Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даценко Андрей Алимжанович, Волкова Людмила Михайловна, Митенкова Любовь Вячеславовна, Плотникова Светлана Станиславовна, Евдокимов Иван Михайлович

В работе изучаются вопросы использования информационных технологий как активных методов обучения в дисциплине «Физическая культура». Разработана программа компьютерного тестирования студентов вузов по различным аспектам подготовленности, ведения здорового образа жизни и определена ее эффективность. Практическая значимость работы: применение разработанных технологий способствует расширению возможности предъявления учебной информации, усилению мотивации обучения, реализации индивидуализированного подхода, быстрому проведению сложных вычислений, развитию навыков по самообразованию и созданию мониторинга выполнений заданий студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даценко Андрей Алимжанович, Волкова Людмила Михайловна, Митенкова Любовь Вячеславовна, Плотникова Светлана Станиславовна, Евдокимов Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS TYPE OF ACTIVE TRAINING METHODS FOR STUDENTS

The article studies the use of information technologies as active teaching methods in the discipline "Physical Culture". The program of computer testing of university students on various aspects of fitness, maintaining a healthy lifestyle has been developed and its effectiveness has been determined. Practical significance of the work: the use of the developed technologies contributes to the expansion of the possibility of presenting educational information, strengthening the motivation of learning, implementing an individualized approach, quickly conducting complex calculations, developing self-education skills and creating monitoring of students ' assignments.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ»

6. Смирнов, Р.С. Силовая подготовка студентов к выполнению рывка гири /Р.С. Смирнов, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2021. - Т. 6, № 3. - С. 100-105.

7. Развитие стрелковых навыков у школьников 10-11 классов в рамках допризывной подготовки / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, И.В. Козлов, П.С. Петрова, А.С. Фадеев, В.В. Мазур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 425-431.

8. Шлычков, А.Г. Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи / А.Г. Шлычков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 12(178). - С. 359-365.

REFERENCES

1. Harutyunyan, T.G. and Pyzh, V.V., (2020), "The relationship of physical and patriotic education as a microelement of training future defenders of the Fatherland", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 23-30.

2. Bogdanov, I.V. and Stepanova O.N. (2018), "Physical training of pre-conscription youth within interaction of civil and military organizations of arctic zone of the kola peninsula", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 28.

3. Government of the Russian Federation (2010), "On the concept of the federal system for preparing citizens of the Russian Federation for military service for the period up to 2024", Order of the of 03.02.2010 No. 134-r (as amended on 19.02.2020), available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_97419.

4. Pravdov, DM., Pravdov, M.A., Khromtsov, N.E. and Matsko, A.I. (2021), "University physical education department students' psychomotor functionality and physical activity analysis", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 65-67.

5. Raizikh, A.A. and Petrov P.K. (2017), "Pre-conscription-age men''s physical education model efficiency in context of Russian physical culture and sports "Ready for labor and defense" (GTO) complex tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 16.

6. Smirnov, R.S., Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2021), "Strength training of students to perform kettlebell snatch", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 6, No. 3, pp. 100-105.

7. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Kozlov, I.V., Petrova, P.S., Fadeev, A.S. and Mazur V.V. (2021), "The development of shooting skills among schoolchildren in grades 10-11 in the framework of pre-conscription training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 425-431.

8. Shlychkov, A.G. (2019), "Condition of physical fitness and physical development of pre-conscription youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 359-365.

Контактная информация: pravdov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2021

УДК 796.07

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, Людмила Михайловна

Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации; Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Светлана Станиславовна Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Татьяна Акимовна Еолчиянц, методист, Школа-интернат 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура»

Аннотация

В работе изучаются вопросы использования информационных технологий как активных методов обучения в дисциплине «Физическая культура». Разработана программа компьютерного тестирования студентов вузов по различным аспектам подготовленности, ведения здорового образа

жизни и определена ее эффективность. Практическая значимость работы: применение разработанных технологий способствует расширению возможности предъявления учебной информации, усилению мотивации обучения, реализации индивидуализированного подхода, быстрому проведению сложных вычислений, развитию навыков по самообразованию и созданию мониторинга выполнений заданий студентов.

Ключевые слова: активные методы, информационные технологии, студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p67-70

INFORMATION TECHNOLOGIES AS TYPE OF ACTIVE TRAINING METHODS

FOR STUDENTS

Andrey Alimzhanovich Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, Lyudmila Mikhai-lovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation; Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Svetlana Stanislavovna Plotnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Ivan Mikhailovich Evdo-kimov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Tatyana Akimovna Eolchiyants, the methodologist, Boarding school 289 with in-depth study "Physical culture"

Abstract

The article studies the use of information technologies as active teaching methods in the discipline "Physical Culture". The program of computer testing of university students on various aspects of fitness, maintaining a healthy lifestyle has been developed and its effectiveness has been determined. Practical significance of the work: the use of the developed technologies contributes to the expansion of the possibility of presenting educational information, strengthening the motivation of learning, implementing an individualized approach, quickly conducting complex calculations, developing self-education skills and creating monitoring of students ' assignments.

Keywords: active methods, information technologies, student.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня наблюдается глобальный рост роли информационных технологий в образовательной жизни человека, данная тенденция затрагивает и сферу физической культуры. Существует множество информационных технологий в физической культуре, с помощью их изучаются различные спортивные дисциплины, можно получить информацию по средствам и методам обучения. Большое распространение получили программы, позволяющие визуализировать на экране монитора изучаемый процесс, что позволяет добиться повышения эффективности тренировочного процесса.

В настоящее время сфера физической культуры должна обеспечить студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о здоровом образе жизни, научить их владеть практическими умениями и навыками психофизической тренировки как важного условия профессионального самоопределения в трудовой деятельности, что требует применения адекватных методов обучения [2]. Анализ систем образования показывает, что чем адекватнее метод обучения, тем эффективнее учебный процесс. Выбор активных методов обучения остается за преподавателем, а анализ и разработка информационных технологий как главных инструментов образования - одна из ключевых проблем высшей школы.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Использовались логические методы, изучение специальной литературы, эмпирические методы и методы математической статистики. Исследование проводилось на кафедрах физической культуры университетов гражданской авиации, педиатрического медицинского, аэрокосмического приборостроения и школы-интерната с углубленным

изучением дисциплины «Физическая культура».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ проблемы свидетельствует, что использование информационных технологий в сфере физической культуры относится к активным методам обучения [1,3] по причинам: 1) участия самих обучающихся в работе по информационным технология; 2) раздвигаются границы учебного процесса (студент использует технологии в свободное время, что активизирует отношение к физической культуре).

С целью определения эффективности активных методов обучения на базе информационных технологий проведено исследование на студентах в игровых видах спорта. Тестирование в контрольных группах (КГ) проводилось по общепринятой методике, в экспериментальных группах (ЭГ) - по разработанной компьютерной программе.

Структура программы включает блоки: информационный, физическое развитие, физическая подготовленность, системы жизнеобеспечения и предназначена для тестирования в возрасте 18-45 лет. Программа оценивает физическое состояние, экспертная оценка определяет биологический возраст студента. Программа включает большое число испытаний, однако студент выбирает наиболее доступные тесты, программа оценивает его состояние и выдает индивидуальные рекомендации, определяет оптимальный режим двигательной активности по физиологическим особенностям организма.

Результаты использования разработанной программы свидетельствуют, что студенты ЭГ по сравнению с КГ достигают более высоких результатов не только по тестам физической и функциональной подготовленности при уровне значимости (Р < 0,05-0,01), но и формируют существенное развитие творческой индивидуальности к информационным системам обучения, придавая им характер устойчивого и целенаправленного процесса познания. В исследовании на основе экспертной оценки определены основные преимущества использования активных методов обучения по дисциплине «Физическая культура» на базе информационных технологий:

- сохранение ориентации на обеспечение государственного образовательного стандарта нового поколения;

- расширение возможности предъявления учебной информации;

- усиление мотивации обучения через регулирование трудности задач, оказание помощи и рекомендаций, применение элементов занимательности;

- реализация принципов индивидуализированного обучения в вузе;

- быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов;

- увеличение объема самостоятельной работы, развитие самообразования;

- активизация учебной деятельности преподавателя;

- создание мониторинга заданий и контрольных тестов студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование активных методов обучения дисциплины «Физическая культура» на базе информационных технологий рассматриваем как особого типа «проникающую» технологию, позволяющую научить обучающихся приемам, способам и правилам самостоятельного достижения определенных результатов, формирования интереса к творческим занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

2. Пискун, О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В. А. Чистяков // Теория и практика

физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 38-39.

3. Евсеев, В.В. Современные технологии профессионального образования в формировании физической культуры / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Физическая культура студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. -С. 22-26.

REFERENCES

1. Bushma T.V., Zuikova E.G. and Volkova L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Piskun O.E. and Chistyakov V.A. (2016), "Problems of psychological adaptation of students of junior courses of technical universities by means of physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 11. pp. 38-39.

3. Evseev V.V. Volkova L.M. and Pozdeyeva E.G. (2019), "Modern technologies of professional education in the formation of physical culture", Physical culture of students, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 22-26.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.09.2021

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ольга Николаевна Джумахметова, преподаватель, Евгений Вячеславович Жариков, преподаватель, Мария Валерьевна Жарикова, преподаватель, Артем Александрович Сатин, преподаватель, Волгоградский государственный медицинский университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на дневном отделении ВолгГМУ первого курса. По результатам проведенного исследования были выявлены показатели силовых способностей студентов, а также разработаны практические рекомендации по их развитию. В процессе исследования установлено, что силовые показатели студентов, занимающихся в секции пауэрлифтинга, значительно отличаются от студентов, которые просто посещают занятия по физической подготовке. В связи с чем, мы считаем целесообразно использовать средства и методы пауэрлифтинга в физическом воспитании студентов.

Ключевые слова: силовые способности, силовая подготовка, физическая подготовленность, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p70-74

INFLUENCE OF POWERLIFTING ON THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS OF THE VOLGOGRAD STATE MEDICAL

UNIVERSITY

Olga Nikolaevna Dzhumakhmetova, the teacher, Evgeniy Vyacheslavovich Zharikov, the teacher, Maria Valerievna Zharikova, the teacher, Artem Aleksandrovich Satin, the teacher,

Volgograd State Medical University

Abstract

The article presents the results of the study of the influence of powerlifting on the development of strength abilities of the first-year students of the Volgograd State Medical University. The study involved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.