educational programs are analyzed, and ways to increase the students' communicative activity in the information space of physical culture are proposed. Regular use of Internet resources in the classroom is of practical importance, because it makes the learning process attractive for students, and the use of modern information technologies increases motivation for cognitive and communicative activity.
Keywords: internet, communication, physical culture, information technology.
ВВЕДЕНИЕ
Интернет-коммуникация на сегодняшний день является одним из приоритетных способов общения студентов. В связи с этим отмечается необходимость новых подходов к организации учебной деятельности учащихся, основанной на формировании коммуникативной и познавательной активности, направленной на личностное развитие каждого студента [2]. Особенности Интернета как средства массовой коммуникации формируют стиль человеческих отношений, современные формы и типы коммуникации представляют информационно насыщенную среду, в которой основными пользователями являются молодые люди 18-24 лет, большая часть которых студенты [3]. Студенты отличаются амбициозностью, стремлением к независимости и самореализации, у них высокий образовательный уровень, познавательная мотивация, именно им принадлежит наибольшая активность в использовании стремительно развивающихся информационных технологий, они с легкостью адаптируются к возможностям Интернета - как источника информации, неформального общения, виртуальных развлечений и т.д.
Актуальность изучения коммуникативной активности студентов обусловлена необходимостью использования сети Интернет в процессе обучения в вузе [1] как средства повышения качества образования, в том числе в области физической культуры. Интернет выступает как эффективный ресурс развития коммуникативной активности студентов в образовательном процессе, сетевая коммуникация дополняется электронным общением, телеконференциями, формами дистанционного обучения и т.п.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на выборке учащихся Политехнического университета дневной формы обучения в 2019 г. Методы: теоретический анализ, педагогические наблюдения, социологический опрос, экспертная оценка, статистические методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведен социологический опрос студентов о роли Интернета в их повседневной жизни по направлениям: характеристика студента-пользователя Интернета; Интернет в учебно-образовательной среде; Интернет - средство общения; проведение досуга в Интернет-среде; коммуникационная активность по изучению дисциплины «Физическая культура» и здорового образа жизни.
В опросе приняло участие 218 студентов, установлено, что все студенты имеют технические возможности использования информационных средств интернета и 99% опрошенных выходят в сеть каждый день. Несмотря на то, что 72% студентов проводят в интернете более 3-х часов в день, у них не отмечено интернет-зависимости. Так на вопрос «Можете ли Вы обойтись без Интернета некоторое время», респонденты ответили: да, пару дней - 55% опрошенных; спокойно проживу и месяц - 21%; нет, мне необходим интернет каждый день - 24%. 88% студентов определили себя как достаточно опытных пользователей сети. Анализировалась необходимость у студентов выхода в Интернет. На вопрос «Что заставляет Вас входить в интернет?», ответ «поиск информации» - одно из главных в мотивации всех опрошенных, только девушки 1-го курса определили на 1-е место - общение в социальных сетях.
Для молодых людей очень важно быть в курсе современных тенденций, быть активным членом общества, коммуникация для них выступает непосредственным источником информации. На вопрос «Смогли бы Вы отказаться от социальных сетей?» 86% опрошенных ответили отрицательно.
Исследование показало, что социальные сети, открывая возможности для общения, стали реальной частью в жизни студенческой молодежи. Однако 42% юношей и 46% девушек отметили, что используют социальные сети чаще для общения и обмена информацией, нежели в образовательных целях.
В Институте физической культуры, спорта и туризма СПбПУ создан сайт, который может быть мощным средством формирования профессиональных компетенций студентов. Однако при опросе было выявлено, что только 26% респондентов регулярно просматривают сайт, среди них на вопрос «Удовлетворяет ли Вас информация, полученная на сайте?» положительно ответили только 38% студентов. Выявлены причины низкой посещаемости сайта студентами, это: отсутствие информации по программе практических занятий; видеопрезентаций и видеофильмов о работе кафедры; тестовых заданий по физической подготовленности с методическими указаниями по их выполнению; заданий для самостоятельной работы; требований для получения зачета и т.д.
Для обеспечения продуктивного образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» необходимо шире внедрять дидактические материалы на электронных носителях, доступные для просмотра в сети Интернет. Нами определены материалы, которые могут повысить качество образования: мультимедийные обучающие программы, электронные учебники и контролирующие программы и тесты; базы данных образовательного назначения с включением аудио, фото, видео и анимации по спортивной специализации; мультимедийные лекции-презентации; видеофильмы по практическому разделу программы; учебные тренажеры для овладения отдельных навыков; разработки для самостоятельной подготовки; курсы дистанционного обучения.
На базе совместной работы преподавателей СПбПУ и СПбГУ ГА был создан мультимедийный учебник по дисциплине «Физическая культура», который рекомендован Министерством образования и науки РФ для студентов вузов и предназначен для изучения теоретического материала по физической культуре, позволяет увеличить объем самостоятельной работы студента, развить умения по ведению здорового образа жизни, помогает оценить с помощью встроенных компьютерных программ отдельные параметры физического и психического состояния студента [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное студенчество представляет собой активную и мобильную социальную группу, которая в повседневной жизни стремится к использованию новых технологий. Роль преподавателя по физической культуре организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты выступали в нем активными участниками в подготовке к занятиям, в выполнении самостоятельных работ, в обсуждении результатов своей двигатель-
ной активности, в проведении исследовательской работы и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушма, Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма., Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.
2. Волкова, Л.М. Современные информационно-диагностические технологии в практике физического воспитания / Л.М. Волкова, В.Ю. Волков // Физическая культура, спорт и здоровье. -2014. - № 23. - С. 17-20.
3. Красова, Е.Ю. Социальные сети - коммуникационное пространство воронежских студентов / Е.Ю. Красова, О.А. Неугодникова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия : Филология. Журналистика. - 2014 . - № 4. - С. 110-116.
4. Volkov, V.Yu. E-book on the discipline "Physical Education" / VYu Volkov., L.M. Volkova, N.G. Lutchenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. - № 7. - С. 10.
REFERENCES
1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improvement of the intra-University system of organization of the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.
2. Volkova, L.M. and Volkov, V.Yu. (2014), "Modern information and diagnostic technologies in the practice of physical education", Physical culture, sports and health, No. 23, pp. 17-20.
3. Krasova, E.Yu. and Neugodnikova, O.A. (2014), "Social network - communication space of Voronezh students", VSUBulletin. Series: Philology. Journalism, No. 4, pp. 110-116.
4. Volkov, V.Y., Volkova, L.M. and Lutchenko N.G. (2014), "E-book on the discipline "Physical Education"", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7. pp. 10.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2020
УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА
Ван Зунг Зыонг, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московский педагогический государственный университет
Аннотация
В статье представлен опыт реализации программы социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Одна из ключевых задач программы - формирование навыка межличностного общения у иностранных студентов. Общеизвестно, что практически все трудности, которые испытывают зарубежные обучающиеся связаны с низким уровнем владения русским языком. Совместные физкультурные занятия, универсальность языка спорта, незаурядная роль факторов физической культуры в совокупности позволили не только улучшить характер межличностного общения иностранных студентов, но и повысить качество их учебной деятельности и жизни в целом.
Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты, межличностное общение, физическое воспитание, спорт, программа.