Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К СЛУЖБЕ В АРМИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К СЛУЖБЕ В АРМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ В АРМИИ / ЮНОШИ 16-17 ЛЕТ / СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазунов Дмитрий Владимирович, Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович

Цель исследования - определить содержание и условия проведения занятий по физической подготовке юношей к службе в армии. Установлено, что содержание физической подготовки и условия проведения занятий с юношами 16 - 17 лет в системе дополнительного образования не отвечают в полной мере требованиям к службе в армии. Физические упражнения в основном ориентированы на развитие силы (79,4%) и в меньшей степени на развитие выносливости (17,6%), гибкости (16,2%) и двигательной координации (14,7%). Объем средств, направленных на развитие выносливости, составляет от 12 до 14%. Значительный объем содержания программы по физической подготовке с допризывниками реализуется в закрытых помещениях и лишь 13,3% объема времени отводится на занятия на свежем воздухе, что не способствует закаливанию организма занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазунов Дмитрий Владимирович, Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND CONDITIONS OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG MEN FOR MILITARY SERVICE

The purpose of the study was to determine the content and conditions for conducting physical training classes for the young men for military service. It was found that the content of physical training and the conditions for conducting classes with young men aged 16 - 17 in the system of additional education don't fully meet the requirements for military service. Physical exercises are mainly focused on the development of strength (79.4%), to a lesser extent on the development of endurance (17.6%), flexibility (16.2%) and motor coordination (14.7%). The amount of funds that are aimed at developing endurance is 12-14%. A significant amount of the content of the physical training program with pre-conscripts is implemented in closed rooms, and only 13.3% of the time is devoted to outdoor activities, which does not contribute to hardening the body of those involved.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К СЛУЖБЕ В АРМИИ»

ходе матчей примерно одинаково от 18,3 до 20,8 минуты.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что российские арбитры строго соблюдают правила игры, тем самым удаляя игроков чаще, а иностранные стараются повысить зрелищность матчей при помощи увеличения силовой борьбы, единоборств, как в центре поля, так и у бортов. В связи с этим, в ходе учебно-методических сборов спортивных судей уделять внимание единой трактовке нарушений правил игры, связанных с удалением с помощью видеопросмотров матчей и разбора спорных моментов, учитывая мнение ведущих специалистов в хоккее.

Контактная информация: popov-pavel96@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2021

УДК 371.72

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К

СЛУЖБЕ В АРМИИ

Дмитрий Владимирович Глазунов, аспирант, Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, г. Шуя; Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Цель исследования - определить содержание и условия проведения занятий по физической подготовке юношей к службе в армии. Установлено, что содержание физической подготовки и условия проведения занятий с юношами 16 - 17 лет в системе дополнительного образования не отвечают в полной мере требованиям к службе в армии. Физические упражнения в основном ориентированы на развитие силы (79,4%) и в меньшей степени на развитие выносливости (17,6%), гибкости (16,2%) и двигательной координации (14,7%). Объем средств, направленных на развитие выносливости, составляет от 12 до 14%. Значительный объем содержания программы по физической подготовке с допризывниками реализуется в закрытых помещениях и лишь 13,3% объема времени отводится на занятия на свежем воздухе, что не способствует закаливанию организма занимающихся.

Ключевые слова: физическая подготовка к службе в армии, юноши 16-17 лет, содержание и условия проведения занятий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p64-67

CONTENT AND CONDITIONS OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG MEN FOR

MILITARY SERVICE

Dmitriy Vladimirovich Glazunov, the post-graduate student, Mikhail Aleksandrovich Prav-dov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya; Dmitriy Mikhailovich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Abstract

The purpose of the study was to determine the content and conditions for conducting physical training classes for the young men for military service. It was found that the content of physical training and the conditions for conducting classes with young men aged 16 - 17 in the system of additional education don't fully meet the requirements for military service. Physical exercises are mainly focused on the development of strength (79.4%), to a lesser extent on the development of endurance (17.6%), flexibility (16.2%) and motor coordination (14.7%). The amount of funds that are aimed at developing endurance is 12-14%. A significant amount of the content of the physical training program with pre-conscripts is implemented in closed rooms, and only 13.3% of the time is devoted to outdoor activities, which does not

contribute to hardening the body of those involved.

Keywords: physical preparation for military service, youths 16-17 years old, content and conditions for conducting classes.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наша страна находится в условиях нарастания военных угроз от ведущих мировых держав. Данное обстоятельство требует повышение степени готовности не только военнослужащих к выполнению боевых задач в различных климатогеогра-фических условиях, как на границах нашей родины, так и за ее пределами, но и к допризывной молодежи, готовящейся к службе в армии [1, 3, 8]. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации указано, что приоритетными направлениями в работе с допризывной молодежью являются обеспечение их физической готовности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, популяризация военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и гражданско-патриотическое воспитание средствами физической культуры и спорта [2].

В ряде исследований отмечается, что значительная часть сегодняшних призывников, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы [2, 4, 5, 6, 7]. В этой связи требуется переосмысление содержания существующих программ и методического сопровождения системы физической подготовки допризывной молодежи к службе армии.

Для определения путей решения этой проблемы был проведен анализ содержания и условий проведения занятий по физической подготовке юношей 16-17 лет в системе дополнительного образования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе работы был проведен анализ: нормативных документов; результатов исследований, представленных в научно-методической литературе; содержания программ по физической подготовке юношей допризывного возраста; данные о их физической подготовленности; результатов анкетирования 76-ти учителей физической культуры общеобразовательных организаций и 32-х педагогов дополнительного образования, а также 183 юноши 16-17 лет из школ Ивановской и Владимирской областей, занимающихся в военно-патриотических клубах, секциях и военно-спортивных организациях ДОСААФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По мнению большинства педагогов (76,4%), осуществляющих свою деятельность по физической подготовке учащихся старших классов в системе дополнительного образования, юноши положительно относятся к предстоящей службе в армии. Эти данные подтверждаются и результатами опроса самих старшеклассников (62,8%), которые выразили желание служить в армии. При этом 36% из них хотят служить, только после окончания гражданского вуза, 21,8% после школы и 25,1% - не определились с ответом, а 17,1% -собираются поступать в военные вузы.

Анализ результатов анкетирования позволил выявить ряд недостатков, встречающихся в работе специалистов по физической подготовке допризывной молодежи. Прежде всего, это касается их низкой осведомленности в области знаний о нормативно-правой базе и документах, регламентирующих организацию и проведение занятий с допризывной молодежью. Больше половины (52,9%) не знакомы с нормативными требованиями, представленными в Наставлениях по физической подготовке в Вооруженных силах РФ. В своей работе они ориентируются на требования по физической подготовке, представленные в школьной программе по физической культуре и на нормативы комплекса ГТО.

Установлено, что содержание занятий по физической подготовке с юношами в основном строится на применении упражнений силового (79,4%) (подтягивание, гиревой

спорт) и скоростно-силового характера (метания, прыжковые упражнения, челночный бег, игры и др.). В меньшей степени на занятиях используются упражнения направленные на развитие выносливости (17,6%), гибкости (16,2%) и двигательной координации (14,7%). Многие специалисты используют различные виды единоборств (бокс - 28%, самбо -43%, каратэ - 19% и др.). Объем занятий на основе применения беговых видов легкой атлетики, лыжной подготовки и спортивного туризма незначителен - от 12 до 14%.

Треть респондентов, в основном это педагоги дополнительного образования (32,4%), знакомы с контрольными испытаниями, которые предъявляются к военнослужащим срочной службы. Они в своей работе ориентируются в подборе упражнений на содержание требований, представленные в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В ходе анализа анкет и результатов наблюдений за проведением занятий установлено что, несмотря на малый объем часов, выделяемых в программах по физической подготовке на занятия спортивным туризмом, юноши проявляют к нему большой интерес и желание заниматься. Согласно результатам анкетирования 77,1% юношей выразили свое мнение на увеличение количества для занятий различными видами спортивного туризма. В том числе водным и велосипедным туризмом 67%, горным - 48%, пешим - 35%.

Одним из отличительных признаков проведения занятий по физической подготовке с юношами является то, что значительная их часть проводится в закрытых помещениях, в том числе в спортивных и тренажерных залах (78%), в бассейне (8,8%). Занятия на свежем воздухе проводятся в основном в конце весны и в летний период, когда устанавливается теплая погода. Данное обстоятельство, позволяет сделать вывод о недостаточной степени внимания со стороны педагогов к закаливанию организма занимающихся. Выявлено, что лишь 13,2% специалистов целенаправленно занимаются закаливанием своих воспитанников.

ВЫВОД

Таким образом, в настоящее время содержание и условия реализации физической подготовки юношей допризывного возраста не отвечают требованиям, которые предъявляются к военнослужащим срочной службы. В этой связи, в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования допризывной молодежи, физическая подготовка юношей 16-17 лет должна быть ориентирована на содержание и условия проведения занятий, представленные в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян Т.Г. Взаимосвязь физического и патриотического воспитания как микроэлемент подготовки будущих защитников Отечества / Т.Г. Арутюнян, В.В. Пыж // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С .23-30.

2. Богданов И.В. Физическая подготовка допризывной молодежи в условиях взаимодействия гражданских и воинских организаций Арктической зоны Кольского Заполярья / И.В. Богданов, О.Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 28.

3. О концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года : распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р (ред. от 19.02.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97419/ (дата обращения 17.09.2021).

4. Взаимосвязь психомоторных показателей и двигательной активности студентов физкультурного профиля / Д.М. Правдов, М.А. Правдов, Н.Е. Хромцов, А.И. Мацко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 65-67.

5. Райзих, А. А. Эффективность модели физического воспитания допризывной молодежи по выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.А. Райзих, П.К. Петров // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 1. - С. 16.

6. Смирнов, Р.С. Силовая подготовка студентов к выполнению рывка гири /Р.С. Смирнов, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2021. - Т. 6, № 3. - С. 100-105.

7. Развитие стрелковых навыков у школьников 10-11 классов в рамках допризывной подготовки / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, И.В. Козлов, П.С. Петрова, А.С. Фадеев, В.В. Мазур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 425-431.

8. Шлычков, А.Г. Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи / А.Г. Шлычков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 12(178). - С. 359-365.

REFERENCES

1. Harutyunyan, T.G. and Pyzh, V.V., (2020), "The relationship of physical and patriotic education as a microelement of training future defenders of the Fatherland", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 23-30.

2. Bogdanov, I.V. and Stepanova O.N. (2018), "Physical training of pre-conscription youth within interaction of civil and military organizations of arctic zone of the kola peninsula", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 28.

3. Government of the Russian Federation (2010), "On the concept of the federal system for preparing citizens of the Russian Federation for military service for the period up to 2024", Order of the of 03.02.2010 No. 134-r (as amended on 19.02.2020), available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_97419.

4. Pravdov, DM., Pravdov, M.A., Khromtsov, N.E. and Matsko, A.I. (2021), "University physical education department students' psychomotor functionality and physical activity analysis", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 65-67.

5. Raizikh, A.A. and Petrov P.K. (2017), "Pre-conscription-age men''s physical education model efficiency in context of Russian physical culture and sports "Ready for labor and defense" (GTO) complex tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 16.

6. Smirnov, R.S., Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2021), "Strength training of students to perform kettlebell snatch", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 6, No. 3, pp. 100-105.

7. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Kozlov, I.V., Petrova, P.S., Fadeev, A.S. and Mazur V.V. (2021), "The development of shooting skills among schoolchildren in grades 10-11 in the framework of pre-conscription training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 425-431.

8. Shlychkov, A.G. (2019), "Condition of physical fitness and physical development of pre-conscription youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 359-365.

Контактная информация: pravdov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2021

УДК 796.07

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, Людмила Михайловна

Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации; Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Светлана Станиславовна Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Татьяна Акимовна Еолчиянц, методист, Школа-интернат 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура»

Аннотация

В работе изучаются вопросы использования информационных технологий как активных методов обучения в дисциплине «Физическая культура». Разработана программа компьютерного тестирования студентов вузов по различным аспектам подготовленности, ведения здорового образа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.