Научная статья на тему 'Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию'

Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MOTIVATION / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушма Татьяна Валерьевна, Зуйкова Елена Георгиевна, Волкова Людмила Михайловна

Статья посвящена проблеме поиска путей совершенствования физического воспитания студенческой молодежи в рамках учебного процесса. Для формирования у студентов потребности в физическом самосовершенствовании требуется новый подход к организации учебного процесса. В связи с этим в рамках исследования было проведено анкетирование студентов Политехнического университета Петра Великого для изучения внутривузовской организации практических занятий по физической культуре у студентов I курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушма Татьяна Валерьевна, Зуйкова Елена Георгиевна, Волкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of internal system of organization of educational process for physical education

The article is devoted to the problems of finding ways to improve the physical education of the students in the educational process. To form students ' needs for physical self-improvement requires a new approach to the organization of the educational process. In this regard, the survey was conducted among the students of St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great for the study of intra-University organization of the practical training in physical culture for students of the first course.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию»

Контактная информация: maksim559155@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2019

УДК 796.011.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска путей совершенствования физического воспитания студенческой молодежи в рамках учебного процесса. Для формирования у студентов потребности в физическом самосовершенствовании требуется новый подход к организации учебного процесса. В связи с этим в рамках исследования было проведено анкетирование студентов Политехнического университета Петра Великого для изучения внутривузовской организации практических занятий по физической культуре у студентов I курса.

Ключевые слова: мотивация, студенты, учебный процесс, физическое воспитание.

IMPROVEMENT OF INTERNAL SYSTEM OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR PHYSICAL EDUCATION

Tatyana Valerievna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Georgievna Zuykova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Annotation

The article is devoted to the problems of finding ways to improve the physical education of the students in the educational process. To form students ' needs for physical self-improvement requires a new approach to the organization of the educational process. In this regard, the survey was conducted among the students of St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great for the study of intra-University organization of the practical training in physical culture for students of the first course.

Keyword: motivation, students, educational process, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура представлена в СПб. политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры, а учебные занятия направлены на приобретение жизненно-необходимых знаний, умений и навыков, которые помогают студентам сохранять здоровье, физическую подготовленность, совершенствовать личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности [1-4].

Анализ исследований ряда авторов позволяет заключить - традиционный путь стандартизации учебных программ вузов наносит большой ущерб физическому воспитанию студентов, так как учебный процесс и деятельность кафедр направлены не на личность студента, а на внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами [5, 6].

В настоящее время в СПбПУ в результате административного распределения студенты I курса лишены возможности выбора вида двигательной деятельности, а занимаются по программе общей физической подготовки учебной группой 25-35 человек. При этом не учитываются личностные интересы студентов, гендерные различия, уровень физической

подготовленности, психоэмоциональные особенности. Возможность выбора вида спорта предоставляется только на II курсе, такая практика реализуется в течение последних 4-х лет. При данном подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало - человеческую личность [1, 5]. Исходя из этого в исследовании делается попытка изучить мнение студентов I курса по различным аспектам практических занятий, что позволит обосновать подход к совершенствованию внутривузовской организации учебного процесса по физическому воспитанию в СПбПУ

МЕТОДИКА

В исследовании использовались методы: изучение и обобщение специальной литературы, анализ, сравнение, анкетирование, опрос, методы математической статистики. В исследовании приняли участие студенты 1 курса СПбПУ - 192 человека. Исследование проводилось в 2018 году.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы подтверждает, что физическая культура и спорт являются мощным средством стимулирования интеллектуальной и двигательной деятельности студента. Традиционная система организации учебных занятий лишает студентов возможности выбора вида физических упражнений, не учитывает их мнение и личностные предпочтения, что отрицательно сказывается на мотивации к занятиям физической культурой.

Изучая мнение студентов, как компонент совершенствования организации учебного процесса по физической культуре, нами разработан опросник и проведено анкетирование. В анонимной форме студенты выразили личное отношение к организации, содержанию учебных занятий той дисциплины, на которой они проходили обучение на I курсе, не имея возможности выбора. Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица - Отношение студентов к организации и содержанию учебных занятий

Вопрос Ответ (%)

Да Нет

Довольны ли Вы организацией занятий на 1 курсе? 41,4 58,6

Занятия на I курсе вызвали у Вас интерес к предмету? 32,9 67,1

Вы хотели бы заниматься другим видом спорта на 1 курсе? 67,1 32,9

Выполняли ли Вы самостоятельные работы на 1 курсе (проведение разминок, создание комплексов упражнений, индивидуальные задания и т.д.)? 31,4 68,6

Использовали вы методический материал при подготовке к занятиям (интернет, социальные сети, пособия и т.д.)? 17,1 82,9

Сдавали ли Вы нормативы (кроме бега на 100 м, кросса, подъемов туловища из положения лежа на спине)? 55,7 44,3

Как следует из таблицы 58,6% опрошенных по разным причинам не удовлетворены организацией занятий. Содержание предмета у 67,1% студентов не вызвало интереса и личностной мотивации к данному виду двигательной активности. Только 32,9% студентов хотели бы продолжить занятия на II курсе тем же видом двигательной активности.

Программа по физической культуре предусматривает большой объем самостоятельной работы, а взаимодействие преподавателя и студента способствует активному формированию мотивации к занятиям, однако 68,6% студентов не смогли выделить форму такой работы; 82,9% респондентов не использовали учебно-методический материал при подготовке к занятиям. Поддержать интерес к занятиям возможно, когда студенты видят динамику достижения индивидуальных результатов. Однако 44,3% студентов сдавали только традиционные нормативы, что не позволяет в полной мере оценить эффективность предлагаемых физических нагрузок. Формирование мотивации во многом определяется психоэмоциональным состоянием во время занятий, однако 60% студентов испытывали безразличие и отрицательные чувства (рисунок 1).

Не определились Радость Страх Безразличие Раздражение Недовольство

17

23

5

44

0 5 10 15 20 25 30 35 40 Рисунок 1. - Чувства, испытываемые студентами во время занятий

45

50

Студентам было предложено оценить по 5 балльной системе: организацию учебных занятий; материально-техническое обеспечение; эффективность учебных занятий на здоровье, физическую подготовку и психоэмоциональное состояние; деятельность преподавателя (рисунок 2).

Оценка организации учебных занятий

38

19

□ 1 балл

□ 2 балла

□ 3 балла

□ 4 балла

□ 5 баллов

21

Оценка материально-технического обеспечения

10

36

27

Оценка эффективности учебных

Оценка деятельности преподавателя

10

10

□ 1 балл

□ 2 балла

□ 3 балла

□ 4 балла

□ 5 баллов

49

4

7

7

Рисунок 2 - Оценка студентами организации и содержания учебных занятий

Личность преподавателя определяет и формирует мотивацию студентов к занятиям физической культурой, 80% студентов отметили профессионализм, компетентность, коммуникабельность преподавателей, их личную заинтересованность в преподаваемой дисциплине.

Студентам было предложено выделить ряд аспектов, отрицательно влияющих на статус учебных занятий по физической культуре (рис.3). Среди ответов, вызывающих отрицательное отношение к дисциплине «Физическая культура» в 80% случаев - неудачное время проведения занятий (8 утра), 71% респондентов отмечают невозможность выбора вида спортивной деятельности, 43% недовольны содержанием учебных занятий.

100

Неудачное время проведения занятий (8 утра) Невозможность выбора специализации Содержание занятий Плохой инвентарь Обязательное выполнение нормативов Излишняя требовательность преподавателей

Совместные занятия юношей и девушек Переживания во время работы перед группой Место занятий (улица) Другое

40 60

Количество студентов в %

Рисунок 3 - Отрицательные аспекты организации занятий на 1 курсе, отмеченные студентами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дисциплина «Физическая культура» является мощным средством стимулирования студентов к двигательной деятельности, а формирование мотивационной активности возможно при условии реализации личностных потребностей и интересов занимающихся, что не в полной мере возможно при традиционной организации и административном распределении I курса на практические занятия в СПбПУ

В результате исследования в 67,1% случаях выявлена заинтересованность студентов в занятиях, соответствующих именно их интересам, индивидуальным особенностям и склонностям, вместе с тем, 60% студентов, занимаясь по предложенной традиционной программе, испытывали безразличие и отрицательные чувства во время занятий.

Учитывая специфические особенности дисциплины «Физическая культура», следует учитывать мнение студентов на ряд аспектов, отрицательно влияющих на статус учебных занятий: в 80% случаев - неудачное время проведения занятий (8 утра), 71% респондентов отмечают невозможность выбора вида спортивной деятельности, 43% опрошенных недовольны содержанием учебных занятий. Решение этих вопросов способствовало бы совершенствованию внутривузовской системы организации учебных занятий.

Изучение пожеланий современных студентов в удовлетворении их запросов связано с кадровым обеспечением сферы физического воспитания профильными специалистами, что позволит разнообразить выбор видов спорта, внедрять в учебный процесс современные виды двигательной активности, инновационные технологии, удовлетворить личностные предпочтения студентов, повысить их мотивационную активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма, Т.В. Формы организации учебных занятий по физической культуре в вузе / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : материалы конференции. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - С. 30-33.

2. Волкова, Л.М. Современные информационно-диагностические технологии в практике физического воспитания / Л.М. Волкова, В.Ю. Волков // Физическая культура, спорт и здоровье. -2014. - № 23. - С. 17-20.

3. Физическое воспитание в модернизирующейся образовательной среде / В.В. Евсеев, А.К. Намазов, В.П. Сущенко, Н.П. Шарнин // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : материалы конференции. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - С. 23-26.

4. Компьютерные технологии на учебных занятиях по физической культуре в вузе / Е. Г. Зуйкова, Л.М. Волкова, Т.В. Бушма, В.Ю. Волков // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 1 (52). - С. 69-72.

5. Матиевская, С. М. Совершенствование процесса физического воспитания в вузе / С.М. Ма-тиевская // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 10. - С. 275-278.

6. Синельникова, Н.А. Физическое воспитание как фактор личностного и профессионального развития студента / Н.А. Синельникова, А.А. Юрченко, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 155-162.

REFERENCES

1. Bushma, T.V. and Zuykova, E.G. (2018), "Forms of organization of training sessions on physical culture at the University", Strategic directions of reforming the University system ofphysical culture: materials of the Conference, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 30-33.

2. Volkova, L.M. and Volkov, V.Yu. (2014), "Modern information and diagnostic technologies in the practice of physical education", Physical culture, sport and health, No. 23, pp. 17-20.

3. Evseev, V.V., Namazov, A.K., Sushchenko, V.P. and Sharnin, N.P. (2018), "Physical education in the modernizing educational environment", Strategic directions of reforming the University system of physical culture: materials of the Conference, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 23-26.

4. Zuikova, E.G., Volkova L.M., Bushma T.V. and Volkov V.Yu. (2015), "Computer technology in the classroom for physical culture in high school", Physical Culture and health, No. 1 (52). PP 69-72.

5. Matievsky, S.M. (2011), "Improvement of process of physical education in higher education", Problems and prospects of education development in Russia, No. 10, pp. 275-278.

6. Sinelnikova, N.A., Yurchenko, A.A. and Romanov, D.A. (2011), "Physical education as a factor of personal and professional development of the student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (82), pp. 155-162.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2019

УДК 796.42

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА

Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Татьяна Витальевна Красноперова, кандидат биологических наук, Евгения Александровна Киселева, научный сотрудник, Валентина Юрьевна Барябина, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт

физической культуры

Аннотация

Ввиду наличия в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА специфических особенностей тренировочной и соревновательной деятельности сформулированы специфические подходы к совершенствованию системы спортивной тренировки. Интеграционно-компенсаторный подход сформулирован из-за необходимости особого акцента к созданию функциональной базы спортсмена. Индивидуально-нозологический подход связан с необходимостью фильтрации средств и методов спортивной подготовки, средств контроля данной подготовки через нозологическую призму, а также с необходимостью дополнительных страховок и специфических манипуляций для достижения удовлетворительного уровня безопасности. Технико-нивелирующий подход сформирован ввиду необходимости трансформации техники выполнения соревновательных упражнений, а также использования специализированного оборудования, что напрямую зависит от наличия у спортсмена функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата. Дисциплинарно-конгруэнтный подход связан с негативным явлением - вынужденной сменой специализации, и предусматривает необходимость использования в долгосрочном тренировочном процессе более широкого круга средств спортивной подготовки для наименее «безболезненного» перехода в другую специализацию.

Ключевые слова: паралимпийская легкая атлетика, соревновательная деятельность, тренировочная деятельность, система спортивной подготовки, специализированные научно-методические подходы, легкоатлеты с поражением опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.